Курсовая работа: Изучение условий формирования половой идентичности в семье и обществе
Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. [10, с. 53]
Дата добавления на сайт: 18 августа 2024
Скачать работу 'Изучение условий формирования половой идентичности в семье и обществе':
Оглавление
Введение
. Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
. Условия формирования половой идентичности
.1 Влияние родителей
.1.1 Свод правил по воспитанию мальчиков и девочек (на основе работ Д. Элиум, Дж. Элиум)
.2 Влияние школы и учителей
.3 Сюжетно-ролевая игра
.4 Предметно-развивающая среда
.5 Влияние сверстников
.6 Влияние религии
.7 Влияние телевидения
. Расстройства половой идентичности
Заключение
Список использованной литературы
половой идентичность гендерный отклонение
Введение
Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. [10, с. 53]
Половая идентичность - процесс очень сложный, который предполагает наличие примеров маскулинного и фемининного поведения.
Сложно сказать, кто является примером для подражания для современных детей. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время перед мальчиками был образ солдата - победителя, девочки восхищались подвигами медсестёр, связисток, разведчиц, женщин, которые старались сохранить семью и дом, которые как могли, помогали своим мужьям и сыновьям. Вот оно, истинное мужество и стойкая женственность.
Затем стал тиражироваться образ рабочего человека. Молодёжь работала, заканчивала вечернюю школу. Мальчики хотели стать металлургами, строителями, девочки мечтали о профессии врача и учителя. Замечательные примеры мужского и женского поведения были перед глазами детей.
В настоящее время мы видим смещение ориентиров. Мужчины на экране и на сцене становятся всё более и более слащавыми, герои, которые должны олицетворять мужество, выглядят туповатыми мужланами (пример тому персонажи многочисленных боевиков). Женщины же стали чрезвычайно самостоятельными, обеспеченными, самоуверенными. Мужчины им больше не нужны, ведь на них нельзя положиться. Всю любовь они отдают детям, воспитывая сыновей чувствительными и нежными, а дочкам навязывая собственные жизненные истины. Вот и получается замкнутый круг. Неполные или неблагополучные конфликтные семьи, приравнивание к норме аномальных социальных явлений, таких как гомосексуализм. В такой ситуации формирование нормальной половой идентичности стоит под угрозой.
Вопросы совместимости пола психологического и биологического являются очень острыми для людей, которые столкнулись с проблемой отнесения собственной принадлежности к противоположному полу
В связи с этим в настоящее время изучению половой идентичности уделяется большое внимание.
Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью анализа условий формирования половой идентичности в семье и обществе с целью направления их влияния на личность ребенка в положительном ключе.
В данной курсовой работе объектом исследования является половая идентичность, а предметом - её формирование.
Разработанность проблемы. Несмотря на то, что вопросы пола и гендера представляют собой повседневные явления, они являются очень важными для любого человека. Гендерная психология - одна из наиболее молодых и весьма бурно развивающихся отраслей отечественной психологии. Такое развитие можно обосновать, с одной стороны, глубочайшим кризисом семейных отношений в России и демографической ситуации в целом, а с другой - поисками россиян новой идентичности либо на основе диалога с западной культурой (в том числе психологической), либо на основе отрицания ее ценностей, в том числе и тендерных. [18]
Целью данного исследования является изучение процесса формирования половой идентичности.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
Выявить и описать условия формирование половой идентичности;
Определить возможные отклонения половой идентичности.
Основные методы и принципы исследования, используемые в курсовой работе: теоретическое исследование и анализ научной и специальной литературы по выбранной теме курсовой работы.
1. Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
Так как же мы понимаем, к какому полу мы принадлежим? Только ли биологические признаки являются маркерами принадлежности? В этом нам и предстоит разобраться.
Под половой идентичностью понимается субъективное ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Большинство людей уже в течение первых лет жизни начинают осознавать себя представителями мужского либо женского пола. Однако нет никакой гарантии в том, что половая идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину. В настоящее время растет количество случаев изменения пола хирургическим путем. [9, с. 286]
Половая идентичность не сводится лишь к обладанию внешностью мужчины или женщины. Формирование половой идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе половой социализации. Ее важнейшие элементы - личностные и половые характеристики родителей, в том числе их половая идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола, особенности институтов социализации. [2, с. 64]
Термином половая роль обозначается совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола. Половые роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, рассматривающееся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины - фемининным. [9, с. 287]
Два показателя - маскулинность и фемининность образуют четыре типа половой идентичности:
маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам - агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т.п. и низкие по фемининным - ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.);
фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным);
андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);
недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).
Поло-ролевые ожидания являются культурно обусловленными и варьируют от одного общества к другому. Помимо особенностей культуры наши представления о "мужественности" и "женственности" определяются также и исторической эпохой, в контексте которой рассматриваются соответствующие формы поведения. Так, если бы в американской семье 50-х годов отец оставался дома и заботился о своих детях дошкольного возраста, пока его жена совершала деловые поездки, его поведение, вероятно, послужило бы поводом для крайнего удивления, если не для насмешек. Сегодня молодые пары значительно чаще распределяют между собой домашние обязанности. Они исходят скорее из практических соображений, чем из предвзятых представлений о том, как "должны" вести себя мужчины и женщины. [9, с. 289]
В трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин.
Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума). [7, с. 59]
Половые стереотипы отражают представления о мужественности - женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т.д.
К гендерным характеристикам, дифференцирующим в массовом сознании мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин и зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин. [7, с. 59]
Таблица
Качества типичного мужчины и типичной женщины
Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный Тактичная
Предприимчивый Проявляет расположение
Доминирующий Нежная
Независимый Не использует грубых выражений
Скрывающий эмоции Понимает чувства других
Любит математику и науку Разговорчивая
Обладает деловыми навыками Религиозная
Знает, как осваивать ми Спокойная
Самодостаточен Сильно нуждается в защите
Свободно говорит о сексе с другими мужчинами Интересуется собственной внешностью
Современный этап развития нашего общества является периодом пересмотра мужских и женских ролей. Многие из тех, кто воспитывался под влиянием жестких поло-ролевых стереотипов, сегодня испытывают на себе последствия своего воспитания и стремятся освободиться от его сдерживающих механизмов. [7, с. 60]
Вывод: В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Существует множество факторов, оказывающих влияние на формирование половой идентичности ребёнка, например семья, школа, религия.. Рассмотрим подробно некоторые из них.
2. Условия формирования половой идентичности
.1 Влияние родителей
Многие представители социальных наук рассматривают родителей как влиятельную движущую силу поло-ролевой социализации. Первое представление о том, что значит быть мальчиком или девочкой, ребенок, как правило, получает от родителей. Как мы уже говорили, обсуждая тему формирования половой идентичности, родители часто имеют различные ожидания относительно девочек и мальчиков и выражают эти ожидания в процессе взаимодействия со своими детьми. Родители часто обращаются с девочками так, будто имеют дело с бьющимися предметами. Кроме того, девочек часто обнимают и утешают, когда те плачут от боли или испуга, тогда как мальчику могут назидательно сообщить, что "мальчики не плачут".
В целом родители проявляют больше защитных и ограничительных форм поведения в отношении маленьких девочек. Что касается обращения с мальчиками, родители чаще отказываются от вмешательства и предоставляют им большую свободу. [4, с. 158]
Обычно в семье отец исполняет радикальную функцию, мать - консервативную. А дети подражают им практически во всём, мальчики отцам, девочки матерям. [3, с. 89]
По мнению В. Клименко и И. Акимова, главным механизмом формирования мужского и женского начала - совместное действие.
Когда мальчик помогает отцу в его мужской работе, он перенимает решительность, твердость, спокойствие и умение с достоинством терпеть боль, в нем полноценно развиваться мужское начало. [1, с. 65]
А когда он видит, что отец любит мать, уважает её труд, помогает ей в тех работах, где нужна мужская поддержка, - в нем в необходимой степени (поддерживая гармонию) развивается женское начало.
Та же ситуация складывается и с девочками.
В девочке, которая вместе с мамой занимается работой по дому: варит, стирает, шьет, прибирает в квартире, видит, как та ухаживает за другими детьми и поддерживает деятельные контакты со всем, будет полноценно развиваться женское начало.
Мужское начало будет развиваться в ней, когда она увидит, как мать уважает отца, поймёт, что "главный рычаг матери в семье - доброта, а главный аргумент - труд". [1, с. 67]
Так будет проходить формирование половой идентичности в нормальной семье, где родители сами являются образцами положительного фемининного и маскулинного поведения. Но если в семье кто-то из родителей доминирует и подавляет другого? Подобные ситуации подробно описаны у В. Клименко и И. Акимова.
Если муж не считает жену равной себе, показывает при детях неуважительное к ней отношение, то мальчик усваивает такую модель поведения, мужское начало в нем гипертрофированно, а женского начала стесняется , считает его недостойным проявлением слабости. Он в точности повторяет поведение отца, отношение к женщинам у него будет соответствующее. Перед девочкой же нет достойного примера матери, возможно она будет так же зажата, переймёт модель "рабского" поведения.
Если же жена доминирует, принимает сама важные решения, командует, а муж является только исполнитель, то складывается ситуация в которой мальчик вырастает робким и инфантильным. Он будет потенциальным холостяком. Девочка тоже находится не в лучшей ситуации. Женское начало ее матери задавлено мужским, значит женское начало в этой девочке развивается неполноценно, мужское - тоже: ведь в отце оно ослаблено, а мужского начала матери она не воспринимает. [1, с. 68]
В таких семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Общение между членами семьи нарушено.
Конфликтные семьи "молчаливы", в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров, здесь нет общения на равных. В таких семьях практически никогда не говорят "мы", предпочитая говорить только "я", что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. [1, с. 69]
.1.1 Свод правил по воспитанию мальчиков и девочек (на основе работ Д. Элиум, Дж. Элиум)
Наверно всем без лишних слов ясно, сколь велика разница между мужчинами и женщинами. Женщины являются коммуникаторами, а мужчины - деятелями. Мужчины хорошо справляются с задачами, где необходимы пространственно-визуальные навыки, а женщинам под силу решение тех задач, где требуются речевые навыки. Мужчины лучше работают с картами, схемами, математическими формулами, они с легкостью поворачивают объекты в своём воображении и создают двумерные представления трёхмерных объектов. Мужчины лучше воспринимают объекты в пространстве и могут без труда ими манипулировать. Мужчины лучше ориентируются в пространстве и на местности... Женщины, с другой стороны, преуспевают в тех областях, где мужчины чувствуют себя неуверенно, особенно в областях, связанных с использованием языка. Женщины не так легко справляются с задачами, требующими манипулирования объектами и развитого зрительного восприятия: они прежде всего менее чувствительны к свету. Однако женщины гораздо успешнее обращаются со словами. У них лучше память на слова.
Опираясь на все эти факты, американские учёные Дон и Джона Элиум настаивают на том, что девочкам и мальчикам требуется различное воспитание.
Джоан Элиум - счастливая мама взрослых дочери и сына и заботливая бабушка для своих внуков. Она, специалист по развитию отношений родитель/ребенок, является обладателем премии "Уважаемая женщина-писатель Калифорнии". Джоан - эксперт по вопросам родительства и семьи для America Online/iVillage's Parent Soup, крупнейшего и наиболее посещаемого родительского сайта. Джоан работала как инструктор в Университете Кеннеди, в качестве тренера для штата Айдахо, была учителем начальной школы, советником по женскому здоровью и личностному росту.
Её муж, Дон, окончил Университет Вейк Форест в Уинстон Салеме, Северная Каролина, со степенью бакалавра гуманитарных наук. Свою степень магистра по психологии консультирования Дон получил в Университете Джона Кеннеди, и стал практиковать психотерапию в Уолнат-Крик с 1985 года. [17]
С традиционных психотерапевтическим тренингом Дон объединяет свои обширные исследования в области травматического стресса и быстрого эмоционального облегчения, а также индивидуальные консультации и консультации супружеских пар. Он и его жена Джоан являются авторами четырех книг: "Воспитание сына", "Воспитание дочери", "Воспитание подростка", "Воспитание семьи"
Вот несколько правил для родителей мальчиков и девочек.
Правила воспитания мальчиков
. Любая похвала отца - пусть простое "Ну и парень!" - творит чудеса, давая сыну ощущение собственной ценности, способствуя его самопринятию, обучая его сотрудничеству с другими людьми.
. Мальчики нуждаются в руководстве, в примере взрослого, уверенного в себе и способного направлять ребенка.
. Ничто в мире не остается не потроганным, не попробованным и не раскрытым мальчиками. Их миссия - исследовать, а родители и педагоги лишь проводники, которые обязаны сделать его экспедиции спокойными и максимально безопасными.
. Отношения между родителями могут рассказать сыну больше, нежели любые слова. Основа здоровой сексуальности мальчика лежит в том, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, находят ли время для бесед, проявляют ли интерес к чувствам друг друга, уважают ли потребности партнера, как распределяют домашние обязанности, с вниманием ли относятся к представлениям и взглядам друг друга, смеются ли вместе и обсуждают ли совместно семейные планы.
. На этом этапе развития для него не существует "может быть".
Мальчику нужно помочь преодолеть этот сложный возрастной период. Им нужно предлагать как можно больше участвовать в разной работе взрослых, играх, определять обязанности, занятия, включать в разные виды творчества, чтобы удовлетворить их "волчий аппетит".
. Если родители хотят совсем запутаться в своих отношениях с сыном-подростком, то самый надежный путь к этому - принимать все, что ребенок делает, слишком близко к сердцу. Сопротивление подростков обычно направлено на родителей, потому что именно они для подростков самая близкая авторитетная фигура. [14]
Правила воспитания девочек
. Девочку нужно слушать и давать ей высказаться. Когда ее слушают не прерывая, она чувствует поддержку, которая так ей нужна, чтобы превратить эмоции в выражение чувств.
. Нельзя лишать девочку права на любые эмоции. Если взрослые отрицают жизнь чувств девочки, то тем самым препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.
. Не нужно ограничивать круг чтения девочки только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках.
. Если взрослые хвалят девочку за поступки, соответствующие возрасту, то это позволяет ей следовать своим внутренним импульсам, а не вытаскивать себя силой в мир, которого она еще не понимает.
. В дошкольном возрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как и любыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире. Педагогам и родителями важно помнить, что в дошкольные годы девочка мыслит образами, поэтому сначала важно понять, о чем конкретно она спрашивает, и уж потом решить, насколько подробное объяснение ей требуется.
6. Требуя от девочек, чтобы они были приветливыми, сговорчивыми, готовыми помочь, а не уверенными в себе, компетентными и твердыми в своих убеждениях, мы готовим девочек к роли жертвы. Девочка должна знать, чего она хочет, и уметь сказать "нет!" - это лучшая защита. [13]
Подобные правила чётко объясняют разницу между воспитанием мальчиков и девочек. Если родители их учитывают, ребёнок более...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Теории половой идентичностиКурсовая работа: Эффективность психолого–педагогических условий формирования у детей трудовых умений и навыков
Курсовая работа: Изучение взаимоотношений между детьми в семье
Реферат: Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детей