Курсовая работа: Изучение школьной мотивации подростков 10-11 лет
Формирование мотивации учения в школьном возрасте - это одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность заключается в развитии у детей школьного возраста разных учебных мотивов: познавательных, социальных. Главная задача современной школы -это формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, нравственное, трудовое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции.
Дата добавления на сайт: 18 августа 2024
Скачать работу 'Изучение школьной мотивации подростков 10-11 лет':
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение школьной мотивации подростков 10-11 лет в психолого-педагогических исследованиях
.1 Понятие «мотивация» в психологии
.2 Особенности развития школьников в подростковом возрасте
.3 Особенности школьной мотивации в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование школьной мотивации подростков 10-11 лет
.1 Организация и проведение исследования
.2 Анализ полученных данных
.3 Рекомендации по формированию школьной мотивации подростков
Заключение
Литературный список
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Формирование мотивации учения в школьном возрасте - это одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность заключается в развитии у детей школьного возраста разных учебных мотивов: познавательных, социальных. Главная задача современной школы -это формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, нравственное, трудовое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции. Развитие мотивационной учебной сферы у школьников способствует повышению качества обучения и воспитания.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. В процессе учебной деятельности ученик не только усваивает учебные задачи и цели, но и развивается как личность. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом характеристик: общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, интересы, эмоции.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источником активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Сложность и многоаспективность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения. Изучением данной проблемы занимались: Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Асеев, Л.И. Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А. Маслоу, З.Фрейд, П.М.Якобсон и др. Изучение мотивации продолжается и современной психологией.
При формировании мотивации учения у школьников педагог должен знать их возрастные особенности. Раскрытие учителем резервов возрастного развития мотивации поможет найти индивидуальный подход к учащимся.
Актуальность этой проблемы определила тему моей курсовой работы «Изучение школьной мотивации подростков 10-11лет».
Цель работы: изучить школьную мотивацию подростков 10-11 лет.
Задачи:
Теоретически изучить проблему школьной мотивации подростков
Подобрать методики для исследования школьной мотивации подростков
Экспериментально изучить особенности школьной мотивации подростов
Разработать психолого-педагогические рекомендации учителям, для того чтобы сформировать школьную мотивацию у учащихся.
Объект исследования: школьная мотивация подростков.
Предмет исследования: особенности развития школьной мотивации у подростков 10-11 лет.
Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие школьной мотивации у подростков находится на высоком или среднем уровне.
В работе используются следующие методы исследования:
Теоретический (изучение психологической литературы)
Эмпирический (экспериментальное исследование школьной мотивации подростков)
Структура курсовой работы:
Курсовая работы состоит из вводной части, в которой рассматривается проблема исследования, двух глав: первая - теоретическая, вторая - экспериментальная и завершает работу заключительная часть, в которой делается вывод по проведённой работе. Работа дополняется приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕРЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
.1Понятие «мотивация» в психологии
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Регуляция поведения связана с развитием психологических процессов и состояний человека. Стимуляция или побуждение, обеспечивающие активизацию и направленность поведения, связаны с мотивами и мотивациями. Понятие «мотивация» используется в современной психологии в двояком значении. Во- первых, мотивация обозначает систему факторов, детерминирующих поведение, сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое. Во- вторых, мотивация рассматривается как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. [1]
Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание учёных с незапамятных времён. Многочисленные теории мотивации стали проявляться ещё в работах древних философах, а в настоящее время таких теорий насчитывается несколько десятков. Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х .гг. 20 в.
Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г.Мюррея. Он предложил список вторичных потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечении внимания, избегание вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.
Другая известная концепция мотивации поведения человека относится к А.Маслоу. Согласно данной концепции в основании мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют её вершину. Между ними в порядке возрастания находятся потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения.[1]
Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н.Леонтьевым. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Данная концепция показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется её иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Теория А.Н.Леонтьева заключается в том, что мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определённых потребностей. Но со временем цель, к которой стремится человек, превращается в насущную потребность.
Изучение учебной мотивации у школьников является главной задачей современной школы. В процессе учения у детей развиваются разные мотивы, способствующие личностному развитию школьника.
Учение по Д.Б. Эльконину представляет собой активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов и самостоятельного приобретения.[2]
Одно и то же поведение ученика в ходе учения может побуждаться разными мотивами, и, значит, иметь разную значимость для школьника. Отсюда следует, что отношение мотива и цели образуют смысл учения для ребёнка. Смысл учения -это внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний.
А.Н. Леонтьев пишет, чтобы знания воспитывали, надо воспитать отношение школьника к самим знаниям. Поэтому необходимо в ходе обучения формировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведёт к личностному развитию школьников. [3]
Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т.е. мотивы учения.
Мотив учения- это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения.[4]
А.К.Маркова различает две большие группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, и социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Познавательные мотивы включают в себя ещё несколько групп:
)широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладении новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам.[5]
) учебно- познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостаятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
)мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов обеспечивают формирование у школьника «мотива достижения»,который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе постоянного соревнования над самим собой, в желании добиться новых и высоких результатов в учении. Помогают школьникам преодолеть трудности в учебной работе ,сформировать активность и инициативу, стремление быть компетентным.
Вторая большая группа мотивов- социальные мотивы, которые тоже делятся на несколько групп:
)широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности.
)узкие социальные или позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.
)социальные мотивы или мотивы социального сотрудничества, заключающиеся в том, что ученик стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.[4]
Качество познавательных и социальных мотивов определяет сущность личности школьника и её направленность. А сочетание разных мотивов способствует гармоническому развитию личности.
Наряду с мотивами зрелая мотивационная сфера включает цели. Цель -это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Мотив создаёт установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивают реальное выполнение действий. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.[6]
Резервами становления мотивации в подростковом возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщённых закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным коллективным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов учебной работы в социально-значимых видах деятельности. Это является основой зрелых форм познавательных и социальных мотивов в этом возрасте.
.2 Особенности развития школьников в подростковом возрасте
Подростковый возраст- период развития детей от 10-11 до 14-15 лет, отличающийся мощным подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Подростковый возраст иначе называется переходным возрастом, так как характеризуется переходом от детского состояния к взрослому.
Подростковый возраст-это период бурного роста и развития организма. В этом возрасте быстрыми темпами развивается нервная, костная, мышечная системы, лёгочный аппарат, быстро усиливаются и совершенствуются сложные движения. Эти особенности физического развития накладывают свой отпечаток на все внешнее поведение и характер подростка. Подросток становится выносливым и сильным, бывает способен к большому и длительному напряжению, может проводить длительную работу. Также наблюдается некоторое непостоянство характера выработки тормозных реакций, преобладают процессы возбуждения, нервная система подростка не всегда способна выдерживать длительные и сильные раздражители.
Значительным фактом физического развития подростка является в этом возрасте половое созревание. Начинают функционировать половые железы, которые влияют на работу внутренних органов подростка, оказывают влияние на деятельность мозга, сердца, внешние изменения в виде вторичных половых признаков.[8]
Подростковый возраст-это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, -это самопознание, самовыражение и самоутверждение.[9]
В начале подросткового возраста у ребёнка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Высшего уровня развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно- логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности с использованием множества приёмов исредств обучения.
С возрастом интерес подростков к себе быстро меняется. Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому, которое они занимают среди сверстников в классе. Шестиклассники начинают проявлять определённый интерес к своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношения с ними. У семиклассников появляется особый интерес к развитию своих способностей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка-это более высокий уровень самосознания. У подростков возникает потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать свои способности. Эта потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. Подростки способны определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Они стремятся к познанию и оценке себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».У подростков формируются новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей.[9]
В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельности подростка, в его идеалах и интересах происходят существенные изменения. В начальный период этого возраста(10-11) многие подростки дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в возрасте 12-13 лет, однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определённых жизненных ситуациях, затем осознаются черты характера, а затем глобальные личностные особенности. Желание наиболее успешно осуществлять свою деятельность, правильно организовывать своё поведение- вот ради чего подросток интересуется своей личностью. Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Оценивать других людей они умеют лучше и правильнее: суждения подростков от других отличаются большей содержательностью, вдумчивостью, конкретностью и глубиной по сравнению с суждениями о себе. Как показали исследования А.П.Гуркиной и Г.А.Собиевой, не все качества личности осознаются подростком в равной мере. Прежде всего начинают осознаваться качества, связанные с выполнением ведущей деятельности, такие как трудолюбие, усидчивость, внимательность, прилежность и т.д.Затем начинают осознаваться качества, выражающие отношения к другим людям- упрямство, чуткость, дружелюбность и т.д.Ещё позже осознаются качества, выражающие отношение к собственной личности- скромность, самокритичность, и наконец- самые сложные чувства, характеризующие многосторонние отношения личности- чувства долга, честность, целеустремлённость.С возрастом меняется восприятие подростками окружающих людей. Эталоны зазнайство, восприятия, которыми оцениваются окружающие люди, становятся всё более обобщёнными и соотносятся с идеалами, ценностями и нормами.[8]
Дети данного возраста отличаются повышенной познавательной и творческой активностью. Они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитие своих знаний, умений, навыков.
Дети в данном возрасте отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учёбе. Это обстоятельство определяет избирательных характер отношения к школьным предметам.[9]
.3 Особенности школьной мотивации в подростковом возрасте
Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребёнка: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ, требующих новых уровней учебной деятельности; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Изучение удовлетворенности браком в семьях до 10 лет совместной жизниКурсовая работа: Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет
Курсовая работа: Исследование полоролевой идентичности у девочек-подростков 11-13 лет и её связь с поведением
История болезни: Хронический вирусный гепатит С, генотип 1, умеренной степени активности, период репликации. РНК HCV положительный от 10.11.2010г
Реферат: Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков