Курсовая работа: Каузальный подход в экспериментальной психологии

Актуальность исследования. Каузальный подход позволяет наметить широкую программу научно-исследовательской и научно-практической работы, направленную на обобщение опыта практической работы психологов и создание специальных средств их диагностической деятельности. Перспективы научно-исследовательской и научно-практической работы в рамках каузального подхода связаны с построением математического аппарата, приспособленного для выявления причинно-следственных связей объекта исследования.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Каузальный подход в экспериментальной психологии':


Содержание
Введение
Глава I. Особенности каузального подхода
.1Понятие каузальности
.2Исторические предпосылки появления каузального подхода
.3 Каузальный подход в экспериментальной психологии
.4 Научная дискуссия по поводу каузального подхода на современном этапе
Выводы
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования. Каузальный подход позволяет наметить широкую программу научно-исследовательской и научно-практической работы, направленную на обобщение опыта практической работы психологов и создание специальных средств их диагностической деятельности. Перспективы научно-исследовательской и научно-практической работы в рамках каузального подхода связаны с построением математического аппарата, приспособленного для выявления причинно-следственных связей объекта исследования.
Тема исследования: «Каузальный подход в экспериментальной психологии».
Цель исследования: Изучение каузального подхода в экспериментальной психологии.
Объект исследования: Каузальный подход.
Предмет исследования: Каузальный подход в экспериментальной психологии.
Задачи исследования: изучение литературы по заданной тематике.
Гипотеза исследования: Каузальный подход имеет глубокие корни своего происхождения и остается актуальным в экспериментальных исследованиях в современном периоде.
Методы исследования: библиографический метод.
Практическая значимость исследования: применение информации, полученной в ходе исследования, в теоретических изысканиях и практической профессиональной деятельности.
Данная работа включает в себя введение, одну главу, выводы, заключение, список литературы. В качестве источников информации была использована современная литература, Интернет-источники по заданной тематике.
Глава I. Особенности каузального подхода
1.1Понятие каузальности
Одним из традиционных подходов в изучении действительности, определяющих развитие научных методов ее исследования, является каузальный, или причинностный, подход, положенный в основу классического научного исследования. Он направлен на изучение взаимосвязей явлений, прежде всего - причинно-следственных. Сущность явления при данном подходе определяется из природы его частей и их внутренних связей. Событие А является причиной события В, если в результате события А событие В становится более вероятным. В рамках этого подхода наибольшее развитие получил научный опыт, или экспериментальный метод.
Каузальность (Kausalitat; от лат. causa - «причина») - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как каузальный принцип, или закон, каузальность выражает следующее: каждое событие имеет причину и одновременно является причиной другого события или наоборот: без причины ничего не происходит. Причина и действие образуют цепь, проходящую из прошлого, пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем. При более близком рассмотрении причина распадается по меньшей мере на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, на (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и вызов действия, который служит непосредственным поводом. Пример: если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (вызов действия) он воспламеняется (действие).
Понятие каузальности образуется как обобщение того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда и только тогда, если имело место нечто другое, «причина».
1.2 Исторические предпосылки появления каузального подхода
Понятие причинности, при его видимой простоте, в действительности является довольно многогранной интеллектуальной конструкцией. Первое систематическое обсуждение каузальных отношений предпринято Аристотелем, который выделил 4 типа причин у каждой вещи и события. Их смысл удобно проиллюстрировать на примере. Пусть группа дорожных рабочих возводит столб с дорожным знаком. У этого события имеется четыре аристотелевских причины:
. Причина материальная. Ею является материал, из которого изготовлен столб и сам знак. Сталь, жесть, краски - всё это является причиной установки столба, потому что без них этого события не могли бы случиться. Не появись на свете железо, жесть и краски, вероятность возведения столба оказалась бы равной нулю. Следовательно, эти материалы действительно являются причиной события. Упрощенно, этот тип причин связан с ответом на вопрос \"Из чего?\" сделано событие.
2. Причина формальная. Материалы, из которых изготовлен столб и знак, организованы в особую конструкцию, форму. И эта форма также является необходимой причиной возведения столба как события, поскольку если бы стали и жести была бы придана какая-то другая, странная форма, дорожные рабочие не стали бы её устанавливать, а если бы и стали, это было бы совсем другое событие. Можно сказать, что эта причина отвечает на вопрос \"Что?\" или \"Кто?\". У нас это дорожный знак.
3. Причина деятельная (движущая). Это самая очевидная причина возведения столба как события. Ею являются источники движущей силы, приводящей к событию. В нашем случае это дорожные рабочие. Можно сказать иначе: движущая причина это ответ на вопрос \"Почему?\". Почему столб поднимается над дорогой? Потому что его устанавливают рабочие.
. Причина целевая. Однако, конкретно для дорожного знака более \"важной\" причиной нежели движущая является целевая причина, которая отвечает на вопрос \"Для чего?\". Дорожный знак возводится для повышения безопасности движения.
Аристотель полагал, что у каждой вещи или события имеется все четыре причины, которые удобно схематически отобразить следующим образом:

Из выделенных Аристотелем четырех типов причинности лишь два - деятельная и целевая - сегодня рассматриваются как каузальные.
В истории философии принцип каузальности впервые чётко сформулирован Демокритом, а причинная связь происшествий - стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о точной каузальности в природе, можно сказать, был совершенно предан забвению и только естествознанием нового времени (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип каузальности природы, без какого-либо сверхъестественного вмешательства, вновь стал усиленно исследоваться.
Современные трактовки каузальных отношений восходят к учению Д. Юма о регулярном причинении. Юм обосновал первый перечень критериев причинных связей: пространственно-временная смежность, временной порядок и постоянство сочетания причин и следствий. Он отказал каузальному механизму в онтологическом статусе, рассматривая его как субъективную конструкцию. В концепциях более поздних философов все три критерия и предположения Юма были поставлены под сомнение.
Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех сознательных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность исходя из одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины - «условием».
Каузальный подход имеет ряд современных предпосылок своего возникновения. Прежде всего, это каузально-динамический анализ - методологическая стратегия, разработанная Л.С. Выготским . Он предназначен для выделения „единицы“ психического: в отличие от обычного анализа , разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально-динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально-динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития.
Другим источником каузального подхода является деятельностный подход, согласно которому любой психический процесс следует рассматривать в составе конкретной деятельности (практической или умственной). Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, мотив является побуждением к деятельности, формирует ее направленность и регулирует ее. Человеческим действиям свойственна полимотивированность. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. С другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.
В качестве следующего источника возникновения каузального подхода выступают экспериментальные психологические исследования психологического мышления, акцент в которых ставится на решение задач по определению действующей причины данного состояния объекта исследования.
.3 Каузальный подход в экспериментальной психологии
каузальный выготский экспериментальный психология
Фиксация и анализ поведения являются прерогативой каузального подхода. Он лежит в основе бихевиористских представлений о том, как формируется поведение конкретного человека. Изучение социальных ролей человека, формы его социального поведения, составляющих основу его адаптации к окружению, позволяет понять, как может модифицироваться поведение человека в зависимости от тех последствий, которые оно вызывает в определенных ситуациях. С точки зрения бихевиористов, воздействие внешней среды позволяет понять, каким образом ослабевают одни формы поведения и возникают другие, подкрепляемые внешними факторами.
Каузальный подход исходит из того, что на основе научных данных можно не только оценивать состояние элементов объекта исследования, но и выявлять его реально действующие причинно-следственные связи, оптимальные стратегии научного мышления, закономерности общения экспериментатора с обследуемым. Каузальный подход исходит также из того, что средствами исследовательской деятельности психолога являются не только научно обоснованные диагностические методики, но и научно обоснованные схемы психологической детерминации, психодиагностические таблицы, диагностические алгоритмы.
Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков, или условий, существования причинной связи между двумя явлениями.
) разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию.
) наличие статистической связи между причиной и следствием. Изменение величины одной переменной должно сопровождаться изменением величины другой.
) должны быть исключены иные возможности объяснения связей двух явлений, кроме как причинной, а также все другие альтернативные причины возникновения конкретного явления. Это условие трудней всего соблюсти, т.к. существует вероятность того, что кажущаяся каузальная связь фактически обусловлена действием третьей переменной, которая и вызывает те или иные последствия. К примеру, замкнутость подростка, на первый взгляд, может быть вызвана неблагоприятной обстановкой в семье, однако на самом деле причина может быть другая, например, плохие отметки в школе или конфликт со сверстниками.
Наличие причинно-следственных связей означает, что имеющиеся изменения меняют вероятностные характеристики последствий. В процессе каузального анализа выявляются связи между потоками непосредственных событий в прошлом, настоящем и будущем, а также их последствиями. Каузальный анализ - это своего рода анализ последовательностей. Более того, последствия представляют собой комплекс связанных событий, которые разворачиваются во времени, что позволяет привести точную характеристику с помощью регрессионного анализа и других статистических методов. Данный анализ позволяет понять сущность принятия решений, оценить эффективность данных, а также понять эволюцию различных изучаемых характеристик.
Эксперименты являются средством проверки каузальных гипотез. Для проверки гипотезы о причинной связи двух явлений экспериментатор моделирует предполагаемую причину (независимую переменную), варьирует ее, регистрирует изменение следствия (зависимой переменной) и контролирует внешние (побочные) переменные.
В качестве независимой переменной могут выступать:
характеристики заданий (стимулы или материал задания, типы ответов (вербальные, невербальные), цели задания, средства решения поставленной задачи, система поощрений и наказаний и т.п.);
особенности ситуации, или внешние условия (температура в помещении, освещенность, обстановка, присутствие постороннего наблюдателя и т.п. );
управляемые особенности (состояния) испытуемого (физические, биологические, психологические, социальные и др. признаки).
Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. Зависимая переменная должна быть надежна и валидна. Важным ее свойством является сензитивность - чувствительность к изменению независимой переменной.
В тщательно контролируемом эксперименте независимая переменная является единственно возможной причиной любого следствия, обнаруживаемого у зависимой переменной. Это позволяет идентифицировать явные причинно-следственные связи.
В рамках каузального подхода разработан метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности - каузометрия. Это биографический метод исследования, направленный на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Для применения каузометрии проводится ряд процедур в форме интервью: формирование списка значимых событий; причинный анализ межсобытийных отношений; обозначение сфер принадлежности событий и др.
Результаты интервью изображаются в виде каузограммы - графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в физическом и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни, о структуре взаимосвязей событий. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов, об особенностях стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим. Каузометрия применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профессионально - ориентационных, семейных, психогигиенических консультациях. На ее основе разработана компьютерная диагностическая программа \"Биограф\".
.4 Научная дискуссия по поводу каузального подхода на современном этапе
Среди современных ученых ведется обсуждение типов каузального анализа. Так, французский ученый Р.Том говорит о двух типах: первый состоит в объяснении явлений действующей причиной, второй, математический, опирается на систему дифференциальных уравнений, решение которых определяется начальными условиями. Первую схему можно усложнить допущением цепи промежуточных причин и следствий. Вторую можно упростить, но соединение двух типов каузального анализа, как утверждает Р. Том, в принципе невозможно. По мнению Р. Тома, относительно каузальных факторов должно быть предпринято более тонкое исследование; следует различать существенные факторы и подчиненные, имеющие лишь инструментальное и случайное значение. Это демонстрирует пример, приведенный Р. Томом: на автостраде в километре от моста человека сбивает машина (это - следствие). Теперь экспериментатор убирает мост. На этот раз машина на полной скорости падает в овраг. В этом случае человек не сбит машиной. Следовательно, можно утверждать, что мост является причиной его смерти в первом случае. Однако более глубокое исследование показывает, что мост имеет всего лишь случайное значение, а машина и скорость, с которой она ехала, являются существенными факторами.
Исторический создатель экспериментального метода Фрэнсис Бэкон считал, что для каузального анализа явления достаточно одних экспериментов. Р. Том утверждает, что одно лишь экспериментирование не может выявить причину. Необходимо продолжить реальное в область воображаемого, а затем проверить те воображаемые элементы, которые продолжили реальность. Такую ментальную операцию, «мысленный эксперимент», не заменит никакой прибор. Иными словами, «чтобы иметь научное значение, экспериментальная деятельность не должна пренебрегать мышлением».
Каузальный подход находит выражение в концепции решения задач психодиагностики, науки, выросшей из экспериментальной психологии. Ее образуют представления о специфике диагностической деятельности психолога; о принципах решения диагностических задач, регламентирующих диагностический поиск; о системе понятий, характеризующих диагностический процесс; предсказательных утверждениях, предполагающих эмпирическую проверку; требованиях к разработке специальных средств диагностической деятельности психолога.
При реализации каузального подхода психолог является подлинным субъектом психодиагностической деятельности. Он осуществляет как распознавание психологических особенностей объекта исследования, так и намечает пути решения существующих психологических проблем.
В настоящее время каузальный подход образует фундаментальное направление исследований. Он позволяет выделить особый предмет исследования, новое направление научной работы в области психодиагностики, - диагностическое мышление психолога.
Выводы
Каузальный подход создает условия для выполнения психологом профессиональной роли «высококвалифицированного диагноста» и позволяет реализовать такой способ ответа на поставленные вопросы как выдвижение и проверка научно обоснованных диагностических гипотез.
Достоинство каузального подхода состоит в том, что он позволяет максимально повысить эффективность исследовательской деятельности психолога, осуществить моделирование диагностических задач. Слабая сторона каузального подхода в его недостаточной разработанности.
Заключение
Практическая значимость каузального подхода заключается в том, что этот подход позволяет поставить и решить ряд актуальных практических задач. В числе задач, которые находят решение с позиций каузального подхода, повышение эффективности исследовательской и практической деятельности психологов, оценка уровня квалификации и отбор психологов-исследователей и психологов-диагностов, формирование и развитие их диагностического мышления, создание банка диагностических случаев из различных областей психодиагностической практики, разработка научно-методических пособий, учитывающих все основные компоненты научных основ экспериментальной психологии.
Библиография
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: Питер, 2012. С. 96-101.
. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2012. С. 174.
. Кун Д. Большая энциклопедия психологии. - С.-П.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 59.
. Шнейдер Л.Б. Экспериментальная психология. - М.: Фонд «Мир», Академический проект, 2007. С.158 - 225.
Интернет-источники:
1. Ануфриев А.Ф. Каузальный подход к психодиагностике.
. Ануфриев А.Ф. Научные основы диагностики: два подхода.
. Википедия
. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
5. Подшивалкина В. К вопросу о применении качественных методов в социологии, или какой опыт мы изучаем? ecsocman.hse.ru›data/2010/06/24…Podshuvalkina.pdf
6. Философский словарь.
.Четыре причины Аристотеля.
8.Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н., Соколова, О. В. Терещенко. http://rudocs.exdat.com/docs/index-432160.html?page=67

Похожие материалы:

Реферат: Представление о личности в психологии. Понятие индивидуальных (личностных) черт

Реферат: Место нейронаук в изучении проблематики психологии личности: обзор исследований

Курсовая работа: Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления

Статья: Психологические характеристики малых групп, как объекта социальной психологии

Реферат: Психосоматические подходы в психологии

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.