Дипломная работа: Кризисы взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет

Содержание

Введение
. Теоретические аспекты кризисов взрослости у мужчин и женщин
.1 Взрослость как психологический период
.2 Кризис взрослости 30 лет у мужчин и женщин
.3 Особенности кризиса взрослости 40 лет
.4 Специфика возрастного кризиса 50 лет
. Практический анализ кризисов взрослости
.1 Проведение анализа психологических особенностей кризисов взрослости
.2 Подведение итогов проведенного анализа кризисов взрослости
.3 Рекомендации по преодолению кризисов взрослости
Заключение
Библиографический список
Приложение

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Кризисы взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет':


Дипломная работа
на тему: «Кризисы взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет»
Содержание
Введение
. Теоретические аспекты кризисов взрослости у мужчин и женщин
.1 Взрослость как психологический период
.2 Кризис взрослости 30 лет у мужчин и женщин
.3 Особенности кризиса взрослости 40 лет
.4 Специфика возрастного кризиса 50 лет
. Практический анализ кризисов взрослости
.1 Проведение анализа психологических особенностей кризисов взрослости
.2 Подведение итогов проведенного анализа кризисов взрослости
.3 Рекомендации по преодолению кризисов взрослости
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Сегодня одной из важнейших задач психологической науки является построение модели жизненного пути личности. Однако если относительно особенностей развития личности ребенка накоплен огромный фактический материал, то данных, касающихся особенностей развития личности в периоды взрослости, существует еще очень немного. До сих пор ведутся дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и возрастных границ развития взрослых.
Разные авторы по-разному определяют границы взрослых возрастов. По мнению Ш. Бюлер, зрелость (взрослость) определяется возрастными границами от 25-30 до 45-50 лет и связана с достижением конкретных жизненных целей и самоосуществлением личности. Моргун В.Ф. и Ткачева Н.Ю. делят весь период взрослости на 7 основных этапов, первый из которых он называют эпохой юности (17-18 лет), а последний - эпохой непосредственно зрелости (40-55 лет). В периодизации канадского ученого Д. Ливенсона представлено 7 периодов взрослой жизни личности, при этом средняя взрослость охватывает период с 29 до 42 лет, начинаясь и заканчиваясь переходными периодами (29-32 года и 40-42 года), между которыми находится стабильный период (33-39 лет) [2, c. 6]. Исходя из анализа различных вариантов периодизации взрослых возрастов, можно предположить, что период средней взрослости находится в пределах от 30 до 40 лет.
Многие авторы, рассматривая периодизацию жизни зрелого человека, пишут о наличии в ней возрастных кризисов (переходных периодов), и о их необходимости для продолжения процесса развития. В процессе переходных кризисных периодов человек совершает важную духовную работу и приходит к пониманию того, что ему необходимо изменить в себе самом, чтобы строить дальнейшую жизнь на реальной основе [4, c. 21].
Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического генеза, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Это значит, что возрастные кризисы закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом [12, c. 18-19].
Проблема индивидуальных кризисов разрабатывалась в психиатрии, социальной и в семейной психологии. Большой вклад в исследование индивидуальных кризисов сделали Э. Линдеман, Г. Хилл, Д. Каплан и другие.
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов - обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия 30, c. 128].
Основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия используется в психологии часто, но понимается несколько по-разному. В работе авторы, характеризуя зрелого человека, выделяли следующие его характеристики: широкие границы «Я», способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии.
Б. Ливехуд рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.
Ввиду вышесказанного темой нашей курсовой работы была выбрана «Кризисы взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет».
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости исследования способов борьбы с кризисами взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет, поскольку в современных условиях развития человека и межличностных отношений эти кризисы переживаются довольно сложно..
Объект исследования - особенности кризисов взрослости человека на основных этапах его жизненного роста и развития.
Предмет исследования - специфика преодоления кризисов взрослости.
Цель исследования - изучить особенности кризисов взрослости 30 лет, 40 лет, 50 лет и специфику их преодоления.
Гипотеза исследования - возрастные кризисы 30 лет, 40 лет, 50 лет могут пройти более гладко и незаметно, если человеку вовремя будет оказана психологическая помощь и будут даны советы по преодолению различных трудностей на данном возрастном этапе.
Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть взрослость как психологический период;
исследовать специфику кризисов взрослости мужчин и женщин в возрасте 30 лет, 40 лет, 50 лет;
провести практический анализ кризисов взрослости;
предложить рекомендации для эффективного преодоления возрастных кризисов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка и приложения.
1. Теоретические аспекты кризисов взрослости у мужчин и женщин
.1 Взрослость как психологический период
психологический взрослость зрелость самопознание
Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:
ранняя взрослость (молодость),
средняя взрослость,
поздняя взрослость (старение и старость).
Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:
новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;
некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);
социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.
Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость - это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.
В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет - это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность - стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким [24, c. 237].
Работа и забота - добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности - в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.
По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:
необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;
в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;
прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;
быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;
необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания [23, c. 330-331].
Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого слова, лучше, чем вы можете себе представить» [23, c. 333].
Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:
) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;
) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;
) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);
) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;
) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;
) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.
Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни [25, c. 72-73].
Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.
В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17-42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе» [9, c. 100].
Завершающая ступень (после 39 лет и далее) - универсализация - полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.
Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28 - 34), 40-45, 55 - 60 лет и, наконец, в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.
Причем форма протекания критического периода может быть разная. Не все исследователи поддерживают представление о «кризисности» этого периода. Модель кризиса включает заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями. «Вторая половина жизни» человека весьма интересовала еще К. Юнга. Середину жизни он рассматривал как критический момент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души». Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как «женское», так и «мужское» начало, объединить все аспекты личности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружающим миром. Во второй половине жизни человек посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности может обрести высочайший уровень развития своей личности, опираясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.
Личностные образования не остаются неизменными в течение жизни человека, а претерпевают множество преобразований. Это касается и системы представлений личности о самой себе. Сам процесс осознания себя не может оставаться неизменным во времени по причине того, что по мере взросления человека происходит изменение и усложнение тех структур, которые участвуют в процессе отражения себя и окружающего мира.
Ф.Е. Василюк говорит о существовании двух видов кризисных ситуаций. Первый - те критические ситуации, которые могут серьезно затруднять реализацию жизненного замысла, но при этом человек может выйти из такой ситуации, сохранив свою самотождественность. Второй вид ситуаций - это кризис, который делает реализацию жизненного замысла невозможной, и результатом переживания этой невозможности является метаморфоза личности, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я [10, c. 142].
Анализируя проблему строения личности, А.Н. Леонтьев отметил, что в особенностях мотивационной сферы личности коренятся несколько типов личностных конфликтов, приводящих в определенных ситуациях к некоторой расщепленности самосознания, которая, по-видимому, выступает как неизбежный и необходимый для развития момент на некоторых возрастных этапах. Такое строение самосознания оказывается препятствием в выполнении личностью ее главной функции - служить способом (органом) интеграции психической и социальной жизни индивида. Обнаружение того, что прошлые действия, равно как и актуальные намерения и планы, не соответствуют жизненной цели, приводит к их обессмысливанию, особенно когда целый отрезок, а то и вся прожитая жизнь теряет свой смысл, так как становится очевидной ее оторванность от собственной жизненной цели. Вместе с утратой смысла жизни утрачивается и смысл «Я». Собственные качества и черты оказываются столь же ненужными и отчужденными, как и дела, которые этими чертами «обеспечивались». Возникает феномен, который можно было бы назвать феноменом «потерянного Я». Наконец, обнаружение бессодержательности собственной жизненной цели сталкивает человека с проблемой недостаточной нравственной, ценностной обоснованности собственного существования. Возникает феномен «неоправданного Я». Происхождение этих феноменов - расщепление самосознания, потеря себя и переживания неоправданности собственного «Я» - является результатом адекватной работы самосознания, а отнюдь не нарушений его работы [5]. Можно предположить, что такие состояния самосознания характерны прежде всего для личности, находящейся в некоторой критической точке своего жизненного пути, переживающей переломные моменты развития.
.2 Кризис взрослости 30 лет у мужчин и женщин
К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и пр. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я. Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе, в семье, профессии.
Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла.
Проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву. Согласие с миром, способность быть самим собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни.
Возрастные кризисы неизбежно возникают на нашем жизненном пути. Это критические периоды, во время которых мы проделываем важную духовную работу, выявляя противоречия между тем, кто мы есть на самом деле и кем хотели бы быть, что имеем, и что хотели бы иметь в своей жизни. Такая переоценка ценностей, критический пересмотр жизни и своего "Я" может проявляться в разных возрастах. Но наиболее ярко эти процессы происходят в период примерно с 28 до 32 лет и имеют условное обозначение как "кризис...

Похожие материалы:

История болезни: Беременность 39-40 недель. Роды первые срочные, на 39 недель, первый период. Преэклампсия легкой степени, анемия беременных. Кровь IV группы, резус-отрицательная. Первородящая 36 лет

Реферат: Исследование ролевых ожиданий и притязаний, удовлетворенности браком и энергопсихологической совместимости у супругов в возрастных группах 25-35 и 40-45 лет