Курсовая работа: Жизнестойкость студентов-первокурсников и качество их успеваемости в ВУЗе
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека.
Дата добавления на сайт: 16 августа 2024
Скачать работу 'Жизнестойкость студентов-первокурсников и качество их успеваемости в ВУЗе':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости студентов и особенности их успеваемости в высшей школе
.1 Понятие жизнестойкости и его структура
.2 Понятие успеваемости студентов в высшей школе
.3 Личностные особенности юношеского возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между успеваемостью в высшей школе и уровнем жизнестойкости студентов
.1 Жизнестойкости студентов и особенности их успеваемости в высшей школе
.2 Методики исследования уровня жизнестойкости и успеваемости студентов
.3Результаты исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Введение
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека.
Проблема поведения человека в жизненных ситуациях в последнее время очень актуальна, что объясняется информационной насыщенностью и ускорением ритма жизни современного человека. Возникло новое общество, которое предъявляет новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность ложится на самого человека. Чтобы занимать лидирующее положение в группе, реализовать свои возможности, чувствовать себя значимым необходимо вырабатывать навыки решения проблем, приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно самореализовываться.
Все это обуславливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), который предложил американский психолог С. Мадди, и который понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека.
Созданию стрессовой ситуации способствует первый профессиональный кризис, связанный с поступлением в учебное заведение молодых людей. Происходит смена образа жизни, меняется система обучения, форма контроля. Бывшим школьникам необходимо за короткий срок адаптироваться к новым условиям. Успешность адаптации студентов можно определить по качеству сдачи первой сессии.
Объект исследования - жизнестойкость студентов
Предмет исследования - особенности жизнестойкости студентов первого курса в зависимости от качества их успеваемости
Цель исследования:
определение выраженности компонентов жизнестойкости первокурсников в зависимости от качества их успеваемости в 1 семестре
Гипотеза исследования:
Качество успеваемости зависит от уровня выраженности жизнестойкости при этом, чем выше такие показатели, как вовлеченность, контроль, принятие риска, тем выше качество успеваемости.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
. Изучить литературу, позволяющую раскрыть проблему жизнестойкости в юношеском возрасте;
. Выявить уровень выраженности компонентов жизнестойкости и качество успеваемости студентов;
. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретический: анализ и обобщение литературы по проблеме жизнестойкости и социального статуса в подростковом возрасте
Эмпирический: диагностический (диагностический опросник «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов), сравнительный, корреляционный анализ.
База исследования: ТюмГУ ИПиП. В исследовании приняли участие студенты 1 курса направления Психолого-Педагогическое образование, педагогическое образование профиль подготовки Начальное образование в количестве 68 человек, в возрасте 18 -19 лет, из них 2 юноши и 66 девушек.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости студентов и особенности их успеваемости в высшей школе
.1 Понятие жизнестойкости и его структура
Жизнестойкость, в большей мере являясь социально-психологическим свойством, возникает в раннем детстве и проявляется уже в подростковом возрасте и в результате своего развития под воздействием многих факторов, в том числе и социальных, способствует укреплению положения подростка в группе. Опираясь на индивидуально-личностные (природные) свойства (экстраверсию, спонтанность, интроверсию и тревожность), которые опосредуют социальную активность, в большей степени проявляется в умении создавать личностно значимые смыслы в жизни и реализовывать их в контексте данной социальной ситуации [16].
Жизнестойкость (hardiness) - паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека. Согласно С.Мадди, является ключом к стрессоустойчивости и состоит из:
жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;
жизнестойкого отношения к окружающим людям;
жизнестойких установок
Трансформационный копинг включает в себя:
рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего решения;
осуществление необходимых когнитивных и поведенческих шагов для эффективного решения проблемы; в когнитивные шаги входит расширение перспективы при рассмотрении проблемы и углубление понимания сути проблемы;
извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности [15].
С. Мадди выделяет следующую структуру жизнестойкости :
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости [15].
.2 Понятие успеваемости студентов в высшей школе
Российской высшей школе досталась в наследство система оценки знаний и умений студентов, которая сформировалась еще в советское время. В этой системе проверка и оценивание знаний студента происходит два раза в год во время зачетно-экзаменационных сессий. При этом формально пятибалльная, а фактически трехбалльная («отлично». «хорошо, «удовлетворительно» ) традиционная система оценивания не в состоянии объективно оценить реальные учебные достижения студента. Кроме того, эта система никоим образом не побуждает студента к активной работе в межсессионный период. Именно поэтому в рамках проводимой реформы высшего образования много внимания уделено разработке такой системы оценивания, которая, с одной стороны, была бы свободна от недостатков старой, пятибалльной системы и отвечала нынешним реалиям, а, с другой стороны, могла быть признана европейским образовательным сообществом, в которое мы хотим войти, как система, удовлетворяющая соответствующим европейским стандартам. К таким системам относится балльно-рейтинговая система оценивания знаний. В настоящее время балльно-рейтинговая система используется во многих вузах страны [2].
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов - это система организации учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале [5].
Цель рейтинговой системы оценки успеваемости - комплексная оценка качества работы студентов при освоении ими содержания основных образовательных программ [17].
Задачи рейтинговой системы оценки успеваемости студентов:
повышение уровня организации учебного процесса, через интенсификацию текущей работы студента в семестре,
активизация работы профессорско-преподавательского состава по обновлению, совершенствованию содержания и методов обучения,
стимулирование самостоятельной работы студентов,
усиление контроля за освоением студентами ООП и учебной дисциплиной,
усиление обратной связи студент ↔ преподаватель.
Принципы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов:
неизменность требований, предъявляемых к работе студентов,
регулярность оценки результатов работы студентов в ходе текущего контроля через выставление рейтинговых баллов,
открытость результатов текущей успеваемости студентов для окружающих,
строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом [17].
Оценка качества учебной работы студента по рейтинговой системе является накопительной и используется для управления образовательным процессом.
При рейтинговой системе оценки успеваемости студентов преподаватель устанавливает перечень обязательных видов работы студента по дисциплине, оцениваемых в баллах [13].
Основные понятия:
Текущий контроль - контроль за всеми видами аудиторной и внеаудиторной работы студентов по данному дисциплинарному модулю, результаты которой оцениваются до рубежного контроля.
Рубежный контроль - проверка полноты знаний и умений по материалу модуля в целом.
Итоговый контроль - форма контроля, проводимая по завершении изучения дисциплины в семестре.
Рейтинг - интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплинам.
Промежуточный рейтинг - сумма баллов, набранных студентом за всю работу в течение семестра (не включая итоговый контроль).
Итоговый рейтинг - сумма баллов, набранных студентом за всю работу в течение семестра (включая итоговый контроль).
Рейтинг-план дисциплины - методическая разработка процесса освоения дисциплины с разбивкой на модули [12].
Анализ современных балльно - рейтинговых систем обучения, подтвердил высокую эффективность рейтинговой технологии. С ее помощью удается стимулировать учебную деятельность, максимально интенсифицировать и активизировать самостоятельную работу студентов по каждой дисциплине, создать основу для дифференциации обучения, повысить уровень состязательности и здоровой конкуренции. Балльно-рейтинговую систему характеризуют гласность, демократизм, диалоговые равнопартнерские отношения, сотрудничество преподавателя и студентов, придавая новое качество воспитательной работе. Ее отличает высокий уровень технологичности, четкость структуры, строгий порядок исполнения.
В то же время, известные в настоящее время балльно - рейтинговые системы обучения имеют ряд недостатков, основными из которых являются следующие: их конструирование и внедрение в учебный процесс предполагает серьезную предварительную техническую работу, требует больших затрат сил и времени разработчика; применяемые методики перевода суммарного рейтингового балла в оценку достаточно субъективны, поскольку основаны на произвольном присвоении результатам учебной деятельности тех или иных числовых показателей их измерения; не решена полностью проблема их психологической комфортности - в некоторых случаях возникают трудности в личных взаимоотношениях студентов в процессе их учебной деятельности, ряд из них испытывает определенный дискомфорт, будучи вынужденными, действовать в рамках постоянного контроля и ранжирования [21].
.3 Личностные особенности юношеского возраста
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями [19].
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [23].
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [23].
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь [18].
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [10].
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений [4].
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен [16].
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [19].
Адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при...
Похожие материалы:
Реферат: Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в ВУЗеЭссе: Социализация студентов в период обучения в вузе
Курсовая работа: Мотивы учения студентов-первокурсников