Курсовая работа: Изучение психологической готовности к сдаче Государственной итоговой аттестации

Актуальность исследования. Государственная итоговая аттестация не так давно введена в школьную практику, в связи с этим нововведением у педагогов и учащихся возникает большое количество трудностей. Связаны они с новыми непривычными условиями, такими как новая школа, незнакомые учителя, незнакомые школьники, обязательность процедуры экзамена, значимость сдачи экзамена для будущей жизни школьника, все это может вызвать острый стресс, психологическое напряжение, тревогу.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Изучение психологической готовности к сдаче Государственной итоговой аттестации':


Оглавление
Введение
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению психологической готовности к сдаче ГИА
1.1 Феномен «психологическая готовность»
1.2 Психолого-педагогический анализ Государственной Итоговой Аттестации
1.3 Психологические трудности в ходе подготовки и проведения ГИА
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к сдаче ГИА 9 классов
2.1 Обоснование методов исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации педагогам и родителям
Заключение
Список литературы

Введение
Актуальность исследования. Государственная итоговая аттестация не так давно введена в школьную практику, в связи с этим нововведением у педагогов и учащихся возникает большое количество трудностей. Связаны они с новыми непривычными условиями, такими как новая школа, незнакомые учителя, незнакомые школьники, обязательность процедуры экзамена, значимость сдачи экзамена для будущей жизни школьника, все это может вызвать острый стресс, психологическое напряжение, тревогу. Школьникам необходимо сформировать конструктивное отношение к сдаче ГИА, а также им необходимо научиться и научить принимать экзамен не как проверку знаний, а как возможность проявить себя, улучшить собственные знания, получить экзаменационный опыт, а также стать более внимательными и организованными.
Исследованием психологической готовности занимались М. И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, А.Д. Ганюшкин, П.П. Горностай, А.А. Деркач, Разборова Л. И. , Фельдштейн Д. И.
Мы можем, таким образом, констатировать наличие противоречия между требованиями практики и запросом учащихся и их родителей, педагогов на повышение психологической готовности к сдаче экзаменов и малую разработанность этой проблематики в научной литературе и исследованиях. Исходя из названного противоречия, проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: какова психологическая готовность к сдаче ГИА у учащихся 9 класса?
Целью исследования является изучение психологической готовности к сдаче ГИА.
Объект исследования: психологическая готовность
Предмет исследования: психологическая готовность к сдаче ГИА в 9 классе
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1)Изучить научную литературу по проблеме психологической готовность к сдаче ГИА;
2)Провести эмпирическое исследование психологической готовности к сдаче ГИА;
3)Сформулировать рекомендации для педагогов и родителей и подготовке учащихся 9 классов к ГИА.
Гипотеза исследования: психологическая готовность зависит от уровня тревожности учащегося. Если у учащегося умеренная тревожность, то он уверен в своих знаниях и сможет сконцентрироваться на заданиях во время государственной итоговой аттестации.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ научной литературы по данной проблеме;
2.Терминологический анализ;
3.Методы эмпирического исследования: анкета «Психологическая готовность к ГИА» и «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»;
4.Методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона.
База исследования: гимназия № 1505 г. Москвы, в исследовании приняло участие 65 учащихся 9 классов в возрасте 15-16 лет, из них 37 девушек и 28 молодых людей.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны в ходе совершенствования итоговой государственной аттестации, системы оказания психологической помощи при возникновении сложностей в подготовке к экзамену, а также при составлении коррекционных и развивающих программ.

Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению психологической готовности к сдаче ГИА
1.1 Феномен «психологическая готовность»
Сущность понятия «психологическая готовность» в настоящее время не имеет однозначной трактовки, поскольку данное понятие различные авторы трактуют по-разному.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович трактуют понятие готовность к деятельности, как: «…целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение».1 Данные авторы определяют психологическую готовность как сложные, целенаправленные проявления личности.
Д.И. Фельдштейна пишет следующее: «…психологическая готовность это концентрация сил личности, направленных на осуществление определенных действий».
Л.И. Разборова определяет психологическую готовность как:
«…эмоционально-побудительную психологическую силу, как наличие индивидуально-психологических особенностей, отвечающих требованиям профессиональных задач».
Исследования психологической готовности к деятельности разделены на несколько направлений: согласно мнению одних авторов, психологическая готовность - это особое психическое состояние, других - устойчивая характеристика личности. Н.Д. Левитов одним из первых указал:
«…готовность к деятельности как психическое состояние личности». дальнейшем изучалась кратковременная готовность к решению различных оперативных задач. Под кратковременной готовностью подразумевается состояние, характеризующееся мобилизацией психологических способностей человека, которые способствуют ему успешно функционировать в установленный промежуток времени. Данное психическое состояние может обозначаться как «психологическая мобилизация» по мнению К.К. Платонова, «внутренняя настроенность» по мнению Д.И. Фельдштейна, «предстартовое состояние» по мнению Н.Д. Левитова.
К.К. Платонов трактует психологическую мобилизацию как:
«временную активизацию свойств личности, главным образом моральных и волевых, которые способствуют качественному выполнению деятельности в определенных условиях».
В.В. Сериков пишет следующее: «…овладение трудовой деятельностью не сводится к присвоению учащимися некоторой совокупности знаний и умений и навыков, ибо эти элементы сами по себе не обеспечивают их готовности к труду». Основным показателем психологической готовности является потребность в деятельности, также положительное отношение к ней.
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович рассматривают психологическую готовность, как устойчивую характеристику личности, которая заключает в себя взгляды, убеждения, интеллектуальные качества, знания, умения, установки и т.д. Данные авторы рассматривают целый диапозон личностных проявлений человека. В структуру психологической готовности входит совокупность, как личностного компонента - характерные черты мотивов, интересов и отношений к деятельности, также положительные качества личности, которые важны для эффективной, плодотворной работы, так и операционального - система знаний, общетрудовые умения и навыки.
Согласно мнениям М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, помимо готовности как психического состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович пишут: «Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности». Длительная готовность, в отличие от состояния кратковременной готовности, является устойчивой системой качеств личности, которая необходима для успешной деятельности человека в различных ситуациях. На основе данной готовности наступает такое состояние, которое готово к выполнению текущих задач деятельности.
Длительная или устойчивая готовность к деятельности формируется заблаговременно и регулярно функционирует.
Рассмотренные в подходы к определению сущности психологической готовности человека к деятельности невозможно противопоставлять между собой, поскольку между ними трудно определить границу, потому что состояние готовности, закрепляясь в деятельности, может преобразоваться в характеристику личности, которая не зависит от ее действий в определенной обстановке. Данные типы психологической готовности проявляются и формируются в ходе деятельности и эффективно реализуются при условии надлежащего управления и самоуправления.
Исследование проблемы психологической готовности к деятельности невозможно без выделения структурных элементов. Различные авторы выделяют в психологической готовности разные структурные компоненты. Согласно мнениям М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный. Отправной точкой их выделения считаются компоненты процесса труда, такие как понимание цели и поставленных задач, формирование плана предстоящих действий и его осуществление, регуляция действий в соответствии с поставленными задачами, сопоставление полученных результатов с целью деятельности. Подобный подход может быть соотнесен с любым видом деятельности. Данной точки зрения придерживается Д.И. Фельдштейн, он выделяет все компоненты за исключением волевого. А.Д. Ганюшкин выделяет следующие компоненты психологической готовности: эмоциональный, интеллектуальный и волевой компоненты.
А.А. Деркач с соавторами выделяют следующие компоненты готовности:
-мотивационно-ценностный компонент, который заключается в формировании положительного отношения к деятельности и стремлении к ее выполнению;
-когнитивный компонент заключается в развитии знаний об условиях решения задачи и владение необходимыми умениями и навыками;
-эмоционально-волевой компонент состоит в регуляции деятельности и настрои на преодоление трудностей.
Психологическая готовность может помочь человеку успешно выполнять определенные действия, применяя собственный опыт и знания, своевременно и без затруднений перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных ситуаций.
Таким образом, в отечественной психологии отсутствует единая трактовка структуры психологической готовности, поскольку все авторы выделяют различные компоненты психологической готовности человека к деятельности. Авторами рассматриваются три связанных между собой стороны: операциональная, функциональная и личностная. Одни исследователи стараются сопоставить компоненты психологической готовности с психологической структурой личности, другие стараются сопоставить со структурой определенной деятельности.
Осознание структуры психологической готовности без учета порядка подчинения высших подструктур низшим подструктурам - неэффективно. Их взаимодействие в процессе выполнения задач находятся в зависимости от особенности деятельности, и в каждом определенном случае в структуре готовности есть свои особенности, и подходить к ним необходимо на основе деятельностно-личностного анализа. С. Л. Рубинштейна пишет: «Всякая деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности. Единство деятельности … в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности». Готовность к деятельности обусловлена предопределенными требованиями, которые предъявляет деятельность к личности, если не существует деятельности, то не может существовать психологической готовности к ней, так считает большинство авторов.
В психологической литературе имеет место разграничение понятия готовности близкими, но не идентичными понятиями такими, как «настроенность», «подготовленность» и т.д.
Отделить друг от друга от понятия «готовность» и «подготовленность» попытался Ю.Н. Карандашев. Данные понятия имеют и сходства и различия между собой. Общее в том, что они предполагают готовность в сфере операционно-технических возможностей, а отличие в том, что в понятии «готовность» содержится мотивационно-потребностный аспект, чего нет в понятии «подготовленности». М.В. Левченко выделяет психологическую готовность и подготовленность. Подготовленность проявляется в наличии определенных знаний, а психологическая готовность - в потребности в новых знаниях, в проявлении интереса к ним.
Готовность представляет собой сложное личностное образование, поскольку можно иметь знания, владеть навыками и умениями, но при этом быть пассивным. Готовность более широкое и общее понятие, чем подготовленность.
Главной считается проблема формирования психологической готовности к деятельности. Согласно мнению К.К. Платонова, подготовка означает доведение до состояния готовности, соответствия определенным требованиям. Он пишет следующее: «Психологическая подготовка обязательно должна соотноситься с определенной деятельностью и требующимися для ее качественного выполнения способностями, только тогда она будет целенаправленной».2 Формирование психологической готовности человека к деятельности связано со спецификой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности. Быть психологически готовым к деятельности это значит соответствовать требованиям данной деятельности.
Д.И. Фельдштейна пишет следующее: «…формирование психологической готовности длительный процесс образования необходимых отношений, установок, качеств личности». М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович считают, что начинать нужно с постановки цели (на основе потребностей и мотивов). Далее идет выработка плана предстоящих действий, а за тем уже человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях, сравнивает ход и результаты деятельности с поставленной целью, вносит коррективы. Д.И. Фельдштейна считает, что: «…формирование психологической готовности начинается с осведомленности о характере деятельности. Далее идет усвоение необходимых знаний, умений и навыков, развитие способностей и их реализация при стимулировании положительного отношения к этой деятельности и повышении требовательности к себе. Завершается этот процесс тем, что готовность, пройдя несколько уровней, превращается в устойчивое качество личности».
Психологическая готовность формируется и поддерживается путем проведения воспитательной деятельности, выполнения определенных задач, упражнений, тренировками и т.д. Конкретные средства и приемы формирования, поддержания и укрепления психологической готовности должны использоваться с учетом характера деятельности и содержания выполняемых задач. В каждом случае необходимо искать собственные пути формирования психологической готовности, поскольку готовность к деятельности обусловлена определенными требованиями к личности. П.П. Горностай считает, что формирование психологической готовности происходит в интенсивном обучении учащихся элементам разных видов педагогической деятельности и педагогического творчества, таких как решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций, в создании педагогических ситуаций, в педагогических ролевых играх и т.д. По его мнению, готовность предполагает обязательное наличие программы, которая определяет цель и характер предстоящей деятельности.
Для того, чтобы у человека успешно сформировалась готовность к деятельности необходимо знать критерии, которые определяются на основе теоретической (нормативной) модели готовности. Важным показателем наивысшего уровня психологической готовности является достаточная выраженность её компонентов и их целостного единства. М.И. Томчук считает, что главным показателем готовности личности к деятельности является период адаптации к ней.
Продолжительность адаптации - является одним из важнейших критериев сформированности психологической готовности к деятельности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович считают, что психологическая готовность человека к деятельности определяет его адаптацию в непривычных условиях и повышает готовность к деятельности.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович говорят о психологической готовности как: «…о существенной предпосылке целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности». Психологическая готовность в данном случае понимается, как условие успешного выполнения деятельности, и как регулятор деятельности.
Л.И. Разборова рассматривает психологическую готовность как эмоционально-побудительную силу, которая активизирует деятельность, лишает человека психологического дискомфорта в ней.
А.А. Ганюшкин рассматривает готовность к деятельности как фактор, который повышает эффективность деятельности и надежность действующего субъекта в ней.
Анализ литературы по проблеме «психологической готовности» позволил сделать следующие выводы:
В отечественной психологии накоплены теоретические знания по изучению проблемы психологической готовности человека к деятельности. Первыми проанализировали проблему психологической готовности М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, именно они внесли большой вклад в разработку психологической готовности. Они проанализировали ее комплексно, обобщив результаты психологических исследований готовности к деятельности, проанализировав содержание и структуру психологической готовности, а также теоретически проанализировали практику ее формирования. В отечественной психологии нет определенной трактовки и структуры психологической готовности человека к деятельности.
Психологическая готовность к деятельности рассматривается в двух трактовках, в первой определяется психологическая готовность как состояние личности, которая представляет собой временную готовность, а во второй определяется как устойчивая характеристика личности, которая представляет собой длительную готовность.
Кроме того не представлена единая содержательная характеристика психологической готовности к деятельности, поскольку она определяется только в соответствии со спецификой определенной деятельности и с учетом психологических особенностей личности. Содержание готовности к деятельности определено требованиями, которые предъявляется к личности в соответствии с определенной деятельностью. Если изменить функции, которые выполняются человеком в деятельности, то это может привести к изменению содержания готовности к ней.
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется использованием ресурсов субъекта труда для оперативного или долгосрочного выполнения определенной деятельности или трудовой задачи. Данное психическое состояние может помочь успешному осуществлению собственных обязанностей, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль, а также перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий. Таким образом, в процессе формирования психологической готовности важна положительная мотивация человека.
В ходе психологической готовности человека к деятельности существенно предоставлять не только необходимые знания и поддерживать настрой на предстоящую деятельность, но и моделировать особенности того вида деятельности, к которому проводится подготовка в соответствии с характером и сложностью задач.
С целью формирования психологической готовности к деятельности в каждом определенном случае следует:
-предоставить объяснения о сущности предстоящей...

Похожие материалы:

Отчёт по практике: Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе

Курсовая работа: Диагностика психологической готовности детей к школе

Контрольная работа: Содержание психологической готовности к обучению в школе. Основные новообразования детей младшего школьного возраста

Контрольная работа: МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОВЗ