Реферат: Кризисные ситуации

Несмотря на то, что каждый человек является индивидуальностью, существуют некие общие характеристики, которые присущи каждому из нас. Любой человек, независимо от своего происхождения, от расовой, культурной или духовной принадлежности, независимо от социального положения, является, прежде всего, личностью.

Дата добавления на сайт: 20 октября 2024


Скачать работу 'Кризисные ситуации':


Введение
Несмотря на то, что каждый человек является индивидуальностью, существуют некие общие характеристики, которые присущи каждому из нас. Любой человек, независимо от своего происхождения, от расовой, культурной или духовной принадлежности, независимо от социального положения, является, прежде всего, личностью. И каждый человек в своем становлении как личность проходит такие этапы развития, как относительно стабильные периоды и периоды кризиса.
Кризисные ситуации – это ситуации порождающие дефицит в смысле дальнейшей жизни человека, т.е. это потеря соответствия между структурой ценностей человека и ситуацией, в которой он находится.
Кризис понимается также как серьезный срыв на базисном уровне функционирования, когда обычные механизмы оказываются не в состоянии восстановить утраченное равновесие.
Но два человека могут совершенно по-разному переживать одну и ту же критическую ситуацию; то, что для одного человека является серьезным кризисом, для другого может быть лишь незначительным стрессом. И переживаться, следовательно, будет менее остро и болезненно.
Возникает вопрос: чем обусловлена степень переживания?
Таким образом, одной из проблем данной работы является оценка тяжести критической жизненной ситуации, предполагающая выявление различных типов переживания личностного кризиса.
Определение типа переживания – очень важный этап в консультировании и психотерапии, который помогает подобрать наиболее эффективный подход к клиенту, что повышает продуктивность процесса взаимодействия с психологом.
Успех консультирования во многом зависит и от степени откровенности клиента. Часто клиенту бывает трудно «раскрыться», найти вербальное выражение своих мыслей и чувств в общении с терапевтом. Одним из способов, решающим данную проблему, является арттерапия.
Арттерапия способствует активации общения с консультантом и более ясному и тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а так же творческому самовыражению клиента, что оказывает благоприятное воздействие на процесс консультирования и терапии, повышая их плодотворность.
Отталкиваясь от вышесказанного, можно выдвинуть следующую гипотезу: методы арттерапии позволяют выявить типы переживания личностного кризиса на качественном психодиагностическом уровне.
Таким образом, изучение данной проблемы позволит, во-первых, расширить круг наших знаний о типах переживания и возможностях арттерапии в периоды личностного кризиса; во-вторых, полученные знания помогут спрогнозировать поведение человека в критической ситуации; в-третьих, если у нас будет возможность прогнозировать поведение, то появится и возможность воздействовать на него, например, предупреждая неблагоприятные исходы кризиса.
Согласно теме данной дипломной работы, нами была поставлена цель – показать возможности арттерапии при изучении различных типов переживания личностного кризиса.
Следовательно, объектом исследования будут являться типы переживания личностного кризиса, предметом – возможности арттерапии в исследовании типов переживания личностного кризиса.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи по реализации данной работы:
на основе теоретического анализа данных раскрыть понятие «кризис» и дать характеристику типам переживания личностного кризиса;
на основе теоретического анализа определить содержание арттерапии как метода психотерапии и психодиагностики;
обосновать методы эмпирического исследования возможностей арттерапии в изучении типов переживания личностного кризиса;
на основе данных, полученных в ходе эмпирического исследования, проанализировать психодиагностические возможности арттерапии в исследовании типов переживания личностного кризиса.
Как уже говорилось выше, критические жизненные ситуации характерны для каждого человека, поэтому в качестве испытуемого в данном исследовании может выступать практически любой человек. Однако при подборе группы необходимо помнить, что одним из самых главных условий получения достоверных данных является однородность группы. Одним из критериев отбора испытуемых является их возраст: желательно, чтобы испытуемые относились к одной возрастной группе. Это обусловлено тем, что у представителей одного возраста степень осознания критической ситуации приблизительно одинакова. Следующие критерии – равное материальное положение и социальный статус, это также уравнивает их перед условиями эксперимента и делает данные исследования более достоверными.
Выборку в данном случае составляют две группы по 5 человек. База исследования – средняя школа г.Усть-Каменогорска, все испытуемые учителя данной школы; возраст – от 41 до 53; материальное положение и социальный статус приблизительно равны.
Исследование планировалось проводить в несколько этапов:
1 этап - проведение методов арттерапии в первой экспериментальной группе; обсуждение рисунков;
2 этап – выявление типа переживания критической жизненной ситуации у представителей первой экспериментальной группы при помощи специально разработанной анкеты;
3 этап – проведение методов арттерапии во второй экспериментальной группе;
4 этап – выявление типа переживания личностного кризиса у представителей второй экспериментальной группы
5 этап – сопоставление данных, полученных в ходе работы в двух экспериментальных группах и выявление на их основе возможностей арттерапии в исследовании типов переживания личностного кризиса.
Исследование проводилось с октября 2012 года по март 2013 года.
1 Теоретический анализ возможностей арттерапии в исследовании типов переживания личностного кризиса
Личностный кризис и жизненный мир человека
Главная проблема данной работы – выявить возможности арттерапии в исследовании типов переживания личностного кризиса. Но прежде чем приступить к этой проблеме, необходимо понять, что такое кризис.
Существует множество определений понятия «кризис». В переводе с латинского «кризис» означает «суд». В самом общем виде кризисные ситуации можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит в смысле дальнейшей жизни человека, т.е. это потеря соответствия между структурой ценностей человека и ситуацией в которой он находится.
Психология подразумевает два аспекта, влияющих на понимание кризиса. Первый исходит из соображений возрастной психологии и рассматривает кризис с точки зрения возрастных изменений в жизненном цикле индивида; кризис входит в некий «основной план», задающий условия для развития на всем протяжении жизни человека.
Критический период, с точки зрения психологии развития, – это единственный отрезок в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект [1].
Возрастной кризис – это «особый, относительно непродолжительный во времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями» [2, с.180].
Кризис также понимается как «условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому» [3, с.172].
Другими словами, возрастной кризис – это определенный эмоционально значимый этап в жизни человека, когда возможны наиболее значимые изменения в структуре психики, в поведении, жизни, мировоззрении. Эти изменения связаны главным образом с переходом к новому типу взаимоотношений с людьми (например, смена социальной ситуации развития) и с перестройкой смысловых структур сознания и переориентацией на новые жизненные задачи, которые ведут к смене характера деятельности и взаимоотношений [4, с.63].
Нужно отметить, что в отличие от невротического и травматического кризисов, которые характеризуются нервно-психическими расстройствами, возрастной кризис является нормативным процессом, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
Второй аспект подразумевает отношение к кризису как к понятию личностного характера, возникающему вне зависимости от возрастных особенностей и представляющему собой серьезное потрясение, вызванное, чаще всего, невозможностью удовлетворения какой-либо потребности.
Личностный кризис – это серьезный срыв на базисном уровне функционирования, когда обычные механизмы оказываются не в состоянии восстановить утраченное равновесие.
В отличие от возрастного, личностный кризис несет в себе чаще всего деструктивную функцию, создающую неблагоприятные условия для нормального функционирования личности.
Существуют и другие определения кризиса, но в любом случае, в основе его лежат ситуации потери ведущей ценности, либо ее фрустрации, а также столкновение двух равных по своему статусу ценностей или изменение жизненной ситуации.
Тематика данной работы затрагивает скорее понятие личностного кризиса, нежели возрастного. Проблемой личностного кризиса занимаются многие психологи, но мы считаем, что наиболее полно раскрывают его понятие представления Ф. Е. Василюка. Кризис понимается им как ситуация, когда субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, потребностей, ценностей и т.д.). При этом сама ситуация воспринимается как невыносимо затруднительная, находящаяся за рамками имеющихся у человека ресурсов, механизмов совладания. «…любой кризис как таковой – это стояние перед лицом смерти, поскольку жизнь оказывается невозможной в целом, а не в отдельных частностях. И потому переживание любого кризиса – это психологическая смерть и возрождение» [5, с.112].
Кроме того, теория Ф. Е. Василюка, основывающаяся на представлениях о жизненном мире человека и типах переживания критических ситуаций, дает возможность для создания модели переживания личностного кризиса, необходимой в нашей работе.
Ф. Е. Василюк занимался проблемой оценки тяжести критической жизненной ситуации, которую предлагал решать методами типологического и феноменологического анализа.
Тяжесть критической жизненной ситуации зависит, по его мнению, от жизненного мира человека. Жизненней мир – это мир нашего повседневного опыта, не отягощенного еще никакими научными знаниями. Это – сфера первоначальных допредикативных очевидностей, конституируемых в деятельности чистой трансцендентальной субъективности [6]. Впервые понятие жизненного мира было введено в обиход Э. Гуссерлем и Л. Бинсвангером как понятие идеографическое, описывающее феноменологию той уникальной реальности, в которой обнаруживает себя каждый человек [7, с.77]. Ф. Е. Василюк делит жизненный мир на внешний (сюда можно отнести среду, в которой находится человек, а также его реальные возможности) и внутренний (например, переживания человека). Каждый из миров, в свою очередь, делится еще на два: внешний делится на «легкий» и «трудный»; внутренний – на «простой» и «сложный».
Комбинируя между собой различные жизненные миры, Ф. Е. Василюк выделил следующую категориальную типологию: «инфантильный» жизненный мир, «реалистический», «ценностный» и «творческий» [5].
Внутренне простой и внешне легкий(или «инфантильный») жизненный мир характеризуется стремлением к немедленному удовлетворению единственной своей потребности («тут-и-теперь»). «Его существование – это окутанная бесконечным благом чистая культура жизнедеятельности, первичная жизнеценность, витальность». Характерна безоглядная погруженность в реализуемую потребность. Нормой для такого жизненного мира является полная удовлетворенность, а жизнь полностью подчинена принципу удовольствия («это-всегда»). Любая, даже самая незначительная с внешней точки зрения депривация потребностей порождает неудовольствие, покрывающее собой все, не имеющее конца и представляющее собой некий «вселенский ужас»; удовольствие же является принципом и признаком жизни [8],[9],[10].
Для внутренне простого и внешне трудного («реалистического») мира характерным является то, что все необходимые блага не даны непосредственно; внешнее пространство насыщено различными преградами и сопротивлениями, которые препятствуют немедленному удовлетворению потребностей. Основное новообразование, необходимое для жизни в трудном мире – внешняя предметная деятельность и психика. Причем деятельность здесь направлена лишь на удовлетворение потребности. К принципу удовольствия здесь добавляется принцип реальности. В данном жизненном мире имеет место метод «терпения-надежды» [8],[9],[10].
Внутренне сложный и внешне легкий («ценностный») жизненный мир. Одновременно могут существовать несколько потребностей, каждая из которых может быть удовлетворена, необходимо лишь назначить очередность их удовлетворения. Невозможность сделать подобный выбор ведет к возникновению критической ситуации (в данном случае фрустрации). Единственная мера сопоставления мотивов – ценность. Принцип, способный согласовать разнонаправленные жизненные отношения – принцип ценности (помимо принципа ценности данный жизненный мир включает также принципы реальности и удовольствия). Главная жизненная необходимость здесь – это внутренняя цельность [5].
Внутренне сложный и внешне трудный («творческий») жизненный мир. Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира заключается в воплощении идеального и надситуативного замысла своей жизни в целом. Речь здесь уже идет об активном и сознательном созидании человеком самого себя, имеет место «самостроительство» личности. При этом появляется необходимость нового «органа» жизнедеятельности – воли. Воля является основным новообразованием, отличающим данный жизненный мир от предыдущих. На пути к достижению цели могут возникать как внешние, так и внутренние преграды. Воля выступает способом, призванным урегулировать внутренние противоречия, достичь реализации деятельности. Высший принцип данного типа жизненного мира – творчество [8].
Каждому из перечисленных жизненных миров соответствует свой тип переживания, причем под «переживанием» понимается не непосредственная, чаще всего эмоциональная, форма данности субъекту содержаний его сознания, а особая внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией [8]. В современной психологии существует четыре ключевых понятия, посредством которых описываются критические жизненные ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и собственно кризис. Используя данные понятия, Василюк выделил четыре типа критических ситуаций для каждого из жизненных миров.
Для «инфантильного» жизненного мира характерен гедонистический тип переживания. Переживания как такового (в точном смысле слова) здесь не существует, поскольку легкость и простота данного мира исключает возможность возникновения ситуаций, требующих переживания. Так как его жизнедеятельность полностью материальна, причем в основном внутрителесна, то единственным способом ответа на возникшую критическую ситуацию являются внутрителесные изменения, для которых характерны физиологические стрессовые реакции. Стресс - высшая степень критической жизненной ситуации (стресс равносилен кризису).
«Реалистическому» жизненному миру свойственен реалистический тип переживания. В качестве критической ситуации выступает фрустрация (фрустрация = кризис). Так как один и тот же мотив может удовлетворяться различными путями, ситуация фрустрации может возникнуть здесь вследствие того, что субъект не может сделать выбор, как именно удовлетворить свою потребность. Самая яркая черта, отличающая данный мир от «инфантильного», - наличие терпения. Реалистический тип переживания означает, что борьба с реальностью бесполезна, с ней необходимо смириться и попытаться по возможности добиться удовлетворения своей потребности.
Для «ценностного» жизненного мира характерно ценностное переживание трудностей. Этот мир отличается от предыдущих тем, что сложность заключается в выборе цели. Частный конфликт возникает из-за того, что субъект не может выбрать из двух или нескольких актуальных потребностей главную, что в свою очередь ведет к нарушению внутреннего единства, в результате чего возникает внутренний конфликт. В подобной ситуации конфликта не возможно ни отказаться от реализации противоречащих жизненных отношений, ни выбрать одно из них. Конфликт здесь равносилен кризису. Единственным способом преодоления подобных трудностей является перестройка ценностно-мотивационных структур.
«Творческому» жизненному миру свойственно творческое переживание жизненных трудностей. Специфической критической ситуацией для данного жизненного мира является кризис – поворотный путь жизненного пути личности. Кризис возникает тогда, когда реализация жизненного замысла становится субъективно невозможной. Помимо кризиса данный жизненный мир включает в себя стресс, фрустрацию, конфликт [8].
В исследовании типов переживания, Ф. Е. Василюк установил также и то, что исход кризиса будет менее болезненным, если «ранг» переживания превышает «ранг» критической ситуации. Это связано с тем, что одна и та же критическая ситуация может совершенно по-разному восприниматься в разных жизненных мирах. То, что для «инфантильного» жизненного мира является кризисом, для «творческого» будет лишь стрессом. И переживаться, следовательно, будет менее остро, чем в «инфантильном» мире [10].
«Переводя» человека из одного жизненного мира в другой, мы можем воздействовать на силу переживания, связанного с критической ситуацией. Например, при переходе из «реалистического» мира в «ценностный», ранг переживания субъектом фрустрации автоматически снижается, т. к. для «ценностного» мира она не является кризисом.
Но для того, чтобы осуществить «переход» человека из одного жизненного мира в другой, необходимо разработать ряд критериев, позволяющих определить тип переживания критической ситуации в настоящий момент.
В переводе с греческого, criterion означает «средство убеждения», «мерило». Критерии представляют собой показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности нулевой или одной из альтернативных гипотез.
Критерии – это то, для чего вы что-то делаете. Это номинализации, которые могут быть использованы для оценки результатов самых разных контекстах [11].
Анализ работ Ф. Е. Василюка дает возможность определения критериев, позволяющих выявить жизненный мир субъекта. Нужно также учесть, что в виде критерия может выступать сама критическая жизненная ситуация. Кроме того, мы предлагаем представить отношение человека к какой-либо критической ситуации схематично. Нами составлено четыре схемы, которые представляют собой модели четырех жизненных миров с соответствующим им отношением к критической ситуации. Необходимость модели на наш взгляд очевидна: в некоторых случаях изучать какие-либо психологические феномены на человеке может быть неэтично, в этом случае модель выступает своего рода «заменителем» человека (испытуемого), так как обладает следующими признаками (по В. А. Штоффу):
представляет собой мысленно представленную или материально реализуемую систему;
отражает объект исследования;
обладает...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации

Курсовая работа: Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации

Реферат: Сущность стрессовых состояний. Индивидуальные стили реагирования на сложные ситуации

Контрольная работа: Позитивное мышление в проблемной ситуации. Как конструктивно воспринимать критику

Реферат: Конфликтные ситуации у подростков в семье и их последствия