Отчёт по практике: Изучение социально-психологического климата в детском саду

В профессиональной деятельности психолога определяющую роль играют практические навыки: чем больший опыт накоплен по практическому использованию теоретических знаний, тем более эффективна его работа. Поэтому целью производственной практики является активное использование теоретических психологических знаний в практической деятельности психолога.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение социально-психологического климата в детском саду':


Введение
В профессиональной деятельности психолога определяющую роль играют практические навыки: чем больший опыт накоплен по практическому использованию теоретических знаний, тем более эффективна его работа. Поэтому целью производственной практики является активное использование теоретических психологических знаний в практической деятельности психолога.
Задачи практики:
. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе учебы в ВУЗе.
. Приобретение практических навыков самостоятельной работы в деятельности психологической службы в системе образования.
. Умение применять на практике:
методы психологического обследования;
обработки и анализа полученных материалов;
постановки психологического диагноза;
составления текстов заключений и практических рекомендаций.
Продолжительность практики 6 недель: с 13.07.2013 по 16.08.2013 года.
Тема практики: изучение социально-психологического климата.
Цель практики: приобретение практических навыков работы психолога детского дошкольного учреждения (ДОУ) по изучению и гармонизации социально-психологического климата в коллективе.
Задачи, решаемые за время прохождения практики:
общее знакомство с организацией работы ДОУ;
знакомство с администрацией и персоналом ДОУ;
знакомство с рабочим местом психолога, основной документацией и основными направлениями работы психолога в ДОУ;
в соответствии с выбранной темой практики - провести исследование состояния социально-психологического климата в ДОУ.
В современных условиях на образовательные учреждения (ОУ) возлагаются ответственные задачи - воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей, труд, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс России XXI века. В связи с этим одним из принципов работы ОУ является - принцип психологической комфортности в коллективе, который предполагает создание в учреждении доброжелательной атмосферы и комфортного психологического климата.
В социальной психологии психологический климат определяется как качественная сторона межличностных отношений, способствующая или препятствующая продуктивной совместной деятельности членов коллектива и всестороннему развитию каждого человека (Н.Н. Вересов).
Б.Ф. Ломов включает в понятие «психологический климат» систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
Педагоги находятся в наиболее сложной ситуации, т.к. испытывают двойные нагрузки в связи с эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Поэтому проблема создания в коллективе благоприятного социально-психологического климата на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования.

1. Общая характеристика МБДОУ «Детский сад №9»
Базой производственной практики является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Семицветик» (МБДОУ д/с №9). Адреса учреждения: Россия, 663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Бортникова, 6.
Детский сад осуществляет деятельность на основании лицензии: Серия РО № 017511, регистрационный № 4755-л, выдана Службой по контролю в области образования Красноярского края от 28.03.2011 г., срок действия - бессрочно.
Детский сад размещается в 2-х этажном отдельно стоящем здании общей площадью 1443,8 м². На территории имеются: общая физкультурная площадка, игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное современное игровое оборудование.
Режим работы МБДОУ: круглогодичный, в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными (суббота, воскресенье). Группы в ДОУ функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 6.30 до 18.30.
В детском саду функционируют 9 групп общеразвивающей направленности:
раннего возраста (для детей 1-3 лет) - 3.
дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 6.
Дети находятся в закрепленных за каждой возрастной группой помещениях, где созданы все условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.
Прием детей в ДОУ осуществляется по направлению, выданному Управлением образования, на основании медицинского заключения, заявления одного из родителей или иного законного представителя о приеме в ДОУ, документов, удостоверяющих личность одного из родителей или иных законных представителей.
Порядок комплектования и приема детей в детсад определяется «Положением о порядке комплектования и приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения», с которым родители (законные представители) знакомятся до приема детей в ДОУ. Общее количество детей - 149 человек: мальчиков - 78, девочек - 71.
Характеристика социального состава семей: количество полных семей - 145, неполных - 28, многодетные семьи - 5. Детей-инвалидов - нет. Детей, получающих пенсию по потере кормильца - нет.
Данные о родителях:
Количество человек % от общего числа родителей
Рабочие 116 46,2%
Служащие 92 36,6%
Предприниматели 9 3,7%
Безработные 34 13,5%
Образовательный уровень:
Количество человек % от общего числа родителей
Высшее 89 35,5%
Среднее и средне-специальное 162 64,5 %
Таким образом, контингент воспитанников социально благополучный, преобладают мальчики; в основном дети из русскоязычных и полных семей; из семей рабочих со средним специальным образованием.
Функции и полномочия Учредителя ДОУ осуществляет Администрация ЗАТО г. Зеленогорска и Управление образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска.
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.
Формами самоуправления МБДОУ д/с №9 являются: Общее собрание ДОУ, Совет педагогов ДОУ, Родительский комитет, Общее собрание родителей.
Так, работа Родительского комитета направлена на:
оказание помощи в создании предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе к началу учебного года;
благоустройство территории и участков;
организацию и контроль за качеством питания и нормой выдачи блюд;
координацию родительской общественности в рамках акции «Весенняя неделя добра»;
оказание благотворительной помощи детям нуждающимся в лечении.
Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса МБДОУд/с №9 обеспечивает 51 сотрудник:
. Административный персонал:
Должность ФИО
Заведующий Быкова Людмила Николаевна
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Рашкина Елена Алексеевна
Заместитель заведующего по хозяйственной работе Ланг Розалия Михайловна
Педагогический персонал - 24 человека, в т.ч.: воспитатели - 19, педагог-психолог - 1, учитель-логопед - 1, музыкальный руководитель - 1, инструктор по физической культуре - 1.
Учебно-вспомогательный персонал - 13 человек.
Обслуживающий персонал - 13 человек.
Сведения о кадровом составе, об образовании и уровне квалификации педагогического состава представлены в Приложении А, анализ которых свидетельствует о благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса.
Миссия ДОУ: создание благоприятных условий проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, обеспечивая качественную подготовку к школе.
Образовательную деятельность МБДОУ д/с №9 осуществляет в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, в основе которой лежит реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), а также примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), программы психолого-педагогического учебного центра им Л.А. Венгера «Развитие»; программы «Безопасность» (под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).
Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Обучение детей осуществляется по кабинетной системе (5 кабинетов). Детский сад обеспечен учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками и игровыми предметами.
Для воспитанников создана современная предметно-развивающая среда. В здании находятся специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочерёдного использования группами или подгруппами воспитанников: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, изостудия, кабинет учителя-логопеда.
При проектировании предметно-развивающей среды в каждой группе ДОУ, исходят из необходимости учёта следующих факторов: социально-психологических особенностей ребёнка; развитие любознательности; гендерного развития; физического развития и укрепления здоровья, эмоционально-личностного развития ребёнка.
В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей, обучение ведется в кружках и студиях.
В течение года в ДОУ проводятся закаливающие процедуры (полоскание горла травами, точечный массаж, промывание носа, дыхательная гимнастика, горячее обтирание, хождение по солевым дорожкам). Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз - на улице. Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, динамические паузы во время и после занятий. Во всех возрастных группах оборудованы физкультурные уголки.
В ДОУ функционирует логопункт, реализуется программа «Учим ребёнка говорить и читать» (Цукановой С.П., Бетс Л.Л.), осуществляется коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи по системе Нищеевой Н.В.
Кроме того, организован консультативный пункт для родителей, где по различным вопросам воспитания и образования дают консультации специалисты МБДОУ. Проводятся общие, групповые родительские собрания, консультации, открытые занятия, выставки, конкурсы рисунков и поделок, выполненных детьми совместно с родителями. Составлены социальные паспорта семей.
2. Изучение социально-психологического климата
Педагог-психолог МБДОУ №9 «Семицветик» - Воробьева Ольга Анатольевна.
Стаж работы - свыше пять лет, образование высшее профессиональное.
Работа педагога-психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе в ДОУ», с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции.
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ:
психопрофилактическая работа;
психодиагностическая работа;
развивающая и сопровождающая работа;
консультативная работа.
Объектом деятельности, т.е. с кем проводится данные виды работы, являются дети, педагоги, родители.
Главная задача педагога-психолога в детском саду - создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.
Занятия с детьми на развитие эмоциональной сферы проводятся по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюковой С.В., Слободяник Н.П.). На учебный год психолог-педагог составляет календарный план, в котором распределены занятия для детей в течение года.
С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь родителям и педагогам, составляя рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.
План работы педагога-психолога в различных функциональных областях в МБДОУ д/с №9 представлены в Приложении Б.
В ходе своей деятельности педагог-психолог ДОУ проводит психологическое обследование детей (диагностика памяти, внимания, мышления, речи, восприятия в старшей, средней и младшей группах детского сада), анализирует полученные результаты, и на их основе осуществляет развивающую и коррекционную работу.
Кроме того, поскольку в дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, большое внимание психолог уделяет профилактической и развивающей работе.
Особое значение психолог придает работе с педагогическим коллективом. Педагогический коллектив - это не просто организационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой люди могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Правильная организация образовательно-воспитательного процесса, как результат работы педагогического коллектива, в значительной степени определяется не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и существующим в нем социально-психологическим климатом.
Социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих их продуктивному взаимодействию. В тех случаях, когда в коллективе недооценивается роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат, может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений с другими, в конфликтах между членами коллектива.
Дошкольное образовательное учреждение - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей: педагогов, воспитанников, родителей, поэтому социально-психологические условия здесь являются важнейшими. На психологический климат коллектива педагогов действуют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся:
высокая эмоциональная загруженность;
наличие большого числа эмоциональных факторов, вызывающих сильное напряжение и стресс;
формирование защитного поведения в ответ на неблагоприятные эмоциональные состояния;
однополый состав коллектива.
К внутренним фактором относится личностный фактор, проявляющийся в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Данные факторы негативно сказываются на качестве работы педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них профессиональных деформаций, что в значительной мере влияет и на психологический климат воспитанников, на формирование личности вообще, на создание благоприятных условий для совместной работы. Продуктивная и творческая работа педколлектива возникает только в условиях благоприятного психологического климата, развитого чувства гордости за свое учреждение и свою профессию. В благоприятных социально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения - гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Поэтому изучение и проведение коррекционной работы с педагогами является необходимым условием для улучшение социально-психологического климата в коллективе ДОУ.
Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. В практике исследования психологического климата коллектива педагогом-психологом ДОУ используются различные методики (Приложение В).
В зависимости от полученных результатов, после проведения диагностики, психолог выстраивает направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом. С результатами диагностик и рекомендациями психолог знакомит администрацию ДОУ и воспитателей.
В соответствии с темой практики, для изучения социально-психологического климата МБДОУ д/с №9, нами проведено психодиагностическое исследование коллектива с применением ряда диагностических методик (поперечных срезов), т.е. проведение одноразового анкетирования по разным методикам и анализ результатов деятельности, которые помогут определить трудности в создании благоприятного социально-психологического климата коллектива ДОУ.
В исследовании приняли участие 22 человека - педагогический персонал.
С целью выявления удовлетворения условиями работы в детском саду проведено анкетирование педагогов (анонимное), которое дало следующие результаты:
работать в детском саду нравится - 88%, не нравится - 12%;
хотели бы поменять свою работу - 31%, не хотят - 69%;
мероприятия, проходящие в ДОУ устраивают 93%, не устраивают - 7%;
хотели бы изменить условия труда 86% педагогов, не нуждаются - 14%;
хорошие взаимоотношения с детьми у 93%;
устраивают взаимоотношения с родителями 43%, 57% - не устраивают;
хотели бы изменить взаимоотношения с родителями 86% педагогов, тогда как 14% не хотели бы;
не устраивает материальное положение 73% педагогов, устраивает - 27%;
хотели бы участвовать в психологическом тренинге и релаксационных паузах 77% педагогов, 23% - не нуждаются.
Диагностика социально-психологического климата (СПК) в педагогическом коллективе детского сада проведено по методике О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива» (СПСК), которая показала следующее (рис. 1):
коллектив стремится сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению;
показатель «сплоченности» говорит о единстве мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единстве действий в самых существенных жизненных ситуациях;
показатель «контактность» говорит о взаимной общительности, личных, эмоционально-непосредственных отношениях между членами группы;
открытость свидетельствует о положительном отношении членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы;
организованность свидетельствует о способности к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы;
информированность говорит о доступности всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы;
отношения членов группы к совместной работе положительные.
детский сад работа удовлетворение

Рисунок 1 - Распределение выборки самооценки по уровням

Дальнейшее исследование психологического климата в педагогическом коллективе было проведено с опорой на диагностику В.Е. Рогова «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям». Исследование показало, что степень благоприятности социально-психологического климата соответствует среднему уровню - 14,3 балла (высокая степень 22 балла).
Кроме того, для оценки привлекательности...

Похожие материалы:

Реферат: Роль социально-психологического климата в функционировании исправительного учреждения

Диссертация: Оптимизация социально-психологического климата коллектива государственной гражданской службы регионального уровня

Курсовая работа: Влияние тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье

Курсовая работа: Связь субъективной оценки психологического климата с личностными особенностями подростков

Реферат: Прикладные аспекты проблемы групповой сплоченности и психологического климата в группе