Курсовая работа: Кризисы психического развития человека

Содержание

Введение
. Понятие кризиса психического развития человека
. Психологическая характеристика кризисов в период от рождения до юности
. Психологическая характеристика кризисов в период от молодости до старости
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Кризисы психического развития человека':


Содержание
Введение
. Понятие кризиса психического развития человека
. Психологическая характеристика кризисов в период от рождения до юности
. Психологическая характеристика кризисов в период от молодости до старости
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Личность - субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.
В процессе онтогенеза человек преодолевает ряд возрастных периодов, во время которых изменяются его физиологические, морфологические, биохимические, социально-психологические особенности. Эти периоды являются определенными эпохами, циклами, ступенями развития. Общие законы развития в каждом возрасте имеют специфические особенности.
Каждый возраст характеризуется определенным уровнем достижений в психическом развитии, а также конкретной социально-психологической ситуацией, в которой происходит развитие личности. Динамика развития проявляется как в стабильных, так и в переходных периодах. Переломные, резкие перестройки, повороты в становлении является необходимым результатом диалектичности развития. Одной из характеристик возрастного периода является наличие кризиса.
Кризисы личности в психологии рассматривают давно, однако они еще не стали предметом глубоких и длительных исследований. Вследствие этого в психологии есть разные взгляды на кризис, присущие жизненном пути личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации.
Каждый кризис - это всегда несвобода, она обязательно становится временным препятствием в развитии, самореализации. Иногда кризис содержит реальную угрозу существованию, полноценному бытию. Привычный образ жизни распадается, необходимыми становятся выход в иную реальность, поиск новой стратегии решения драматической коллизии.
В отечественной психологии большое значение придавали исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что в исследовании того же психологического явления используют различные термины. В современной психологической литературе и в практике все чаще используются понятия "жизненный кризис", "критические жизненные ситуации ", "возрастной кризис". Кризис порождается проблемой, возникшей перед индивидом и которой он не может избежать и не может решить за короткое время и привычным способом
Важное место в психологии возрастных кризисов занимаетют труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, К.Н. Поливановой, Л.И. Анциферовой, Т.М. Титаренко и др.
Цель данной работы - дать характеристику понятию и сущности кризисов личности, особенностям их проявления и преодоления.
Объект исследования: кризисы возрастного развития.
Предмет исследования: психологические особенности человека в кризисные периоды его жизни.
Задачи исследования:
. Изучить понятие кризиса психического развития человека.
. Рассмотреть психологическую характеристику кризисов в период от рождения до юности.
. Дать психологическую характеристику кризисов в период от молодости до старости.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Список использованной литературы насчитывает 10 источников. Основной текст работы изложен на 26 страницах.
1. Понятие кризиса психического развития человека
В каждом периоде жизни человека окружают свои сложности, характерные именно для этого возраста. В психологии существует понятие периодизация - разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, свои закономерности человеческого развития.
В различные периоды жизни существуют стабильные и кризисные стадии. Развитие человека как личности определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним в разном возрасте. Человек, взрослея и развиваясь, проходит ряд следующих друг за другом стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими изменениями и процессами в организме.
В современной психологической литературе и в практике все чаще используются понятие "жизненный кризис", "критические жизненные ситуации", "возрастной кризис".
Само понятие "кризис" (от гр. Сrisis - решение, поворотный пункт) характеризуется проблемой, которая появилась перед индивидом, и которую он не может избежать и не может решить за короткое время и привычным способом.
Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы.
Наибольший вклад в исследовании критических период в детском возрасте сделал известный отечественный психолог Л.С. Выготский, который ввел понятие о двух типах возрастных периодов (лет) - критический и стабильный. В относительно стабильном периоде ребенок развивается, в основном, в результате микроскопических изменений ее личности, которые накапливаются до определенного уровня, а затем в результате скачка появляется определенное возрастное новообразование.
Стабильные периоды изучены значительно полнее, чем критические. В период кризиса развитие приобретает стремительный, иногда катастрофический характер, который исследователь сравнил с революционными изменениями. Стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критический - дисгармонией, противоречием.
По мнению исследователя переломные, критические периоды в жизни ребенка обусловлены внутренней логикой самого процесса развития. Л.С. Выготский выделил пять периодов, а именно - кризис:
новорожденности, который отделяет эмбриональный период развития ребенка от периода младенца;
одного года, который отделяет период младенца от раннего возраста;
трех лет, который является переходным периодом от раннего к дошкольному возрасту;
семи лет, который является связующим звеном между дошкольным и школьным возрастом;
тринадцати лет, который совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту.
По Л.С. Выготскому, в критические периоды возникают такие новообразования, которые не сохраняются в следующем возрасте, а лишь участвуют в развитии, что приводит в стабильные периоды к более устойчивым новообразованиям.
Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С. Выготского.
Ключевыми моментами концепции являются:
. Социальная ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
. Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.
. Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.
. Кризисы - переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.
Д.Б. Эльконин выделял следующие кризисы в развитии личности: кризис новорожденности; 1 года; 3 лет; 7 лет; 11-12 лет; 15 лет. Д.Б. Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет - кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет - кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.
Э. Эриксон, создатель эго-теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из них сопровождается "кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии".
Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен - возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств.
Жизненный кризис - феномен внутреннего мира человека, который проявляется в разных формах переживания непроизводительности своего жизненного пути. Жизненный кризис является поворотным пунктом жизненного пути, который возникает в ситуации невозможности реализации жизненного замысла, который сложился. Результаты исследований разных авторов (Анциферова Л.И., Выготский Л.С., Василюк Ф.Е., Донченко Е.О., Титаренко Т.М.) и предложенные ими классификации жизненных кризисов можно объединить в одну:
возрастные (нормативные кризисы) - кризис одного, трех лет, подростковый кризис, кризис тридцати лет, кризис "середины" жизни и тому подобное;
по критерию длительности: микрокризисы - несколько минут; кратковременные - около четырех - шести недель; долговременные - до одного года;
по критерию результативности: конструктивные, деструктивные;
деятельностный критерий: кризис операционного аспекта жизнедеятельности: "не знаю, как жить дальше"; кризис мотивационно-целевого аспекта: "не знаю, для чего жить дальше"; кризис смыслового аспекта: "не знаю, зачем вообще жить дальше";
по критерию детерминированности: кризисы, вызванные интрапсихическими факторами; кризисы, вызванные ситуационными факторами;
по критерию сложности: простые кризисы, вызванные одним событием; многомерные кризисы, которые касаются почти всех аспектов индивидуальной жизни человека.
Существуют разные взгляды относительно самой природы возникновения и хода жизненного кризиса. Одни ученые считают, что жизненный кризис возникает как эмоциональная реакция человека на угрожающую ситуацию, когда возникают существенные препятствия в процессе достижения жизненно важных целей, которые невозможно преодолеть привычным способом. Кризис, по мнению других ученых, может возникнуть и в условиях, которые внешне выглядят вроде бы полностью мирно. Однако, существуют ситуации, которые являются кризисными для всех или большинства людей.
К таким научные работники относят: поступление ребенка в детский садик, в школу, подростковый возраст, окончание школы, начало трудовой деятельности, рождения ребенка в семье, выход на пенсию и тому подобное. Такие ситуации, закономерно изменяя друг друга в течение жизни каждого человека, определяются как кризисы развития, в отличие от так называемых случайных кризисов: безработицы, стихийного бедствия, инвалидности, эмиграции и тому подобное. Именно в такие периоды жизни выдвигает к человеку наибольшие требования.
Обобщая симптомы кризисного состояния, можно выделить такие его показатели:
снижение адаптированности поведения;
падение уровня самовосприятия;
примитивизация саморегуляции.
Причиной кризисов является критические события. Критические события - это поворотные моменты индивидуальной жизни человека, сопровождающиеся значительными эмоциональными переживаниями. Все критические события можно разделить на три группы:
нормативные, обусловленные логикой профессионального становления и жизни человека: окончание школы, поступление в профессиональных учебных заведений, создание семьи, трудоустройство и т.п.;
ненормативные, для которых характерны случайные или неблагоприятные обстоятельства: неудача при поступлении в профессиональной школы, вынужденное увольнение с работы, распад семьи и др.;
экстраординарные (сверхнормативные), которые происходят в результате проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности: самостоятельное прекращение обучения, смена профессии, добровольное взятие на себя ответственности и т.п.
Критические события могут иметь две модальности: положительную и отрицательную. Модальность событий определяется способами эмоционального реагирования на изменение жизненных, профессиональных обстоятельств и трудности. И то же событие для двух людей может иметь противоположную модальность.
События положительной модальности назовем эпическими, отрицательной - инцидентами.
Человек может переживать как нормативные, возрастные кризисы, так и ненормативный. Возрастные кризисы имеют типичный характер, так как характеризуются одинаковыми возрастными рамками течения, факторами и симптомами. Ненормативный кризис психического развития проявляется как явление обострения противоречий психики человека, вызванное сложными, неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Ненормативные кризисы имеют незапланированные и автономный от возрастных кризисов характер.
Содержание и причины возрастных кризисов основательно разработаны относительно этапов становления личности, тогда как переживание кризисов развития в течение взрослости только изучается. Большинство психологов указывает на типичный характер так называемого кризиса середины жизни, которая разворачивается примерно в 40 лет и связывается с анализом и оценкой личностью жизненных достижений.
2. Психологическая характеристика кризисов в период от рождения до юности
Ребенок, появившись на свет, сообщает об этом окружающих своим криком. Это первый критический период развития ребенка - период новорожденности. Психоаналитики говорят, что первая травма, которую переживает ребенок, настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Не драматизируя это событие, все же отметим, что процесс рождения - тяжелый, переломный, критический момент в жизни ребенка.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологических систем начинает функционировать по-новому.
Кризис новорожденности - промежуточный период между утробным (пренатальным) и внеутробным (постнатальным) образом жизни. Если бы рядом с новорожденным ребенком не было взрослого человека, то через несколько часов он бы погиб. Переход к новому способу существования обеспечивается только взрослым.
Ребенок рождается значительно беспомощнее, чем дети большинства животных. Он не способен не только защитить себя, но даже держать прямо голову, не способен еще воспринимать окружающие предметы, находить пищу, передвигаться. Ребенок спит 80% времени в сутки и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Таковы специфически человеческие условия его жизни.
С первых дней жизни у ребенка функционирует система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных.
Таким образом, отрезок времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическими изменениями условий жизни, умноженными на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели новорожденного, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
По реакции сосредоточения на лице матери возникает это важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая возникает в конце второго месяца жизни, когда мать наклоняется к малышу, у ребенка появляется веселая мимика, блеск глаз, улыбка, он глубоко дышит, энергично гудит, интенсивно перебирает ручками и ножками. Такое поведение обусловлено не органической, а социальной необходимости. Это потребность в человеке, в общении с ним. Комплекс оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества.
Кризис первого года жизни - это кризис, обусловленный развитием необходимости эмоционального взаимодействия ребенка с взрослым. Он проявляется в плаксивости, мрачности, иногда в нарушении сна, потере аппетита и т. п.
Главным признаком кризиса первого года является резкий рост независимости ребенка от взрослых: он овладевает ходьбой и предметными действиями, становится активным, с ним нельзя не считаться. В такой ситуации обостряются переживания, чувствительность к различным воздействий. В течение этого периода развития важно установление социальных связей ребенка со всеми членами семьи (взрослыми и другими детьми). Все это обуславливает появление в результате кризисных переживаний чувства доверия младенца к объектам окружающего мира.
Кризис первого года не считают острым. Установка новых отношений с ребенком, предоставление ему определенной самостоятельности в разрешенных пределах, терпение и выдержка взрослых смягчают характер кризиса.
Основными новообразованиями этого периода развития является формирование структуры речевых (в конце первого года ребенок произносит первые слова) и предметных (ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира) действий.
Осознавая значимость кризисного периода в жизни ребенка, взрослые должны своевременно перестроить отношения с ним, предоставить ему больше свободы и самостоятельности.
Кризис трех лет - это рубеж между ранним и дошкольным возрастом - один из самых сложных моментов в жизни ребенка. Это распад, пересмотр старой системы социальных отношений. Как считал Д.Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а любой кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".
Изменение позиции ребенка, рост его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки отношений. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка, возникают непосредственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми, а иногда и со сверстниками.
Э. Келер выделила 7 характеристик кризиса трех лет.
. Негативизм. Это негативная реакция, связанная с отношениями одного человека с другим. Ребенок отказывается вообще подчиниться определенным требованиям взрослых. Главный мотив действия - сделать наоборот, прямо противоположное тому, что ему предложили.
. Капризность. Это реакция на свое собственное решение. Капризность заключается в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
. Гонорливость. Близка к негативизму и вредности, но имеет свои особенности. Это протест против порядков, которые существуют дома. Она направлена не против конкретного взрослого, а против системы отношений, сложившихся в семье, норм воспитания. Ребенок настаивает на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет делать и решать все сам. В принципе, это положительное...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста

Реферат: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни

Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека

Дипломная работа: ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Контрольная работа: Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону