Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста

Актуальность исследования. Проблема материнства в последнее время приобретает все более дисциплинарный характер, становясь важным предметом исследования не только в науках традиционно имеющих к нему непосредственное отношение (медицина, физиология, биология поведения), но и в гуманитарных науках, таких как история, культурология, социология, психология.

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста':


СОДЕРЖАНИЕ
введение
Основные аспекты влияния матери на развитие личности
.1 Материнское понятие в науке
.2 Основные факторы развития ребенка
.3 Этапы развития личности ребенка
.4 Депривации, их влияние на развитие личности ребенка
.5 Организация работы с родителями детей раннего возраста в ДОУ по проблеме формирования сознательного понимания роли матери в жизни ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема материнства в последнее время приобретает все более дисциплинарный характер, становясь важным предметом исследования не только в науках традиционно имеющих к нему непосредственное отношение (медицина, физиология, биология поведения), но и в гуманитарных науках, таких как история, культурология, социология, психология.
Гармония и нежность в отношениях между мужчиной и женщиной крайне важны еще до зачатия новой жизни. Для здоровья будущего ребенка имеет значение и то, была ли беременность запланированная, хотели ли будущие родители ребенка. Женщина должна полностью осознать свое желание стать матерью. Время, посвященное созданию гармонии в себе, вокруг себя, с другими людьми, во время беременности работает на будущего ребенка, который растет и развивается в этой гармоничной обстановке. Когда будущие матери и родители мечтают привить своему ребенку те качества, которыми они больше всего увлекаются, такие, например, как, доброта, дружелюбие, щедрость, - это и есть первые фундаментальные шаги на пути к воспитанию здорового ребенка. Нельзя не отметить растущую в последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных исследований свидетельствуют о неправильном формировании материнской сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском отношении к беременности у девушек-подростков, которые ожидают ребенка.
Само по себе рождение ребенка еще не делает женщину матерью. Большинство женщин видят в материнстве (рождении ребенка) лишь причину своей зависимости от него, что не позволяет современной женщине полноценно реализоваться. По нашему мнению, под материнством следует понимать сложную систему этических понятий, которая используется человечеством во время процесса "становления" ребенка и с применения которых формируется понятие феминности культуры, ее производительное направление, с созданием соответствующих культурных ценностей.
Следует четко различать отличие материнства от понятия деторождения. Под материнством понимается социальная опека ребенка, которая ведет к так называемому материнскому мышлению, которое определяет приоритеты и достижения, необходимые для "роста" ребенка. В разные периоды истории человечества отношения к воспитанию ребенка и роли матери в этом процессе были разными и до конца все аспекты взаимодействия отношений "ребенок-мать" не изучены.
В психологической литературе полемика вокруг проблемы материнского инстинкта разгорелась во второй половине ХХ века. Одни исследователи (Г. Г. Филиппова, Н. П. Коваленко, Н. В. Боровикова, К. Н. Белогай) насаждают значение социальных факторов в формировании материнского отношения, другие (М. Мид, С. Гроф, Э. Бадинтер) придерживаются мыслей о том, что материнское беспокойство является врожденным механизмом. Анализ психологических работ позволяет выделить два основных направления исследований.
Первое направление посвящено обсуждению качеств, поведения матери, их влияния на развитие ребенка (С. А. Минюрова, T. А. Тетерлева). Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности матери и ребенка. Наиболее ярко эта идея освещена в концепции материнства Г. Г. Филипповой. В этой концепции материнство рассматривается не только как условие для развития ребенка, но и как особенная потребностно-мотиваионная составляющая психологии женщины, которая формируется в течение всей жизни.
Психология материнства - одна из самых сложных и недостаточно разработанных областей науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречиям между острой демографической проблемой, связанной с падением рождаемости, значительным числом семей, которые распадаются, стойким ростом количества случаев, когда дети остаются сиротами или родители жестоко обращаются с ними, неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье. Необходимость изучения проблемы материнства обусловлена бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку, включая и младенческий возраст, и пренатальный период.
В современной психологии личности материнство изучается в аспектах удовлетворенности женщины своей материнской ролью как стадия личностной и половой идентификации. Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, которая занимается проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и физиологичном аспектах. В отечественной и зарубежной детской психологии материнство представлено в русле изучение материнско-детского взаимодействия, где мать и ребенок рассматриваются как составляющие единого целого. Мать представлена как "среда" для ребенка, а ребенок, будучи объектом для матери как ее проявление, в качестве этой "среды". Материнство как субъективная психологическая реальность проявляется в онтогенетической концепции материнства Г.Г. Филипповой. С.А. Минюрова, Е.Е. Тетерлеева подходят к анализу материнства как к уникальной ситуации развития самосознания женщины, которое является этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа матери и ребенка.
Наблюдается существенная неразработанность такой проблемы психологии материнства как влияние материнства на развитие личности ребенка, а также проблема организация работы с родителями детей по проблеме формирования сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.
Актуальность проблемы и отсутствие методов ее изучения обусловили выбор темы исследования "Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста".
Объект исследования: специфика материнства как части личностной сферы женщины.
Предмет исследования - формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.
Цель исследования заключается в изучении особенностей сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.
В соответствии с целью исследования поставлены такие задачи:
. Осуществить теоретический анализ проблемы материнства в науке.
. Проанализировать основные факторы развития ребенка.
. Изучить этапы развития личности ребенка.
. Рассмотреть проблему депривации, их влияние на развитие личности ребенка.
. Проанализировать организацию работы с родителями детей раннего возраста в ДОУ по проблеме формирования сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.
Теоретико-методологической основой исследования является положение Филипповой Г.Г. о материнстве как психосоциальном феномене: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личной сферы женщины; теория Э. Фромма о материнской любви; исследования Баженовой О. В., Батуева А. С., Брутмана В. И., Владимирова О. К., Гурьяновой Т. А., Копыла О. А., Мещеряковой С. Ю. и пр. по психологии материнства.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в систематизации и распространении теоретических представлений о материнстве и психологической готовности к материнству.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами женских консультаций с целью оптимизации отношения к будущему материнству у депрессивных женщин и у женщин, которые боятся рожать ребенка, не имея семьи. Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования полученных данных при работе с беременными женщинами, молодыми мамами, а также с женщинами, которые только планируют свою беременность. Данный материал возможно использовать в центрах матери и ребенка, женских консультациях, роддомах, на лекциях по семейной психологии, развитию личности и т. д.
Структура работы: работа состоит из введения, одного раздела, общего заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 80 страницах печатного текста. Список использованных источников насчитывает 58 работ отечественных и зарубежных авторов.
1. Основные аспекты влияния матери на развитие личности
.1 Материнское понятие в науке
На женщину природой возложена великая миссия продолжения человеческого рода, и от готовности женщины выполнить эту миссию, от осознания ею значимости статуса матери зависит не только физическое и духовное здоровье ребенка, но и в целом физическое и духовное здоровье нации. Материнство, как процесс, который сочетает периоды беременности, рождения и воспитания ребенка у разных народов считалось священным долгом, а иногда и главным из назначений женщины. Исследование этой проблемы с научных позиций осуществлялось, прежде всего, медицинскими работниками, тогда как психологический и психолого-педагогический аспекты подготовки будущей матери разработаны недостаточно.
В. А. Сухомлинский отмечал необходимость обучение молодых людей материнской, родительской, мужской и женской роли, считая, что "в школе трудно научиться какой-то профессии, потому что их много, десятки сотен, но все мальчики и девочки станут женами и мужьями, родителями и матерями и учить их этого необходимо". Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единственного определения понятия "материнства" нет. В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми". В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, которая направлена на продолжение человеческого рода и включает биологические (вынашивание, рождение и выкармливание ребенка) и социальные (воспитание ребенка) аспекты. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личной сферы женщины. Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Е. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Институт материнства рассматривается как исторически предопределенный, как такой, что изменяет свое содержание от эпохи к эпохе.
Культурно-историческому аспекту исследования материнства посвятили труды И.С.Кон, М. Мид, Э. Эриксон, М. С. Радионовая, Г. Каплан и другие. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечения адекватных условий для развития ребенка, анализируются разнообразные факторы: особенности личности, история жизни, адаптация к браку, особенности адаптивности как свойства личности, удовлетворенность эмоциональными отношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, общественные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье. Как отмечают О. В. Баженова, Л. Л. Баз и О. А. Копыл на основании комплексного психологического, психиатрического и медицинско-социального обследования хода беременности формулируется "матрица материнства", прогностическая для послеродового развития материнского поведения. Согласно этому успешная адаптация женщины к беременности, то есть к будущему материнству, соотносится с успешной адаптацией женщины к имеющемуся материнству (удовлетворения своей материнской ролью, компетентность и отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное развитие ребенка).
Интерес научных работников к материнству возник на достаточно поздних этапах развития общества и, собственно, науки. И на данный момент приобретает все более выраженный полидисциплинарный характер, становясь важным предметом исследования не только в отраслях, которые традиционно имеют к нему непосредственное отношение (медицина, физиология, биология поведения), но и в гуманитарных науках, таких как психология, история, культурология, социология и так далее. Психология, которая сочетает в себе тенденции естественно-научных и гуманитарных подходов и способна принять превентивные меры относительно девиации, оказывается в эпицентре проблем материнства.
Многие исследователи неоднократно отмечали важность исследований материнства. Так, М. Ю. Чибисова в своем диссертационном исследовании приводит слова Б. Берне: "Если мы хотим понять развитие ребенка, и убеждены, что ранние годы важны в его жизни, тогда важно исследовать наши собственные представления о матерях. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство является, бесспорно, важной отраслью исследований". Материнство - это одна из фундаментальных ценностей человечества. Все современные психологические исследования в области материнства подчеркивают важность материнского поведения для развития ребенка, раскрывают его сложную структуру и пути развития, представляют множественность культурных и индивидуальных вариантов. И это позволяет рассматривать материнство как самостоятельную реальность, которая требует разработки целостного научного подхода. В основополагающей работе по психологии материнства Г. Г. Филипповой, был выделен ряд подходов относительно разных аспектов исследования этого феномена: биологический, исторический, культурологический, психологический и др. Их авторы единодушно делают вывод об отсутствии адекватного подхода и теоретической концепции для изучения этого феномена, и необходимость продолжения исследования материнства как целостного явления. "Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, невзирая на современные достижения в отрасли медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышения научного и технического уровня принятия родов и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются", - подчеркивает автор комплексных исследований и теоретических разработок по психологии материнства Г. Г. Филиппова. По мнению ученой, анализ исследований в этой отрасли свидетельствует, что полученные результаты отображают общие особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования (несмотря на анализ онтогенетических факторов развития материнской сферы, отсутствует анализ стадий индивидуального развития).
Традиционно в психологии личности и в детской психологии анализ взаимодействия матери с ребенком начинался с момента рождения ребенка. Общепринятой является точка зрения на материнство как ни на самостоятельный феномен, а существующий лишь в аспекте его отнесения к ребенку. Этот факт ограничивает его исследование системой "мать-ребенок". Однако субъекты, которые составляют эту систему, существуют как самостоятельные. Собственные исследования Г. Г. Филипповой свидетельствуют о существовании ряда факторов, которые готовят сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до рождения ребенка. Мать остается субъектом своих собственных потребностей и личностных переживаний, кроме того потребности ребенка и обеспечения необходимых условий для его развития не могут быть стопроцентно ею осознаны. Такой подход делает актуальным исследование того, каким образом выполнение материнских функций представлено в субъективной сфере матери, какие элементы этого отображения являются осознанными, и какой является их взаимосвязь с бессознательным для обеспечения и развития материнского поведения. Система взаимодействия матери и ребенка является системой взаимодействия двух самостоятельных субъектов, которые находятся на онтогенетически разных уровнях развития психики и разных формах регуляции деятельности.
Материнство рассматривается как социальное и личностное образование. Забота родителей о своем потомстве в разных формах встречается на всех стадиях развития живых организмов. Но у человека оно приобретает особое значение. Будучи субъектом вида Homo sapiens, мать обеспечивает развитие ребенка как человеческого существа с характерными особенностями структуры деятельности, построением "рабочей модели мира" и др. Именно в процессе взаимодействия с матерью (и частично с другими близкими взрослыми, допущенными к младенцу) ребенок включается в процесс усвоения видотиповых средств отображения реальности, в результате чего происходят видотиповые изменения в структуре головного мозга. Таким образом, материнство обеспечивает формирование конкретных элементов содержания в образовании картины мира ребенка и передачу этих образований через модель материнства.
Важнейшие реакции женщины-матери обусловлены рядом сложных гормональных процессов, которые создают условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком. Однако конкретная интерпретация своих состояний во время беременности и в период актуального материнства зависит от личности матери, смысла беременности для нее, социальной и семейной ситуации. Гормоны могут помочь любить или ненавидеть, но что с этими чувствами делать определяет ситуация и прошлый опыт. Возникновение и реализация материнского поведения зависит лишь от внешних стимулов. Возможность быть матерью заложена лишь в женской природе, но общественные нормы и ценности осуществляют колоссальное влияние на отношение женщины к материнству, и каждой социальной установке отвечает определенный образ ребенка. Это подтверждается тем, что на высших стадиях развития возникновения схем поведения происходит прижизненно, на материале полученного опыта. Чем более сложное поведение, которое обеспечивается этими схемами, тем более длинным и вариантным будет путь их образования.
Интерпретируя работы М. Мид, Г. Г. Филиппова писала, что материнское беспокойство и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия, вынашивания, родов и кормления материнским молоком, что лишь сложные социальные установки могут полностью сломать их. Женщины по своей природе является матерями, разве что их будут учить отрицанию своих детородных качеств. Если беременность карается социальным неодобрением, наносит обиды супружеским чувствам, если в социуме больше всего ценят социальный ранг, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей или убивать их собственными руками (по результатам исследований, в зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество законодательно меньшее карало, то и доминировала в обществе). Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, роды подавлены наркозом, который мешает женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным вскармливанием, то в результате проявляется значительное нарушение материнских чувств.
Иерархия целей и самих потребностей регламентируется нормами культуры через ценности, которые включаются в разные культурные модели и влияют на структуру ценностно-смысловых ориентаций человека. В качестве самых...

Похожие материалы:

Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Реферат: Наличие ребенка в семье как фактор ее сплоченности

Реферат: Курение как фактор риска развития заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы

Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека

Курсовая работа: Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребёнка дошкольного возраста