Курсовая работа: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОРОВ КРОВИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В настоящее время донорство вышло за пределы узко медицинской проблемы, когда решался только вопрос об обеспечении кровью лечебных учреждений, и стало проблемой социальной, отражающей взаимоотношение между людьми и тем самым затрагивающей интересы всего нашего общества.

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОРОВ КРОВИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ':


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОРОВ КРОВИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы личностных особенностей доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей
.1 Анализ психологических подходов к изучению эмпатии личности и её структуры
.2 Донорство крови как социальный феномен
.3 Личностные особенности доноров крови
Глава 2. Эмпирическое изучение личностных особенностей доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей
.1 Организация эмпирического исследования
.2 Эмпирическое исследование личностных особенностей доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В настоящее время донорство вышло за пределы узко медицинской проблемы, когда решался только вопрос об обеспечении кровью лечебных учреждений, и стало проблемой социальной, отражающей взаимоотношение между людьми и тем самым затрагивающей интересы всего нашего общества.
Донорство крови и плазмы (имея в виду научный период развития трансфузиологии) - это величайший феномен, которого раньше начала ХХ столетия в природе просто не существовало. Донорство интересовало учёных в первую очередь своими медицинскими аспектами, они уже достаточно изучены. С другой стороны самим донорам, как личностям, так много внимания не уделялось.
Одной из важных задач, стоящих перед службой крови в современных условиях, является поиск новых подходов к повышению эффективности мероприятий по привлечению донорских кадров. В свете этой проблемы значительный интерес представляет психологический портрет современного донора, определение его мотивационных, поведенческих и когнитивных характеристик, которые могли бы быть использованы для привлечения к донорству.
Эмпатия как свойство личности способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений. Проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности. Сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих её признаков (А. Адлер, Д. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).
Эмпатия в качестве собственно психологического образования стала предметом исследований таких отечественных психологов как В.С. Мухиной, Т.П. Гавриловой, Н.Н. Обозова, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Б. Орлова, И.М. Юсупова.
Эмпатия как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство, рассматривается: А.А. Бодалевым, А.Г.Ковалевым, Р.Г. Селивановой, А.П. Сопиковым, Л.П. Стрелковой. Ряд психологов, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия (А.И. Панкин, Н.М. Саржвеладзе). Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (П.М. Ершов, В.А. Петровский, В.В. Шпалинский, П.В. Симонов). В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Н.Н. Обозов, С.А. Тарновский).
Между тем, учитывая всё возрастающую потребность нашего общества в донорской крови и плазме крови, проблему острой недостаточности доноров крови и плазмы, проблему старения донорских кадров, и, соответственно, в связи с необходимостью привлечения молодых доноров, а также проблему адекватного отношения общества к донорам, явление донорства становится сложным объектом психологического исследования. Актуальным представляется организация и проведение научного исследования, направленного на изучение личностных особенностей доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в научном описании личностных особенностей доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей.
Цель исследования: выявить личностные особенности доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей.
Объект исследования: личностные особенности доноров крови.
Предмет исследования: личностные особенности доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей.
Гипотеза исследования: существуют различия между личностными особенностями доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ психологической литературы по проблемам: теоретических подходов в психологии к понятию эмпатии, анализа донорства крови как социального феномена, определения личностных особенностей доноров крови.
2.Выявить уровень развития эмпатических способностей доноров крови
.Изучить личностные особенности доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей.
Методический аппарат исследования:
- методы теоретического анализа психологической и медицинской литературы;
эмпирические методы: тестирование («16-ти факторный опросник Кеттела» (форма С), «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко», «Тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанного И.М. Юсуповым») и анкетирование (анкета, направленная на изучение социально-психологических особенностей доноров крови);
- методы количественного и качественного анализа эмпирических данных (статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы SPSS).
Методологическую основу исследования составили научные положения авторов отечественных и зарубежных авторов, где эмпатия рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.И. Ефремова, А.Г. Ковалев, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, Ю.А. Менджерицкая, Н.Н. Обозов, Е.Ф. Субботский и др.).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена системностью теоретического и эмпирического анализа предмета исследования, использованием адекватных методологических подходов и принципов, применением методов и методик, адекватных задачам исследования, репрезентативностью выборки.
Практическая значимость исследования заключается в накоплении эмпирического материала по проблеме выявления личностных особенностей доноров крови, изучения уровня развития эмпатических способностей доноров крови. Результаты исследования могут быть использованы специалистами по работе с донорами, при организации работы с разными возрастными слоями населения по развитию донорского движения и пропаганде донорства среди потенциальных доноров, а также для изменения отношения общества к донорству.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (в первой главе проведен анализ психологических подходов к изучению эмпатии личности и её структуры, рассмотрена проблема донорства крови, а также изучены личностные особенности доноров крови; во второй главе работы помещены результаты эмпирического исследования личностных особенностей доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей), заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы личностных особенностей доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей
.1 Анализ психологических подходов к изучению эмпатии личности и её структуры
Термин эмпатия пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует и таким образом понимает».
Своё отражение в понятии эмпатии нашли и этические концепции симпатии Смита, Шелера, Шопенгауэра и др. Они говорили о симпатии как сочувствии, сострадании, являющихся особой формой познания другого человека - человека как высшей ценности.
За прошедшее столетие слово «эмпатия» прочно утвердилось в понятийном поле психологии. Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание» и др.
Вместе с тем, пишет Ю.Б. Гиппернрейтер, можно выделить 2 основных смысловых оттенка, которыми отличаются многочисленные определения и концептуализации:
1)эмпатия - это эмоциональная отзывчивость, соучастие в эмоциональной жизни другого, сопереживание, сочувствие;
2) эмпатия - это особый тип межличностного познания, проникновение во внутренний мир другого, такое понимание, при котором «понимание» собственно означает видение внутреннего мира другого так, как его видит он сам, из его внутренней системы координат [26, с. 61].
Т.Д. Карягина выделяет две линии развития представлений об эмпатии. Это:
- развитие представлений о природе и специфике содержания эмпатического процесса;
развитие представлений о роли и значении эмпатии в общении и практике «помогающих» профессий.
Первоначально смысл термина «эмпатия» был буквальным: вчувствование - явление эмоциональное и, следовательно, эмпатия - это различные эмоциональные реакции на состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии, понимающих её как эмоциональное переживание, говорится о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни её развития:
1. Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация с другим.
2. Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.
Концепции чисто эмоционального понимания эмпатии преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.
В отечественной психологии термин эмпатия утвердился только в 70-е годы благодаря исследованиям Т.П. Гавриловой, где поначалу также преобладала эмоциональная трактовка. Она выделила 2 вида эмпатии:
сопереживание - переживание индивидом тех же чувств, которые испытывает другой;
- сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого [22, с. 123].
Другие отечественные исследователи выделяют триаду: сопереживание, сочувствие, содействие.
И.Г. Петерсон, А.В. Петровский. Н.М. Сарджвеладзе, П.В. Симонов выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компоненты эмпатического взаимодействия. Такой подход получил распространение в отечественной психологии и является вполне обоснованным при анализе социально-психологических аспектов эмпатии.
Постепенно, по мере утверждения понятия эмпатии в психологии, взгляд на её природу и содержание эмпатического процесса становится шире. В 1934 году появляется одно из наиболее распространённых определений эмпатии как «способности принять роль другого человека» (Дж. Мид). Здесь говорится уже не об эмоциональной реакции на переживания другого, а о когнитивной реконструкции внутреннего мира другого, идентичности ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии, способности предсказывать поведение других людей.
Для так понимаемых процессов исследователи Даймонд, Бронфенбреннер выделяют новые виды эмпатии - когнитивную, предиктивную. Но всё-таки большинство авторов начинает определять её как целостный процесс проникновения во внутренний мир другого и понимания его. «Эмпатия - особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, суть которого - проникновение во внутренний мир другого человека» [42, с. 485].
Наибольший импульс развитию представлений об эмпатии во второй половине ХХ века был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала активно обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим - в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т.д.
Самое раннее описание эмпатии, имеющее отношение к психотерапии, содержится в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному», где он пишет: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стремимся понять его, сравнивая его со своим собственным» [по: 23]. Эмпатия обсуждалась в психоанализе с точки зрения её роли в процессе психотерапии. По мнению Фрейда и Ференци, эмпатия выступала как сочувственное понимание, как основа такта терапевта.
В теории объектных отношений, и, значительно, в Я-психологии Х. Кохута, за эмпатией психотерапевта была признана функция компенсации той любви и тех понимающих отношений, которых пациенту не хватало в детстве. Для Кохута переживание эмпатии заботящегося о ребёнке лица является универсальной потребностью развития. Поэтому психотерапевтическая ситуация должна воссоздать нормальные, без эмпатических «провалов», отношения, чтобы пациент мог достроить недостающие структуры Я.
Ключевая роль понятию эмпатии принадлежит Карлу Роджерсу и его последователям. Центральная гипотеза клиент-центрированного подхода может быть кратко сформулирована так: «человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трёх условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата» [40, с. 48]. Эти условия - эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента.
Придание такого значения эмпатическому пониманию обусловило глубокую проработку гуманистическими психологами вопросов о специфике эмпатии, факторах ей способствующих, функциях и значении.
«Хрестоматийные» определения эмпатии Роджерса говорят о «способе бытия с клиентом» [40, с. 16], который означает «войти в личный мир другого и быть в нём как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознаёт... Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [41].
Заканчивая рассмотрение эмпатии в контексте гуманистической психологии К. Роджерса, нельзя не затронуть существенный момент, в настоящее время оспариваемый некоторыми его последователями. Речь идёт о переносе принципов клиент-центрированного подхода в психотерапии на другие виды общения - педагогическое, семейное, деловое, политическое и т.п.
К. Роджерсом и его сторонниками были проведены масштабные исследования, доказывающие эффективность действия триады терапевтических условий - эмпатии, подлинности (конгруэнтности), безусловного принятия - в других сферах. И в то же время многие авторы считают неправомерным прямо переносить принципы помогающих отношений в психотерапии, где один постоянно ожидает и принимает помощь, а другой постоянно оказывает её, на другие виды отношений, отличительной чертой которых в подавляющем большинстве случаев является равенство партнёров.
В связи с этим встаёт вопрос о реальном вкладе и значении представлений об эмпатии, сформированных в русле клиент-центрированного подхода, для «общей психологии» эмпатии.
К. Роджерс мечтал о превращении метода в общечеловеческий принцип отношений и много сделал в этом направлении. Множество научных и популярных книг, программ тренингов для родителей, учителей, семейных пар учат прислушиваться к себе и слышать другого. Э. Медоус, применяющий человекоцентрированный подход в работе с организациями, предлагает различать эмпатическое слушание, ценный для любого общения навык, используемый, когда один человек хочет лучше понять другого, и собственно эмпатию, цель которой не просто понять, а способствовать личностному росту и развитию другого. Т.Д. Карягина указывает, что отношение эмпатии как общечеловеческой способности и эмпатии в деятельности консультанта, психотерапевта в некоторых аспектах аналогично отношению между натуральными и высшими психическими функциями, описываемыми Л.С. Выготским.
Признавая эмпатию одним из важнейших феноменов человеческого общения, Т.Д. Карягина фиксирует её «статус» и специфику в сравнении с другими процессами межличностного познания следующим образом:
1. Эмпатия - это процесс, позволяющий понимать другого. Таким образом, эмпатия является одним из механизмов межличностного познания.
2. Эмпатия - это особый вид соучастия в переживаниях другого, базирующийся на глубинной гуманистической установке, позволяющий особым образом строить общение. И в обыденной жизни, и в практике «помогающих» профессий эмпатия может являться целенаправленной деятельностью.
. Эмпатия - это свойство личности.
. Эмпатия - понимание другого «изнутри», из его внутренней системы координат. Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания - проекции, интерпретации, каузальной аттрибуции и т.п.
Безусловно, пытаясь понять другого эмпатически, проникая в его внутренний мир, нельзя полностью освободиться от влияния собственных стереотипов и предубеждений, теоретических представлений, «проблемных мест» своего личного, профессионального опыта. Здесь важна способность субъекта эмпатии к рефлексии того контекста понимания, который преобладает в конкретной ситуации.
Настоящая, глубинная эмпатия является не таким уж частым, трудным для того, кто стремиться понимать другого человека, явлением. Но значение её для роста и развития, эмоционального благополучия, причём, и эмпатизируемого, и эмпатизирующего, трудно переоценить.
Современные подходы к определению природы и форм проявления эмпатии личности.
Существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления.
Во-первых, эмпатия определяется, как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека. При таком подходе к эмпатии подчеркивается ее динамический, процессуальный и фазовый характер. Западные психологи Г. Барретт-Леннард, В. Айкес и др. выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу:
) восприятие и резонанс слушателя, этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека;
) экспрессивное сообщение о возникновении этого состояния, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности развития математических и спортивных способностей школьников

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Реферат: Личностные особенности преуспевающего менеджера

Контрольная работа: Особенности развития детей, которые утратили родительскую опеку

Контрольная работа: Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы