Курсовая работа: Креативность - определение, феноменология, структура

В нашем столь динамично изменяющемся мире такое слово как «креативность» является не просто психологическим термином, не только характеризует работы и творческие достижения художников, изобретателей, ученых, но и становится насущной потребностью людей с активной жизненной позицией. Об этом же говорит К. Роджерс: «Я считаю, что существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Креативность - определение, феноменология, структура':


Курсовая работа
Креативность - определение, феноменология, структура
Оглавление
Введение.
. Характеристика креативности
.1 Отношение к творчеству в различные эпохи
.2 Понятие креативности
. Общая характеристика подходов к изучению креативности
. Концепции креативности
.1 Концепции креативности как части интеллекта
.1.1 Концепция редукции (переход) творчества к интеллекту
.1.2 «Теория инвестирования» Р. Стернберга
.2 Концепции креативности, как творческой способности, не зависящей от интеллекта
.2.1 Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса
.2.2 Концепция М. Воллаха и Н. Когана
.2.3 Концепция Я.А. Пономарева
.2.4 Концепция А. Медника
.3 Концепции креативности с позиции своеобразия личностных особенностей
.3.1 Концепция Ф. Баррона
.3.2 Концепция А. Маслоу
.3.3 Д.Б. Богоявленская
Заключение
Библиографический список
Введение
В нашем столь динамично изменяющемся мире такое слово как «креативность» является не просто психологическим термином, не только характеризует работы и творческие достижения художников, изобретателей, ученых, но и становится насущной потребностью людей с активной жизненной позицией. Об этом же говорит К. Роджерс: «Я считаю, что существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Именно эта потребность оправдывает разработку теории творчества - природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию». [20, c. 74-79]
Находить новые решения старых задач, создавать оригинальный продукт в разных сферах деятельности - это требование сегодняшнего дня. Хотя так было не всегда.
Впервые понятие «креативность» в 1922г. стал использовать Д. Симпсон. Он обозначил этим термином способность отказываться от стереотипных способов мышления.
С появлением в психологии понятия «креативность» закономерно стало возникать множество вопросов, на которые нужен был ответ: что такое креативность, как диагностировать креативность, каково соотношение между творчеством и креативностью, зависит ли креативность от наследственности (генетики), интеллекта, среды, а также чем отличается креативность мужского и женского полов и еще множество других вопросов.
Как отмечает Г. Адлер, «креативность - уникальное состояние человеческого ума - станет в первой половине нового столетия ресурсом, от критической массы которого будет зависеть все» [3, c. 14]
Революция в изучении креативности началась во второй половине XX века. Исследованием этой области психологии в разное время занимались как отечественные.
В современном психологическом словаре креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания (Современный психологический словарь, 2007) и это только одно из множества определений креативности.
Несмотря на широко представленные в психологической литературе исследования, посвящённые изучению креативности, у психологов остаётся еще много вопросов, касающихся этой темы. Это связано с тем, что креативность представляет собой достаточно закрытую область способностей человека. Как отмечает Д.Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно -научных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи… [6, c. 50]
Цель работы - изучение Креативности, ее определений, феноменологии, структуры.
Объект - феномен креативности;
Предмет - определения, структура и феноменология креативности.
Теоретическое значение курсовой работы заключается в том, что результаты данной работы позволяют систематизировать полученные из разных источников знания.
Практическое значение курсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, для организации лекций и семинаров, уроков, а также для самообучения студентов интересующихся данной темой.
1. Характеристика креативности
Об общности ума следует судить
лишь по изобретательности
и количеству мыслей,
которые два человека извлекают
из одной и той же вещи.
Клод Адриан Гельвеций
.1 Отношение к творчеству в различные эпохи
креативность интеллект редукция инвестирование
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. Хотя отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки.
Платон поместил поэтов и художников в шестой круг реальности, поскольку, как он утверждал, они занимаются только внешним проявлением вещи, а не самой реальностью. Однако в своем позднем диалоге «Пир» он описывает истинных художников, тех, кто дает жизнь новой реальности. Они - те, кто расширяют человеческое сознание [17, c. 25].
В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то это не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, да и великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.
И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.
В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не вкладом в мировую культуру, а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т. д.) [11, c. 141].
Интерес к творческой личности возникает в XX веке и связан он с поиском человеком своего места в окружающем мире. Первоначально объектами исследований стали выдающиеся ученые и деятели искусства: художники, поэты, писатели. Разгадать загадку творческих способностей пытались не только ученые. Первыми, кто стал исследовать особенности творческой личности, явились не столько психологи, сколько литераторы, историки, искусствоведы, которые, так или иначе, касались проблемы творца и его творения. Как отмечает Р. Мэй: «Человек может обладать талантом независимо от того, использует он его или нет; талант как таковой, вероятно, может быть дан и «никчемному» человеку. Однако творчество проявляется только в деятельности» [17, c. 85]. Исследователи анализировали высказывания, письма, рукописи, картины. Изначально способности к творчеству считали уделом избранных, исключительным и уникальным феноменом. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческой личности нужны какие-то особые психологические законы и правила.
Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания образа идеального мира. Особенность протекания творческого процесса как ментального акта, который выделяют практически все исследователи, является его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания. Второй основной особенностью творческого акта - явилась независимость от внешних причин. Существует большое разнообразие подходов к определению этапов, стадий, фаз творческого процесса. Среди ученых занимавшихся этим вопросом можно назвать: Лезина Б.А., Энгельмейера П.К., Блоха А.М., Левинсона-Лесинга Ф.Ю., Якобсона П.М., Пономарева Я.А., Уоллеса Г.. Возможно, поэтому неоднократно предпринимались попытки по созданию (построению) «теории творчества». И на рубеже XIX и XX веков стала формироваться наука, которая впоследствии была названа «психологией творчества». Однако тогда ее не решались отнести к числу научных дисциплин, посчитав просто набором фактов и случайных эмпирических данных, взятых без всякой системы и метода из области физиологии нервной системы, невропатологии, истории литературы и искусства.
Идея о существовании объективных законов творческой деятельности человека, которые могут быть вскрыты и использованы в отдаленном будущем в целях повышения творческого потенциала, казалась маловероятной [19, c. 570].
Стоит отметить, что в начале ХХ века многие научно-психологические школы (бихевиоризм, структурализм) не развивали новых идей для изучения креативности. Гештальт-психологи анализируя творческое мышление говорили, что креативные идеи изначально плохо определяются и могут возникать как предчувствие (интуиция). В своих исследованиях они практически не вышли за рамки определений и механизмов интуиции.
Психоанализ изучал творческую активность по отдельным примерам творцов и их творений. И хотя такой подход подвергался критике, т.к. большинство субъектов исследования уже покинули этот мир и возникали объективные сложности с описанием и измерением их творческого процесса, Фрейд основывался на идее, что творчество - это напряжение, возникающее между осознанной реальностью и неосознанными желаниями и побуждениями. В подтверждение этих идей Фрейд анализировал творчество Леонардо да Винчи, его побудительные мотивы [24].
Таким образом, трудности, связанные с ранними попытками изучения творческих способностей, привели к временному выпадению креативности из набора психологических проблем.
Но стоит отметить, что отношение человека к творчеству претерпело существенные метаморфозы. И от непонимания и неприятия творца и его творения изменилось на практически философское отношение к творчеству. Ведь как отмечает Р. Мэй: «Творчество - это встреча глубоко сознательного человека с его миром» [17, c. 23].
.2 Понятие креативности
Интерес психологов к изучению креативности в 60-х годах XX века приводит к появлению большого количества определений креативности, тогда их насчитывали более 60.
Они были разделены на шесть типов:
гештальтистские, описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;
инновационные, в которых креативность оценивается по новизне полученного продукта;
эстетические (экспрессивные), делающие упор на самовыражение творца;
психоаналитические (динамические), где креативность описывается в терминах взаимоотношений (Оно, Я, Сверх - Я);
проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач (Гилфорд, креативность как дивергентное мышление);
определения не попавшие ни в один из вышеперечисленные, в том числе и весьма расплывчатые.
Нужно отметить, что за прошедший период, а это без малого пятьдесят лет, количество определений креативности уже сложно оценить. Активно изучаемая психологами, социологами, педагогами креативность размывается как понятие. Таким образом, целесообразно, говоря о понятии креативность привести множество определений.
По мнению Немова, креативность - это способность, склонность человека к творческому мышлению, которое может проявляться в различных областях деятельности [18, c. 364].
Э. Фромм определяет креативность как способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях; нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [25, c. 37].
Барышева Т.А. и Жиганов Ю.Б. понимают креативность как - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связанно с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и так далее.
В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику [13, c. 60].
Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, считалось, что креативность зависит от уровня его развития, то есть высокий уровень интеллекта предполагал высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Но после проведенных исследований были сделаны вывод, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела и слишком высокий интеллект может препятствовать креативности. В настоящее время креативность рассматривается ни как сводимая только к интеллекту функция целостной личности, а как способность или как особенность личности (Личности креативе), зависящей от целого комплекса ее характеристик.
Одним из создателей теории креативности стал Дж. Гилфорд [9, c. 14] Он выделяет шесть основных параметров креативности:
1.способность к обнаружению и постановке проблем;
2.способность к генерированию большого количества проблем;
.семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;
.оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
.способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
.способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.
В своей теории Дж. Гилфорд определяет креативность как совокупность личностных характеристик. По его мнению, креативность опирается на разные умственные операции и в основе дивергентное мышление.
Понятие креативности в зарубежной литературе можно охарактеризовать обобщающим высказыванием Р. Холлменна: «Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Э. Маккеллар), способность находить новые связи (Л. Кюби), возникновение новых отношений (К. Роджерс), появление новых сочинений (Г. Меррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Г. Лассуэль), деятельность ума, приводящая к новым прозрениям (К. Жерар), трансформация опыта в новую организацию (Ф. Тейлор), воображение новых констелляций значений (И. Гизелин)» [4, c. 521-525].
Другим наиболее общим принимаемым большинством современных зарубежных исследователей определением креативности является ее рассмотрение как способности создавать продукт (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Т. Любарт, Д. Маккинон, Р. Оксе, Р. Штернберг), который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится [14].
В отечественной психологии можно встретить такое понимание креативности как процесс или деятельность.
Так В.Н. Козенко рассматривает креативность как «потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «Что с этим можно сделать?».
Креативность рассматривается как относительно не зависимый фактор одаренности [12]. С.И. Макшаров и Н.Ю. Хрящева (Макшаров С.И., Хрящева Н.Ю., 1994;1995) определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.
М.А. Холодная отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) [27].
Говоря о традиционных взглядах на креативность, отраженных в современных исследованиях, А.В. Морозов отмечает, что она «рассматривалась как личностная категория, и споры в основном велись по поводу уточнения ее трактовки, а именно: креативность как дивергентное мышление (Дж. Гилфорд, О.К. Тихомиров), или интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина), или как интегрированное качество личности (Я.А. Пономарев и др.)» [16, c. 296]
Ф. Баррон и Д. Харрингтон, по итогам исследования в области креативности (с 1970 по 1980 г.), обобщили полученные данные:
Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.
Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, экономике, свежее решение социальных проблем и другое [23, c. 123-132]
Психологи выделяют различные виды креативности:
Торренс П.
наивная (присущая детям);
культурная (преодоление опыта, стереотипов здравого смысла). Чекчентмихали, Фельдман, Стенберг, Лубарт
интеллектуальная;
художественная;
предпринимательская (авторы выделяют эти виды т.к. считают креативный процесс специфичным для разных сфер знаний и деятельности).
Боден М.
историческая (достижения оказавшие влияние на культуру и общество);
личностная (проявляется в обыденных жизненных ситуациях).
коммуникативная (проявляется при сотрудничестве, способность аккумулировать творческий опыт других) [15].
креативность таланта;
креативность самоактуализации (распространена гораздо шире и имеет более тесную связь с личностью, проявляется не только в очевидных продуктах творчества, но и в своеобразном чувстве юмора и в склонности что - либо делать творчески) [10].
невербальная;
вербально - символическая;
вербально - семантическая;
- вербально - ассоциативная;
- креативности как творческое отношение к жизни.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что креативность включает в себя множество составляющих, а исследователи этого феномена добавляют все новые и новые нюансы. В понимании разных авторов креативность это:
дивергентное мышление;
способность к творчеству;
системное психическое образование;
уровень творческой одаренности;
потребность в исследовательской деятельности;
интеллектуальная активность;
интегрированное качество личности, и это далеко не полный список.
Таким образом, стоит отметить, что в науке наблюдается...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Феноменология нормативных кризисов пожилого возраста

Курсовая работа: Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста

Реферат: Структура личности

Реферат: Лихорадка – определение, этиология, биологическое значение

Статья: Структура и некоторые свойства белка остеопонтина