Курсовая работа: Межличностные отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
Проблема семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время является одной из самых приоритетных, и характеризуется повышенным интересом специалистов различного профиля (психологов, педагогов, социологов, демографов и др.).
Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024
Скачать работу 'Межличностные отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии':
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
.1 Характеристика семьи
.2 Психологические особенности родителей особых детей
.3 Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Глава 2. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии
.1 Типы семейного воспитания и их влияние на родительское отношение к ребенку с ОВЗ
.2 Жизненный цикл семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
.3 Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Глава 3. Изучение представлений о семье и формирование детско-родительских отношений в специально организованных условиях
.1 Представления о семье у детей младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе
.2 Результаты констатирующего этапа
.3 Программа специальных занятий по разделу «Семья»
.4 Сравнительный анализ результатов
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время является одной из самых приоритетных, и характеризуется повышенным интересом специалистов различного профиля (психологов, педагогов, социологов, демографов и др.)
Именно проблема семейно-родственных отношений занимает важное место, так как от ситуации в семье зависит развитие ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером отношений между самими родителями, образом жизни семьи, её благополучием. Развитию «особого» ребенка способствуют доброжелательная атмосфера, а именно такая система семейных взаимоотношений, которая дает ему чувство защищенности, стимулирует и направляет его развитие.
Как отмечают А.Г.Московкина и Е.М. Мастюкова (35), существенная помощь со стороны семьи детям с нарушениями в развитии во многом дополняет комплекс медицинских и психолого-педагогических мероприятий. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны расширить индивидуализировать и развить предлагаемые специалистами методы обучения, проявить креативность и творчество в воспитании и обучении своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд, направленный на развитие своего ребенка.
Проблемой исследования явился поиск ответов на вопросы, каковы особенности семейно-родственных отношений у лиц с ОВЗ, и какова роль семьи в формировании личности ребенка, его представлений о семье, что связано с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, детей, рожденных внебрачного союза и растущих в неполных семьях.
Объект исследования. Представления детей о семейно-родственных отношениях.
Предмет исследования. Условия формирования представлений о семье у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза. Мы предположили, что при решении вопросов, связанных с подготовкой индивида с ОВЗ к самостоятельной жизни существенная роль принадлежит ближайшему окружению ребенка, характеру отношений в семье и влияет на полноту представлений ребенка о семейно-родственных отношениях.
Цель исследования. Изучить особенности семейно-родственных отношений у лиц с ОВЗ, а именно представления детей о семье.
В соответствии с поставленной целью предстoялo решить следующие задачи исследования:
1)осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2)составить план и отобрать диагностические методики для исследования представлений детей о семье.
3)провести диагностическое исследование представлений о семье.
4)проанализировать полученные результаты и дать характеристику знаний детей на уровне представлений;
5)установить критерии и уровни сформированности представлений о семье и родственных отношениях у детей 10-11 лет.
Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, подбор методик, проведение констатирующего и формирующего экспериментов, количественный и качественный анализ полученных данных, проведение внеклассных занятий, сравнительный анализ данных.
Организация исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ школы № 830 г. Москвы, в котором приняли участие дети младшего школьного возраста с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Психолого-педагогическая проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
.1 Характеристика семьи
семья воспитание ребенок ограниченный
Семья - это основанная на единой деятельности группа людей, которые связанны узами супружества - родства - родительства, осуществляющая функцию воспроизводства населения, а также преемственность семейных поколений, социализацию детей, поддержание существования всех членов семьи (Антонов А.И., Медков В.М. (2)). Семейная жизнь является одной из самых трудных видов деятельности в мире. Каждая семья, где женщина и мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до зрелости, сталкивается со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. Солодянкина О.В. (45) отмечает, что семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании важнейшую, долговременную и основную роль. Ребенок именно в семье получает свой первый жизненный опыт, делая первые наблюдения, а также учится как вести себя в различных ситуациях. Каждый родитель видит в ребенке свое продолжение, воплощение в жизнь определенных установок своих идеалов.
Исследованием семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии занимались такие российские ученые, как А.И. Антонов (3), А.Я. Варга (10), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (35), Л. К.Фомина (56), О.А. Денисова, В.И. Селиверстов (19), А.Н. Смирнова (43), Л. М. Шипцина (59), В.В. Ткачёва (51) и др.
В работах данных авторов отмечается, что воспитание ребенка с отклонениями в развитии представляет собой многостороннюю и сложную проблему, приносит дополнительные обязанности и особые проблемы, так как все, что нормально развивающийся ребенок «впитывает» как бы само собой, ребенок с нарушениями интеллекта нуждается в дополнительной помощи, ему необходимо искусственно прививать какие-либо качества, многократно всё повторять и контролировать, чтобы он руководствовался всеми правилами в
повседневной самостоятельной жизни. Решением этой проблемы должны заниматься специалисты.
Полноценное развитие ребенка с отклонениями в развитии возможно только в системе коррекционного образования, адекватного его особенностям и потребностям. Данная система существует в рамках специальных (коррекционных) учреждений, которую осуществляют дефектологи и различные специалисты. Отметим, что также немало важна необходимость включения семьи ребенка в данную систему воспитания и обучения, так как в основном родители не обладают необходимыми знаниями и опытом.
По мнению Е. А. Гордиенко и Т.С. Юсупова (17) «можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка дефектов осуществлялось правильное и корригирующие семейное воспитание. А для того, чтобы это воспитание было достаточно правильным и эффективным, родители должны иметь определенную базу знаний, соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальными методиками обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями».
С.Д. Забрамная (22) также указывает, что: «Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность: необходимо единство в использовании мер воспитательного воздействия».
«В настоящее время консультативную и коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии и их семьям оказывают в различных государственных организациях, в которых существуют отделы социальной адаптации и коррекционной педагогики» (Стребелева Е.А., Закрепина А.В. (48)).
Проблема оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, освящена в исследованиях Московкиной А.Г. (35), Солодянкиной О.В. (45), Стребелевой Е.А. (49), Т.Г. Богдановой (5), И.М. Никольской (63), Т.Н. Волковской (14), Раку А.И. (40),
Т.А Васильковой (11), А.Р. Маллер (34), М.М. Семаго (42), В.В. Ткачевой (53) и др.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. (64) главной задачей семьи считают выполнение, родителями функции воспитателя. Необходимо отметить, что воспитание это - управляемая система взаимоотношений родителей и детей, где ведущую роль играют родители, поскольку именно они выступают образцом поведения для своих детей. Как правило, дети, подражая своим родителям, копируют положительные, а также отрицательные поведенческие модели, перенимая существующие виды взаимоотношений.
По мнению Л.П. Носковой (37), задачами семейного воспитания детей с нарушениями в развитии считаются:
.Обеспечение максимально возможной для данного ребенка самостоятельности в бытовом и санитарно - гигиеническом обслуживании себя;
. Выработка положительного отношения к посильным видам труда, готовности к помощи в хозяйственно - бытовом труде в семье, умения выполнять несложные виды этого труда;
.Формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение установленного времени;
4.Выработка твердых навыков выполнения ряда операций в какой- либо деятельности;
5.Научить переключаться с выполнения одной операции на другую, учитывая индивидуальные возможности, а также выполнять последовательно несколько взаимосвязанных операций;
6.Научить взаимодействовать и осуществлять различные виды деятельности совместно с другими ребятами или родителями, в группе.
Под функциями семьи принято понимать направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, на которую влияют такие факторы, как семейное право и нормы морали, требования общества, реальная помощь семье от государства.
Функции семьи на протяжении всей истории человечества претерпевают изменения: отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие, а также появляются новые. Между всеми функциями, существует некая тесная связь, взаимодополняемость, взаимозависимость, и нарушение какой-либо из них непременно сказывается на выполнении другой. М.А. Галагузова (16) выделяет следующие функции:
1)Репродуктивная функция - биологическое воспроизводство жизни, необходима для продолжения человеческого рода, а также сохранения потомства. Семья является единственным и незаменимым производителем нового человека. У человека от природы заложен инстинкт продолжения рода, который преобразуется в потребность рожать детей, заботиться и воспитывать их. В настоящее время репродуктивная функция семьи привлекает пристальное внимание многих специалистов из разных областей знаний: медиков, педагогов, психологов, демографов, юристов, социологов, так как для благополучного развития человеческого общества важно как количественное, так и качественное воспроизводство населения.
2)Хозяйственная функция - заключается в обеспечении биологического существования семьи, отвечает за реализацию многообразных хозяйственных потребностей определенной семьи. В каждой семье в повседневной жизни осуществляется необходимая хозяйственная деятельность: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка и ремонт своего жилища, поддержание предметов обихода, уход за детьми, больными и пожилыми членами семьи и т.п. В понятие «домашняя деятельность» для многих семей входит и труд на дачном участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты питания: овощеводство, садоводство, животноводство и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции наполнилось новыми формами, а именно кооператив, арендный подряд, индивидуальная трудовая деятельность. Отметим, важно, чтобы хозяйственная функция являлась общей для всех членов семьи, а не закреплялась за одним из них. В таком случае необходимо рациональное распределение обязанностей по дому в семье
между супругами, младшим и старшим поколениями, так как является положительным и наиболее благоприятным условием для трудового и нравственного воспитания детей. Человеческие отношения между родственниками, их привычки, вкусы, разные черты характера раскрываются в полной мере именно в повседневной жизни. Жизнь в семье, прежде всего, связана с материальной обеспеченностью быта, совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках, поддержке несовершеннолетних детей. Исторически семья была основной хозяйственной ячейкой общества.
3)Функция организации досуга - цель, которой поддержание и восстановление здоровья, также удовлетворение различных потребностей. Особая роль данной функции семьи принадлежит грамотно организованному досугу. Досуг - это часть свободного (внерабочего) времени, которое человек проводит по своему усмотрению, это смена деятельности, в основном направленная на привлечение детей к труду, на их активное участие в жизни семьи, что важно для подготовки к собственной семейной жизни и укрепления связей между поколениями в семье. Время, которое дети проводят совместно с родителями, необходимо для эмоционального развития детей, повышения их культурного, духовного и нравственно-эстетического уровня.
Досуг в семейном воспитании должен оказывать благоприятное воздействие на всех членов семьи, и носить развивающий характер, а именно повышать общекультурный и образовательный уровни, сплачивать единством интересов. Таким образом, досуг, становясь действенным средством воспитания, в ходе которого дети учатся беречь свободное время, любить и ценить природу, приобретают эстетическую культуру восприятия красоты искусства, приобретают опыт общения и осознают единство своей семьи.
4)Воспитательная функция - одна из важных функций семьи, которая заключается в воспитании детей, формирования их личности, развития разнообразных способностей, а также в духовном обогащении каждого члена семьи. Семья, выступая посредником между обществом и ребенком, через внутрисемейное общение прививает ему нравственные ценности, передает
социальный опыт, в результате которого ребенок усваивает нормы и формы поведения принятые в современном обществе. Отметим, что в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии, также важными являются следующие функции: коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психологического, физического здоровья и социального статуса ребенка, путем достижения им материальной независимости, самостоятельности и социальной адаптации.
Однако функции семьи могут быть нарушены вследствие влияния достаточно широкого круга факторов, а именно взаимоотношения внутри семьи, личностные особенности ее членов, определенный уклад жизни семьи, нарушение в структуре семьи и др.
Важность семейного воспитания и воспитательной функции родителей подчеркивали педагоги: Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Д. Локк, И. Г. Песталоцци, O. Декроли, Я. А. Коменский (27) и др.
Современная наука, а именно отечественная педагогика (Е. М. Мастюкова (35), В.В.Ткачева (53), Г.В. Цикото (58) и др.). подтверждает положение, выдвинутое Я. А. Коменским, о незаменимости и важности адекватного общения матери с ребенком начиная с момента его рождения. Варга А.Я.(8) рассматривает семью как единое целое - единый биологический и психологический организм, так как при рассмотрении какого-либо конкретного вопроса, касаемого семьи, всегда в полной мере необходимо учитывать, как данный вопрос связан со всеми сферами её жизни.
Московкина А.Г. и Мастюкова Е.М. (35) выделяют структуру семьи, опираясь на концепцию системного подхода, а также семейные функции, семейные взаимоотношения и жизненный цикл семьи. В структуру семьи включают характеристику всех членов, ресурсы семьи. Все семьи разные и отличаются друг от друга по своей структуре, а именно по составу, национальности, культурному и идеологическому стилю. Семья, выполняя свои функции, удовлетворяет свои потребности в процессе семейных
взаимоотношений, прямых или косвенных воздействий членов семьи друг на друга, которые порождают взаимодействие и связь между ними.
Антонов А.И., Медков В.М. (2) в соответствии с представлениями о семье как системе, выделяют следующие подсистемы семьи: супружескую (муж - жена), родительскую (родитель - ребенок), сибсовую (брат - сестра), а также расширенную (экстрасемейную) - взаимодействие с друзьями, специалистами и пр. Данные подсистемы описывают, взаимодействия и родственные отношения в семье. Отмечают, что неправильные, неадекватные, взаимоотношения в семье в целом, особенно между родителями и детьми способствуют возникновению психических расстройств, а также влияют на нарушения у детей в социальной сфере. Неправильное воспитание, неуверенность родителей, обостряют взаимоотношения в семье и оказывают негативное влияние на развитие личности ребенка.
Для ребенка семья является местом рождения, его основной средой обитания, в которой у него есть близкие люди, понимающие его и принимающие таким, какой он есть - здоровый или инвалид, с добрым характером или не очень - в ней он свой.
Исследователи (Макаренко А.С. (33) , Куликова Т.А. (30)) отмечают определенную специфику семейного воспитания в отличие от воспитания общественного и указывают на то, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви.
Зеньковский В.В. (24) отмечает, что изначально позитивная для развития ребенка палитра чувств, может влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание, в ходе которого необходимо обладать чувством меры. Специфика семейного воспитания заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. Ребенок, недополучивший родительской любви, как правило, вырастает бездушным, озлобленным, недоброжелательным, с трудом вливается в коллектив сверстников, а иногда - растет замкнутым, излишне застенчивым. Однако, ребенок, воспитанный в атмосфере безмерной любви,
«тепличности» и «заласкивания», приобретает черты эгоизма и эгоцентризма, ему свойственна избалованность и лицемерие. Семейное воспитание может стать неблагоприятным фактором для формирования личности ребенка, если в семье отсутствует гармония чувств.
По мнению Т.В. Ананьевой (1), семья - это социальная разновозрастная группа, в которой существует два, три, а иногда и четыре поколения. Семья рассматривается, как социальная ценность, где от поколения к поколению осуществляется передача опыта и лучших традиций семейного воспитания, в результате которого дети включаются в жизненно важные для семьи виды деятельности, а именно игровую, ценностно- ориентированную, общественную, интеллектуально-познавательную, трудовую и др.
По мнению Данилюка В.Б., Дармодехина С.В., Елизарова В.В. (18) семья скрывает в себе определенные сложности, противоречия и недостатки в семейном воспитании. Авторы отмечают, что необходимо учитывать в воспитательном процессе негативные факторы семейного воспитания, а именно:
неблагоприятное воздействие факторов материального порядка;
авторитаризм...
Похожие материалы:
Квалификационная работа: Формирование позитивных отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, с использованием комплекса психотерапевтических средствКонтрольная работа: Психологические проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии
Реферат: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
Контрольная работа: Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ
Реферат: Характеристика отклонений в психическом развитии у детей