Квалификационная работа: Карьерные ориентации и карьерная мотивация у представителей социономических профессий
Важным вопросом развития современного профессионала является реализация его в профессиональной деятельности, другими словами построение карьеры и управление ей. Особый интерес исследователей направлен на изучение особенностей реализации карьеры в разных сферах профессиональной деятельности.
Дата добавления на сайт: 20 августа 2024
Скачать работу 'Карьерные ориентации и карьерная мотивация у представителей социономических профессий':
Выпускная квалификационная работа
Карьерные ориентации и карьерная мотивация у представителей социономических профессий
Введение
Важным вопросом развития современного профессионала является реализация его в профессиональной деятельности, другими словами построение карьеры и управление ей. Особый интерес исследователей направлен на изучение особенностей реализации карьеры в разных сферах профессиональной деятельности. В данном исследовании мы обратились к изучению мотивации к карьере, карьерной самоэффективности и якорей карьеры педагогов и менеджеров по продажам.
Современное общество нуждается в специалистах, готовых и способных к саморазвитию: к принятию ответственных решений, самореализации в труде, настойчивости в реализации своих профессиональных устремлений.
Проблемы профессионального развития исследованы в зарубежной психологии такими авторами как Э. Шейн, А. Бандура, Н. Бетц. В связи с изменениями, возникшими в социально-политическом контексте, получили развитие в исследованиях отечественных специалистов.
Авторами, разрабатывающими теоретические и технологические формы профессионального продвижения в современной отечественной психологии можно назвать А.А. Бодалева, Н.С. Пряжникова, Ю.К. Стрелкова, Е.А. Могилёвкина, Т.Х. Невструеву, И.П. Лотову.
Почти каждый человек планирует будущее, свою карьеру в соответствии со своими потребностями, социально-экономическими условиями, осознавая перспективы служебного роста и возможности повышения своей квалификации.
Профессиональная успешность специалиста зависит не только от его способностей, личностных качеств, мотиваций и ценностей как таковых, но и от их соответствия выбранной специальности. У специалиста должна быть сформирована база, включающая в себя «карьерную компетентность» (как систему представлений о карьере, возможностях и путях карьерного роста по Е.А Могилевкину), «карьерную самоэффективность» (способность к карьерному целеполаганию, карьерному планированию и умению решать карьерные проблемы, Н. Бетц) и «мотивацию к карьере» (осознанное, внутреннее состояние индивида к активной деятельности).
Актуальность исследования: профессиональное развитие в современном мире является актуальной проблемой и несет определенную значимость профессиональной деятельности в жизни человека. Рост числа исследований в этом направлении определено необходимостью учета постоянно меняющегося социально-экономического фактора профессиональной реализации человека. Проблемы карьеры, которые исследовались в зарубежной психологии последние два десятилетия, в связи с изменением социально-политического строя в России стали необходимы исследования и отечественных специалистов. Исследования карьеры сосредоточены, как правило, на особенностях карьерного роста в разных сферах трудовой деятельности, установлении связей между карьерой и личностными характеристиками, мотивацией, организационной культурой, профессиональным самоопределением. В отечественной психологии исследования карьерного становления специалиста любого рода деятельности малочисленны, отсюда возникает необходимость развивать данное направление, исследовать развитие карьеры представителей разных профессиональных сфер как по отдельности так и в сравнении их между собой, разрабатывать новые методики, искать подходы к изучению проблемы профессионального становления личности.
Цель исследования: выявление различий карьерных ориентаций и карьерной мотивации у представителей социономических профессий.
Основные задачи:
- рассмотреть психологическое определение феномена карьеры, основные подходы к периодизации карьеры;
рассмотреть классификацию типов профессий отечественных и зарубежных авторов;
изучить суть и содержание феномена карьерные ориентации и карьерная мотивация;
эмпирически исследовать особенности карьерных ориентаций и карьерной мотивации у представителей социономических профессий.
Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: карьерные ориентации и карьерная мотивация представителей социономических профессий.
Гипотеза: не существует различий карьерных ориентаций и карьерной мотивации у представителей социономических профессий.
Теоретико-методологическую основу работы составляют:
исследования карьерных ориентаций, как фактора становления карьеры, авторов Д. Сьюпер, Э. Шейн, Е.Г. Молл, Е.А. Могилевкин;
исследования мотивации к карьере - комплексной характеристики, свойственной каждому человеку, авторов Е.А. Могилевкина, Д. Бахубер, А.К. Марковой, А. и Р. Ноэ;
исследования карьерной самоэффективности - способности человека организовывать и выполнять действия, необходимые для реализации карьеры, авторов А. Бандуры, Н. Бетц, Д. Бондаренко.
1. Современные подходы отечественных и зарубежных авторов к исследованию карьеры
1.1 Психологическое определение феномена карьеры, типология карьеры. Этапы становления карьеры
Проходя определенные стадии развития в социальных структурах, человек со временем достигает высокой квалификации и профессионального мастерства, которое отражается на личности самого человека, его профессиональном признании, должностном росте и на успехах и достижениях организации.
Слово «карьера» имеет зарубежное происхождение (с итальянского carriera - бег, жизненный путь, поприще, с латинского carrus - телега, повозка) и трактуется в разных значениях:
карьера - цепь событий, которая составляет жизнь, последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития.
карьера - род занятий человека - синоним профессии, и путь к успеху, и достижение определенного положения в обществе, и движение человека в профессии.
карьера - это индивидуальный путь человека в определённых видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и социальному признанию [10].
В работах отечественных специалистов более детально раскрывается психологическое содержание понятия:
карьера - есть профессиональное пространство развития личности, одна из форм самореализации, представляет собой иерархическое отражение пути должностного продвижения работника на протяжении всего трудового периода или его отрезка;
карьера - это «профессиональный жизненный путь», «профессиональная самореализация», «профессиональное самоопределение». Успешная карьера связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась в трудах Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, П.Г. Щедровицкого, С.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжникова и другие.
В советское время термин «карьера» имел в какой-то мере негативное значение, однако в конце прошлого столетие в России резко изменилось отношение к этому понятию. Изначально карьера понималась как последовательность должностей, процесс выживания в профессиональных и социальных структурах, высокая властная позиция в общественном сознании связывалась с некомпетентностью, «лёгкой работой» и «лёгкой жизнью», а её достижение - с непорядочностью и нарушением моральных норм общества. Личная активность специалиста по построению карьеры осуждалась и в социальной среде имела свое определение - «карьеризм». Под карьеризмом понималась гонка за успехом в профессиональной деятельности, вызванная корыстными целями в ущерб общественным интересам, а карьерист - это «честолюбец, ориентированный не на предметную область, дело, а на личное продвижение по лабиринтам служебной иерархии [10].
Уже тогда Е.А. Климов стал применять термин «карьера» с точки зрения профессионального самоопределения. Карьеру стали понимать ни как продвижение по должностям, а продвижение по ступеням мастерства и видам деятельности, различаемым не по параметрам «верх» - «вниз», а по предметной области приложения сил и характеру создаваемых результатов [10].
Сейчас человек, который занимается построением карьеры, рассматривается обществом, как ориентированный на реализацию личностного и профессионального потенциала, стремящийся к профессиональному успеху, определенному статусу в обществе за счет собственных усилий, способностей и профессионализма. Карьера - это постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни» [12]. Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.
Наряду с большим количеством определений понятия, в литературе можно встретить ряд типологий карьеры. Самым простым подходом можно назвать тот, где за основу взяты сферы деятельности, в рамках которых человек строит свою карьеру. Данная типология опирается на один критерий, и в этом заключается ее основное ограничение. Такой подход не учитывает динамику в смене видов и сфер направлений деятельности участников и субъектов рынка труда.
Введение такого критерия, как характер динамики, позволил выделить четыре типа карьеры (Укке Ю.В):
. Обычная карьера. Характеризуется как «профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни»: выбор профессии, этапы разведки и опробирования своих сил в разных сферах, период овладения профессией, упрочения в ней, этап сохранения и повышения квалификации, спад и т.д.
. Стабильная карьера. Представляет собой «прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы.
. Нестабильная карьера. В этом случае после этапов проб и упрочения следуют новые пробы, которые могут быть как вынужденными (в случае потери работы, работоспособности), так и добровольными (смена интересов) или быть вызванными переопределением профессий без интереса и приложения усилий.
. Комбинированная карьера. Этот тип карьеры связан со сменой коротких периодов стабильной профессиональной жизни и занятости этапами вынужденной безработицы или переменой профессии, профессиональной переориентацией (это весьма актуально в наше время).
Сегодня можно уже говорить об осуществлении второй и третьей карьеры, когда активный в трудовом отношении человек проходит профессиональную переподготовку и достаточно энергично и быстро овладевает новым видом профессиональной деятельности. Наглядный в этом отношении пример - массовое перепрофилирование деятельности многих военнослужащих, уволившихся из армии по достижению пенсионного возраста, но сохранивших высокий трудовой потенциал.
Определенный интерес и актуальность сохранили также исследования по проблемам профессиональной карьеры, проведенные финскими учеными (Синисало, Хяюрюнен). Во второй половине восьмидесятых годов прошло два советско-финских симпозиума по психологии личности и образу жизни, опубликованные материалы этих встреч включали в себя, в том числе и типологизацию трудовой карьеры молодежи по результатам лонгитюдного исследования. Финские исследователи использовали в качестве основания для своей классификации занятость или безработицу человека.
Исходя из этого критерия, были выделены четыре типа карьеры.
. Стабильная - человек занят полный рабочий день в той профессии, для которой он был обучен, или приобрел необходимые знания, умения и навыки, работая в области профессии (по данным Синисало таких оказалось 49%).
. Нестабильная - включает в себя тех, кто работал, но поменял род занятий или работал не по специальности. Суть этого типа карьеры в наличии переходов с одной работы на другую (22%).
. Прекращенная или прекращающаяся карьера свойственна тем, кто часто был без работы, у кого периоды занятости сменялись периодами безработицы (4%).
. Учебная - включает тех, кто учился в течение всего времени исследования.
Во многих современных изданиях по управлению персоналом различают два основных вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Все эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в рамках одной организации, так и в разных организациях.
Второй рассматриваемый тип карьеры определен как внутриорганизационная карьера.
Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
вертикальной карьеры - должностной рост, то есть подъем на более высокую ступень структурной иерархии. Именно с этим направлением зачастую связывают собственно понятие карьеры. Строго говоря, вертикальная карьера может носить и восходящий характер и нисходящий, если восходящая вертикальная карьера демонстрирует карьерное продвижение наиболее зримо, то нисходящая карьера ассоциируется в нашем обществе с неудачей. Эффективно работающий сотрудник организации просто не в состоянии осознать, каким образом перемещение на более низкий уровень структурной иерархии может быть достойной альтернативой;
горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений [19].
Свою типологию карьеры, ориентированную на возможность прогнозировать особенности поведения руководителей организаций и предприятий и имеющую ярко выраженный прикладной характер, приводит Е.Г. Мол, выделив в классификацию управленческую карьеру по четырем параметрам. Е.Г. Молл выделяет восемь типов карьеры, в значительной степени определяющих организационное поведение современных российских руководителей [23].
Многие авторы выдвинули идею о том, что, осуществляя карьеру, человек проходит через различные, не связанные между собой этапы, некоторые указывают на наличие трех, четырех, пяти этапов, в каждом из которых выделяются свои специфические проблемы, с которыми сталкивается и которые должен решать работник, для продолжения и реализации всех планов построения своей карьеры.
Хотелось бы обратить внимание на одну из таких идей: профессиональная деятельность в своем развитии проходит несколько этапов:
. Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
. Этап становления, который длится примерно пять лет - от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжают беспокоить безопасность существования, здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума.
. Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров заработной платы и здоровья.
. Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе, к окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, проявляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале своей и других организаций, покупка акций, облигаций).
. Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры (работник получает меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта), самовыражение и уважение к себе и другим подобным из его окружения людям достигают наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить и другие источники дохода, которые заменили бы заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
. Пенсионный этап - карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и другие). Стабилизируется уважение к себе и людям своего круга.
По исследованиям последнего десятилетия, ряд авторов (Д. Холл, Ф. Марвис) пытались пересмотреть прежнюю концепцию стадий карьеры и предложили концепцию поливариативной карьеры, которая представляет собой более сложный и динамичный по своему характеру жизненный путь сотрудника организации, который может включать как подъемы так и спады, а так же и временный возврат на прежний уровень, смену одного вида деятельности другим [23].
Далее рассмотрим исследования карьеры в работах отечественных и зарубежных авторов.
1.2 Исследование карьеры в работах отечественных и зарубежных авторов
карьера мотивация ориентация социономический
Изучением профессиональной карьеры в большей степени занимались
зарубежные психологи. Исследования строились по разным направлениям в зависимости смысла, который вкладывался в понятие карьера:
психологический подход, где карьера рассматривалась с точки зрения средств, необходимых для достижения...