Курсовая работа: Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками
Оглавление
Введение
Глава 1. Исследования межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе
.1 Основные психологические подходы к определению межличностных отношений, методики
.2 Особенности межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
.1 Изучение отношений детей в группе сверстников
.2 Описание поведения детей в экспериментальной ситуации
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024
Скачать работу 'Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками':
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Факультет психологии
Кафедра психологии и дефектологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГИИ
Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками
Орехово-Зуево
Оглавление
Введение
Глава 1. Исследования межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе
.1 Основные психологические подходы к определению межличностных отношений, методики
.2 Особенности межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
.1 Изучение отношений детей в группе сверстников
.2 Описание поведения детей в экспериментальной ситуации
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольный возраст - это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с окружающим, освоения культурных и нравственных ценностей. Дошкольник в это время учится ориентироваться в отношениях между людьми, действовать в соответствии с общепринятыми нормами, накапливать опыт самостоятельных поступков и решений. Иными словами, социализация приводит к становлению в старшем дошкольном возрасте первичных социально-ценностных ориентаций, которые осознаются как необходимые и социально одобряемые.
В социальном развитии дошкольников первостепенное значение имеют взаимоотношения со сверстниками. Ребенок чувствует себя более свободно, нежели в отношениях со взрослым, учится отстаивать свою точку зрения и учитывать позицию партнера. Кроме того, в группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганизации.
Гармоничные отношения со сверстниками являются необходимым условием для эмоционального и психологического развития ребенка. Однако зачастую дети испытывают сложности во взаимодействии с другими детьми, и дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его социального и личностного развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях многих ученых (Л.И. Божович, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина и др.). Психологи особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми.
Согласно исследованиям, в старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается конкретный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальные, гармоничные межличностные отношения, сотрудничество, партнерство, либо ведет к возникновению конфликтов с окружающими.Все это определяет актуальность исследования и побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей в дошкольном детстве.
Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: межличностные отношения детей.
Цель исследования: выявить и описать особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи исследования:
. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на предмет выявления подходов и методик в области межличностных отношений;
. Определить особенности взаимодействия старших дошкольников со сверстниками;
. Посмотреть, как развиваются межличностные отношения между детьми в конкретной группе путем проведения эксперимента.
Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 15 «Малютка» г. Павловский Посад.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Исследования межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе
1.1 Основные психологические подходы к определению межличностных отношений, методики
Процессы общения и взаимодействия всегда привлекали внимание исследователей педагогики и психологии. Ведущим теоретиком в вопросе общения и, следовательно, отношений личности выступает ученый В.Н. Мясищев. Именно отношение, по мнению психолога, является интегратором психологических характеристик человека, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. Психолог так определяет отношение личности: «Активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности» (В.А. Аверин,1999, 15).
Межличностные отношения - те, при которых объектом выступает другой человек, а отношение характеризуется взаимонаправленностью. В психологии под межличностными отношениями понимают «субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» (В.Н. Куницына, 2001, 22). Необходимо отметить, что природа межличностных отношений существенно отличается от общественных: межличностное взаимодействие основывается на эмоциях. Иными словами, межличностные отношения возникают на основе чувств, которые рождаются у людей по отношению друг к другу.
Необходимость налаживания контактов с окружающими людьми признается абсолютным числом ученых. И это неслучайно, поскольку только через отношение к другим человек способен сам стать частью общества, реализовать себя. Особую важность эти процессы приобретают в дошкольном возрасте, на стадии формирования личности. Л.С. Выготский в своих работах говорил о том, что отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира. Важность общения в вопросе межличностных отношений подчеркивала М.И. Лисина. Согласно работам психолога, взаимоотношения между людьми могут сформироваться только посредством общения. «Отношения являются результатом общения, его предпосылкой, побудителем, вызывающим какой-либо вид взаимодействия» (М.И. Лисина, 1978, 21). Поэтому данная категория является одним из важнейших условий гармоничного развития ребенка. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. В отношении человека к окружающим, во-первых, выступают особенности его личности и, во-вторых, в отношении к другому выражаются ожидания и представления человека. Он осознает себя в мире и формирует свое отношение к другим.
Психологами были разработаны методы, позволяющие определить особенности взаимоотношений дошкольников. Их условно можно разделить на объективные и субъективные. Так объективные методы позволяют выявить внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Такая картина отражает характер их взаимоотношений. С помощью объективных методов также можно определить особенности каждого ребенка в отдельности, его предпочтений и желаний. Субъективные методы помогают выявить внутренние потребности ребенка в отношении к сверстникам, которые связаны с его личностью, самосознанием.
Рассмотрим подробнее объективные методы. Одним из самых востребованных является социометрический метод, разработанный американским ученым Дж. Морено. Метод социометрии позволяет изучить типологию социального поведения людей (в данном случае дошкольников старшего возраста) в процессе групповой деятельности. Целью такого изучения может стать определение лидеров и отвергнутых группы по признакам симпатии и антипатии. Так в группе детей с течением времени выделяется авторитет и его антипод. М.Н. Емельянова в своих исследованиях определила качества, значимые для высокого и низкого статуса дошкольников в коллективе сверстников. Если ребенок имеет авторитетную значимость, то он, как правило, обладает следующими качествами: умеет успешно осуществлять совместную деятельность, социально активен (инициативность и исполнительность), обладает многими игровыми умениями, испытывает потребность в общении, физически и нравственно развит, успешен в трудовой и познавательной деятельности и т.д. Дошкольники с низким статусом, наоборот, социально пассивны, замкнуты, эгоистичны, капризны, ограничены в интересах, часто нарушают правила поведения, жалуются на сверстников. По мнению исследователя, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами, чтобы завоевать расположение сверстников; для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной - двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Отношения между сверстниками при социометрическом подходе рассматриваются и оцениваются по критерию устойчивости выбора, его обоснованности. Однако при таком подходе не учитываются особенности и субъективный образ других членов группы.
К группе объективных методов относится метод наблюдения. Он дает возможность описать конкретную картину взаимодействия детей. Необходимо обращать внимание на поведение дошкольников. Если ребенок выступает инициатором в игровой или какой-либо другой деятельности, то он положительно расположен к сверстнику, старается привлечь его внимание и настроен на совместную деятельность. Если дошкольник проявляет чувствительность к воздействиям сверстника, то это означает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Так ребенок принимает настрой сверстника, подстраивается под него, согласует свои действия с действием партнера.
В процессе наблюдения важно определить эмоциональный фон дошкольника. Он может быть позитивным, нейтральным или негативным. Если ребенок раздражен, агрессивен (преобладающий негативный эмоциональный фон), то необходимо уделять ему особое внимание, поскольку гармоничного взаимодействия со сверстниками не происходит. В том случае, когда положительные и отрицательные эмоции сбалансированы или наблюдается тенденция к формированию положительного фона, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Однако наблюдение не должно ограничиваться только указанными параметрами. Задача психолога - отмечать конкретные жесты, поступки, высказывания, которые помогут воссоздать объективную картину взаимодействия дошкольников.
В группу объективных методов психологи относят и метод проблемных ситуаций. Суть его заключается в том, что необходимо создавать для ребенка такие ситуации, в которых он должен будет решить социальную проблему (например, разрешить конфликт и т.д.). Для этого лучше организовать совместную деятельность, в ходе которой у детей появится возможность заинтересоваться сверстником, оказать ему поддержку и оценить его действия. О совместной деятельности говорил А.В. Петровский в рамках концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений. Ребенок, работая в группе сверстников, накапливает опыт общения, формирует навыки, необходимые для вхождения в социум. Таким образом, меняется не только организация коллектива, но и сами межличностные отношения. Они становятся более прочными, улучшается и эмоционально-психологический фон. Д.Б. Эльконин в контексте реализации межличностных отношений рассматривал совместную деятельность на примере ролевой игры. Так в процессе игровой деятельности между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу (Е.О. Смирнова, 2005).
Т.А. Репина также отмечала значимость совместной деятельности и общения со сверстниками для ребенка. Поэтому так высоко ценятся у дошкольников качества, обеспечивающие успешность совместной деятельности. Дети дошкольного возраста стараются заслужить положительное отношение сверстников своим поведением. Именно в этом возрасте интенсивно формирующееся самосознание ребенка приводит к возникновению у него потребности в идентификации себя с образцом, более близким и доступным для сравнения и подражания, чем взрослый. Сверстник удовлетворяет требованиям этого образца. Сверстники удовлетворяют и потребность в дружеских отношениях, и в эмоциональной поддержке со стороны равных. Как отмечает Репина Т.А., для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы он чувствовал себя равным среди других детей (Т.А. Репнина, 1988).
Отношение ребенка к другой личности всегда связано с особенностями самосознания. При межличностном взаимодействии человек не является объектом отстраненного наблюдения. Для каждого ребенка особенно важно, как к нему относится другой, как он реагирует на поведение. Все это отражает связь людей междудруг другом. Поэтому в межличностных отношениях всегда отражается собственное «Я» человека. Так подходы, выявляющие внутренние, субъективные аспекты отношения к сверстнику, основаны на методе проецирования. Иными словами, ребенок переносит свои представления и ожидания на окружающих.Дошкольнику предлагают рассмотреть какой-либо конфликт, но в отличие от метода проблемных ситуаций он представлен в проективной форме, например, в виде рассказа или истории. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы. Таким образом, дошкольник имеет возможность поставить себя на место героя и спроектировать свое поведение в предложенные обстоятельства.
Ученый Е.О. Смирнова в своих исследованиях основывалась на понятии диалогического сознания, выдвинутого филологами и философами (М.М. Бахтин, С.Л. Франк и др.). Так в психологической науке появился подход о диалогичности сознания. Основное положение данного подхода - другие люди не есть внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком. Другой живет в сознании человека, и при встрече осуществляется перенос мысленного «другого» на конкретную личность.
Отношения людей складываются из двух противоречивых начал: предметного и личностного. В первом случае другой человек определяется через совокупность своих качеств. Они становятся предметом оценки и познания. Во втором случае человек становится исключительно субъектом общения, целостной личностью, а не совокупностью определенных характеристик. В действительности оба начала тесно переплетаются друг с другом, поскольку люди постоянно познают и оценивают других. Но одновременно человек оценивает и свои качества, определяет свое внутреннее «Я». И собственное осознание происходит через другого человека. Сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует «другой». С течением времени этот «другой» меняется. Сначала им является взрослый, а в период среднего и особенно старшего дошкольного детства им становится сверстник.
В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.
1.2 Особенности межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками
Межличностные отношения формируются и наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первого взаимодействия со взрослыми и сверстниками является залогом дальнейшего гармоничного развития личности ребенка.Общение с людьми в дошкольный период определяет особенности самосознания ребенка, его представления о самом себе, поведение и отношение к окружающему. Самооценка формируется в процессе общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребенка не только к себе, но и к другим. Адекватная самооценка является залогом успешного развития межличностных отношений со сверстниками. Когда дошкольник чувствует уверенность в себе и своих силах, у него не возникает необходимости самоутверждаться за счет других, доказывать окружающим свою ценность.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, поскольку именно в таком окружении дошкольник впервые учится применять на практике нормы поведения. В обществе детей постоянно возникают такие ситуации, в которых необходимо проявлять доброжелательность в отношении к партнеру, уметь уступать, согласовывать свои действия с другими. От стиля общения и положения среди детей зависит внутреннее психическое состояние ребенка: уверенность, удовлетворенность, спокойствие, эмоционально-психологический фон.
Взаимодействие между сверстниками старшего дошкольного возраста специфично. Оно характеризуется нестандартностью, богатством и разнообразием коммуникативных действий, эмоциональной насыщенностью. По замечанию В.С. Мухиной, «общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения» (В.С. Мухина,1985, 98).
Общение между сверстниками в дошкольном возрасте проходит через определенные стадии. Так на первом этапе (младший дошкольный возраст) проблемные ситуации не настолько остры, чтобы приводить к конфликтам. Дети отдают свои вещи другому, уступают в игре. Сверстник для дошкольника младшего возраста еще не играет какой-либо существенной роли, однако ребенок начинает ему подражать. Таким образом, дети являются партнерами исключительно по эмоционально-практическому взаимодействию. Дошкольники младшего возраста испытывают потребность в соучастии сверстника. Второй этап (средний дошкольный возраст) характеризуется потребностью ребенка в ситуативно-деловом сотрудничестве с другими. Взаимодействие возникает в ходе совместной деятельности, когда учитываются не только свои действия, но и роль партнера.Дается оценка деятельности другого ребенка. Число конфликтов возрастает, поскольку ребенок может радоваться неудачи другого и огорчаться, если кто-то успешнее выполнил задание. Человек начинает сравнивать себя и другого, выделять в себе определенные качества и умения.
На третьей стадии (старший дошкольный возраст) начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения детей. Каждый предпочтительнее относится к тому человеку, который наиболее полно и адекватно удовлетворяет его потребности в общении. Чем доброжелательнее и уважительнее дети относятся друг к другу, тем прочнее будет их взаимодействие.В этом возрасте у дошкольника возникает совершенно бескорыстное желание помочь сверстнику, он учится сопереживать. Конкурентные отношения заменяются сотрудничеством и партнерством. Личность другого человека становится интересной и важной. Ребенок чувствует желания и настроение сверстника. Дошкольник не только рассказывают о себе, но и...
Похожие материалы:
Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского садаКурсовая работа: Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр
Курсовая работа: Наименование Связь самооценки и конформизма у старших дошкольников
Курсовая работа: Формирование нравственных качеств личности дошкольников в общении со сверстниками
Контрольная работа: Межличностные отношения. Психология малых групп