Реферат: Личность в деятельности и общении
Психология. Впервые этот термин появился еще в 16 веке. С греческого языка, психология образована от «psyche» - душа, «logos» - наука, то есть дословно - наука о душе. Психология возникла на основе двух знаний - это философия и естественные науки. Теперь дадим общее определение психологии.
Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024
Скачать работу 'Личность в деятельности и общении':
Реферат
Личность в деятельности и общении
Введение
личность психология общение
Психология. Впервые этот термин появился еще в 16 веке. С греческого языка, психология образована от «psyche» - душа, «logos» - наука, то есть дословно - наука о душе. Психология возникла на основе двух знаний - это философия и естественные науки. Теперь дадим общее определение психологии.
Психология - это наука, которая изучает внутренние структуры и процессы, для того чтобы дать объяснение поведения человека и животных. Также она изучает психологические особенности как группы людей, так и конкретного человека.
В настоящее время психология, как наука, довольна популярна. Более того, она продолжает расширяться и развиваться. У психологии очень много отраслей, которые действуют в качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин. Например:
психология труда;
медицинская психология;
юридическая психология;
спортивная психология и многие другие.
Очень важную роль играет общая психология, так как изучение сущности психологии является основой, можно сказать, для всех психологических дисциплин.
Наличие стольких отраслей дает нам понять, насколько многогранна психология. Несмотря на ее деление, психология - это единая наука, которая основана на едином предмете исследования.
В своем реферате я затрону тему социальной психологии. Социальная психология - это раздел психологии, наука, которая изучает поведение человека в обществе. Включает в себя социальная психология три главных раздела:
)социальная психология групп;
)социальная психология общения;
)социальная психология личности;
Среди этих разделов психологии, я более подробно рассмотрю психологию личности. Психология личности - это раздел психологии, который изучает личность и те процессы, благодаря которым, люди становятся личностями.
Передо мной стоит ответить на вопрос, как влияет общение и как влияет деятельность на развитие личности.
1.Понятие личности
Есть такое мнение, что каждый человек мыслящий и чувствующий может называть себя личностью. Так ли это на самом деле? Человек, который не может общаться с людьми, не может взаимодействовать с окружающим миром, не способен осознавать, воспринимать происходящее - это просто индивид. Индивид как раз характеризует человека, как носителя конкретных биологических свойств. Личностью мы можем назвать отдельного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических качеств, которые проявляются в общественных отношениях, определяют нравственные поступки человека и имеют существенное значение как для него самого, так и для окружающих. На свет человек появляется индивидом, затем в процессе своего развития, он начинает формироваться как личность.
Как говорят, «Личностью не рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкой зрения. Человек не рождается сразу с готовым характером. Существуют два основных направления развития личности:
)физическое развитие включает: рост, вес, состав крови, костей, также пищеварение, кровообращение и др.
)социальное развитие
В реферате более подробно будет изучено социальное развитие человека, как личности. Социальное развитие включает в себя:
психические изменения, такие как, совершенствование памяти, воли, эмоций, потребностей;
духовные изменения;
интеллектуальные изменения, например, обогащение и расширение знаний.
Формирование личности это сложный процесс. Он начинается с самого рождения человека и до конца его жизни. Личностные качества развиваются в процессе общения, деятельности. Структура личности включает в себя: характер, способности, темперамент, некие социальные установки. Разберем их вкратце по отдельности.
Характер состоит из качеств, которые определяют отношение одного человека к другим.
Способности - это устойчивые свойства, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности.
Темперамент - динамическая характеристика психических процессов человека.
Социальными установками можно назвать убеждения людей.
В отечественной психологии считают, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Человек с самого своего рождения окружен себе подобными людьми, с которыми ему как никак приходится взаимодействовать.
Общение - одно из важнейших путей развития личности. Первый опыт общения человек получает в семье, видя как общаются родители между собой, с другими людьми. Именно в семье у ребенка закладывается основа личности. Есть мнение, что основы закладываются вплоть до трех лет. Это довольно сложный период для человека, так как именно в это время происходит развитие психических процессов, у ребенка начинают формироваться его личностные качества. Развиваясь, формируясь как личность, человек получает опыт общения в детском саду, в школе, университете, на работе. Это все происходит процесс, воспроизводство индивидом социального опыта, который называется - социализацией.
Природа дала человеку много, это факт, но человек рождается слабым, еще пока ничего не знающий о жизни. У него нет ни знаний каких-либо, ни умений. Чтобы становиться сильнее, расти, нужно еще потрудиться. Поэтому нельзя сказать в каком возрасте завершится процесс социализации, так как он длится постоянно, даже в зрелом возрасте.
Процесс социализации полностью связан с общением и деятельностью людей, о чем и говорит наша тема реферата. Психологические черты человека, как личности, раскрываются именно в общении и в его деятельности.
В процессе социализации индивиды, как уже говорилось ранее, воспроизводят социальный опыт. Хотелось бы уточнить, что разные личности из одинаковых ситуаций могут выносить абсолютно различный опыт. Это же есть основа не социализации, а индивидуализации. Так как каждый человек - он уникален. С этим также трудно поспорить.
Большую роль в развитии личности играет его деятельность.
2.Понятие деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.
Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствование и другие.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
3.Понятие деятельности в психологии
Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный психологами, обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности.
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.
По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень незначительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.
Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда, обслуживают межличностные отношения. Упрочившиеся системы движений начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют роль языка знаков. Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, также относятся к движениям, обеспечивающим через звук речи информацию о психических состояниях человека.
Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.
Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми сталкивается человек.
Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними.
Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с выделением предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение предметов и операции с ними основываются только в чувственном образе. С развитием речи слово начинает направлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим его компонентом.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Классовые нормы морали определяют разноречивую оценку поступка представителями различных общественных классов. Только в условиях социалистического общества складываются единые требования и оценка поведения всех членов общества.
В психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с психическими реальностями. Исследования советских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, /7. Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний \' план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной. на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.
Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П.К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью.
По степени осознанности целей («зачем я это делаю») и последствий («к чему это может привести») действия делятся на импульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу) же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у младших школьников и подростков - это обычные случаи не злостного, случайного нарушения дисциплины.
Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.
4.Виды деятельности
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей - кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
С развитием ребенка игра изменяется. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С 3-4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5 - лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т.д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.
Посильные поручения по хозяйству формируют и укрепляют трудовые навыки и прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах.
В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.
Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения - готовят ребенка к школе.
Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т.д.
Поступление в школу - ответственный момент в жизни ребенка. Начало учения изменяет его положение в семье. У него появляется множество новых обязанностей: вовремя прийти в школу, выполнить домашнее задание, помочь товарищу.
Таким образом, с первого дня поступления в школу отношения ребенка с окружающими регулируются принципом обязательности. Для ребенка положение ученика - новый социальный статус личности.
В процессе школьного обучения формируются и изменяются мотивы учения: от случайных, связанных с личной заинтересованностью, у младшего школьника, к общественным, вытекающим из чувства долга, - у старшеклассников.
За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработка бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах.
Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.
Предметы политехнического цикла лежат в основе практической подготовки к трудовой деятельности. На уроках по этим предметам вырабатывают трудовые умения и навыки, что увеличивает долю участия школьника в общественно полезном труде.
В старших классах средней школы формируются материалистическое мировоззрение и убеждения, с которыми связываются мотивы учебной и трудовой деятельности.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.
Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства для человека нет безразличных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товарищами по работе - все это имеет прямое отношение к производительности труда, создает общий настрой на работу и облегчает или затрудняет проявление трудовых усилий.
В прямой зависимости от существующих производственных отношений находятся мотивы, побуждающие человека к достижению высоких показателей в трудовой деятельности. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Производство ставит перед тружеником огромное количество проблемных ситуаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. Таким образом, производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Решение задач, возникающих в современном промышленном и сельскохозяйственном производстве, часто требует широкой общетехнической подготовки.
5.Понятие об общении. Развитие личности в общении
Человек - существо общественное и по своей сути должен находиться в состоянии постоянного контакта и общения с себе подобными. Вне общества жить, в принципе, можно, но стать и быть человеком достаточно проблематично. Примеров деэволюции и деградации человеческой личности достаточно много. Человек - это не только и не столько единство природного и общественного, а преобладающе общественное.
Общение играет немаловажную роль в развитии личности. Общение - неотъемлемая часть формирования человека, как личности. Начнем с понятия о том, что такое общение.
Общение - это вид деятельности, которая в свою очередь направлена на обмен информации между людьми. Также это процесс взаимодействия между людьми. Общение преследует некую цель - это установка взаимопонимания между людьми. Через общение человек приобретает свои познавательные качества, способности. Тем самым, при активном общении, активно идет формирование личности.
Общение - это сложный процесс взаимодействия людей, который зависит от многих факторов. Результаты общения могут быть эффективными и неэффективными. Общение имеет свои виды, приемы и методы. По этим основаниям можно произвести классификацию общения.
6.Структура общения. Многоплановый характер общения
Прежде всего, выделяется бытовое и деловое общение, связанное с жизнью, обиходом с ее деловой частью. Каждый из этих видов взаимосвязан с другим, они дополняют друг друга и их трудно отделить. Как бытовое, так и деловое общение имеют следующие свои виды:
· контактно-дистанционное (различаются по положению коммуникаторов в пространстве и времени);
· непосредственное-опосредованное (различаются по взаимоотношению между коммуникаторами);
· динамическое-статическое (различаются по скорости освоения коммуникаторами передаваемой информации);
· продолжительное-темпоральное (различаются по длительности контакта между коммуникаторами);
· устное-письменное (различаются формой используемого языка);
· диалогическое-монологическое (различаются по ролевым установкам Я-говорящий ТЫ-слушающий);
· межличностное-массовое (различаются количеством участников общения);
· полезное-бесполезное (различаются конечным результатом).
Самым распространенным является бытовое общение, оно осуществляется дома, на работе, в транспорте и т.д. Одним из необходимых условий возможности бытового общения - желание вести диалог.
Существует несколько правил культуры общения:
· правило первое: успех или неуспех общения зависят от того, насколько удачно или неудачно выбрана тема разговора (актуальна или неактуальна, интересна или неинтересна). Найти тему!
· правило второе: чтобы общение состоялось, необходимо говорить на одном языке (знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми общаешься).
Деловое общение в жизни многих людей занимает значительное место, оно связано с решением профессиональных вопросов, с выполнением должностных и служебных обязанностей, с предпринимательской деятельностью, заключением деловых договоров, контрактов, оформлением документов и т.д.
В основе делового общения лежат различные основания:
· равенство и неравенство партнеров (равенство предполагает сотрудничество и взаимопонимание; неравенство - угодничество, раболепие, чинопочитание, высокомерие одного и унижение другого);
· регламентированность (подчинение деловых отношений определенным правилам и ограничениям). Регламентированность подчиняется законам делового этикета. Этикет (от лат. ethica; от гр. еthos) привычка, обыкновение, обычай; книжное употребление: установленный порядок поведения.
Деловой этикет - совокупность правил, приемов поведения, установленных в деловых отношениях.
Знание делового этикета вырабатывает в человеке уверенность и непринужденность, помогает избегать неправильных действий и промашек. Нормы делового этикета вырабатываются всем ходом развития культуры, они являются социокультурными явлениями. Это предписания приветствий и представлений, поведения при презентациях, на приемах, за столом, рекомендации при дарении и принятии сувениров, правила пользования визитной карточкой, ведения деловой переписки, умения одеваться и управления эмоциями.
Деловое общение требует речевого этикета, то есть правил речевого поведения, устойчивых речевых формул общения.
В деловом общении нельзя пользоваться нецензурными словами, жаргоном, нельзя злоупотреблять иностранными словами.
Плохое впечатление оставляет незнание современного литературного языка, неверные ударения «режут» слух.
Речевой этикет является носителем национальных особенностей народа (например, в японском этикете предписывается не говорить «нет», «не могу», «не знаю»).
Регламентированность делового общения предполагает его временные рамки («время - деньги»).
Одним из важных компонентов делового общения являются умелое слушание, культура слушания.
Слушание включает в себя:
· восприятие;
· осмысление;
· понимание речи говорящего.
Как говорит статистика, умеют слушать примерно 10% людей. Манера слушания или стиль слушания зависят от личностных особенностей собеседников, от их служебного положения, пола и возраста, интересов, психологии и темперамента.
Различают два вида слушания:
· нерефлексивное, то есть умение внимательно слушать и молчать, не вмешиваться в речь собеседника;
· рефлексивное, то есть активное вмешательство в речь собеседника.
Среди многообразия средств общения особо выделяются вербальные и невербальные. К вербальным средствам общения относятся такие, которые основываются на словесных, устных формах. Невербальные - представляют собой совокупность мимических, жестовых движений, поз, направленности взгляда и т.д.
У человека очень богата палитра мимических возможностей. При мимическом выражении своих чувств, эмоций, передаче информации мы используем губы, глаза, лоб. Лицо человека выражает многое. Необходимо работать над своей мимикой. Вспомним гоголевского героя Чичикова. Для достижения поставленной перед собой цели он достаточно тщательно подходил к использованию того или иного мимического выражения. Говорят, что лицо человека - зеркало души. Посмотрите на себя в зеркало критически, как бы со стороны, и Вы увидите свои слабые и сильные стороны.
Жестикуляция выражает характер и темперамент человека. В ее арсенал входят движения головы, рук и т.д. Можно опустить голову, вертеть ею в разные стороны, покачивать, положить руку на сердце, погрозить пальцем и т.д.
В свое время один из самых знаменитых ораторов Демосфен, на вопрос, что нужно для хорошего оратора, отвечал: «Жесты, жесты, жесты!». В зависимости от функционального назначения жесты классифицируются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, ускорение или замедление речи говорящего, указывают на место паузы.
Эмоциональные жесты передают разнообразие оттенка чувств говорящего и слушающего (радость и огорчение, недоумение, симпатию и ненависть, уверенность и растерянность, замешательство и т.д.). Эти жесты могут иметь следующую выразительную форму: битье в грудь, хлопанье по лбу или по бокам, пожатие плечами и т.д.
Указательные жесты выделяют какой-то предмет, его место или порядок следования (постукивание по часам - регламент; указание на сердце - ради бога, увольте и т.д.).
Изобразительные жесты используются в тех случаях, когда не хватает слов или их недостаточно, или когда необходимо усилить впечатление (изображение морской волны или спирали и т.д.).
Вывод. Мы рассмотрели в общих чертах специфические особенности общения, его основные виды. Общение для человека играет существенную роль в его становлении и развитии как личности, дает возможность устанавливать контакты для принятия и передачи информации, как в быту, так и в деловой сфере.
Вывод
Социальная среда - это то, что окружает человека в социальной жизни. Это проявление общественных отношений на определенных этапах развития.
Для социально-психического анализа личности есть определенные понятия:
человек
индивид
личность
индивидуальность
Из представленных понятий наиболее общее является - человек. Индивид представлен как биологический организм, носитель наследственных свойств. Не зря говорят: «Индивидом мы рождаемся. Личностью становимся». Мы не можем новорожденного ребенка называть личностью. Личностью надо стать. Понятие индивидуальности мы употребляем, когда хотим сказать об особенной, ни на кого не похожей личности.
В своем реферате я подробно рассмотрела понятие личности, условия ее развития и формирования. Личность человека формируется в результате воздействия различных факторов: природных, общественных, внутренних и внешних, зависимых и независимых от воли и сознания людей. Мне предстояло ответить на вопрос, как же развивается личность на протяжении всей жизни и какие основные факторы оказывают на ее влияние. Этими основными факторами являются деятельность и общение.
Формирование личности в определенных условиях называется процессом социализации. Существуют следующие стадии социализации:
Первичная, это когда ребенок только родился и он начинает познавать мир, приспосабливаться, адаптироваться;
Стадия индивидуализации, когда возникает желание выделиться из толпы. В 18-25 лет вырабатываются устойчивые качества личности.
Стадия интеграции, когда возникает желание обрести свое место в обществе. Если коллектив принимает человека, все проходит благополучно, в ином случае у человека может возникнуть агрессия, он может стать «как все».
Трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, это весь период трудовой деятельности.
Послетрудовая стадия, здесь представлены уже пожилые люди, которые передают свой опыт новым поколениям.
На процесс социализации, развитие личности влияет не один фактор. Наиболее основные из них, как уже говорилось ранее, это деятельность и общение. В своем реферате я поэтапно подробно рассмотрела эти два фактора. Думаю, мы смогли убедиться в том, что без общения и без деятельности человек не сможет сформироваться, как личность.
С самого рождения, человек начинает развиваться. Пока ребенок маленький, он наблюдает, как общаются его родители. Общение - это важная часть развития личности. Мы получаем интересующие нас сведения путем общения. Деятельность играет также важную роль в развитии личности, так как человек - существо деятельное. Люди учатся, работают, именно там появляются задатки их личностных характеристик. Включившись в систему общественных отношений и изменяясь в процессе своей деятельности, человек приобретает личностные качества. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни, нельзя дать точного ответа, когда же этот процесс завершится.
Личность - это нечто уникальное. Именно общаясь, работая, можно сформироваться как личность. Если человек живет на необитаем острове совсем один, то, наверное, такого человека можно назвать только подобием личности.
Развитие личности - это, прежде всего, ее социальное развитие. Личностью человек может стать тогда, когда начнет совершенствовать социальный фактор деятельности. Фундаментом личности выступают общественные отношения, но в первую очередь, именно те, которые основаны и реализуются в его деятельности. Процесс развития личности всегда останется неповторимым. У каждого человека он протекает по-разному, это зависит от условий, от социальной среды, которая окружает человека.
Когда человек, осознав себя как личность, определив свое место в обществе, человека можно назвать индивидуальностью. Он обретает свое достоинство, свою свободу, благодаря которым, появляется возможность отличить его от любой другой личности и выделить среди толпы.
Список использованной литературы:
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.1996.
.Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб. 2000. - 497 с.
3.Гамезо М.Д. и др. Атлас по психологии. - М. 1986. - 240 с.
.Лютова С.Н. Социальная психология личности. - М. 2002. - 179 с.
.Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
.Мотков О.И. Как устроена личность. - М.2005. - 63 с.
.Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М., 1983. - С. 115-133.
.Коростылева Л.А. Монография. Психология самореализации личности. - СПб. 2005. - 222 с.
.Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб. 1999. - 89 с.
Похожие материалы:
Реферат: Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общенияКурсовая работа: Эмоции в структуре мыслительной деятельности
Реферат: Расстройства сердечной деятельности
Статья: Факторы профилактики ошибок операторской деятельности
Реферат: Виды предпринимательской деятельности