Курсовая работа: Конфликтные ситуации в неполной семье между матерями и их детьми

Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков [1; с.67].А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие "полная" и "неполная семья", понимая под этим семью, которая не имеет ни отца или матери.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Конфликтные ситуации в неполной семье между матерями и их детьми':


Содержание
Введение
Глава 1. Характеристика неполной семьи: теоретические аспекты
1.1 Сущность и способы формирования неполной семьи
1.2 Проблемное поле неполной семьи и ее влияние на личность ребенка
1.3 Особенности проявления конфликтных ситуаций между родителями и детьми в неполной семье: причины, факторы
1.4 Неполная семья как объект социальной работы. Профилактика конфликтов между родителями и детьми
1.4.1 Основные направления социальной работы с неполными семьями
1.4.2 Профилактика конфликтов между родителями и детьми
Глава 2. Оценка причин возникновения конфликтов в неполных семьях
2.1 Социально-демографическая характеристика женщин и детей
2.2 Ценностные ориентации женщин и особенности проведения ими досуга
2.3 Особенности взаимоотношений детей и их матерей
2.4 Оценка причин конфликтных ситуаций в неполных семьях
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков [1; с.67].А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие "полная" и "неполная семья", понимая под этим семью, которая не имеет ни отца или матери. От того, какая структура семьи, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Часто родителям не хватает времени, сил и знаний для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи [2; с.314]. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94 %). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи - это родители матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми.
Конфликты между родителями и детьми, как конфликт "отцов и детей" является одним из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти семью, где бы не присутствовали конфликты между родителями и детьми.
Актуальность данной темы обозначена тем, что свойственные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях принимаются формироваться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей реальности, его введение в широкую систему социальных отношений. На наш взгляд, дети, чьи родители развелись, могут испытывать задержки в развитии в связи со стрессом, а так же и другие проблемы. Для этого стоит обратиться к статистике за последние три года по городу Иванова о заключении и расторжении брака предоставленной комитетов Ивановской области ЗАГС. Зарегистрировали свой брак в 2011 году - 3419 пар, 2012 год - 3429 пар, 2013 год - 3614. Брак расторгли в 2011 году - 1955 пар, 2012 год - 1838 пар и 2013 год - 1964 пар. Таким образом, мы можем сделать вывод, что больше 50% пар разводятся. Это, может, говорит о снижении качества воспитательного процесса в неполной семье. Так же актуальность данной темы обозначена тем, что в условиях современного образа жизни, ускоренного темпа формируется недостаток нравственно - этических начал в отношениях детей и родителей, низкая социально-психологическая культура общения: все это приводит к нарушениям отношений между родителями и детьми.
Данная дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя теоретическое описание проблемы исследования. Во второй главе осуществляется оценка факторов, влияющих на возникновение конфликтных ситуаций в неполной семье. Система научных данных рассматривалась на основе научной литературы под авторством Анцупова А. Я, Громовой О.Н., Дмитриева А.Н., А.И. Донцов, Т.А. Полозов.
Объектом исследования является такое явление как конфликтные ситуации в неполной семье между матерями и их детьми.
Предметом исследования выступают факторы, влияющие на возникновения конфликтов.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основании анализа особенностей конфликтных ситуаций определить факторы, способствующие формированию данной проблемы, а так же разработать рекомендации по профилактике конфликтов между родителями и детьми.
Задачи исследования:
.Провести анализ научной литературы и официальных источников по проблеме конфликта.
2.Исследовать социально-демографические характеристики родителей, воспитывающих детей без второго родителя, и детей, воспитывающихся в неполной семье.
конфликтная ситуация неполная семья
3.Выявить наличие девиации у одиноких матерей, воспитывающих детей без супруга.
4.Изучить особенности взаимоотношений детей с родителями, которые не живут вместе с ними.
.Изучить особенности взаимоотношений между матерями и детьми.
Основная гипотеза.
Факторы, влияющие на возникновение конфликтов между одинокими матерями и их детьми имеют свою специфику в зависимости от способов формирования неполной семьи.
Для решения поставленных задач был использован такой метод как индивидуальное очное анкетирование, в ходе которого на базе МОУ СОШ №18 г. Иваново, РАНГХиГС Ивановский филиал и ОГБОУ Центр развития дополнительного образования детей Ивановской области было опрошено 99 человек.
Структура анкеты для матерей состоит:
Блок 1. Социально-демографическая характеристика респондентов (вопросы №1 - 4 и № 6-11), где мы выявляем возраст, способы формирования неполной семьи, количество детей и их возраст, уровень образования, наличие работы, сферы деятельности, уровня дохода, из чего состоит и удовлетворенность уровнем дохода.
Блок 2. Ценностные ориентации женщин и особенностей проведения ими досуга (вопросы №5, № 12-19)
Блок 3. Особенности взаимоотношений детей и их матерей (вопросы № 20 - 25), где изучается особенности общения ребенка с отцом и особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком.
Блок 4. Оценка причин конфликтных ситуаций в неполной семье (вопросы № 26 - 30), где изучаются особенности протекания конфликтов а так же способность респондентов обращаемость за помощью к специалисту (вопросы № 31 - 33).
Структура анкеты для детей состоит:
Блок 1. Социально - демографическая характеристика детей (вопросы №1 - 9), где мы изучаем пол, возраст, наличие брата или сестры, количество детей в семье, наличие работы у матерей респондентов, сферы деятельности, уровня материальной обеспеченности.
Блок 2. Особенности взаимоотношений детей и их матерей (вопросы № 10-17), где изучается особенности общения ребенка с отцом и особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком.
Блок 3. Оценка причин конфликтных ситуаций в неполной семье (вопросы № 18 - 22), где изучаются особенности протекания конфликтов, а обращаемость за помощью к специалисту (вопросы № 23-24).
Глава 1. Характеристика неполной семьи: теоретические аспекты
1.1 Сущность и способы формирования неполной семьи
Неполная семья - это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи - внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся [3; с. 419].
)Внебрачная рождаемость:
Внебрачная рождаемость в России перестала быть чем-то маргинальным и все больше приобретает характер массового феномена. Вклад внебрачных рождений в общий уровень рождаемости очень весом. Большинство таких рождений - результат распространения незарегистрированных партнерств во всех возрастных группах. Иными словами, неверно представление о том, что матери внебрачных детей - одинокие женщины. Большинство из них имеют партнера. А каждый третий ребенок, родившийся вне брака, появился у родителей, состоящих в повторном союзе.
Начиная с 1950-х годов, протогенетический интервал (интервал между вступлением в брак и рождением ребенка) непрерывно уменьшался. Если в середине века он составлял немного меньше 2 лет, то к концу века снизился всего до 6 месяцев. Это снижение протогенетического интервала служит наглядной демонстрацией роста браков, стимулированных незапланированной беременностью [11].
С 1990-х годов начал увеличиваться вклад во внебрачную рождаемость 20-35-летних, то есть женщин в возрастах максимальной брачности. Эти изменения можно проинтерпретировать как то, что, начиная с последнего десятилетия 20 века, случайная беременность перестает рассматриваться как достаточный повод для регистрации брака, а значит, меняется и само отношение к добрачному сексуальному поведению.
Интернет - опрос, проведенный компанией ACNielsen 24 ноября 2013 года, выявил: 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.
Статистика других стран немногим отличается от нашей: в США - 33% матерей всех новорожденных - незамужние женщины, в Исландии - 64% (это самый высокий показатель в Европе), в Швеции - 54%, в Великобритании - 38%, в Финляндии - 37%. Для современников брак потерял свое значение, люди не верят в его долговечность.
С каждым поколением одобрение рождения детей вне брака возрастает. Небольшое снижение в положительных ответах последнего поколения свидетельствует либо о потенциальной традиционности взглядов современной молодежи, либо о том, что молодежь еще не до конца определилась в своих выборах и из-за отсутствия реального опыта дает социально желаемые ответы.
Подводя итог краткому обзору изменений, произошедших в воспроизводственной сфере после событий 1991 года в России, можно сказать, что трансформации репродуктивного и брачно-партнерского поведения соответствуют генеральным тенденциям, характерным для второго демографического перехода во всех странах и представляют собой не только количественные, но и качественные изменения в поведении поколений.
)Неполные семьи образовавшиеся путем развода:
На сотню распавшихся семей приходится около 120-ти детей. И почти во всех случаях дети остаются с матерью.
Причем разведенные женщины не вступают в повторный брак, т.е. в воспитание ребенка отсутствует влияние мужчины, как главы семейства. Причинами развода могут выступать различные причины [4; с.16].
Причины разводов
. Алкоголизм. Одна из самых частых причин развода в нашей стране. Редко женщины пытаются бороться с вредной привычкой мужа. В большинстве случаев они уходят сразу. Другие же уходят тогда, когда понимают, что все бессмысленно. Ведь чтобы победить беду, мало ли желания жены. У мужчин зачастую не хватает сил.
. Квартирный вопрос портил людей так же, как и во времена Булгакова. Вариантов здесь может быть много: надоело жить на съемной квартире, не уживаются с родителями, квартира слишком маленькая. Некоторые считают, что с милым рай и в шалаше. Но на практике оказывается, что это не так. Особенно, когда появляются дети. Мужчина страдает оттого, что не может решить эту проблему. А жена может уйти к тому, кто эту проблему решит. Особые случаи, когда причина разводов - прописка, о которой так мечтают многие приезжие.
. Бедность. Считается, что это не порок. Но она разрушает многие семьи, становясь причиной разводов. Постоянная нехватка денег делает людей менее терпимыми друг к другу. Тогда кажется, что если бы изменилось материальное положение, то многие проблемы исчезли сами собой. Но ничего не меняется. Тогда люди находят тех, кто способен обеспечить им более достойную жизнь. Причина развода банальна. Но число семей, для которых она стала роковой, все растет.
. Утрата любви. Обычно это становится причиной разводов для мужчин. Здесь очень точно сказал Б.Д. Дескюре: "В браке мужчина ищет скорее физическую красоту, женщина же душевную. Поэтому любовь мужчины более чувственна, более ревнива и скоропроходящая, между тем любовь женщины более верная, нежная, доверчивая. Мужчина любит гораздо более до брака, женщина после. Мужчина требует от женщины первой любви, она от него последней". Даже если любовь и прошла, у женщины появляется чувство привязанности. И ей трудно уйти от мужа. Для мужчин же утрата любви нередко становится причиной развода.
. Скандалы. Они выматывают мужчину, делают более слабым, потому что немногие могут спокойно переносить женские истерики и крики. Они понимают, что не могут ответить жене так, как ответили бы мужчине. Дом становится для мужа не тем местом, где он отдыхает, чувствует себя спокойно и защищено. Квартира превращается в поле боя. Конфликты и скандалы становятся причиной разводов для многих мужчин. Они ищут ту женщину, с которой будет спокойно.
. Родственники. Порой причиной разводов становится то, что ее мама или его папа постоянно вмешиваются в семейную жизнь своих детей. Они не только передвигают мебель без ведома хозяев, но и настраивают супругов друг против друга. А они, в свою очередь не могут ничего возразить родителям. Потому что никто не осмелится идти на конфликт с собственной мамой.
. Разные взгляды на жизнь. На первых порах это не мешает людям. Но проходят годы и они понимают, что так жить больше нельзя. Это становится причиной развода. Как люди могут найти общее решение в главных вещах, если они не могут договориться даже по мелочам.
. Легкомысленное отношение к разводу во многих семьях становится причиной разводов. Вступая в брак, люди не желают менять юношеских привычек. Некоторые вступают в брак только, чтобы избежать пересудов. Но живут вместе по принципу: надоело - разбежались. В таких семьях страдают обычно дети. [10]
Согласно данным Росстата, число разводов в РФ составляет половину от числа заключенных браков, то есть каждый второй брак расторгается. Так, в 2013 году на 1 213 616 браков пришлось 641 981 разводов. Такая же ситуация прослеживается и в Иваново, где в 2013 году было заключено 3614 браков и оформлено 1964 разводов. Данные за 2012 год отражали аналогичную ситуацию. На 1 316 109 браков приходилось 669 421 разводов. В Иваново эти показатели составляли 3429 и 1838 соответственно.
) Осиротевшая неполная семья.
Осиротевшая семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Смерть супруга или супруги часто столь тяжелая психическая травма, что расшатывает семейные отношения и является причиной сильнейших эмоций. В то время как взрослые способны умерить и смягчить свою печаль рациональным отношением к смерти, маленькие дети не способны осознать это событие и пребывают в растерянности и недоумении. Смерть одного из родителей вызывает у ребенка экстремальное чувство неуверенности и незащищенности. Взрослые для ребенка - основа их обеспечения и обслуживания. Он нуждается в эмоциональной поддержке и помощи других взрослых в переживании горя от постигшей утраты. Тяжесть психической травмы, причиненной ребенку смертью одного из родителей, определяется, в частности тем, каков характер отношений ребенка с оставшимся родителем, сможет ли он получить от него необходимую помощь и заботу. Последствия психической травмы для ребенка тем продолжительней и глубже, чем тяжелей утрата для оставшегося родителя. Если печаль оставшегося родителя столь сильна, что требует посторонней помощи и потребности ребенка остаются неудовлетворенными, или если после этого события страдают стабильность и качество жизни семьи, то ребенок, по сути, терпит еще больший ущерб, чем его родитель. Так же как и при разводе, реакция детей на смерть зависит от множества других факторов - возраста ребенка, его пола, развития. Кроме того, имеет значение характер связи с умершим и с оставшимся в живых родителем, хозяйственные отношения в семье и, наконец, слабые или сильные стороны личности ребенка. Утрата одного из родителей в детстве необязательно приводит к психическим проблемам в последующей жизни. Прирожденное психическое здоровье ребенка и деятельная поддержка оставшегося родителя, стабильное окружение, хорошие семейные взаимоотношения и/или хорошо развитое самосознание дают ребенку возможность пережить смерть родителя без серьезных последствий [6; с.74].
1.2 Проблемное поле неполной семьи и ее влияние на личность ребенка
Рассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы [21; с.135]:
1.Материальная проблема - одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная "кормилица" - женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату - по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены.
2.Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей - эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка.
.Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, свободный график работы, выполнять работу дома, без командировок, ночных смен.
.Одинокий родитель берет на себя чрезмерно трудную нагрузку, дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь детям.
.В расширенных неполных семьях доход низкий складывается, в основном, из пенсий.
.Жилищная проблема. Может возникнуть при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.
.Психологические проблемы. "Проблема родителей" - проблема совмещения ролей (отца, матери). В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни,...

Похожие материалы:

Реферат: Конфликтные ситуации у подростков в семье и их последствия

Реферат: Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье

Реферат: Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

Курсовая работа: Изучение взаимоотношений между детьми в семье