Реферат: КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Дата добавления на сайт: 13 октября 2024


Скачать работу 'КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ':


Концепции качества жизни в современном
обществе
Владивосток, 2004
Оглавление
TOC \\o \"1-3\" \\h \\z \\u Введение PAGEREF _Toc69366558 \\h 4I. Исследование представлений о качестве жизни PAGEREF _Toc69366559 \\h 61.1.Развитие представлений о качестве жизни в трудах зарубежных исследователей PAGEREF _Toc69366560 \\h 61.2.Некоторые сферы качества жизни18
II.Методика определения качества жизни24
Заключение27
Библиографический список29
Приложение31

ВведениеПод качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
Концепция качества жизни - это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие \"ноосфера\", ставшее ныне одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: \"Ноосфера - сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природопользованию\".
В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся:
Охрана окружающей среды;
Забота о безопасности производств и продукции;
Поддержание ресурсного потенциала страны.
В то же время центральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются:
- обеспечение физического и морального здоровья общества;
- расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания;
- гармонизация условия труда и т.д.
В литературе понятия \"качество жизни\" и \"уровень жизни\" нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Говоря о качестве жизни, нередко легко переходят к таким количественных характеристикам уровня жизни, как потребительская корзина. Данное понятие в современном словаре рыночных терминов означает набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Определяя уровень жизни, к потребительской корзине добавляют показатели смертности населения, общеобразовательный уровень и т.п., решая фактически частные проблемы качества жизни, и не давая четкого определения самому понятию.
Процессы управления качеством жизни сопрягаются с выживаемостью человечества, а сам термин определяет как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических качеств (компонентов жизни).
Категория качества жизни впервые была введена в научный оборот в 60-х годах нынешнего столетия в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом.
В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.
Цель данной работы – анализ представлений о качестве жизни.
Глава I. Исследование представлений о качестве жизни1.1. Развитие представлений о качестве жизни в трудах зарубежных исследователей.
Возникновение исследований качества жизни в американской социологии относится к началу 1960-х годов, когда стало проявляться понятное отечественному читателю общественное беспокойство по поводу эффективности федеральных социальных программ. Обнаружилось, что исследователи, работавшие над проблемой в разных дисциплинах, подходят к качеству жизни по-разному, что обусловлено различиями предметов их дисциплин. Психологи и социальные психологи сосредоточивали внимание на аффективных и когнитивных структурных компонентах качества жизни - эмоциональных ответах и когнитивных ценностных суждениях. Социологи и экономисты фокусировали внимание на инвайронментальных индикаторах: уровни преступности, доходов, качество продуктов, доступность учреждений здравоохранения, степень (не)решенности социальных проблем, уровень образования, плотность населения и т.д. Поэтому в виде самостоятельных предметов изучения социологи выделили субъективные и объективные компоненты качества жизни, - \"воспринимаемая сторона качества жизни\" как общая оценка личного существования, его счастья и степени удовлетворенности жизнью, и восприятие качества жизни крупными социальными единицами (семья, локальное сообщество). При этом в теоретико-методологических исследованиях правомерно указывалось, что субъективные индикаторы качества жизни дополняют объективные. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, они могут отражать различия того, как разные люди \"взвешивают\" внешние социальные переменные. Во-вторых, глобальные ответы могут и не быть простой линейной суммой реакций низшего порядка; в третьих, индивиды могут по-разному реагировать на одни и те же внешние обстоятельства в зависимости от их ценностей, ожиданий и желаний.
Субъективные подходы к качеству жизни сосредоточились на рассмотрении ценностных установок и переживаний, в то время как объективные подходы – на таких компонентах как пища, жилье, образование. В первом случае элементами структуры качества жизни являются самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье (или комбинация этих элементов). Во втором - качество жизни определяется как \"качество социальной и физической (как искусственной, так и естественной) окружающей среды, в которой люди пытаются реализовать свои нужды и потребности\".
А. Кемпбелл фокусирует внимание на \"внутреннем самочувствии\" американцев. Р. Инглхарт и Дж. Рабье отмечают, что удовлетворенность жизнью в целом (глобальная сторона восприятия качества жизни) аддитивна, отражая сумму степеней удовлетворенности индивидов разными областями жизни. При этом исследователи отмечают, что ощущение счастья, удовлетворенность и самочувствие неизоморфны, хотя и могут перекрываться. Люди существуют как члены семей, организаций и локальных сообществ и могут оценивать их. Поэтому многие исследователи рассматривают оценки качества жизни в разнообразных контекстах (локальных сообществ, этнических групп, региональных групп, наций и т.д.).
Несмотря на то, что у непредвзятого исследователя могут возникать сомнения в возможности измерения субъективных компонентов качества жизни, проведенные исследования раскрывают высокие степени достоверности и надежности этих измерений. Самоотчеты о долгосрочном самочувствии коррелируют с внешними оценками, например, мнениями окружающих, выявленными в интервью.
Исследования последних 20 лет раскрыли связь с качеством жизни личностного статуса и ценностей индивидов. В общем случае статусные индикаторы, имеющие отношение к качеству жизни, состоят в следующем.
Индикаторы качества жизни:
1.Доход положительно связан с субъективными и с объективными замерами качества жизни. Правда, доход объясняет только часть изменений в субъективной компоненте качества жизни. С другой стороны, степень удовлетворенности доходом и стандартами жизни сильно коррелирует с субъективной компонентой качества жизни.
2.Занятость. В целом, она дает небольшой вклад. Исполнители и профессионалы дают самые высокие оценки субъективных компонент качества жизни. \"Белые воротнички\" счастливее людей в \"синих воротничках\", но люди из престижных категорий, подобных профессионалам-производственникам, менеджерам, собственникам, существенно не различаются в оценке субъективных компонентов.
3.Образование прямо не связано с качеством жизни.
4.Возраст. Молодые люди меньше удовлетворены жизнью, чем люди в возрасте, вне зависимости от места проживания. Уровни удовлетворенности всеми аспектами жизни, кроме здоровья, растут вместе с возрастом. Оценки качества жизни пожилыми людьми зависят от состояния жилья и от здоровья.
5.Гендер. Мужчины и женщины в процессе самооценки субъективных компонент качества жизни: несчастий, недостатка признания, чувств незащищенности, недостатка уверенности, неопределенности и стрессов, – используют одни и те же шесть базовых категорий оценки.
6.Брачный статус связан с общей оценкой счастья. Кросс-национальные данные показывают, что находящиеся в браке индивиды относятся к наиболее удовлетворенными жизнью группам населения, разведенные – к наименее довольным. При этом женщины в меньшей степени удовлетворены в браке, чем мужчины. Образование понижает степени удовлетворенности брачной жизнью.
7.Этничность. Американцы азиатского происхождения более довольны жизнью, чем другие этнические группы, а черные и чиканос (испаноязычные американцы) чуть меньше ею довольны, чем в среднем по США. При этом существует связь между расовыми признаками и доходами. Так, черные американцы с доходами менее 30 000 долларов в год гораздо менее довольны жизнью, чем белые с теми же доходами. При повышении дохода сверх 30 000 разница исчезает.
8.Национальность. Международные исследования показывают много общего в оценке степеней удовлетворенности жизнью в разных странах.
9.Место проживания (город-село). Горожане в среднем менее довольны жизнью, чем жители села.
10.Здоровье важно для пожилых и для тех, у кого с ним проблемы.
11.Внешность. Люди, оцениваемые как привлекательные, оценивают свою жизнь и самочувствие выше, но менее довольны жизнью.
Согласно современным американским исследованиям, соответствие объективной окружающей среды и субъективного опыта сложно. \"Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятой большую часть того, что нам необходимо объяснить\". Более того, общая оценка людьми своего существования является суммой оценок частных сфер: семейная жизнь, дружеские отношения, уровень жизни (в частности, дом и машина), город или другое место жительства, нация, домовладение (имеющее физический и физиологический смыслы), образование, здоровье и т.д.
Значение социального окружения существенно. Но его не следует преувеличивать. А. Кемпбелл, П. Конверс и В. Роджерс обнаружили весьма слабые связи между переменными социального окружения и параметрами удовлетворенности жизнью, а Ф. Эндрьюс и С. Витни показали, что объединенные воздействия возраста, гендера, дохода, образования и занятости ответственны только за часть изменения общей степени удовлетворенности жизнью.
Доказано, что персональные ценности, цели и перспективы, имеющие отношение к качеству жизни, включают: персональные нужды, внутренние состояния, материальные и пост-материальные ценности, религиозные факторы, характеризующие членство в том или ином религиозном сообществе. Психологические подходы показали, что источник качества жизни – удовлетворенность личных потребностей.
Таким образом основные подходы к исследованию качества жизни состоят в следующем.
(1). Теории идеалов. Согласно им, качество жизни включает реализацию определенных идеалов. Скажем, идеалом может быть самореализация личности в духе А. Маслоу. Пример такой теории рассмотрен ниже.
(2). Персонально-утилитарные теории концентрируются на ощущениях счастья, удовольствиях и исполнении желаний. Многие экономисты этот подход называют \"велферизмом\", социальные философы - \"утилитаризмом\" или даже гедонизмом. Этот подход часто критикуется исследователями из \"третьего мира\", не без основания ссылающимися на собственный опыт, когда люди часто умудряются приспосабливаться к нечеловеческим условиям.
(3). Теории изобилия концентрируются на произведенных товарах, реальных доходах и др. Так, многие экономисты стремятся оценить качество жизни в терминах уровня жизни. Большие усилия проделаны для разработки методов оценки получаемого дохода. Но подобный подход справедливо подвергается критике как неспособный объяснить изменения в стилях жизни. Скажем, хиппи могут считаться счастливыми, жизнерадостными людьми, не испытывающими желания обзаводиться собственностью. Они могут быть гораздо счастливее людей, обремененных трудовой этикой и накопивших большие богатства.
(4). Теории базовых потребностей. Согласно Эрику Алларду, качество жизни достигается за счет удовлетворения трех систем базовых потребностей: \"иметь\", \"любить\" и \"быть\". \"Потребительские\" потребности определяются как относящиеся к материальным условиям, необходимым для выживания и избежания нищеты. Сюда относятся экономические ресурсы (минимальный доход на душу населения), условия проживания, занятость, условия труда, здоровье, образование. \"Любовь\" относится к потребностям общаться с другими людьми и образовывать социальные идентичности. Сюда относятся контакты в локальном сообществе, дружеские отношения, социализация в группах и организациях и отношения с коллегами. Потребности в бытии – интеграция в обществе и жизнь в гармонии с природой, политической активности, досуге и т.д.
Таким образом, понятие \"качество жизни\" сложный, амбивалентный, многоуровневый конструкт, предмет разных подходов. Этим обусловлен теоретический синтез. Несмотря на то, что в литературе предпринимались также попытки, наиболее интересен и плодотворен, с нашей точки зрения, подход М. Сирги, Г. Самли и А. Мидоу .Наиболее привлекательная сторона этой научно-исследовательской программы исследования качества жизни – ее деятельностный подход. Он служит социально-философской основой, способной обеспечить необходимый для синтеза уровень абстракции. Анализ качества жизни с точки зрения деятельностного подхода включает четыре измерения. Первое рассматривает качество жизни с точки зрения взаимного соответствия целей и способов их достижения, т.е. методов и результатов деятельности. Второе анализирует различия между долговременными и краткосрочными результатами. Третье измерение рассматривает социальный потенциал качества жизни и его реализацию. Четвертое измерение различает 4 уровня анализа – индивидуальный, групповой, социетальный и мировой.
Модель качества жизни при этом подходе определяется из иерархической теории потребностей, сформулированной А. Маслоу. Согласно этой модели, в развитых обществах имеются люди, в основном занятые удовлетворением потребностей низшего порядка (биологических и относящихся к безопасности). Качество жизни определяется в терминах уровня иерархий потребностей большинства членов данного общества. Чем больше удовлетворение потребностей большинства его членов, тем выше качество его жизни. Общественные институты предназначены для удовлетворения человеческих потребностей и, соответственно, относятся к качеству жизни общества. Социетальные институты, обслуживающие потребности людей, включают в себя \"производственные\", обслуживающие, менеджериально-политические и адаптивные учреждения. По рассматриваемой модели, прогрессивные изменения качества жизни сопровождаются иерархическими изменениями этих социетальных учреждений.
С точки зрения деятельностного подхода, цели качества жизни могут быть определены как удовлетворение человеческих потребностей в локальном сообществе или в обществе в целом. Исследования, относящиеся к социально-психологическому подходу, указывают на то, что эффективное социально-эмоциональное функционирование является движением в направлении удовлетворения потребностей высшего порядка, т.е. самореализации. Самореализация же, согласно А. Маслоу, является состоянием наиболее полного раскрытия индивидом своего личностного потенциала. Это состояние может быть достигнуто только после удовлетворения потребностей низшего порядка – биологических потребностей и потребностей в обеспечении безопасности. Подавляющее большинство специалистов-психологов утверждает, что человеческие потребности организованы в определенную иерархическую структуру; удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка.
Иерархия потребностей включает следующие, в порядке перехода от низших к высшим. Сначала – биологические потребности – вода, еда, кислород и т.д., потребности в безопасности – физической и психологической, социальные потребности – признание, дружба, потребности достижительные - успех, признание и потребности в самореализации. При этом, чем выше уровень потребности, тем в меньшем количестве ресурсов она нуждается.
Одними из первых в выработке методик измерения были исследования Портера, анкета которого содержала следующие блоки вопросов.
(1)Потребности выживания:
(а) потребности в обеспечении безопасности;
(б) размер заработка.
(2)Социальные потребности:
(а) потребности в общении;
(б) потребности в членстве в определенной группе
(3)Эго-потребности:
(а) потребности в уважении;
(б) потребности в независимости, автономии.
(4)Потребности в самореализации.
Типичная область измерений состоит в следующем:
Чувство моей личной безопасности:
(а) Состояние на данный момент времени.
Мин. 1 2 3 4 5 6 7 макс.
(б) Сколько должно быть.
Мин. 1 2 3 4 5 6 7 макс.
Рейтинг первого из двух вопросов раскрывает меру имеющихся ресурсов; рейтинг второго вопроса отражает значение уровня потребности. Интервалы от 1 до 7 используются для замеров потребностей в безопасности и для замеров размеров оплаты. Потребности в межличностных отношениях и дружбе замеряются при помощи двучленных интервалов, потребности в самоуважении и самореализации – трехчленных, а потребность в автономии (независимости) – четырехчленных. Удовлетворенность потребностей выводится в качестве абсолютной разницы между \"есть\" и \"должно быть\".
Несмотря на эффективность методики Портера, область ее применимости оказалась достаточно узкой, поскольку она была выработана для оценки качества труда в организациях. Поэтому дальнейшее совершенствование методик измерения качества жизни пошло в направлении расширения области применимости для включения качества жизни в целом. Вопросы стали охватывать следующие позиции.
1.Чувство безопасности.
2.Чувство получения и оказания помощи другим людям.
3.Чувство дружбы.
4.Чувство \"узнавания\".
5.Чувство гордости за свои достижения, степень довольства собой.
6.Чувство репутации, престижа.
7.Чувство независимости в мыслях и поступках.
8.Чувство уверенности в правильности образа жизни.
9.Чувство роста и индивидуального развития.
10.Чувство самореализации.
11.Чувство наличия значительных достижений.
Для замеров 1-11 использовалась шкала с интервалами от 1 до 7. 1 пункт служил для измерения безопасности, 2-4 – социальных потребностей, 5-7 – потребностей в самоуважении, 9-11 – самореализации. Общая степень удовлетворенности жизнью получается путем нахождения средней величины по 11 пунктам.
В процессе конкретных исследований найдены значительные корреляции между удовлетворенностью жизнью и доходом, брачным статусом, и отрицательные связи между удовлетворенностью жизнью и количеством времени, проводимым перед телевизором, и материальными ценностями, включавшими три фактора – радость от обладания вещами, жадность и зависть.
Представленный обзор показывает пестроту подходов и методик измерения качества жизни и возможности синтетических программ, способных представить общую теоретическую и эмпирическую картины этого конструкта. Дальнейшие разработки проблемы проводятся в США одновременно в обоих направлениях; оказывая влияние друг на друга.
Суммируя сказанное, понятие качества жизни включает в себя три основных составляющих: во-первых, уровень жизни, определяемый соотношением денежных доходов населения и прожиточного минимума, удельным весом бедных и богатых, покупательной способностью средних слоев, обеспеченностью жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами, личным имуществом граждан и т.д., во-вторых, образ жизни, в структуру которого включаются характеристики занятости населения и безработицы, образования и культуры, социальной безопасности, системы охраны окружающей среды, правонарушений и преступности, обеспечения населения объектами культуры, искусства, просвещения, спорта, а также доступности и степень их использования, в третьих, здоровье и продолжительность жизни, измеряемого показателями рождаемости, смертности, естественного прироста населения и прочих демографических процессов, индикаторами состояния здоровья и заболеваемости, развития сферы здравоохранения, обеспеченностью объектами здравоохранения, характеристиками экологической безопасности.
Иными словами, в основе качества жизни населения лежат: наличие у людей хорошей работы и достойной зарплаты, возможность пользоваться гарантированными качественными услугами здравоохранения и социального обеспечения, существование нормальных условий для рождения и воспитания детей, хорошее (нормальное) жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, образовательные, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды и т.д.
В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро проходила Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где делегации многих стран возглавляли главы государств. Важнейшим итогом этой конференции стало признание того, что развивающиеся страны не должны повторять пути стран развитых. Если развивающиеся страны, в которых живет более трех четвертей населения земного шара, используют те же модель развития, человечество придет к неминуемому краху. Генеральный секретарь Конференции ООН Морис Стронг констатировал \"Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, в одинаковой мере угрожающим и богатым, и бедным. Такие модели развития и соответствующие им характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху\". Премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд подчеркнула: \"История человечества достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежны. Более миллиарда человек, не имеющих сегодня возможности удовлетворять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции.\"
Итоги Конференции ООН являются первым документально оформленным сигналом для человечества о том, что существует императив выживаемости, который требует отказа от прежних моделей развития мировой цивилизации и перехода на модель управляемой социоприродной эволюции. Такая постановка проблемы заставляет обратиться к категории качества жизни, впервые введенной в научный оборот Джоном Гэлбертом и Форрестером в 60-х годах в связи с попытками моделирования траекторий промышленной динамики.
А.И. Субетто определяет качество жизни как систему качеств духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни. В этой системе выявляется уровень реализации родовых сил человека, творческий смысл его жизни. Причем в соответствии с учением о трех родах качества - предметно-вещественном, функциональном и системно-социальном раскрываются и индивидуальное, и общественно качества жизни, разнообразие потребностей человека, потенциал его всестороннего, гармонического, творческого развития.
Три рода качества жизни - это как бы несколько ее \"срезов\": предметно-вещественных, который позволяет рассмотреть биолого-физические и материальные аспекты качества жизни, функциональных, - с его помощью можно оценить жизнь в точки зрения потребностей и способностей человека во взаимодействии с социально-экономическими, культурными и экологическими \"пространствами\", системно-социальный - раскрывает качество самих \"пространств\".
Категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о качестве товара, качестве труда, качестве работы и качестве продукции, широко используемых в системах управления качеством. Появляются понятия качества человека, качества жизни, качества общественного интеллекта, качества управления, качества систем \"человек-техника\", качества информации.
ООН ежегодно проводить исследования с целью ранжирования стран мира по индексу \"качества жизни\" (глобальный уровень управления качеством). В качестве главных индикаторов используются: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и покупательная способность населения.
Американская некоммерческая организация \"Комитет по демографическому кризису\" проводит исследования качества жизни в 10 крупнейших городах мира по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, тишина, уличное движение, чистота воздуха, общественная безопасность. По данным на 1990 год самыми лучшими для жизни по всем показателям оказались Мельбурн, Монреаль, Сиэтл-Такома, набравшие в суме 86 баллов и более. Достаточно высокие оценки получили Москва (64 балла), Санкт-Петербург (62), Киев (74 балла.). Наихудшим было качество жизни в столиц Нигерии Лагосе (19 баллов). Конечно, это были только первые и пока еще достаточно робкие шаги, в общей тенденции становления будущей глобальной системы мониторинга качества жизни.
Качество жизни как система включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии), качество социальной, экономической и политической организации общества.
Здоровье - синтетический индикатор качества. При этом в соответствии с представлением Всемирной организации здравоохранения категория здоровья включает в себя категории физического, психического, духовного и социального здоровья. Кроме здоровья, интегральными индикаторами выступают: уровень качества среды, качество образования и его доступность для населения, качество населения - система демографических показателей, качество культуры культурологические измерители качества жизни (индикаторы доступности для населения - детей, молодежи, зрелого населения, стариков - театра, музыки, кино, живописи, библиотек и др.; особым индикатором качества культуры личности и качества интеллекта выступает разнообразие \"речевого языка\" и динамичность чтения).
Управление качеством жизни, таким образом, включает в себя управление развитием качества личности на основе процессов социализации, в первую очередь в рамках семьи и образования, управление качеством среды жизни, управление качеством образования, управление качеством развития населения, управление качеством здоровья населения и др. Речь идет о \"мягком\" управлении, опирающемся на методологическую базу всего комплекса системных наук, учения о цикличности развития, экологии, науки об образовании, педагогики, человековедения, квалитологии и квалиметрии.
1.2. Некоторые сферы качества жизниСуществует понятие \"социального кругооборота качества\": качество человека - качество труда - качество производства - качество технологий - качество образования - качество культуры и качество науки - качество управления - качество социальных и экономических систем - качество жизни - качество человека. Управление качеством жизни с позиций категории качества жизни интегрирует все виды \"управлений качеством\" и может рассматриваться как своеобразное управление \"социальным кругооборотом качества\".
Качество образования
Интеллектуальная революция. Происходит интеллектуализация производительных сил. Творчество становится главной функцией управления. По данным профессора Р.Фостера, профессии творческого труда на 1981-1986 гг. имели удельный вес: в США - 73%, Германии - 70%, Великобритании - 73%, Японии - 70%. Появляется креативный инновационный менеджмент как форма управления фирмами, ориентированная на раскрытие творчества, создание инновационного потенциала, разработку стратегий \"поведение на рынке\" с целевыми установками на \"технологические прорывы\". Моритани Масанори определяет три фактора успехов японских фирма- исследования, инновации и инвестиции. (три \"И\"), в которых выражается содержание интеллектно-инновационной революции.
Результатом указанных сдвигов явилась дифференциация мировой экономики на два класса: класс \"горячих\" и класс \"холодных\" экономик.
Класс \"горячих экономик\" - это класс \"быстроходных\", интеллетоемких, наукоемких, образовательноемких и информоемких экономик. Их появление - адекватное преобразование экономических механизмов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, \"быструю\" динамику обновления наукоемких и капиталоемких товаров и технологий. В \"горячих экономиках\" происходит трансформация рыночного механизма, увеличивается роль механизмов планирования, программирования, формирования долгосрочных стратегий в кадровых политиках, маркетинге, инвестиционных политиках, увеличивается централизация банковской системы.
Класс \"холодных экономик\" - это класс \"медленноходных\" экономик с низкой восприимчивостью науки и образования, с низким уровнем концентрации капитала. Их технологическим базисом служат традиционные технологии. Мобильность инвестиционного комплекса в таких экономиках остается низкой.
Интеллектно-инновационная революция в первую очередь затронула развитие стран с \"горячими экономиками\". Интеллектуализация рабочей силы, производительных сил общества в развитых странах сопровождает процесс \"разогревания экономик\". В крупных экономических структурах - корпорациях, компаниях - появляются внутренние системы образования. Постоянное повышение квалификации персонала компаний становится образом их жизни. В среднем, например, работники IBM затрачивают на образование 5% рабочего времени, специалисты этой же фирмы по сбыту на местах - один месяц в год. Внутренняя система образования обошлась IBM в 600 млн. долларов в год.
Появление \"горячих экономик\" определило новый тип конкуренции между государствами мира - конкуренцию по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству систем образования. Национальной комиссией США за высшее качество образования был подготовлен доклад \"Нация в опасности6 настоятельная необходимость реформы образования\", в котором отмечалось резкое возрастание функциональной неграмотности населения (в США каждый третий американец - функционально неграмотный) и ставилась задача резкого повышения массовости и качества образования. Без решения этой задачи США потеряют конкурентоспособность своей экономики к началу XXI века. Кстати, экспорт интеллектуальных ресурсов в США из Европы, России, стран Азии путем избирательной иммиграционной политики - часть стратегий США в рамках конкуренции по качеству общественного интеллекта между странами.
Качество экологии
Управление качеством экологии подразумевает управление экологическими рисками. Риск - понятие сложное и неоднозначное. С позиции качества он есть мера появления нежелательного последствия в результате принятия решения. Используя понятие меры, можно сказать, что риск есть мера качества соответствующего решения, проекта, хозяйственного мероприятия, плана, программы и т.п., измеренная в определенной шкале.
Одновременно риск есть понятие управленческое. Оно связано с надежностью и в более широком плане - с качеством управления, выступая мерой несоблюдения определенной \"нормы управления\", потери эффективности, появления нежелательных последствий.
Экологический риск - сложная категория, отражающая уровень опасности появления нежелательных экологических последствий в результате внедрения того или иного проекта, принятия и реализации определенного хозяйственного мероприятия. Н.Ф. Раймерс определяет экологический риск как возможность появления неустранимых \"экологических запретов\": развитие парникового эффекта, разрушение озонового слоя, кислотные осадки, радиоактивное загрязнение, недопустимая концентрация тяжелых металлов.
В литературе предлагается понятие Оценки Экологического Риска (ОЭР), под которым понимается система экологических требований, представленных в параметрической и вербальной форме, используемых при оценке экологического риска. Поскольку с самого начала экологический риск рассматривается как синтетический показатель экологического качества, постольку ОЭР является важнейшим направлением экологической квалиметрии.
Анализ экологической литературы позволил выделить следующие основные темы экологического базиса ОЭР:
1) Фоновая экологическая норма. Она может быть представлена системой \"фоновых показателей\", \"экологически чистым ландшафтом\", \"эталонной экосистемой\", \"фоновой областью\" и др.
2) Стандартизованная экологическая норма. Она может быть представлена системой предельно допустимых концентраций, системой предельно допустимых выбросов, системой предельно допустимых сбросов, системой экологических стандартов.
3) Сложившее экологической состояние, описанное в параметрической и вербальной форме, в форме \"категории состояния\" или экологической категории на территории, где планируется новая хозяйственная деятельность.
Важнейшим моментом в оценке экологического риска и в управлении экологическим риском является формализация ситуации, в зависимости от которой осуществляется дифференциация требований к исходным данным, объему проводимых исследований и испытаний. Среди направлений такой формализации предлагается введение экологической категории района. Экологическая категория района является комплексной характеристикой экологического качества района, отражающая классификационную характеристику состояний среды обитания, здоровья человека и населения, природы и естественных экосистем, классификационную характеристику состояний отдельных сред. Ниже приводятся две таблицы, позволяющие классифицировать состояние качества экологии.
Таблица 1
Классификация экологического качества природы в природно-экологической шкале
Наименование состояния (качества) Характеристика
1. Естественное состояние Наблюдается лишь фоновое антропогенное воздействие. Биомасса максимальна. Биологическая продуктивность максимальна.
2. Равновесное состояние Скорость восстановительных процессов выше или равна темпу нарушений. Биологическая продуктивность больше естественной. Биомасса начинает снижаться.
3. Кризисное состояние Антропогенные нарушения превышают по скорости естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер экосистемы. Биомасса снижена. Биологическая продуктивность резко повышена.
4. Критическое состояние Обратимая замена прежде существовавших экологических систем под антропогенным воздействием на менее продуктивные. Биомасса мала и, как правило, снижается.
5.Катастрофическое состояние Труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экосистем. Биомасса и биологическая продуктивность минимальны.
6. Состояние коллапса Необратимая потеря биологической продуктивности. Биомасса стремится к нулю.
Таблица 2
Классификация экологического качества природы в медико-социальной шкале
Наименование качества Характеристика качества
1. Благополучная ситуация Происходит устойчивый рост продолжительности жизни. Заболеваемость снижается.
2. Зона напряженной экологической ситуации Территория, где отдельные показатели здоровья населения достоверно выше нормы, существующей в аналогичных местах страны, не подвергающихся выраженному антропогенному воздействию данного типа, но это не приводит к заметным и статистически достоверным изменениям продолжительности жизни населения и более ранней инвалидности людей.
3. Зона экологического бедствия Территория, в пределах которой в результате антропогенного воздействия невозможно социально-экономическое хозяйствование. Смертность и инвалидность значительно выше, продолжительность жизни ниже, чем в других регионах.
4. Зона экологической катастрофы Переход состояния природы от катастрофической к коллапсу. Возникший в результате природных и антропогенных явлений ареал смертельно опасен для постоянной жизни людей.
Источником экологического риска могут быть предприятие, технологии, компоненты среды, могущие стать источником аварийных воздействий на предприятие, экологическую систему, не предусмотренную проектом. Источники риска по отношению к хозяйственному объекту могут быть внешними и внутренними.
Анализ экологического риска включает в себя:
- анализ исходных данных, на которых осуществляется построение модели оценки экологического риска;
- анализ неопределенности;
- анализ достаточности исходных данных;
- оценку достаточности нормативной и методической документации, по которой осуществлялась оценка воздействия на окружающую среду;
- оценку достоверности анализа нештатных аварийных ситуаций;
- оценку достоверности анализа технологических процессов.
В результате проведения оценки экологического риска можно определить экологическое качество жизни - часть системы качества жизни, включающую в себя \"качество среды обитания\".

Глава II. Методика определения качества жизниВ количественную характеристику качества жизни включаются такие ее показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергетические, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из совокупности объективных потребностей. Каковы же эти объективные потребности?
Говоря о потребностях в контексте качества жизни, по-видимому, следует вспомнить истину, провозглашенную много столетий назад древнегреческим мыслителем Протагором: \"Человек есть мера всех вещей\". Мера человека является мерой всего, что происходит в мире. Поэтому, говоря о совокупности объективных потребностей человека, нужно исходить из чувства здравого смысла из законов формальной логики.
Совокупность объективных свойств включает:
1. Материальную (физическую, вещественную) базу для существования человека. В нее входят: состояние окружающей среды, материально-технические условия труда, быт, организация досуга, получение образования, а также используемые товары и услуги, в том числе уровень развития здравоохранения.
2. Политические условия существования человека, включающие его правовую и социальную защищенность, предоставляемые конституционные гарантии.
3. Экономические условия существования человека, включающие состояние производства, эффективность экономических институтов, состояние энергетических и сырьевых запасов государства.
4. Нравственную обстановку в обществе.
5. Возможность творческого самовыражения, самореализации личности, свободу выбора вида социальной деятельности, жизненной позиции, стиля мышления и поведения, наличие права на собственное мнение.
Список этих свойств не замкнут и может быть расширен.
Для того чтобы осуществить оценку уровня качества жизни в предложенной постановке, следует решить три основные задачи:
1. Дать описание каждого из показателей, составляющих количественную характеристику качества.
2. Определить меру сравнения для каждого из показателей количественной характеристики.
3. Определить обобщенный показатель, отражающий теоретическое понятие, которое характеризуется как уровень качества жизни.
Приведем некоторые параметры составляющих количественной характеристики объективных потребностей (Приложение 1).
Как видно из таблицы, уровень качества жизни определяется на основе экспертных оценок и социологических опросов. Полный комплекс таких исследований весьма сложен и не разработан. Отдельные попытки определения уровня жизни опираются на традиционные приоритеты и имеют относительный сопоставительный характер.
В настоящее время по этим параметрам можно проводить оценку соответствия той или иной характеристики качества жизни установленным нормативам, другими словами, - сертификацию.
Известно, что для проведения сертификации необходимо наличие, по крайней мере, четырех компонентов:
стандартов на показатели свойств продукции и методы испытаний;
организаций, аккредитованных на право проведения испытаний;
органов, уполномоченных принимать решения по результатам испытаний или оценок в рамках признанной системы и по утвержденным процедурам;
органов надзора за правильностью проведения сертификационных работ.
Поскольку качество жизни - многофакторное понятие, для его оценки важно учесть все составляющие.
В качестве одной из формул, учитывающих все показатели можно привести следующую:

где:
- относительный текущий показатель количественной характеристики первого рода;
n - число показателей по характеристикам первого рада;
- относительный текущий показатель количественной характеристики второго рода,
m - число показателей второго рода;
- текущая величина относительного отклонения от нормы стандарта показателя качества составляющей количественной характеристики второго рода, %;
L - число показателей качества, ограниченных нормами стандартов.
Как видно из формулы, для Qж именно вторая составляющая суммы в знаменателе оказывает наиболее сильное влияние на обобщенный показатель с тенденцией его увеличения. Наличие нормы, определяемой стандартом, позволяет перейти от относительного параметра к величине его относительного отклонения, которая имеет более значительный отрицательный градиент.


ЗаключениеВ 1991 г. была предложена системно-графическая модель \"ОКО ЗЕМНОЕ\", ядром которой стало качество жизни. В рамках этом модели стандартизации как инструменту, и стандартософии как науке ХХ века, предоставлены права и обязанности быть нормативно-методическими \"служанками\" при решении проблемы качества жизни и шире - при накоплении знаний.
В последующих публикациях представления были существенно развиты, но сохранено смысловое организующее ядро модели, в которой качество жизни определяется совокупностью четырех стратегий: производственной, ресурсной, социальной и экологической сфер.
Предполагаются фундаментальные исследования сложившейся терминологии и классификации понятий, показателей для нормативных оценок уровня и качества жизни. Планируется проанализировать пригодность собираемой статистическими службами России информации для исчисления экономических индексов, показателей для оценки уровня и качества жизни населения. Будут разработаны обширная по охвату терминологическая база, концептуальные и практические подходы к нормативным оценкам качества жизни.
Решение проблемы качества жизни сопрягается с постановкой проблемы оценки влияния качественных товаров и услуг на рациональность поведения потребителей и регулируемость социальных процессов в обществе в условиях инфраструктурных сдвигов: эту проблему предполагает решать ВЦ РАН на основе разрабатываемых фундаментальных подходов и принципов.
\"Качество во имя лучшей жизни\" закономерно стало девизом конференций, проводимых в последние годы с связи с Всемирным днем качества, а также серии статей, публикация которых начата в 1994 г. журналом \"Стандарты и качество\" и будет продолжена.
\"Качество как категория будущего\" провозглашено в статье Э.М. Вексоера, причем уместно приведены цитаты: из Гегеля - \"Качество есть, в первую очередь, тождественная с бытием определенность\" и Е. Рерих - \"Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование\". Современный же взгляд на качество выражен автором указанной статьи в короткой формулировке: \"Качество - сущность явления жизни\". Но с этим трудно согласиться, так как в таком определении сведены в одно философские категории явления и сущности объекта.
На мой взгляд, все существующие подходы к определению качества жизни и созданию концептуальных представлений об эффективном процессе управления качеством жизни страдают недостаточностью философского осмысления проблемы, а также отсутствием строгого нормативного подхода к формулировке и определениям в рамках проблемы обеспечения качества жизни.
Пришло время поиска единой целостной концепции взглядов на качество жизни.
Библиографический список
Васильев А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. М.: Издательство: РИА \"Стандарты и качество\". 2003.
Винокуров М.А., Горелов Н.А. Экономика труда. М.: Издательство: \"Питер\". 2004.
Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения. М., 2003.
Государственной регулирование экономики и социальный комплекс. Учебное пособие под редакцией профессора Т.Г. Морозовой и доцента А.В. Пикулькина. Москва. Финстатинформ,1997.
Доклад о мировом развитии 2003 года: Устойчивое развитие в меняющемся мире: Преобразование институтов, рост и качество жизни (пер. с англ. Минервина И.Г., Языковой И.М., Кочина В.П. и др.). М., 2003.
Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М.: Издательство: Центр экономики и маркетинга. 2000.
Остапенко Ю. М. Экономика труда. Учебное пособие. М.: Издательство: Инфра – М. 2003.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебник под редакцией Т.Г. Морозовой, Москва, ЮНИТИ.1999г.
Романов А.Н., Жеребин В.М. Уровень жизни населения. М.: Издательство: ЮНИТИ. 2002.
Ромашов О.В. Социология труда. М.: Издательство: Гардарики. 1999.
Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. Москва. 2003.
Соколова Г.И. Социология труда. Минск: Издательство: \"Выcшая школа\". 2002.
Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. Бек.1997.
Черныш Е.А., Молчанова И.П., Новикова А.А., Салтыкова Т.А., Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Москва. Финстатинформ.1999.
Шлендер П.Э., Кокина Ю.П. Экономика труда. М.: Издательство: \"Юристъ\". 2003.
ПриложениеВиды объективных потребностей Составляющие количественной характеристики объективных потребностей Параметр количественной характеристики
1. Материальная база для существования человекаСостояние окружающей среды Научно-обоснованные требования по отдельным параметрам, характеризующим состояние окружающей средыСтепень удовлетворения потребностейФинансовые затраты Нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ.Требования законов, постановлений и стандартов. Опрос общественного мнения.Требуемые капиталовложения для решения экологических задач, % от бюджета
Условия труда Научно-обоснованные требования к параметрам эргономики, освещенности, влажности и т.д.Финансовые затратыСтепень удовлетворения потребностей Показатели стандартов ССБТТребуемые капиталовложения для технического перевооружения производства, % от бюджетаСтатистические данные по числу профзаболеваний, % от работающих
Жилищные условия Технические и санитарно-гигиенические требования к жилым помещениямОбеспеченность жильем Показатели стандартов и СНиП
Статистические данные
Используемые товары Показатели технического уровня и качества различных видов продукцииПотребительские свойства продукцииБезопасность продукцииСтепень удовлетворения потребностейТрудовые затраты, в том числе интеллектуальные Требования стандартов на продукциюОбъем товарооборота ТНП, отнесенный к общему товарообороту на внутреннем рынке, в %.Число новых ТНП, появившихся на рынке, отнесенные ко всей номенклатуре видов товаров, имеющих обращение на рынке в данный период ,%Сроки обновления ассортимента
Образование Обязательные требования к программам и продолжительность обучения на разных уровнях образованияСтепень удовлетворения потребностейФинансовые затратыТрудовые затраты Образовательные стандарты (нормы для преподавателей, учебных заведений и обучающихся)Данные о числе получивших диплом о высшем образовании в возрасте 23-30 лет, % от общего числа представителей данной группы населения.Объем капиталовложений в образование, % от бюджетаЧисло учебных заведений, в которых введены новые прогрессивные методики преподавания, отнесенное к общему числу учебных заведений, %.
Здравоохранение Научно-обоснованные требования к уровню, возможностям и объективным потребностям населения в услугах медицины.Финансовые затратыТрудовые затраты Средняя продолжительность жизниОбеспеченность местами в стационарахОбъем капиталовложений в здравоохранение, % от бюджетаТехнический уровень оснащенности медицинских учреждений.
1. Политические условияПравовая защищенность Степень удовлетворения потребностейТрудовые затратыФинансовые затраты Опрос общественного мнения с оценкой уровня правовой защищенности, % от выборкиЧисло принятых за период законов и постановлений, направленных на укрепление правовой защищенности, отнесенное к общему их числу, %.Наличие и полнота структур и служб, обеспечивающих действия механизма реализации законов, % от бюджетных ассигнований для обеспечения действия указанных структур и служб
1. Экономические условияСостояние производства Материальные затратыЭнергетические затраты Число предприятий, прошедших техническое перевооружение, отнесенное к общему их числу, %.Объем потребляемых предприятиями энергоресурсов, отнесенное к общему энергопотенциалу, %.
Эффективность промышленности Национальный валовой продукт
Конкурентоспособность и экспортнопригодность Общий показатель ВНП, его динамика, а также удельный показатель ВНП на душу населения.Удельные затраты сырья, энергии на единицу продукции и на душу населения.Отношение экспорта товаров различных категорий к общему объему экспорта
4. Нравственная обстановка в обществе Традиции, обычаи.Нравственные принципы Религиозные нормыНациональные, региональные, клановые нормы поведения. Семейные устои (% разводов, браков)Уровень преступности
5. Возможность проявления личности Конституционные свободы Степень реализации конституционных свобод в обществе

Похожие материалы:

Доклад: К вопросу об оценке качества жизни студентов с синдромом вегето-сосудистой дисфункции

Курсовая работа: Социальные конфликты в современном обществе

Курсовая работа: Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

Реферат: Металлы жизни

Реферат: Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.