Курсовая работа: КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.


Дата добавления на сайт: 29 мая 2025

Курсовая работа
на тему:
"КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ"
учебной дисциплины
"Психодиагностика"
Педагогический факультет
Для специальности 050706.65 Педагогика психология
Содержание

1. Теоретические основы психических особенностей личности

1.1 Диагностика интеллекта
1.1.1 Понятие об интеллекте
1.1.2 Понятие о внимании
1.1.3 Понятие о памяти
1.1.4 Понятие о мышлении
1.2 Диагностика личности
1.2.1 Характер, его черты, акцентуация характера
1.2.2 Темперамент: определение, характеристика его типов
1.2.3 Тревожность
1.2.4 Самооценка
1.2.5 Уровень притязаний
2. Эмпирическое исследование психических свойств личности
2.1 Эмпирическое исследование интеллекта
2.1.1 Оценка внимания
2.1.2 Оценка памяти
2.1.3 Оценка мышления
2.2 Эмпирическое исследование личности
2.2.1 Оценка характера
2.2.3 Выявления темперамента
2.2.4 Оценка тревожности
2.2.4 Исследование самооценки и уровня притязаний
2.3 Вывод по результатам эмпирического исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения
1. Теоретические основы психических особенностей личности

1.1 Диагностика интеллекта

1.1.1 Понятие об интеллекте
Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека [4].
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и так далее.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Есть большое количество подходов к проблеме интеллекта. Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считается психометрический подход, в русле которого сформировались факторные модели интеллекта. Все модели объединяет общий методологический подход.
В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами. Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые. Наибольшую известность в психологии и в области прикладного использования данных психологии получили наибольшую известность факторные модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и Р.Б. Кэттелла.
Ч. Спирмен, исследуя профессиональные способности, предположил, что успех в деятельности определяется взаимодействием некоего общего фактора, общей способности, и фактора (факторов), специфичных для конкретной деятельности. Общий фактор он назвал генеральным (G-фактор), а работающие на определенную деятельность - специальными способностями (S-факторы). Общий фактор часто скрыт (латентен). Для его выявления Спирмен создал специальный математический метод - факторный анализ. G-фактор определялся Ч. Спирменом как общая "умственная энергия", которой наделены все люди, но она в разной степени влияет на успех каждой конкретной деятельности. Многие ученые искали эквивалент G-фактору в традиционных психологических терминах. Главными претендентами были внимание, мотивация человека, скорость переработки информации др., но к единому мнению ученые так и не пришли. Для тестирования фактора "G" лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений, менее всего связанных с конкретной деятельностью.
Л. Терстоун, оппонент Ч. Спирмена, полагал, что не существует общего фактора, а определенный интеллектуальный акт протекает благодаря взаимодействию множества отдельных факторов [4]. Сначала он выделил 12 факторов, затем список был сведен до семи: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивный фактор (нахождение правила и завершение последовательности). На основе этой теории было разработано большое количество тестов структуры способностей. Факторы, обнаруженные Терстоуном при дальнейших проверках, оказались зависимыми, что говорит в пользу иерархических моделей.
Способностсти (англ. abilities, aptitudes, capabilities) - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплое). Способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. (В.Д. Шадриков.)
Теплов разделял способности и задатки способностей - врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что способности, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки - свойства наследственных способностей.

1.1.2 Понятие о внимании

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Под направленностью сознания подразумевается выбор объекта, а сосредоточенность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту [13].
Внимание направлено на:
-движение (моторное);
-мышление (интеллектуальное);
-восприятие (сенсорное).
Параметры внимания, это:
а)концентрация;
б)устойчивость;
в)объем;
г)распределение;
д)переключение.
Внимание характеризуется:
-непроизвольное (отсутствием целенаправленного волевого акта);
-произвольное (наличием целенаправленного волевого акта);
-послепроизвольное (целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий).
Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике человека. Велико значение внимания в учебной работе. Ее успех в огромной степени зависит от того, насколько учителю удается овладеть вниманием учащихся. Если внимание направлено на учебный материал, то последний более успешно понимается, усваивается; кроме того, внимательная работа детей на уроке обеспечивает и дисциплину в классе.

1.1.3 Понятие о памяти
Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность [11].
Природа памяти, достаточно сложный психологический процесс, который пытались объяснить многие учёные на протяжении всего существования человечества. На сегодняшний день, благодаря таким наукам, как психология, нейрофизиология, биохимия и педагогика знания о структуре и функциях памяти заметно возросли. Однако как ни значительны и многообещающи результаты, полученные в области исследования памяти, остается фактом, что сегодня мы знаем о ней удивительно мало и к тому же многие наши знания нередко оказываются в действительности только гипотезами. Представления, которые сложились в науке о том, что такое память, как она функционирует, каковы ее закономерности, еще очень далеки от завершенности. Поэтому разработка рациональных методов повышения продуктивности памяти связана с существенными трудностями. В кибернетике при исследовании объектов с неизвестной внутренней структурой пользуются понятием "черный ящик". По аналогии ученые назвали память "розовым ящиком", желая этим подчеркнуть, что работа мозга (розового по цвету) как носителя памяти на сегодня в значительной степени остается загадкой. Высшие мыслительные функции человека, включая память, осуществляются корой головного мозга, которая покрывает мозг, как кора - дерево. Ее толщина около 1\3 см. Если кору головного мозга распрямить, то она займет площадь, примерно равную газетной странице. Однако на этой сравнительно небольшой площади сосредоточены миллиарды нервных клеток, называемых нейронами. Мозг содержит более 10 млрд. нейронов, т.е. почти в три раза больше, чем число людей на Земле. Нейрон состоит из тела и нервных волокон (дендритов и аксонов). Информация, поступая в мозг от органов чувств, вызывает изменение электрических потенциалов нейронов. Эти изменения потенциалов, которыми нейрон кодирует информацию (переводит ее на свой язык), по нервным волокнам передаются другим нейронам. Связи нейронов между собой весьма многочисленны. К одному нейрону могут подходить свыше тысячи волокон от других нервных клеток. Благодаря способности использовать эти бесчисленные нервные связи в зависимости от задачи и вида поступающей информации мозг, как предполагают ученые, может хранить и перерабатывать огромные, практически не ограниченные количества информации.
Изменения электрических потенциалов нейронов сопровождаются химическими реакциями, в ходе которых образуются новые молекулы, в том числе молекулы РНК (рибонуклеиновая кислота) и белков. Предполагают поэтому, что для объяснения феномена памяти необходимо также учитывать биохимические закономерности, характеризующие построение новых молекулярных структур, при помощи которых, возможно, и кодируется информация.
Для памяти характерны следующие фазы:
. Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т.д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.
. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.
. Воспроизведение запомненного или заученного.
. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.

1.1.4 Понятие о мышлении
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств - в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения [9].
Мышление тесно связано с речью.
Благодаря мышлению мы не только узнаем факты и явления, но и можем понять причины их существования. Мышление дает нам возможность предвидеть будущие события: увидев тучу, мы делаем вывод о том, что будет дождь. Особенно большое значение в жизни имеет научное предвидение.
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.
Вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на "язык" семантических признаков, на язык значений.
Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует.
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти.
Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами.
Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

1.2 Диагностика личности

1.2.1 Характер, его черты, акцентуация характера
В психологии понятие "характер" означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность. Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль [7].
Акцентуации - чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов.
Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:
Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности - эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.
Гипертимный тип - высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.
Астеноневротический - повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.
Психостенический - нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.
Шизоидный - замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.
Сенситивный - робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
Инфантильно-зависимый - люди, постоянно играющие роль "вечного ребенка", избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.

1.2.2 Темперамент: определение, характеристика его типов
Темпера́мент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.
Темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у одной группы людей [1].
САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.
ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.
МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.
ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров.

1.2.3 Тревожность
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Впервые была описана Зигмундом Фрейдом.
Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности - чувства неопределенности и беспомощности.
диагностика личность темперамент интеллект
Тревожность характеризуется тремя основными признаками - специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживаниях [2]. Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.
Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.
Фрейд выделял три основных вида тревожности:
) объективную, вызванную реальной внешней опасностью;
) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной;
) моральную, определяемую им как "тревожность совести".

1.2.4 Самооценка
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк - от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря - правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т.д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой”, "Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

1.2.5 Уровень притязаний
Уровень притязаний - а) уровень сложности, который планируется достичь и преодолеть в процессе последующей активности, своего рода "идеальная цель"; б) определение личностной цели конкретного действия на основе испытанного чувства удовлетворения в связи с достигнутым ранее успехом или на основе переживаний в связи с предшествующей неудачей, своего рода "актуальный уровень притязаний". Помимо этого, термин "уровень притязаний" нередко употребляют для описания желаемого уровня самооценки. Личность в условиях имеющейся у нее возможности свободно выбрать степень сложности очередного действия оказывается, как правило, в ситуации диссонанса, отражающего борьбу двух несовпадающих мотивов - стремления достичь максимального успеха и одновременно застраховать себя от неудачи. Адекватной реакцией на успех является завышение трудности вновь выбираемой задачи и снижение актуального уровня притязаний в ситуации предшествующего неуспеха. Традиционно принято интерпретировать обратную реакцию (повышение сложности выбираемой очередной задачи после предшествующей этому неудачи и понижение уровня притязаний после успеха) как неадекватную [6].
В то же время существует целый ряд факторов, которые не позволяют рассматривать эту закономерность столь упрощенно и, что называется, "в лоб". Это становится совершенно очевидно, если учитывать такие переменные, как значимость выбираемой задачи для данной личности, наличие или отсутствие очевидцев выбора задачи, характер взаимоотношений личности с этими очевидцами и т.д. Более того, склонность интерпретации действий человека в условиях свободного выбора степени трудности конкретного задания определяется еще и тем, что необходимо рассматривать мотивы подобного выбора, исходя из того, что индивид, принимая какое-либо решение и его реализуя, стоит, по сути дела, перед двумя, хоть и взаимосвязанными, но при этом и вполне самоценными задачами - задачей собственно предметной ("это необходимо сделать") и задачей личностной ("смогу ли я?", а по существу - "кто я?", "какой я?"). Следует отметить, что в различных обстоятельствах первостепенной задачей может оказаться любая из этих двух. Прежде всего, именно в связи с этим в одних ситуациях личность ориентируется преимущественно на избегание неуспеха, а в других - на достижение безоговорочного успеха во что бы то ни стало.
2. Эмпирическое исследование психических свойств личности

Исследование проводилось с двумя испытуемыми.
) Испытуемый № 1:
-Имя - Роман Р.;
-Возраст - 31 год;
-Пол - мужской;
-Социальное положение - инженер;
-Дата обследования - c 04.03.2011 - 11.03.2011 г;
2) Испытуемый № 2:
-Имя - Юлия Ш.;
-Возраст - 27 лет;
-Пол - женский;
-Социальное положение - домохозяйка;
-Дата обследования - c 04.03.2011 - 11.03.2011 г.
Диагностика интеллекта проводилась по следующим методикам:
) "По таблицам Шульте" (внимание);
) "Запоминание логически не связанного материала", "Запоминание чисел" (память);
) "Сложные аналогии" (мышление).
Диагностика личности проводилась по следующим методикам:
) Адаптированный характерологический опросник Шмишека (характер);
) Тест Айзенка (темперамент);
) Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина;
) Тест на исследование самооценки и опросник В.К. Горбачевского (уровень притязаний).
2.1 Эмпирическое исследование интеллекта

2.1.1 Оценка внимания
Цель: Определение объема динамического внимания подростков и взрослых по методике Шульте.
Инструкция: Испытуемому показывают таблицы № 1,2,3,4, изображённые в Приложении 1, в которых вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Необходимо находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть [5].
По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.
Оценка результатов: Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. С помощью таблицы 5, представленной в Приложении 1, необходимо определить шкальную оценку по суммарному времени поиска цифр. И в соответствии с таблицей 6 производится выставление оценки объема динамического внимания испытуемого.

Таблица 6
Интерпретация шкальной оценки
Шкальная оценкаХарактеристика объема внимания
0-3Низкий
4-7Ниже среднего
8-11Средний
12-15Выше среднего
16-19Высокий

Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

Таблица 7
Результаты исследования объёма динамического внимания
№ таблицыВремя поиска цифр Ромы Р., (сек.)Время поиска цифр Юли Ш. (сек.)Ошибки Ромы Р.Ошибки Юли Ш.
1354000
2364100
3384300
4394411
Сумма14816811

В результате объем динамического внимания Романа Р. составил 148 секунд, что соответствует шкальной оценке 12 и оценке объёма внимания выше среднего; Юлии Ш. - 168 секунд, что соответствует шкальной оценке 10 и средней оценке объёма внимания.

2.1.2 Оценка памяти
Цель: Определение уровня развития смысловой и зрительной памяти подростков и взрослых.
Тест 1 Запоминание логически не связанного материала
Инструкция: Испытуемому предлагают зрительно запомнить 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.
Затем участника эксперимента просят записать те слова, которые он запомнил под теми порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. На запоминание 20 слов дается 40 секунд.
Оценка результатов: Необходимо вычислить продуктивность запоминания. Для этого число правильно воспроизведенных слов подставляют в следующую формулу:
(число правильно воспроизведенных слов: 20) х 100 =. %
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки продуктивности запоминания: 90…100 - Отлично; 70…90 - Очень хорошо; 50…70 - Хорошо; 30…50 - Удовлетворительно; 10…30 - Плохо; 0…10 - Очень плохо.
Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

Таблица 8
Результаты тестирования по запоминанию логически не связанного материала
Содержание вопросаРоман Р.Юлия Ш.
1. УкраинецУкраинецУкраинец
2. ЭкономикаЭкономика
3. КашаКаша
4. Татуировка
5. Нейрон
6. ЛюбовьЛюбовьЛюбовь
7. НожницыНожницы
8. СовестьСовесть
9. Глина
10. СловарьСловарь
11. Масло
12. БумагаБумага
13. ПирожноеПирожное
14. ЛогикаЛогика
15. СоциализмСоциализм
16. Глагол
17. Прорыв
18. Дезертир
19. СвечаСвечаСвеча
20. ВишняВишня

В результате продуктивность запоминания логически не связанного материала Романа Р. составила (9: 20) x100%=45%, что соответствует удовлетворительной оценке; Юлии Ш. - (7: 20) x100%=35%, что соответствует удовлетворительной оценке.
Тест 2. Запоминание чисел
Инструкция: Испытуемому предлагают зрительно запомнить 20 чисел вместе с их порядковыми номерами.
Затем участника эксперимента просят записать те слова, которые он запомнил под теми порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке. На запоминание дается 40 секунд.
Оценка результатов: Необходимо вычислить продуктивность запоминания. Для этого число правильно воспроизведенных чисел подставляют в следующую формулу:
(число правильно воспроизведенных чисел: 20) х 100 =. %
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки продуктивности запоминания: 90…100 - Отлично; 70…90 - Очень хорошо; 50…70 - Хорошо; 30…50 - Удовлетворительно; 10…30 - Плохо; 0…10 - Очень плохо.
Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

Таблица 9
Результаты тестирования по запоминанию чисел
Содержание вопросаРоман Р.Юлия Ш.
1.434343
2.575757
3.1212
4.3333
5.81
6.72
7.1515
8.4444
9.96
10.777
11.37
12.18
13.86
14.56
15.47
16.66
17.7878
18.616161
19.838383
20.737373

В результате продуктивность запоминания чисел Романа Р. составила (11: 20) x100%=55%, что соответствует очень хорошей оценке; Юлии Ш. - (7: 20) x100%=35%, что соответствует удовлетворительной оценке.

2.1.3 Оценка мышления
Методика "Сложные аналогии"
Цель: используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей [8]. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Инструкция: "На бланке, изображённом в Приложении 2, изображены 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в списке "шифр".
Необходимо, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из списка "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует логической связи в списке "шифр". Время выполнения задания - 3 минуты.
Оценка результатов: Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
Для оценки уровня мышления определяются правильные ответы с помощью ключа, приведённого в таблице 10, представленной в Приложении 3, и выставляется оценка в баллах в соответствии с таблицей 11, представленной в Приложении 3. Далее по таблице 12 определяется уровень мышления.

Таблица 12
Интерпретация шкальной оценки
Шкальная оценкаХарактеристика уровня мышления
0…2Низкий
3…4Ниже среднего
5…6Средний
7…8Выше среднего
9Высокий

Результаты тестирования и выводы об уровне развития:

Таблица 13
Результаты анкетирования по диагностике мышления
Содержание вопросаРоман Р.Юлия Ш.
1. Испуг - бегстводд
2. Физика - наукабв
3. Правильно - верноее
4. Грядка - огородае
5. Пара - дваее
6. Слово - фразааа
7. Бодрый - вялыйгг
8. Свобода - воляеа
9. Страна - городаб
10. Похвала - браньгг
11. Месть - поджогдд
12. Десять - числобв
13. Плакать - реветьба
14. Глава-романаа
15. Покой - движениегб
16. Смелость - геройствобе
17. Прохлада - морозба
18. Обман - недовериедд
19. Пение - искусствоад
20. Тумбочка - шкафвв

Выводы об уровне развития:

В результате диагностики уровня мышления Роман Р. ответил правильно на 13 вопросов и получил 5 баллов, что соответствует средней оценке уровня мышления; Юлия Ш. - ответила правильно на 13 вопросов и получила 4 баллов, что соответствует оценке уровня мышления ниже среднего.

2.2 Эмпирическое исследование личности

2.2.1 Оценка характера
Цель: Данное исследование было проведено по методике Шмишека [5] и предназначено для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Инструкция: испытуемому предлагается ответить на 88 вопросов путём выбора из двух возможных ответов "да" или "нет". Отвечать необходимо быстро, долго не задумываясь.
Оценка результатов: осуществляется посредством подсчета ответов, соответствующих ключу представленных в таблице и умноженных согласно ему на 2, 3 или 6. При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.
Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 24. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов.
Результаты опроса:

Таблица 14
Результаты анкетирования по выявлению акцентуированных свойств характера
Содержание вопросаРоман Р.Юлия Ш.
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?нетда
2. Восприимчивы ли вы к обидам?нетнет
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?нетнет
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?нетда
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?данет
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?данет
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?дада
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?дада
9. Серьезный ли вы человек?дада
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?дада
11. Предприимчивы ли вы?дада
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?дада
13. Мягкосердечный ли вы человек?нетда
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?нетнет
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?нетда
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?нетнет
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?нетнет
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?дада
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?нетда
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?нетнет
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?нетнет
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?нетнет
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?нетнет
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?дада
25. Смогли бы вы убить человека?данет
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?нетда
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?нетнет
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?нетнет
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?нетда
30. Быстро ли вы можете разгневаться?дада
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?дада
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?дада
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?дада
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?дада
35. Влияет ли на вас вид крови?нетнет
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?дада
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?дада
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?нетнет
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?дада
40. Являетесь ли вы общительным человеком?дада
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?данет
42. Убегали ли вы ребенком из дома?нетнет
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?нетнет
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?нетнет
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?дада
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?дада
47. Любите ли вы животных?дада
48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?нетнет
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?нетнет
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?нетнет
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?нетда
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?данет
53. Много ли вы общаетесь?дада
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?данет
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?данет
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?дада
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы - выступят на глазах?дада
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?нетда
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться под-, сказками или списывать у товарищей домашнее задание?дада
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?данет
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?нетда
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?дада
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?дада
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?нетда
65. Часто ли вы смеетесь?дада
66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?дада
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?дада
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?нетда
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?нетнет
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?дада
71. Пугливы ли вы?нетнет
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?дада
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?дада
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?данет
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?нетнет
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?нетнет
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?дада
78. Переносители вы злость длительное время?нетнет
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?дада
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?данет
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?нетнет
82. Часто ли вы видите страшные сны?нетнет
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?нетнет
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?дада
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?дада
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?нетда
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?нетнет
88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?нетнет

Таблица 15

Выводы об уровне развития
Свойства характераРоман Р.Юлия Ш.
1. Демонстративность14 баллов14 баллов
2. Застревание8 баллов12 баллов
3. Педантичность6 баллов12 баллов
4. Возбудимость12 баллов12 баллов
5. Гипертимность18 баллов18 баллов
6. Дистимность3 балла3 балла
7. Тревожность3 балла3 балла
8. Экзальтированность18 баллов12 баллов
9. Эмотивность9 баллов15 баллов
10. Циклотимность18 баллов15 баллов

Таким образом, акцентуированными свойствами характера первого участника являются: демонстративность, гипертерпимость, экзальтированность, циклотимность, а второго - демонстративность, гипертерпимость, эмотивность, циклотимность.

2.2.3 Выявления темперамента
Цель методики состоит в выявлении темперамента взрослого или ребёнка школьного возраста.
Инструкция: тест состоит из 80 вопросов, приведённых в таблице 15, которые могут зачитываться испытуемым, или могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется отметить "галочками" те, которые вы могли бы применить к себе [10].
Оценка результатов:
. Необходимо посчитать общее количество "галочек", которые проставил испытуемый. Обозначим их буквой А.
. Необходимо посчитать по отдельности количество "галочек" в утверждениях с 1 по 20 номер (Вх), с 21 по 40 (Be), с 41 по 60 (Вф) и с 61 по SO (Вм). Индексы возле буквы В указывают на тип темперамента.
. Затем по простым формулам произвести расчёт процентного соотношения разных типов темперамента.

Тх=Вх: Ах100% Тф = Вф: А х 100% Те-Be: Ax 100% Тм=Вм: Ах100%

Результаты опроса:


Таблица 16
Результаты анкетирования по выявлению акцентуированных свойств характера
Содержание вопросаРоман Р.Юлия Ш.
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.+
5. Решительны и инициативны.+
6. Упрямы.+
7. Находчивы в споре.+
8. Работаете рывками.+
9. Склонны к риску.+
10. Не злопамятны и не обидчивы.++
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
12. Неуравновешенны и склонны к горячности.
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.++
16. Способны быстро действовать и решать.+
17. Стремитесь к новому.++
18. Обладаете резкими порывистыми движениями.+
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.+
20. Склонны к резкой смене настроения.
21. Веселы и жизнерадостны.++
22. Энергичны и деловиты.+
23. Часто не доводите дело до конца.+
24. Склонны переоценивать себя.+
25. Способны быстро схватывать новое.++
26. Легко переживаете неудачи и неприятности.++
27. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.++
28. С увлечением беретесь за любое новое дело.++
29. Быстро остываете, если дело неинтересное.+
30. Быстро переключаетесь с одной работы на другую.++
31. Тяготитесь однообразием, будничностью.+
32. Общительны.++
33. Не чувствуете скованности с новыми людьми.++
34. Выносливы и работоспособны.++
35. Обладаете громкой живой речью.++
36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке.++
37. Обладаете всегда добрым настроением.++
38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.++
39. Склонны иногда скользить по поверхности.+
40. Иногда проявляете поспешность в решениях.+
41. Спокойны и хладнокровны.+
42. Последовательны и надежны.++
43. Осторожны и рассудительны.++
44. Умеете ждать.+
45. Молчаливы и не любите попусту болтать.+
46. Речь спокойная, равномерная, без эмоций.+
47. Сдержанны и терпеливы.++
48. Дело доводите до конца.++
49. Не тратите попусту сил.++
50. Строго придерживаетесь распорядка в работе.++
51. Легко сдерживаете порывы.+
52. Маловосприимчивы к порицанию и одобрению.
53. Не злобны, снисходительны к колкости.++
54. Постоянны в отношениях и интересах.++
55. Медленно включаетесь в работу.
56. В целом миролюбивы.++
57. Ровны в отношениях со всеми.+
58. Любите аккуратность и порядок.++
59. Обладаете выдержкой.++
60. К новой обстановке приспосабливаетесь с трудом.
61. Стеснительны и застенчивы.
62. Теряетесь в новой обстановке.
63. Затрудняетесь контактировать с незнакомыми людьми.
64. Не верите в свои силы.
65. Легко переносите одиночество.+
66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
67. Склонны уходить в себя.
68. Быстро утомляетесь.
69. Речь слабая до шепота.
70. Впечатлительны до слез.
72. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.+
73. Предъявляете высокие требования к себе и другим.+
74. Склонны к подозрительности, мнительны.
75. Болезненно чувствительны и легковерны.
76. Чрезвычайно обидчивы.
77. Скрытны и необщительны.
78. Малоактивны и робки.
79. Безропотно покорны.
80. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих и помощь.

Таблица 17

Выводы об уровне развития.
Тип темпераментаРоман Р.Юлия Ш.
1. Холерик20%18%
2. Флегматик34%35%
3. Сангвиник43%41%
4. Меланхолик2%3%

2.2.4 Оценка тревожности
Цель: Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным [8].
Инструкция: необходимо прочитать внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствует в данный момент. испытуемый.
Обработка результатов: обработка результатов включает следующие этапы:
-определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа;
-на основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого;
-вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
Интерпретация результатов
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов - низкая,
- 44 балла - умеренная;
и более - высокая.
Результаты опроса:
Суждения: 1 - никогда; 2 - почти никогда; 3 - часто; 3 - почти всегда.

Таблица 18
Шкала ситуативной тревожности
Содержание вопросаРоман Р.Юлия Ш.
1 Я спокоен43
2 Мне ничто не угрожает21
3 Я нахожусь в напряжении22
4 Я внутренне скован34
5 Я чувствую себя свободно33
6 Я расстроен22
7 Меня волнуют возможные неудачи22
8 Я ощущаю душевный покой34
9 Я встревожен22
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения33
11 Я уверен в себе44
12 Я нервничаю32
13 Я не нахожу себе места21
14 Я взвинчен22
15 Я не чувствую скованности, напряжения21
16 Я доволен43
17 Я озабочен32
18 Я слишком возбужден и мне не по себе22
19 Мне радостно43
20 Мне приятно43

Таблица 19
Шкала личной тревожности
Содержание вопросаРоман Р.Юлия Ш.
21 У меня бывает приподнятое настроение43
22 Я бываю раздражительным23
23 Я легко расстраиваюсь23
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие11
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть22
26 Я чувствую прилив сил и желание работать33
27 Я спокоен, хладнокровен и собран33
28 Меня тревожат возможные трудности23
29 Я слишком переживаю из-за пустяков12
30 Я бываю вполне счастлив43
31 Я все принимаю близко к сердцу23
32 Мне не хватает уверенности в себе12
33 Я чувствую себя беззащитным11
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей23
35 У меня бывает хандра11
36 Я бываю доволен34
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня22
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником12
39 Я уравновешенный человек33
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах22

Таким образом, ситуативная тревожность составила у первого участника (Роман Р.) 39 баллов, у второго (Юля Ш.) - 41 балл, что соответствует для обоих участников умеренному уровню ситуативной тревожности.
Личностная тревожность у первого участника (Роман Р.) равна 33 баллам и соответствует умеренному уровню личностной тревожности, у второго (Юля Ш.) - 47 баллов и соответствует высокому уровню личностной тревожности.

2.2.4 Исследование самооценки и уровня притязаний
Методика исследования на выявление уровня самооценки личности.
Цель: изучение уровня самооценки у подростков и взрослых.
Инструкция: тест состоит из 10 вопросов, приведённых в Приложении 4, которые могут зачитываться испытуемым, или могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да” или "Нет”.
Оценка результатов: Подсчитав количество баллов, соответствующих каждому вопросу и пользуясь Приложением 4, необходимо по сумме баллов каждого испытуемого сделать характеристику его самооценке по ниже приведённому описанию.
-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое "я", выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: "Вы любите себя, но не любите других". Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы "защититесь" утверждением "все врут календари". А жаль.
-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: "Доволен собой, доволен другими". У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом.
Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
Выводы об уровне развития:
Результаты тестирования представлены в таблице 20.

Таблица 20
Результаты диагностики самооценки личности
№ вопроса12345678910
Роман Р.бббвавввба
Юлия Ш.ааааабаавв

Таким образом, Роман Р. набрал 16 баллов, что соответствует самому нижнему уровню самооценки, подразумевает, явное недовольство собой, сомнения и неудовлетворенность своими интеллектуальными и личностными качествами. Юлия Ш. набрала 28 баллов, что соответствует самому среднему уровню самооценки, подразумевает нормальную здоровую самооценку, умение находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми.
Методика исследования на выявление уровней притязаний по опроснику В.К. Грачевского
Цель: для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности детей и взрослых [10].
Инструкция: опросник состоит из 42 вопроса, приведённых в таблице 21. На каждый вопрос требуется выразить своё согласие или не согласие, поставив соответствующую оценку напротив вопроса по 6 уровням: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны, - +1; если вы совершенно не согласны - 3: если просто не согласны - 2; если скорее не согласны, чем согласны, - 1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0.
Оценка результатов: По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов, содержание которых раскрыто в Приложении 5. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа и правил перевода ответов в баллы испытуемого, указанных в таблице 21.

Таблица 21
Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы
ПереводШкала ответов
-3-2-10+1+2+3
Прямой Обратный1 72 63 54 45 36 27 1

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.
Оценка показателя уровня притязаний осуществляется по сумме баллов каждого компонента мотивационной структуры личности испытуемого и по следующим критериям:
-низкий уровень: 3-9 баллов;
-средний уровень: 10-16 баллов;
-высокий уровень: 17-21 баллов.
Выводы об уровне развития:
Результаты тестирования представлены в таблице 22.

Таблица 22
Результаты тестирования на выявление уровней притязаний
№, п/пВысказываниеОтвет Ромы Р.Ответ Юлии Ш.
1Исследование мне уже порядком надоело-3-2
2Я работаю на пределе своих сил-2-2
3Я хочу показать всё, на что способен+2+1
4Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату-2-3
5Мне интересно, что получится+3+3
6Задание довольно сложное-3-3
7То, что я делаю, никому не нужно-3-3
8Меня интересует, лучше мои результаты или хуже, чем у других+3+2
9Мне хотелось поскорее заняться своими делами+2+1
10Думаю, что мои результаты будут высокими+10
11Эта ситуация может причинить мне неприятности-3-3
12Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его улучшить+1+1
13Я проявляю достаточно старания-2+2
14Я считаю, что мой результат не случаен+2+2
15Задание большого интереса не вызывает-2-2
16Я сам ставлю перед собой задачи+10
17Я беспокоюсь по поводу своих результатов+1-2
18Я ощущаю прилив сил+10
19Лучших результатов мне не добиться-3-3
20Эта ситуация имеет для меня определённое значение+2+2
21Я хочу ставить всё более и более трудные цели+2+2
22К своим результатам я отношусь равнодушно-2-2
23Чем дольше работаешь, там становиться всё более интересно+3+2
24Я не собираюсь "выкладываться" в этой работе+1-2
25Скорее всего, мои результаты будут низкими-1-1
26Как не старайся, результат от этого не измениться-2-1
27Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием-3-3
28Задание достаточно простое+2+3
29Я способен на лучший результат+3+3
30Чем труднее цель, тем больше желание её достигнуть+2+2
31Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели+2+1
32Мне безразлично, какими будут результаты, по сравнению с другими-2-2
33Я увлёкся работой над заданием-2+2
34Я хочу избежать низкого результата-20
35Я чувствую себя независимым+2+2
36Мне кажется, что я зря трачу время и силы+1+2
37Я работаю вполсилы+2+1
38Меня интересуют границы моих возможностей+1+2
39Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших+2+2
40Я сделаю всё, что в моих силах, для достижения целей+3+3
41Я чувствую, что у меня ничего не выйдет-3-3
42Испытание - это лотерея-20

Результаты подсчёта баллов с учётом компонентов мотивационной структуры личности представлены в таблице 23.

Таблица 23
Мотивационная структура личности испытуемых
№ п/пКомпонент мотивационной структурыНомера высказыванийБаллы Ромы Р.Баллы Юлии Ш.
1.Внутренний мотив15*,23,3396
2.Познавательный мотив5,22*,3865
3.Мотив избегания11,17,341617
4.Состоятельный мотив8,32*,39116
5.Мотив смены деятельности1,9,271016
6.Мотив самоуважения12,21,301111
7.Значимость результатов7, 20*,361615
8.Сложность задания6,28*1314
9.Волевое усилие2,13,37*1811
10.Оценка уровня достигнутых рез.19*,2925
11.Оценка своего потенциала18,31,41*108
12.Намеченный уровень моб. усилий3,24*,40810
13.Ожидаемый уровень результатов10,25*63
14.Закономерность результатов14,26*,42*65
15.Инициативность4*,16,3572

Подсчет баллов с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), осуществлялось по правилам обратного перевода таблицы 21.
В результате тестирования было выяснено, что Юлия Ш. имеет высокий уровень (17 баллов) компонента мотивационной структуры - мотива избегания. Таким образом, основным её мотивом, направленным на решение очередной сложной задачи, заключается в боязни показать низкий результат и вытекающих из этого последствий. Роман Р. имеет высокий уровень (18 баллов) компонента мотивационной структуры - проявление волевого усилия. Испытуемый понимает всю степень важности волевого усилия, необходимого для достижения трудных целей или работу над заданием. Так же у обоих испытуемых мотив самоуважения на среднем уровне (11 балов) и выражает стремление субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Данный компонент составляет ядро мотивационной сферы личности. Кроме того, данный компонент адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности. Поэтому можно сделать вывод, что у испытуемых уровень притязаний личности соответствует средней оценке.

2.3 Вывод по результатам эмпирического исследования

Таким образом, была проведена диагностика интеллекта и личности двух взрослых людей, Романа Р. и Юлии Ш. Анализ результатов тестирования показал следующее:
Роман Р. способен к высокой концентрации и устойчивому сосредоточению на решении различного рода задач. Способен к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Уровень мышления средний (5 баллов).
Роман может легко устанавливать контакты с окружающими, есть в нём и стремление к лидерству. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Его отрицательные черты, хотя и не явно выраженные: эгоизм, лицемерие, хвастовство. Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Имеет склонность проявлять эмоциональные крайности.
В темпераменте Романа преобладающее большинство являются сангвиник (43%), флегматик (34%). Таким образом, Роман является личностью уравновешенной, его реакции и сила умеренны. Мимика и движения выразительны. Имеется способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями. Испытывает интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Легко переносит трудности и невзгоды. Всегда аккуратно одет, чаще спокоен.
Роман эмоционально реагирует на стрессовые ситуации, но в умеренных рамках, проявляя умеренное напряжение и беспокойство. Он не обладает завышенной самооценкой, устойчив к неудачам, не боится трудностей в различных ситуациях.
При этом Роман Р. (16 баллов) имеет очень низкий уровень самооценки, что подразумевает, явное недовольство собой, сомнения и неудовлетворенность своими интеллектуальными и личностными качествами.
Имеет среднюю оценку уровня притязаний. Его отличает понимание всей степени важности волевого усилия, необходимого для достижения трудных целей или работу над заданием, а так же стремление ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.
Юлия Ш. способна, хотя и с трудом к высокой концентрации и устойчивому сосредоточению на решении различного рода задач. Так же способна к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Уровень мышления у Юлии ниже среднего (4 балла).
Юлия может легко устанавливать контакты с окружающими, есть в нём и стремление к лидерству. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Её отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство. Склонна к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми.
В темпераменте Юлии преобладающее большинство являются такие типы, как сангвиник (41%), флегматик (35%), холерик (18%). Таким образом, Юлия является личностью уравновешенной, его реакции и сила умеренны. Её мимика и движения выразительны. Имеет способность легко приспосабливаться к новым условиям. Она быстро овладевает новыми профессиональными знаниями. Испытывает интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Легко переносит трудности и невзгоды. Всегда аккуратно одета, чаще спокойна.
Ситуативная тревожность соответствует умеренному уровню (41 баллов). Поэтому она эмоционально реагирует на стрессовые ситуации, но в умеренных рамках, проявляя умеренное напряжение и беспокойство. Личностная тревожность соответствует высокому уровню (47 балла), поэтому склонна воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Юлия Ш. имеет средний уровень самооценки (28 баллов), что подразумевает нормальную здоровую самооценку, умение находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми.
Имеет среднюю оценку уровня притязаний. Её основным мотивом, направленным на решение очередной сложной задачи, заключается в боязни показать низкий результат и вытекающих из этого последствий.
Заключение

В данной работе было проведено исследование интеллекта и личности.
В первой теоретической части работы было раскрыто содержание понятий диагностики интеллекта и диагностика личности. Используя научную литературу и другие источники, были раскрыты такие понятия, как интеллект, мышление, внимание, память характер, темперамент и др. Дана краткая характеристика данным понятиям.
Во второй практической части работы была проведена комплексная диагностика двух взрослых людей по выше обозначенным психическим особенностям и получена характеристика их психических особенностей.
Необходимо отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.
Психодиагностика представляет огромный интерес для педагогов. Так как для того чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей нужно обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. А для этого необходимо уметь получать данные сведения, проводя комплексную диагностику личности.

Библиографический список

1.Батаршев, А.В. Темперамент и характер: сихологическая диагностика [Текст]. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 122 с.
2.Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 98 с.
.Ежова Н.Н. Справочник практического психолога [Текст] / Н.Н. Ежова. - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 112 с.
.Интеллектуальное развитие дошкольников [Текст] / под ред.Л.Г. Нисканин. М., 2002. - 76 с.
.Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов [Текст] /О.Н. Истра-това, Т.В. Эксакусто. - Изд.7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 189 с.
.Немов Р.С. Психология [Текст]. - М.: Просвещение, 1995. - 576 с.
.Петровский А.В. Общая психология [Текст]. - М.: Просвещение, 1976. - 205 с.
.Практическая психология в тестах [Текст]. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2003. - 134 с.
.Психология [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожан. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 64 с.
.Психологические тесты [Текст] / Под ред.А. А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т.1. - 212 с.
.Психология. Словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 36 с.
.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст]. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ - М", 2001. - 272с.
.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - М., 1989. - 72с.
.Сборник психологических тестов [Текст]. Часть 2: Пособие/ Сост.е.Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 46 с.
.Столяренко, Л.Д. Психология. Серия "Учебники, учебные пособия" [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 148 с.
.Тугушев Р. Х Общая психология [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 20 с.
Приложения

Приложение 1

Образцы таблиц


Таблица 1
222572111
6210323
171216518
11520924
19134148

Таблица 2
21127120
61517318
19482513
24222105
914112316

Таблица 3
95112320
14251716
32171913
181224164
81521022

Таблица 4
51412232
162572413
11320418
81019221
21159176

Таблица 5
Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку
Шкальная оценкаОбъём вниманияШкальная оценкаОбъём внимания
19<11310163…183
16113…1238183…203
14123…1434263…283
12143…1633283…293

Приложение 2


Шифр

А. Овца - стадо.
Б. Малина - ягода.
В. Море - океан.
Г. Свет - темнота.
Д. Отравление - смерть.
Е. Враг - неприятель.
Бланк методики
1. Испуг - бегство А, Б, В, Г, Д, Е
. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е
. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е
. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е
. Пара - два А, Б, В, Г, Д, Е
. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е
. Бодрый - вялый А, Б, В, Г, Д, Е
. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е
. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е
. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е
. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е
. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е
. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е
. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е
. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е
. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е
. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е
. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е
. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е
. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е
Приложение 3

Таблица 10

1234567891011121314151617181920
ДБЕАЕАГЕВГДБЕАГЕВДБВ

Ключ

Таблица 11
Интерпретация результатов диагностики мышления
Оценка в баллах987654321
Количество правильных ответов20-191815-1713-1411-12109

Приложение 4

Тест на выявление уровня самооценки

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?
а) очень часто - 1 балл; б) иногда - 3 балла.
. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл.
. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда - 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1 балл;
в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить - 3 балла.
. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то
оригинальное - 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида - 1 балл.
. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да - 1 балл; б) нет - 5 баллов; в) не знаю - 3 балла.
. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам - 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся - 3 балла; в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.
. Вы любите представлять себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да - 1 балл; б) нет - 5 баллов; в) не знаю - 3 балла.
. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да - 1 балл; б) нет - 5 баллов; в) иногда - 3 балла.
. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да - 5 баллов; б) нет - 1 балл; в) не знаю - 3 балла.
. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой - 1 балл; б) желтый - 3 балла; в) красный - 5 баллов
Приложение 5

Описание компонентов мотивационной структуры

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы):
В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся:
компонент 1 - внутренний мотив. Выражает уверенность, увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность;
компонент 2 - познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности;
компонент 3 - мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающих из этого последствий;
компонент 4 - состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов;
компонент 5 - мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент;
компонент 6 - мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.
Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.
Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел:
компонент 7 - придание личностной значимости результатам деятельности;
компонент 8 - уровень сложности задания;
компонент 9 - проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием;
компонент 10 - оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности;
компонент 11 - оценка своего потенциала.
В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта:
компонент 12 - намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности;
компонент 13 - ожидаемый уровень результатов деятельности.
Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:
компонент 14 - закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей;
компонент 15 - инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.
Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Выше было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.
Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Похожие материалы:


Реферат: Ранняя диагностика развития личности 2

Курсовая работа: Акмеологическая диагностика личности

Контрольная работа: Ранняя диагностика развития личности

Контрольная работа: Диагностика и коррекция познавательного развития личности

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.