Контрольная работа: Категории фенотипа и генотипа «поведенческого сеттинга

Экологическая психология - это уникальная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (географической, экономической, политической, социальной, культурной), которая является частью его жизнедеятельности и значимым морально-этическим ориентиром в поведении. Данная контрольная работа посвящена одному из ключевых аспектов экологической психологии - категориям генотипа и фенотипа поведенческого сеттинга.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Категории фенотипа и генотипа «поведенческого сеттинга':


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Контрольная работа
дисциплина: «Экологическая психология»
тема: «Категории фенотипа и генотипа «поведенческого сеттинга»
Студент(ка) 6 курса
заочного факультета
специальность: «Психология»
Никонова Олеся Владимировна
Санкт-Петербург 2014 год
ВВЕДЕНИЕ
Экологическая психология - это уникальная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (географической, экономической, политической, социальной, культурной), которая является частью его жизнедеятельности и значимым морально-этическим ориентиром в поведении. Данная контрольная работа посвящена одному из ключевых аспектов экологической психологии - категориям генотипа и фенотипа поведенческого сеттинга.
Актуальность. В наше время ежесекундных перемен исследование темы категорий генотипа и фенотипа поведенческого сеттинга является актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, это позволит взглянуть на тему с разных точек обзора и составить объективное представление о ней.
Во-вторых, осознание сущности категорий фенотипа и генотипа поведенческого сеттинга будет способствовать формированию более грамотной и корректной практической деятельности психолога.
Цель: изучить категории генотипа и фенотипа поведенческого сеттинга.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
) исследовать понятия генотипа и фенотипа;
) рассмотреть сущность понятия поведенческого сеттинга;
) проанализировать роль генотипа и фенотипа в поведении человека.
Изученность. Изучение роли генотипа, фенотипа и среды в формировании различных психологических и психофизиологических моделей поведения является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений. Вместе с тем соотношение работ, посвященных анализу отдельных признаков в генетике поведения человека крайне неравномерно. Так, М.С. Егорова М.С. в учебном пособии «Генетика поведения: психологический аспект» рассматривает основные психологические подходы к проблеме причин определенного поведения людей. В учебном пособии И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютиной и Е.Л. Григоренко «Психогенетика» в доступной и систематизированной форме излагаются необходимые базовые сведения по общей генетике, эмпирическим и математическим методам современной психогенетики, соотношению генетических и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности когнитивных функций, динамических характеристик психики и движений, психофизиологических признаков, в нормальном и отклоняющемся индивидуальном развитии. Ю. Хабермасв книге «Моральное сознание и коммуникативное действие», используя в качестве модели теорию морального развития Лоренса Кольберга, пытается прояснить взаимосвязь причинно-следственных объяснений и гипотетических реконструкций в поведение индивида. А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян в учебном пособии «Этика» систематизируют основные морально-нравственные и волевые факторы влияния на человеческую жизнь.
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ГЕНОТИПА И ФЕНОТИПА
поведенческий сеттинг генотип фенотип
Генотип - совокупность наследственных признаков и свойств, полученных особью от родителей. А также новых свойств, появившихся в результате мутаций генов, которых не было у родителей. «Генотип складывается при взаимодействии двух геномов (яйцеклетки и сперматозоида) и представляет собой наследственную программу развития, являясь целостной системой, а не простой суммой отдельных генов. Целостность генотипа - результат эволюционного развития, в ходе которого все гены находились в тесном взаимодействии друг с другом и способствовали сохранению вида, действуя в пользу стабилизирующего отбора».
Генотип - это не просто сумма генов. Возможность и форма проявления гена зависят от условий среды. В понятие среды входят не только условия, окружающие клетку, но и присутствие других генов. Гены взаимодействуют друг с другом и, оказавшись в одном генотипе, могут сильно влиять на проявление действия соседних генов.
Фенотип - совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся в процессе индивидуального развития генотипа. Сюда относятся не только внешние признаки (цвет кожи, волос, форма уха или нома, окраска цветков), но и внутренние: анатомические (строение тела и взаимное расположение органов), физиологические (форма и размеры клеток, строение тканей и органов), биохимические (структура белка, активность фермента, концентрация гормонов в крови). Каждая особь имеет свои особенности внешнего вида, внутреннего строения, характера обмена веществ, функционирования органов, то есть свой фенотип, который сформировался в определенных условиях среды.
Понятия «генотип» и «фенотип» тесным образом связаны с понятиями «наследственность» и «среда», но не идентичны им. Эти понятия ввел В. Иоганнсен в 1909 году. Понятием «генотип» обозначается сумма всех генов организма, наследственная конституция организма, совокупность всех наследственных задатков данной клетки или организма, т.е. набор генов, состоящих из молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и организованных в хромосомный ряд. Генотип организма является результатом слияния двух гамет (яйцеклетки и оплодотворяющего ее спермия). Понятием «фенотип» обозначаются любые проявления живущего организма - его морфологические, физиологические, психологические и поведенческие особенности. Фенотипы не наследуются, а формируются в течение жизни; они - продукт чрезвычайно сложного взаимодействия генотипа и среды.
«Важно отметить, что существуют единичные признаки, фенотип которых полностью определяется их генетическими механизмами. Примеры таких признаков - полидактилия (наличие добавочного пальца) или группа крови человека». Однако подобных признаков совсем немного, и за очень редким исключением фенотип признака определяется совместным влиянием генотипа и среды, в которой этот генотип существует.
Для любого генотипа существует диапазон сред, в котором он может проявить себя «максимально»; среду, одинаково благоприятную для всех генотипов, найти нельзя. Дело не в обогащенности сред, а в их качественном разнообразии. Сред должно быть много, чтобы у каждого генотипа была возможность найти «свою» среду и реализоваться. Однообразная среда, какой бы обогащенной она ни была, будет благоприятствовать развитию только определенных, а не всех генотипов.
Понятия генотип и фенотип - очень важные в генетике. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.
Известно, что генотип отражается в фенотипе, а фенотип наиболее полно проявляется в определенных условиях среды.
. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОВЕДЕНЧЕСКОМ СЕТТИНГЕ
Поведенческий сеттинг включает среду, окружающую поведение и ограничивающую зону его действия. Для школьного класса это его стены. Для завода это рабочая зона. Для игры в теннис это линии, ограничивающие корт. Для лыжного спуска это отмеченная флажками трасса, совместно с зоной отдыха и подъемниками, однако он может включать и немаркированные участки для более смелых лыжников.
Окружающая среда - это хорошо организованная иерархия «вложенных конструкций» («nested assemblies»), наподобие слоев луковицы. Эти слои прилегают один к другому. Каждая конструкция или блок (unit) содержит некоторые компоненты смежных с ней конструкций (или блоков), так что между ними имеет место некоторая взаимозависимость. Индивид является одной из таких конструкций. Каждый из его биологических органов является компонентом тела индивида и, в свою очередь, представляет собой другую конструкцию. Например, сердце - это компонент окружающего его организма, а клетка - компонент окружающего его сердца.
«Двигаясь от отдельного индивида в противоположном направлении - к более крупным блокам, мы обнаруживаем, что поведенческий сеттинг - это конструкция, компонентом которой является индивид, а сам поведенческий сеттинг может являться компонентом, входящим в учреждение, подобное заводу или университету, содержащему также другие поведенческие сеттинги». Таким образом, то, что является компонентом в одной конструкции, может быть окружающей средой в прилегающей конструкции. Следовательно, блок может быть одновременно внешним смежным и внутренним смежным.
Поведенческий сеттинг включает пять характеристик. Он должен:
а) содержать устойчивые паттерны поведения;
б) быть заданным в определенном средовом контексте;
в) иметь место в специфической зоне;
г) состоять из поведения и среды, находящихся в синоморфных отношениях;
д) включать среду, окружающую поведение;
е) иерархия позиций или ролей в рамках поведенческого сеттинга, причем одни из них являются более жизненно важными, чем другие (как, например, стоматолог по отношению к секретарше в его приемной);
ж) взаимозаменяемость одного участника другим (замена одного стоматолога другим или одной секретарши другой позволит поведенческому сеттингу продолжать функционировать без особых изменений);
з) схемы управления.
Схемы или механизмы управления. Поведенческий сеттинг содержит человеческие компоненты, неодушевленные компоненты (non-human), и «схемы управления», или «управляющие механизмы». Термин «схема» («circuit») относится к контурам (или петлям) взаимообмена или обратной связи между компонентами (в противоположность линейной причинно-следственной цепи). Стабильность сеттингов с их отношениями поведение-среда требует функционирования четырех типов схем: целевых, программных, противодействующих отклонениям и запрещающих.
Целевые схемы. «Каждый поведенческий сеттинг существует ради какой-либо цели: отдыха, производства продукции, продажи товаров, приобретения знаний». Такая цель или назначение сеттинга и есть то, что называют целевой схемой (goal circuit) поведенческого сеттинга. Целевые схемы - это процедуры для достижения целей, удовлетворяющие участников («обитателей», как их называл Баркер) сеттинга. Участники должны осознавать (perceive) цели сеттинга и ведущие к ним пути. Если некоторые участники покидают сеттинг, другие занимают их место и получают инструкции, необходимые для выполнения соответствующей роли. Участники активно пытаются поддерживать функционирование сеттинга, поскольку его назначение (или цель) в том, чтобы удовлетворять их. Если сеттинг их не удовлетворяет, они не будут стремиться поддерживать его, и он прекратит свое существование. Люди связаны со своими сеттингами через посредство стремления к достижению целей и удовлетворения, которое оно (достижение) приносит.
Программные схемы. Люди также связаны со своими сеттингами через посредство программных схем (program circuit). «Программы - это спецификации форм поведения, которые реализуют участники сеттинга, такие как правила игры, способы производства на заводе и процедуры проведения совещания». Один или более участников должны быть знакомы с программой и контролировать последовательность событий в сеттинге.
Противодействующие отклонениям схемы. Такие схемы появляются, когда участники осознают, что некое лицо или условие препятствует реализации программы сеттинга и предпринимают действия по исправлению ситуации. Эти действия могут включать убеждение того или иного лица вести себя иначе или более эффективно («Если ты не поторопишься, мы не успеем выполнить работу в срок»). В приведенном ранее примере объяснение посетителю кафе, что заказ нужно сделать у прилавка, также является противодействием отклонению (deviation countering). Исправление каких-либо нарушений в физическом окружении также относится к данной категории управляющих схем. Докладчику с тихим голосом может потребоваться микрофон; в учебном классе могут потребоваться дополнительные стулья; двигатель, приводящий в движение важное оборудование в заводском цехе, нуждается в замене; на производстве требуется заменить сотрудника, не вышедшего на работу вследствие болезни.
Запрещающие схемы. В тех случаях, когда противодействующих отклонению схем оказывается недостаточно для того, чтобы привести поведение в соответствие с потребностями сеттинга и его целями, вступают в силу запрещающие схемы (vetoing circuits). Руководитель увольняет сотрудника, который работает недостаточно активно или профессионально; лидер ансамбля просит уйти музыканта, который злоупотребляет наркотиками; преподаватель выставляет шумного и мешающего занятиям ученика из класса. Неодушевленные компоненты сеттинга также подлежат воздействию управляющего механизма наложения вето (запрета): новое осветительное оборудование для театральной постановки производит нежелательный эффект; громкая музыка во время собрания мешает общению; машина для выдачи книг из библиотеки оказывается еще более неудобной в работе, чем традиционный метод.
Взаимодействие управляющих схем в процессе достижения целей. Управляющие схемы изменяют компоненты сеттинга в соответствии с ожиданиями, что позволяет соблюдать выполнение программы или плана. «Если одна схема управления не в состоянии побудить участника или другой компонент должным образом способствовать достижению цели поведенческого сеттинга, участники активизируют другую схему». Компоненты и схемы действуют по принципу гомеостатического механизма, чтобы поддерживать функционирование всего сеттинга предписанным и предсказуемым образом. Рабочий на литейном заводе, который слишком медленно разливает расплавленную сталь в формы, будет вынужден работать быстрее благодаря другому рабочему, который приближается к нему с огромным ведром, чтобы вновь наполнить черпаки для заполнения форм. Того, кто работает слишком быстро, будет удерживать в нужном темпе скорость, с которой ему подаются формы, движущиеся по конвейерной ленте. От неправильно заполненных форм подается обратная связь литейщикам, что приводит к коррекции (противодействующие отклонению схемы). Действия рабочих, физическое окружение и регулирующие схемы функционируют совместно, порождая предсказуемую программу, которая отвечает цели.
Саморегулирование. Баркер утверждает, что поведенческий сеттинг существует не в поведении или в физическом окружении, а в «схематике (circuitry), связывающей поведенческие сеттинги, их обитателей и другие компоненты поведенческого сеттинга». Эта схематика обеспечивает саморегулирование сеттинга.
«Поведенческие сеттинги представляют собой саморегулирующиеся активные системы. Они навязывают свою программу действий находящимся в них лицам и объектам. Необходимые для функционирования лица и материалы вовлекаются в сеттинг, а мешающие компоненты модифицируются или удаляются из него. Поведенческие сеттинги можно рассматривать как живые системы, стремящиеся оставаться живыми и здоровыми, даже ценой своих отдельных компонентов».
. РОЛЬ ГЕНОПИПА И ФЕНОТИПА В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Повседневное поведение человека в условиях привычных ему объектов (место работы, учебы, дом, семья, магазин, спортзал) является одним из компонентов поведенческого сеттинга.
Наследственность - это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греч. “рождающий”), локализованные в структурах ядра клетки - хромосомах.
«Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде». Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает:
) детерминированную часть - определяет то общее, что делает человека человеком:
) детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;
) обеспечивает видовые задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;
) от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);
) жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор;
) к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
) переменную часть - определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.
С экопсихологической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:
. Наследование интеллектуальных качеств. Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. «Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека)».
Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.
. Наследование специальных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.
. Наследование моральных качеств. Ведущим положением отечественной психологии долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.
«Вместе с тем в западной психологии (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость». Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть...

Похожие материалы:

Реферат: Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе

Статья: Основные категории педагогической конфликтологии

Реферат: Структура поведенческого акта. Нейронные механизмы поведения

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Построение поведенческого портрета по методу наблюдения