Курсовая работа: Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать у детей с раннего возраста доброжелательное отношение к окружающим, учить их внимательно и с пониманием относиться к ближним, к обществу в целом.

Дата добавления на сайт: 20 августа 2024


Скачать работу 'Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и педагогической психологии
Курсовая работа
Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования
Выполнила:
Студентка 2 курса 1 группы
( направление - история, обществознание)
Зеленина Мария Андреевна
Проверила:
доцент кафедры
общей педагогической психологии
Степанова Г.С.
Воронеж 2014

Оглавление
Введение
Гл.1.Теоретическое исследование конфликтов типа ученик-учитель в начальной школе
.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов в педагогическом общении. Понятие педагогического конфликта
.2Общие причины возникновения педагогических конфликтов. Причины возникновения конфликтов типа учитель-ученик в начальной школе.
.3Специфика протекания педагогических конфликтов.
.4Педагогические приёмы разрешения конфликтов.
Гл.2.Эмпирическое исследование конфликтов типа ученик-учитель в начальной школе
.1 Диагностика состояния агрессии: опросник Басса-Дарки. Описание методики.
.2 Проведение методики (Приложение 1).
.3 Анализ экспериментальных данных. Выводы.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать у детей с раннего возраста доброжелательное отношение к окружающим, учить их внимательно и с пониманием относиться к ближним, к обществу в целом.
Но, к сожалению, современная мировая проблема ожесточенности не обошла стороной и школьную жизнь. В нынешних публикациях часто поднимается вопрос о конфликтах в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир. Многие педагоги не считают нужным уделять внимание каждому ученику, вследствие чего многие дети замыкаются в себе или, наоборот, становятся слишком агрессивными.
Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном обществе.
Существуют редкие случаи, когда конфликты сопровождаются насилием. Некоторые из них могут закончиться весьма плачевно как для учителя, так и для ребенка.
Современные дети стали отличаться полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать. Поэтому по этой причине удачно разрешенный конфликт является одним из средств поднятия своего авторитета, и не только. Такая ситуация может положительно повлиять на ребенка, отозваться глубокого в нём и заставить пересмотреть его свои взгляды на мир.
Проблема жестокого обращения в последнее время актуальна и для начальной школы в особенности, в которой и должно идти формирование личности будущего человека, и один из главных создателей личности - это учитель. Ему очень важно уметь предупреждать конфликты. Если же конфликт все-таки возник, то задача учителя грамотно его решить.
Таким образом, актуальность проблемы педагогических конфликтов возрастает, и появляется такое теоретико-прикладное направление, как педагогическая конфликтология - это отрасль конфликтологии, основным направлением которой является изучение природы и причин педагогического конфликта, разработка методов их практического регулирования и разрешения. Разработкой проблем педагогических конфликтов занимаются С. В. Баныкина, А.Я. Анцупов, Кожухарь Г.С. и др.
Данная курсовая работа посвящена изучению конфликтных ситуаций между учителем и учеником в начальной школе и путям их разрешения.
Объектом исследования является педагогический конфликт, как нормальное социальное явление, вполне естественное для современного динамичного общества. Современные научные психологические представления ориентирует массовое сознание людей на неизбежность конфликтов в любой сфере человеческой деятельности, а том числе и педагогической. Однако слабая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений к конфликтам, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе. Отсюда предметом исследования можно назвать пути урегулирования конфликтов типа «учитель - ученик» в начальной школе.
Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей школьного социума, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.
Эту тему анализировали многие как зарубежные, так и отечественные психологи.
Например, по словам Я. Л. Коломинского, основой педагогического взаимодействия является личностное отношение педагога к учащимся, складывающееся, в основном, из таких компонентов, как эмоциональные переживания; наглядный образ учащегося, его обобщенный портрет; мысли об учащемся, суждения о нем.
Формирование негативных взаимоотношений между педагогом и учащимся часто происходит вследствие того, что учитель допускает высказывания, критику, замечания в адрес учащегося.
Также исследованием этого вопроса занимались Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко.
Задачей моего исследования является рассмотрение конфликтов между учеником и учителем в начальной школе, их причины, выявление предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, анализ особенностей конфликтов и поиск путей урегулирования конфликтных ситуаций.
Кроме того, задачами являются: эмпирическое исследование состояния агрессии у детей; формулирование рекомендаций для педагогов начальной школы.
Объектом курсовой работы стали учащиеся начальных классов МБОУ СОШ №20.

Гл.1. Теоретическое исследование конфликтов типа ученик-учитель в начальной школе
.1Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов в педагогическом общении. Понятие педагогического конфликта и его типы
В настоящее время в теории и практике педагогики накоплен значительный запас фактов и наблюдений для попытки ставить вопрос об оформлении теоретического направления - педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических.
Педагогическая конфликтология - теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.
Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом, группой, самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт - ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них, означает шаг назад для другого или других.
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. То есть, в процессе развития столкновения, конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, она является его основой.
Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личности, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову «конфликт», в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.
Педагогический конфликт - это нормальное социальное явление, которое, в принципе, естественно для такого динамичного социума, каким является современная образовательная школа. Педагог в своей деятельности должен учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о социальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы).
Современная конфликтологическая ситуация ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Педагогический конфликт можно рассматривать как возникшую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент - это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях». Трудно согласиться с подобным утверждением. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.
В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родители-администратор; администратор-администратор. В своей курсовой работе я рассматриваю причины конфликтов типа «учитель-ученик». Конфликты этого типа возникают, по мнению учителей, по поводу:
нарушения дисциплины на уроке;
плохого выполнения домашнего задания;
нездорового отношения между учащимися.
С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются:
оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность;
необъективности при оценке знаний;
неинтересное введение урока;
неподготовленное домашнее задание;
пропуск уроков.
В конфликтах «учитель-ученик» можно выделить следующие подтипы:
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у них снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие - вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Участники конфликта имеют разный социальный статус, этим и определяется их поведение в конфликте. Также различие в жизненном опыте участников конфликтов обуславливает и разную степень ответственности за ошибки при решении конфликтов. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и « глазами ученика» видится по-разному) ведет к тому, что учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями.
Ряд исследователей и школьных практиков доказывают следующую закономерность: ошибки учителей приводят к конфликтам, а конфликты вызывают стрессовые переживания.
.2Общие причины возникновения педагогических конфликтов. Причины возникновения конфликтов типа учитель-ученик в начальной школе
конфликт педагогический ученик учитель
Одной из причин является неблагоприятная экономическая и социально - политическая обстановка в стране и регионе. Противоречия в сферах жизни страны могут отразиться на настроении и условиях работы современных учителей.
Одной из причин конфликтов может быть непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании. «Гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» четко зафиксирован в Законе Российской Федерации об образовании. Однако идея гуманизации нашла свою реализацию далеко не во всех проявлениях школьной жизни. Создается парадоксальная ситуация: учителя стали более уважительно относиться к школьникам, которые отреагировали на это довольно слабо. Возросшее уважение стимулируется лишь нормативной установкой самих учителей, а не реальной ситуацией, которая побуждала бы всех к отношениям иного рода.
Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса связано с несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся, отсутствием преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным введением педагогических инноваций. Большое влияние на конфликтность в школе оказывает несоблюдение психолого-педагогических требований к составлению расписания, неравномерное или несправедливое распределение учебной нагрузки, классного руководства, учебных кабинетов, переполненность классов учениками.
Обновление образования, касающееся сегодня прежде всего его информационного компонента, практически неизменным оставляет сущность обучения: передача знаний, умений, навыков опирается преимущественно на отрицательные стимулы и является целостной системой принуждения к учению. Положение осложняется тем, что такое обучение воспринимается как норма большинством учителей, руководителей школ, родителей. Все это, с одной стороны, негативно влияет на творческое самочувствие педагога. С другой стороны, это притупляет познавательный интерес учащихся, не позволяет им полностью реализовать свои способности, склонности.
«Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме. Как правило, в школьном социуме формальные и неформальные отношения не бывают достаточно упорядочены. Неоптимальное сочетание единоначалия и демократических принципов управления, неравные возможности ролевого поведения участников учебно-воспитательного процесса, недостаточное развитие неформальных педагогических связей в социуме не способствуют формированию здоровых отношений в школьном коллективе.
Низкая культура общения часто приводит к школьным конфликтам. Для работников образования общение имеет особое значение. В качестве наглядной иллюстрации можно привести следующие результаты исследования, о которых пишет Л. А. Петровская: 55% опрошенных учителей обозначают свою позицию в конфликте с учащимися как «сотрудничество» и только 5% учащихся, включенных в контакт с этими учителями, характеризуют позицию своих наставников в конфликте с ними таким же образом, то есть как сотрудничающую. Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Злоупотребление одномерностью общения (только коммуникации) также является одной из причин конфликтов в школе.
Также одной из общих причин конфликтов является недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей. По данным социологического исследования, 18 % педагогов, время от времени конфликтующих с учениками, не удовлетворены знаниями в области психологии личности, индивидуально-возрастных особенностей детей, выражающихся в неумении найти личностный подход к ним. Разница пола, семейного положения, образа поведения, характера субъектов, обусловленные их психолого-возрастными характеристиками, не принимаемые во внимание в общении и деятельности, неизбежно ведут к возникновению конфликтов.
Также, по моему мнению, причиной возникновения конфликтов является недостаточная ответственность за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций. Школа является моделью общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. Халатное отношение педагога к разрешению проблемных ситуаций может обернуться тем, что школьники могут усвоить это неправильное поведение.
Причинами возникновения конфликтов типа учитель-ученик в начальной школе могут быть:
●неумение педагога прогнозировать поведение учащихся на уроках, нетерпимость к неожиданным поступкам, нарушающим запланированный ход урока (это вызывает раздражение и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Семейные конфликты и их характеристика

Курсовая работа: Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления

Курсовая работа: Психосоциальные проблемы людей пожилого и старческого возраста и пути и способы их решения

Курсовая работа: Семейные кризисы и пути их преодоления

Курсовая работа: КОНФЛИКТЫ В ГРУППЕ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ