Курсовая работа: Когнитивная психология

Темой данной курсовой является когнитивная психология. Проблема развития когнитивной психологии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Дата добавления на сайт: 20 августа 2024


Скачать работу 'Когнитивная психология':


Введение
Темой данной курсовой является когнитивная психология. Проблема развития когнитивной психологии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение когнитивной психологии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Когнитивная психология (cognitive psychology) - это психология познавательных процессов; особое когнитивно-ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов, характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ. Когнитивная психология стояла у самых истоков когнитивной науки и обязана своим названием У. Найссеру, он назвал в 1967 г. свою известную книгу аналогичным образом.
В истории психологии как специальной дисциплины можно говорить о "когнитивной революции" конца 50-х годов - ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. Р.Л. Солсо называет "неудачу" бихевиоризма в числе важнейших факторов, обусловивших "когнитивную революцию".
Современная Когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения когнитивной психологии ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Когнитивная психология тесно связана с когнитивной антропологией и является одним из ее оснований. Их понятийный аппарат в значительной мере пересекается, хотя когнитивную психологию более всего интересует как, с помощью каких концепций и категорий можно объяснить усвоение, классификацию, запоминание знаний, а когнитивную антропологию то, как с помощью этих категорий и концепций можно объяснить культуру и связь между психикой и культурой.
Когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор).
Объект: когнитивная психология и процесс познания себя.
Предмет: анализ понятия когнитивной психологии. Методов познания себя.
Цель: проанализировать основные положения и примеры экспериментальных исследований когнитивной психологии и исследование методов самопознания личности.
Задачи:
рассмотреть понятие когнитивной психологии;
изучить сферу когнитивной психологии;
проанализировать когнитивные модели;
познакомиться с когнитивной психокорекцией.

1. Когнитивная психология
.1Историческое возникновение когнитивной психологии
Когнитивная психология (сognitio (лат.) - знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи уже пытались заниматься проблемами познания.
Много лет назад уже были первые попытки изучать мышление как философскими, так и научными методами. Определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылилась в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У Канта разум - это структура, опыт - факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы. Было бы неправильно считать, что столпами когнитивной психологии являются только эти философы. Да, и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.
Когнитивная психология - изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий. Мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.
Когнитивная психология это психологическая концепция, основное внимание уделяющая процессу познания и активности сознания.
Еще древние мыслители пытались выяснить, где помещается память и мысль. Как свидетельствуют иероглифические записи из древнего Египта, их авторы полагали, что знания находятся в сердце - этот взгляд разделял греческий философ Аристотель, но вот Платон считал, что именно мозг есть средоточие мысли. Как и все подлинные новации, в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Её истоки можно проследить в более ранних концепциях. По словам некоторых исследователей, когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя в истории психология. Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в истории со дня её появления. Задолго до того как она стала наукой. Проблема сознания обсуждается в работах Платона и Аристотеля. Равно как и в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной школ.
Когда психология оформилась в самостоятельную дисциплину, интерес к проблеме сознания сохранился. Вильгельма Вунда можно считать одним из предтеч когнитивной психологии, поскольку он неоднократно подчеркивал творческий характер сознания. Структурализм и функционизм также имеют дело с сознанием: первый c его элементами, а второй с функционированием. И лишь бихевиоризм отошел от этой традиции, изгнав тему сознания из области психологии почти на 50 лет.
Возрождение интереса к этой теме можно проследить, начиная с 50-х. а при желании и с 30-х годов [18, с.35]. Когнитивная психология продукт той поры, когда психология, антропология и лингвистика заново определили себя, а компьютерная наука и нейронаука только появились на свет. Психология не могла принять участие в когнитивной революции до тех пор, пока не освободилась от бихевиоризма и не отнеслась к проблеме познания с должным научным уважением. К тому времени для представителей нескольких дисциплин стало ясно, что решение ряда изучавшихся ими вопросов неизбежно зависит от разработки проблем, традиционно относимых к другим областям науки [14, с. 9].
Предшественником когнитивного движения можно считать Э.С. Толмена. Этот исследователь признавал важность рассмотрения когнитивных переменных и в немалой степени способствовал отказу от подхода "стимул - реакция". Толмен ввел в употребление идею когнитивных карт, отстаивал применимость категории цели по отношению к действиям животных и подчеркивал необходимость использования промежуточных переменных для определения внутренних, ненаблюдаемых состояний.
Ж.Пиаже также провел ряд весьма значительных исследований по детской психологии с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка. Как только когнитивный подход начал распространятся в Америке, значение работ Пиаже сразу стало очевидным. Пиаже оказался первым европейским психологом, получившим награду "За выдающийся вклад в развитие науки". Даже то обстоятельство. Что работы Пиаже были посвящены преимущественно детской психологии, способствовало дальнейшему расширению спектра применимости когнитивного подхода [6, с. 482].
Начиная с 1970 -х. годов когнитивная психология стала занимать видное место в качестве сферы исследования и терапевтической практики. Она энергично занимается центральными элементами сознания, подобно тому, как это делал У.Джеймс, когда создавал научную дисциплину, называемую психологией. Когнитивная психология не является теорией личности. Она не образует и какой-то единой, сцеметрированной системы, скорее объединяя в себе множество теорий и видов терапевтической практики, имеющих различные цели и использующих различные методы. Особенно релевантны пониманию человеческой личности две области когнитивной психологии. Одна связана с картографией структуры интеллекта. Другая с разработкой терапевтических приемов, с целью видоизменения влияния интеллекта на мышление, на эмоциональную жизнь и благополучие человека.
Все когнитивные психологи проявляют интерес к принципам и механизмам, которые управляют феноменом человеческого познания. Познание охватывает ментальные процессы, такие как восприятие, мышление, память, оценка, планирование и организация [19, с. 323].
1.1.1Теория Джорджа Келли
Когнитивная психология вторглась во многие области психологии. Включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим. Наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических направлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.
Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и подобно ученым - профессионалам.
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.
Главным понятием в этом направлении является "конструкт". Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения.
Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют личностными конструктами.
Конструкт - это своеобразный классификатор - шаблон нашего восприятия других людей и себя.
Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, решает проблемы, пользуясь соответствующими конструктами. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт "умный - глупый" вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт "хороший - плохой" пригоден фактически на все случаи жизни.
Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Например встретив какого-то человека, он оценивается с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом - добрым или злым, то конструкт "умный - глупый" является суперординатным, а конструкт "добрый - злой" - субординатным. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако, он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове.
В конечном итоге, по мнение когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.
Таким образом, согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархиятконструктов [11, с. 210].
.1.2 Когнитивная теория Пиаже
Теория Ж.Пиаже является одной из наиболее заметных вех в развитии когнитивной психологии. Его теория противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и концептам, которые они уже имеют, конструируя знания реальности из собственного опыта. Постулируя предиспозиции когнитивных функций по организации и адаптации опыта, Пиаже считал, что обучение должно опираться на достигнутый уровень развития.
Согласно теории Пиаже, дети, по мере развития мозга и расширения опыта, проходят через четыре долговременные стадии, каждая из которых характеризуется качественно отличными способами мышления. На сенсомоторной стадии когнитивное развитие начинается с использования ребенком чувств и движений для исследования мира. Эти двигательные паттерны относятся к символическому, но не логическому, мышлению дошкольника на дооперационной стадии. Пиаже разработал специальные методы исследования способов мышления детей. В начале своей карьеры он тщательно изучал поведение трех своих детей младенческого возраста и ставил перед ними повседневные задачи, например, показывал привлекательный объект, который можно было схватить, засунуть в рот, кинуть, а потом поискать. Исходя из этих реакций Пиаже сформировал, представление о когнитивных изменениях, происходящих у детей в первые два года жизни. Несмотря на значительный вклад Пиаже, в последние годы его теория подверглась критике. Исследования показывают, что Пиаже недооценивал возможности младенцев и дошкольников. Когда маленьким детям предлагают задачи, ранжированные по степени трудности, их понимание проблемы кажется более близким к пониманию старшего ребенка или взрослого человека, чем полагал Пиаже. Это открытие привело многих исследователей к выводу, что зрелость мышления детей может зависеть от степени знакомства с задачей и от характера усвоенных знаний. Более того, многие исследования показывают, что в результате тренировок можно улучшить результаты, которые показывают дети при решении задач Пиаже. Эти данные ставят под вопрос предположения Пиаже, согласно которым обучение через открытие, а не обучение взрослыми, является самым лучшим способом содействия развитию.
В настоящее время исследователи детского развития разделились в соответствии с отношением к представлениям Пиаже. Те, кто продолжает видеть в подходе Пиаже прогрессивные моменты, придерживаются модифицированного взгляда на его когнитивные стадии, согласно которому качественные изменения мышления детей происходят постепенно, не так быстро, как полагал Пиаже. Другие склоняются к мнению, что изменения в когнитивной сфере детей происходят непрерывно, а не стадиально: теории информационной переработки. Некоторые исследователи придерживаются теорий, которые фокусируются на роли социальных и культурных контекстов в развитии детей [11, с. 48].
1.2Сфера когнитивной психологии
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
1.2.1Восприятие
Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию известно о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой подчиняются определенным объективным законам.
Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно-кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем - обеспечить высокую точность и скорость восприятия.
Общая модель восприятия такова: рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).
Далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.
Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.
Исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.
Таким образом, восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом и взаимозависимы.
Также необходимо отметить, что на восприятие влияет предшествующий опыт человека.
1.2.2Распознавание образов
Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов.
Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем [16,с.27].
Распознавание образов - процесс перцептивной категоризации, отнесение воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе воспринимаемых признаков, т.е. процесс восприятия и идентификации форм и объектов. Например, для чтения необходимо помнить набор значимых паттернов (образов), состоящих из сочетаний линий и кривых.
Существует несколько теоретических подходов к объяснению способности человека идентифицировать и обрабатывать зрительные паттерны.
-По теории гештальтпсихологии предполагается, что восприятие зрительных паттернов организуется по принципам близости, сходства и спонтанной организации.
-Обработка информации...

Похожие материалы:

Реферат: Семейная психология

Контрольная работа: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ТРУДОВОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Реферат: Психология развития

Курсовая работа: Психология публичной коммуникации

Контрольная работа: Психология поведения человека в экстремальных ситуациях