Квалификационная работа: Межличностные конфликты в организации

Актуальность. Современное общество отмечено радикальными преобразованиями социальной жизни, плюрализмом воззрений, общественной напряженностью, которая приводит к резкому увеличению конфликтных ситуаций в различных областях и сферах жизнедеятельности общества.

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Межличностные конфликты в организации':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА
«Межличностные конфликты в организации»
Москва 201
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования межличностных конфликтов в организации
.1 Теоретические подходы к анализу психологического конфликта в организации
.2 Особенности и виды конфликтов в организации
.3 Основные причины межличностных конфликтов в организации
Выводы по первой главе
Глава II. Пути разрешения межличностных конфликтов в организации
.1 Механизмы разрешения межличностных конфликтов в коллективах
.2 Способы управления межличностными конфликтами в организации
Выводы по второй главе
Глава III. Эмпирическое исследование психологических причин конфликтности личности в организации
.1 Описание эмпирической базы и этапов исследования
.2 Обработка и интерпретация полученных данных
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное общество отмечено радикальными преобразованиями социальной жизни, плюрализмом воззрений, общественной напряженностью, которая приводит к резкому увеличению конфликтных ситуаций в различных областях и сферах жизнедеятельности общества.
Экономически активное население, будучи более мобильной социальной группой, более подвержено воздействию различных социальных воздействий, более вовлечено в социальные столкновения.
В то же время, конфликт, будучи рутинной частью жизни, невозможно отнести к тем действам, коими возможно управлять на базе жизненного опыта и здорового смысла. Глубочайшее осознание первопричин происхождения и механизмов протекания конфликтов, закономерностей его становления и разрешения раскрывает необходимость действенного управления конфликтом в социальных организациях.
Следовательно, актуальность темы обусловлена как малой разработанностью социально-психологических аспектов процесса урегулирования столкновений, так и формированию новейших подходов к разработке способов и механизмов разрешения конфликтов в организации, выработке комплексных мер, способствующих созданию оптимальных условий ее функционирования.
Объект исследования - межличностный конфликт в организации.
Предмет исследования - механизмы разрешения межличностных конфликтов в организации.
Цель работы - изучить причины возникновения межличностных конфликтов в организации.
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
на основе теоретического анализа систематизировать данные о содержании и структурных компонентах межличностных конфликтов в организации;
выявить виды и основные конфликтные ситуации, характерные для организации;
исследовать общие подходы и механизмы социального управления межличностными конфликтами в организации;
обосновать основные условия и разработать пути совершенствования механизмов управления конфликтами в организации.
Гипотеза: более конфликтные сотрудники отдают предпочтение стратегии соперничества.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Наше исследование опиралось на мотивационный подход, раскрытый в работах М. Дойча, Л. Козера, Г. Зиммеля, К. Митчелла, Н. Паузарда, Н. Тимашева, К. Райта [4, 7, 8, 13, 14, 17, 22, 25 и др.], когнитивный подход к изучению конфликтных ситуаций (Н. Фригинои и М. Крогиус и др.); деятельностный подход исследования межличностных конфликтов (Ф. Бородкин, Н. Иванов, Л. Петровская, Н. Повьякель и др [10, 11, 14, 18, 23]. Также нами был проанализирован организационный подход, который широко применяется для анализа конфликтов прежде всего в сфере управленческих отношений. Модели организационного конфликта предложены Н. Гришиной, А. Ершов, Р. Блейком и др. [4, 6, 17, 23, 24, 30].
Методы исследования: метод наблюдения (стороннее (автор) и включенное (эксперт)), метод тестирования, социометрия, метод статистической обработки эмпирических данных с помощью программы SPSS.
В рамках метода тестирования были применены три методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
База исследования. По запросу ООО «Концепт» было проведено исследование, направленное на исследование психологических причин конфликтности личности в организации. Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе - ООО «Концепт», состоящем из 12 человек, из них 7 женщин и 5 мужчин. В исследовании приняло участие 10 человек, двое отказались от участия из-за отсутствия времени. Возрастной состав членов коллектива: от 24 до 42 лет. Образование: среднее специальное и высшее.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что его результаты углубляют научные знания о межличностных конфликтах в коллективе и условиях формирования адаптивного поведения сотрудников в межличностных конфликтах; будет способствовать разработке теоретических оснований повышения психологической и конфликтологической компетентности сотрудников и их руководителей. Создание и обоснование структурной модели формирования адаптивного поведения сотрудников в межличностных конфликтах составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах формирования адаптивного поведения в межличностных конфликтах.
Результаты направлены на совершенствование деятельности психолога в аспекте формирования способности сотрудников к разрешению межличностных конфликтов, в определении методов изучения поведения в межличностных конфликтах, в разработке и апробации методических рекомендаций по формированию адаптивного поведения руководителей в межличностных конфликтах. Разработанные программы работы психолога с сотрудниками, и их руководителями вошли в ряд реальных предпосылок обновления содержания процесса повышения профессиональной квалификации психолога.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
.1 Теоретические подходы к анализу психологического конфликта в организации
Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и в жизнедеятельности организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный започти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: началаXX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.
На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются [8]:
психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
теория структурного баланса (Ф. Хайдер).
Психоаналитический подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности [2]. Несмотря на то, что 3.Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. ФрейдаАльфред Адлер (1870-1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.
Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885-1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности [2, 4].
В 20 - 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога У.МакДугалла (1871 - 1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида,
У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.)[4].
Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903-1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, аагрессия - постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К.
Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907-1988).
Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890-1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов[10].
Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезу конфликта - фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов - агрессивность индивида и социальная причина - фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.
В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892-1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями[15]. По отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.
Вслед за работами основателя символического интеракционизма - американского психолога и социолога Д. Мида (1863- 1931) - широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид - среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты[1, 4].
Теория структурного баланса, первые положения которой выдвинул Ф. Хайдер, посвященаанализу согласованности между системой аттитьюдов индивида и его знаниями об аттитьюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда “определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека”[9, c. 43].
Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40-45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902-1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам.
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
теоретико-игровое (М. Дойч);
теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.
В системном виде данный подход выражен в работах американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия.
Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.
Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.
Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.
Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество (в дальнейшем мы рассмотрим эту теорию более подробно).
На рубеже 60-70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.
В нашей стране условно можно выделить три периода в исследовании конфликта [4]. Первый период с 30-х до середины 70-х годов психологическим исследованиям конфликта были присущи разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.
Во второй половине 70-х годов (второй период) появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось несколько подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.
На рубеже 80-х - 90-х годов (третий период) - на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное изучение конфликтов в различных сферах деятельности: конфликты в трудовых и научно-исследовательских коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.
Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт и его классификации. В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской (1978) [30], содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым дополнена эта схема [14]: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение (завершение) конфликта.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков[32] определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.

Похожие материалы:

Реферат: Школьные конфликты

Лекция: Организация охраны материнства и детства. Важнейшие медико-социальные проблемы организации охраны материнства и детства условиях развития новых форм медицинского страхования

Реферат: Семейные конфликты 2

Реферат: Исследование поведения личности в организации

Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков