Контрольная работа: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ И УСЛОВИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Оглавление

Введение
Этапы развития психики детей. Что такое возрастной кризис
Как распознать кризис
Предпосылки возникновения кризиса трех лет
Заключение
Список используемой литературы

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ И УСЛОВИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ':


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ Л.С.ВЫГОТСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа по Психологии дошкольного образования
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ И УСЛОВИЯ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
студента 1-го курса заочной формы обучения
Макеева Ольга Юрьевна
Руководитель
Прокофьева Виктория Альбертовна
Москва 2014

Оглавление
Введение
Этапы развития психики детей. Что такое возрастной кризис
Как распознать кризис
Предпосылки возникновения кризиса трех лет
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Огромное количество трудов написано о том, как протекает развитие личности человека. И нельзя отрицать, что самым важным этапом в формирование здоровой личности является момент детства. Именно с самого рождения происходят процессы, которые в дальнейшем приводят нас к тому, кем мы являемся в нашей взрослой жизни. Эти процессы многообразны, какие-то из них протекают совсем не заметно для глаза, какие-то мы видим ярко и четко. Важно понимать, что только зная о этих процессах, о этих этапах развития, возможно влиять на них эффективным способом. А для педагога, самой важной целью должно быть эффективное влияние на развитие личности.
Целью данной работы я ставлю научиться определять признаки кризиса трех лет в поведение детей, а так же сформировать понимание, как можно работать с симптомами кризиса, помогать эффективно развиваться личности ребенка.
В данной работе раскроются такие понятия, как
.что такое возрастной кризис;
.когда он возникает;
.как протекает;
.какие есть эффективные способы повлиять на симптомы кризиса, чтобы помочь ребенку и взрослому справиться с трудными ситуациями.

Этапы развития психики детей. Что такое возрастной кризис
Существует определенная градация или «стадичность» возрастного развития ребенка. Она получена в ходе многолетних изучений, наблюдений, таких известных ученых, как Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Начинается все с периода младенчества - от 0 до 12 месяцев, далее этап раннего детства - от 1 года до 3 лет, затем дошкольное детство - от 3 до 7 лет, после наступает младший школьный возраст и отрочество.
«Критериями разделения возрастных периодов служат центральные психологические новообразования и социальная ситуация развития… Периодизация психического развития главным образом относится к психическому развитию в детстве, в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям»
Эти этапы называют стабильными, когда ребенок накапливает определенный психологический опыт.
«В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнение ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности»
Помимо стабильных этапов в развитие психики ребенка Л.С.Выготский отмечает наличие кризисов, которые он обнаружил «эмпирическим путем».
Что же такое возрастной кризис?
«Условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами…«кризисы возрастные»…целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене ( на стыке) стабильных периодов. Возрастной кризис обусловлен возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка».
Смело можно утверждать, что это целый период в жизни и развитие человека. В этот период происходит революционное развитие, ведь на место старым устоявшимся укладам психики, приходят новые, те которые им еще не изучены и не исследованы.
«Под кризисами имеют в виду, переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда ребенок теряет многое из приобретённого прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт».
К сожалению, у кризисов нет точных временных рамок. «Кризис возникает незаметно, трудно определить момент его наступления и окончания»
Не смотря на то, что этап кризиса принесет в дальнейшем положительные моменты в психологический опыт ребенка, протекает он достаточно остро.
«…обнаруживается трудновоспитуемость. Дети, как бы выпадают из педагогического воздействия, который совсем еще недавно обеспечивал нормальный ход их воспитания и обучения…часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими… внутренними конфликтами».
Хотя, как отмечает Л.С.Выготский: «У разных детей критические периоды проходят по-разному».Другие же ставят под сомнение вообще существование такого рода этапов развития. Так, например А.Н.Леонтьев такого рода проявления ребенка обуславливал не правильной системой отношений между ребенком и взрослым.
Всего же в современной возрастной психологии дошкольного возраста принято выделять кризис новорожденности, кризис первого года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый и юношеский.
Мы рассмотрим кризис трех лет, именно в этот период проявляется воля ребенка, именно здесь первый раз отделяет себя от взрослого, именно этот кризис впервые заставляет ребенка чувствовать себя с большой буквы Я, личностью.

Как распознать кризис
Как же распознать, что ребенок, проживающий легкий и не принужденный период детства, вошел в этап, который мы называем кризисом?
Современная возрастная психология пишет о так называемых симптомах кризиса трех лет. Симптомы очень четко и содержательно изучили Л.С. Выготский в «Вопросах детской психологии», Д.Б. Эльконин в книге «Психическое развитие в детских возрастах».
Начнем с самого яркого симптома - это негативизм. Он проявляется в виде отрицательной реакции на требования взрослого.
«Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом, он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок не делает что-нибудь именно, потому, что его об этом просят».
Причем реакция происходит на требования определенного взрослого, того, который соприкасается с данной ситуацией.
«Симптом негативизма. Отрицательная реакция на предложения взрослых. Однако это же просьба высказанная другим человеком (не включенным) в конкретную ситуацию, легко ребенком выполняется.»
Предложите постороннему взрослому озвучить то же самое требование по отношению к малышу и понаблюдайте. Если он его выполняет, значит это всего лишь непослушание. Ведь на самом деле негативизм связан с отношением одного человека к другому. Если быть более точной, то отношение ребенка к взрослому.
«Негативная реакция отличается от непослушания двумя существенными моментами. Во первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку В данном случае реакция при определенном действие ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент-новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции».
Грань между негативизмом и непослушанием тонка. Во время состояния негативизма, ребенок без какой либо мотивации отрицает все то, что ему предлагает определенный взрослый, чаще тот, который создает эту ситуацию. Я не хочу играть не потому что не хочу, а потому что об этом просишь меня ты.
Вторым симптомом кризиса трех лет принято отмечать упрямство. Ребенок настаивает на своих требованиях, делает все чтобы его требование было выполнено. Но не стоит путать это с негативизмом и настойчивостью.
«Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается того, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство-такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем- либо не потому, что ему это сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом :он отказывается, ему приводят доводы,которые его убеждают, но потому что он уже отказался, он не идет. Мотивом упрямства является, то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством»
«Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не стоит смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались».
Упрямство легко спутать с настойчивостью или даже негативизмом. Если воспитатель приводит весомые, убеждающие доводы в пользу отказа от покупки игрушки, но продолжает сталкиваться с восклицанием ребенка «купи!», то перед глазами классический вид упрямства, который навеян кризисом трех лет.
Третьим симптомом, разберем строптивость. Симптом, который принято называть «центральным для возраста». Именно по названию этого симптома принято называть весь этот этап - «возраст строптивости».
Его отличие от негативизма состоит в том, что направленна отрицательная реакция против всего уклада жизни, против всех распорядков, правил, которые существуют в доме. «Ему ничего не нравится. он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистит зубы, надевать тапочки и прочее. Он «бунтует» против всего с чем имел дело раньше».Ребенок из покладистого существа, которое являлось продолжением действий родителя, превращается в недовольное существо с характерным «да, ну!»
Четвертым признаком, характерным для наступления кризиса является своеволие. Ребенок стремится к самостоятельности, даже там где ему это не по силам. «Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, приобретает характер тенденции к самостоятельности, стремления действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще не доступной ребенку. Это находит свое выражение в словах «я сам».
Остальные симптомы проявляются у детей в меньшей степени.
Бунт, который маленький человек направляет против окружающих, похож на протест. Проявляется в постоянных ссорах с окружающими людьми, конфликтах, которые зачастую несут в себе еще один симптом-это обесценивание. Когда дети нецензурно выражаются, ругаются на людей, предметы. Находят им отрицательное значение, даже если оно таковым не является. Ребенок называет дурными словами маму, папу, игрушки и даже может намахиваться, проявляя агрессивный настрой по отношению к ним.
Симптом, который проявляется в виде попытки подчинить себе действия окружающих. «Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть, то что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими». В семье с одним ребенком-это называется деспотизм. Если же ребенок в семье не один, то он всячески пытается привлечь на себя внимание окружающих, возможен даже агрессивный настрой на младших собратьев.
Все эти симптомы, как озвучивалось ранее, проявляются в разной степени активности. Все зависит от окружающей обстановки, среды в которой воспитывается ребенок. Все дело в изначальных взаимоотношениях, которые устанавливает родители с детьми. Все дело в правильном воспитании.
Внимательному родителю не составит труда рассмотреть в поведение своего чада изменения, с целью определения начавшегося кризиса. В противном случае, если воспитатель не замечает симптомов и не работает с ними, могут возникнуть последствия не корректных действий, или как назвал их Л.С. Выготский «второй пояс симптомов». В момент, когда ребенок не удовлетворяет свою самостоятельность или же воспитывается в очень ограниченных условиях, возможно возникновение невротических реакций у детей. «Эти реакции носят болезненный характер. У невропатических детей именно в кризис трех лет мы нередко видим появление невротических реакций, например энурез, т.е. ночное недержание мочи. Ребенок, привыкший, к опрятности, при неблагополучном течение кризиса часто возвращается в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невротические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые гипобулические припадки, т.е. своеобразного вида приступы … представляют собой крайне заостренные черты негативизма, упрямства, обесценивания, протеста, о которых мы уже говорили».
Самое время разобраться, почему возникают все описанные выше синдромы? Что же такое происходит с ребенком, что приводит к наступлению кризиса? Какое новообразование появляется в раннем детстве, которое так «невротически» ломает все социальные отношения ребенка, приводя к таким последствия?

Предпосылки возникновения кризиса трех лет
Как уже отмечено нами раннее кризис приходит для того, чтобы разрушить то, что ребенок приобрёл. Тем самым установить новую систему взаимоотношений с окружающим миром взрослых.
Кризис трех лет приходит в этапе, который принято называть раннее детство. В данном этапе самым важным новообразованием является формирование системы Я.
«Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет») ».
Ребенок понимает, что за предметами стоит взрослый. Если раньше все его эмоции были связанны с возникновением в жизни предмета и действий с ним, то сейчас эти аффекты больше обращены к взрослому, который ранее был закрыт от ребенка предметной деятельностью. Именно сейчас идет отделение ребенка от взрослого. «…взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей».
Ребенок, отделяя себя от взрослого, всячески стремится к самостоятельной деятельности. Это можно охарактеризовать неким девизом: Если ты можешь завязывать шнурки, значит и я смогу. Огромный интерес представляет и то, что именно стремление к самостоятельности это зарождение воли маленького человека.
В процессе предыдущих этапов возрастного развития между взрослым и ребенком возникает тонкая связь, взрослый знакомит его с предметной деятельностью. Именно он мотивирует ребенка на познание окружающего мира, т.е. ребенок, как-бы пользуется желанием взрослого. Но задатки самостоятельной деятельности, отделяют его от взрослого и приводят к расхождению желаний.
«Желания детей преддошкольного возраста обычно удовлетворяются ухаживающими за ними взрослыми. Между желаниями ребенка и взрослого, как правило, нет особых расхождений. В тех случаях, если ребенок хочет что-либо недозволенное или невозможное, взрослые быстро переключают его внимание на другой привлекательный предмет. Желания ребенка не устойчивы, быстро преходящие, и управление ими обычно осуществляется путем замены новым или более привлекательным предметом.
Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременное появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «я хочу».
Естественно новые тенденции, усиливающие активность ребенка, приводят к возникновению новых взаимоотношений с взрослым. Как в зарубежной, так и в советской литературе неоднократно отмечались возникающие в этот период трудности воспитания (проявление у ребенка себялюбия, ревности, упрямства, негативизма и обесценивания)».
В кризисный период происходит смена мотивов, если до этого весь интерес ребенка крутился вокруг предметного мира и действий с ними, то сейчас все его аффекты направленны на взаимоотношения с другими людьми. Как писал Л.С. Выготский: «Что существенного перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности - «я», т.е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не сданным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей».
Все симптомы, после данной главы, мы можем назвать реакцией психики ребенка на изменения его социальных отношений с окружающими. Раньше он был, образно выражаясь, одним целым со взрослым, его продолжением. Сейчас же мы видим, как из этого единства, всячески пытается вырваться собственное «я» ребенка. Видим, как проявляются самые первые задатки волевых решений. Это удивительный период, но вместе с тем требующий очень внимательного отношения к взаимоотношениям с детьми.

Заключение
Основной задачей, которую я ставила перед собой в написании этой работы, это разобраться во всем, что связанно с кризисом трех лет. Важным было понять откуда он возникает? И я выяснила, что он приходит на смену возрастному этапу раннее детство, в котором формируется предметная деятельность, мотивируемая взрослым. Благодаря такой мотивации возникает эмоциональное единство со взрослым. Важным было понять, почему возникает кризис? И оказалось, что возникает противоречие между тем чему научился, к чему привык ребенок в этапе раннее детство и тем, что он осознает себя отдельной единицей, не связанной со взрослым, способной на самостоятельные действия. Немало важным было разобраться, как же определить кризис трех лет? Для этого изучены симптомы кризиса. И конечно нельзя не затронуть вопрос. Как построить взаимодействие с ребенком так, чтобы облегчить протекающие синдромы...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Условия преодоления страха одиночества у детей 4-х лет

Реферат: Изучение кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка

Реферат: Кризис семи лет

Курсовая работа: Основные этапы возникновения и протекания кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка

Курсовая работа: Психологические условия преодоления и профилактики стрессовых состояний