Реферат: Методы коррекции гностических функций
Содержание
Введение
. Понятие «гностические функции
. Современные методы коррекции
Вывод
Литература
Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024
Скачать работу 'Методы коррекции гностических функций':
Реферат на тему:
«Методы коррекции гностических функций»
Содержание
Введение
.Понятие «гностические функции
.Современные методы коррекции
Вывод
Литература
Введение
Одной из актуальных проблем в работе коррекционных педагогов является работа с гностическими растройствами.
Этим вопросом занимался ряд учёных, который включает в себя таких великих педагогов как: Эльконин, Грасиоле, Ананьев, Выготский…
Решение проблем возникающих при работе с людьми, имеющими различные гностическим расстройствами, крайне важно для коррекционных педагогов, это и обуславливает актуальность написания данной реферативной работы.
Целью написания является изучение современных методов коррекции гностических функций.
Заданиями являются:
рассмотрение понятия «гностические функции»
изучение современных методов коррекции гностических функций.
гностический расстройство арттерапия
.Понятие «гностические функции»
Еще в середине прошлого века известный ученый Грасиоле дал очень удачную формулировку соотношения общего и локального в работе мозга: «Интеллект представляет собой нечто единое и мозг тоже является чем-то единым и прежде всего функционирует как единое целое. Однако это не означает, что различные способности не находятся в особой, хотя и не исключительной, связи с определенными областями мозга».[5]
Гностические расстройства возникающие при корковых очагах поражения носят названия агнозия (зрительная, тактильная, слуховая).[1]
Рассмотрим само понятие «гностические функции». В современной научной литературе их характеризуют как нарушение: восприятия, внимания, памяти, мышления, тактильных и зрительных ощущений, речи.[11]
Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения).[7]
Гностические расстройства учёные подразделяют на три блока:
Блок №1 - функциональный, отвечающий за бодрствование и тонус (ретикулярная формация, таламус, базальные ганглии, лимбическая система)
Блок №2 - служит для получения, переработки и хранения информации. Зоны перекрытия на границе затылочной теменной и височной зон.
Блок №3 - служащий для контроля сложных форм деятельности программ и регуляции. Расположен в передних отделах больших полушарий, а конкретнее в лобной доле. [9]
Так же учёными выделяются выделяют следующие зоны:
Первичная зона - проекционные (импульс от органа к переработке и наоборот);
Вторичная зона - проекционно-ассоциативная - переработка информации и составление программы.
Третичная - ассоциативная зона- обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности. Общий контроль поведения, построения и выдерживания программы. Зоны иерархичны - от 1 ко 2, от 2 к 3. [14]
Рассмотрим детальнее типы расстройств:
Не значительные, элементарные сенсорные расстройства такие как нарушений различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука связаны с поражениями периферического отдела, подкорковых уровней анализаторных систем, а так же первичного коркового поля конкретного анализатора.
Более сложными гностическими расстройствами, такими как нарушение восприятия (восприятия формы предмета, пространственных отношений, символов, звуков речи и т.д.). Такие расстройства обусловлены поражениями вторичных корковых полей.[9]
Объективные научные исследования и поведение больных показывают у них достаточную сохранность функций органов чувств, адекватность мыслительного процесса и поведения, но при этом нарушение выступает с удивительной последовательностью во всех психических процессах.
Находясь в постоянном напряжении и единства со своей проблемой, больные испытывают переживания, доходящие до парадоксального чувства раздвоения и исчезновения своего «я». Во избежание данной негативной ситуации необходимо срочное проведение коррекционно-реабилитационной работы.
.Современные методы коррекции
Процессы коррекции, обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности, как в норме, так и в патологии неразрывно связанны с процессами развития нервной системы.
Развитие, как процесс биологический во многом зависит от генетических факторов, но так же оно ещё в большей степени зависит от различных факторов внешней среды.
Природа человека - биосоциальна, именно по этой причине учёными активно разрабатываются методы коррекции гностических функций. [4]
Для дефектологов, работающих с больными наибольшее значение имеют два уровня развития:
актуальный уровень развития;
зона ближайшего развития.
Целью коррекционной работы является переход больного из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.
Особо важное значение имеет стимуляция психомоторного развития ребенка и ранняя диагностика отклонений в развитии.
Наиболее востребованными методами коррекции гностических функций являются:
Медицинский;
Психолого-педагогический;
Игровой;
Арттерапия.[12]
Медицинский метод коррекции основан на медицинском вмешательстве и предполагают лечение.
В психологической практике учёные выделяют уровни коррекции основанные на нейропсихологическом подходе [10]:
Уровень №1 - базируется на активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;
Уровень №2 - основан на операциональном обеспечении и статокинетическом балансе психических процессов;
Уровень №3 - основываетсяна произвольной регуляции смыслообразующей функции психомоторных процессов.
Каждый из перечисленных уровней коррекции имеет свою специфическую «цель» психокоррекционного воздействия и предполагает использование специальных психокоррекционных методов.
Психокоррекционные методы первого уровня являются направленными на функциональную активацию и возбуждение подкорковых образований головного мозга.
Психокоррекционные методы второго уровня являются направленными на активацию задних премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия.
Психокоррекционные методы третьего уровня направлены на формирование оптимального статуса префронтальных отделов мозга.[10]
По мнению И.И. Мамайчук данное направление психологической коррекции является весьма перспективным как для детей с психическим недоразвитием так и для практически здоровых детей.
На данном этапе исследований возможности коррекции гностических функций особое внимание учёных вызвал игровой метод коррекции.
Поскольку у детей игра является одним из основных видов деятельность, то при её помощи можно намного легче и менее драматично корректировать гностические функции подрастающего организма.
Разработано огромное количество игровых методик, так к примеру в рассмотрим один из примеров игр разработанных Г.Р. Ведаревой.[6]
Волшебный ящик
Цель: формирование и коррекция динамического, символического и орального праксиса
Ход игры:
Взрослый или дети ставят воображаемый ящик в центре комнаты и открывают его. Так как ящик является волшебным, у него внутри есть все, что только существует на белом свете.
Участники по одному подходят к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "изымают". Затем при помощи движений и жестов, объясняет остальным, что же он вытащил, что с этим предметом делают или как будет с ним играть. Если кто-то догадается, что за предмет был извлечен из волшебного ящика, то он может присоединиться к показывающему, а тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли.
Таким образом мы видим, что действительно, играя на много проще корректировать действия ребёнка, тем самым развивая их в нужном направлении.[1]
Так же учёные в последнее время для коррекции гностических функций всё чаще стали использовать арттерапию.
Арттерапия является одним из методов коррекции и развития посредством художественного творчества.[11]
Привлекательностью данного метода для психологов является возможность объяснить, что, является затруднительным в других коррекционных направлениях, использующих зачастую только вербальные каналы.
Арттерапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии, особенно актуальный при работе с детьми (особенно маленькими детьми), что делает данный метод незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. [15]
Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека.
Вывод
Из всего вышеуказанного можно сделать следующий вывод:
Гностические расстройства действительно затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения).
Учёные разделяю гностические расстройства на три блока:
блок - функциональный - отвечает за бодрствование и тонус (ретикулярная формация, таламус, базальные ганглии, лимбическая система)
блок - получения, переработки, хранения информации. Высокая модальная специфичность (от 1 к 3), взаимодействий от 1 к 3), расположен в конвекситальных наружных отделах новой коры. Зоны перекрытия на границе затылочной теменной и височной зон.
блок - программ, регуляции, контроля сложных форм деятельности. Расположен в передних отделах больших полушарий (лобная доля)
Наиболее распространёнными являются следующие коррекционные методы:
Медицинский;
Психолого-педагогический;
Игровой;
Арттерапия.
Каждый из данных методов посвоему хорош, но соглашаясь с мнением большинства ученых, отметим, что наилучший результат даёт комплексное комбинированное использование данных методов. Именно сочетание и чередование методов коррекции способствует более полному восприятию информации, а так же препятствует присыщению одним и тем же видом деятельности. Поэтому из многообразия приёмов и методов в своей дальнейшей деятельность мы будем применять их сочетание.
Литература
1.Айрапетянц В.Л. Функциональная асимметрия у детей в онтогенезе // Развивающийся мозг: Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума 17-19 октября. Доработанное издание - Киров, 1990.
2.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: «Просвещение», 1970. - 302 с.
.Бадалян О.А. «Невропатология» - Москва: Книга по требованию 5 издание переработанное 2007 г.- 300 стр.
.Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Черниговская Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности. Сенсорные процессы и асимметрии полушарий. -Ленинград., 1987.
.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Пятое переиздание. М.: «Просвещение», 2000. - 600 с.
.Ведарева Г.Р. «Элементы тренингового занятия. Игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию гностически-праксических функций у воспитанников МБДОУ» - Москва:Дрофа, 2010.-170с.
.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении дошкольников и школьников младшего звена. - М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. 124 с.
.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. М.: «Наука», 1984. - 444 с.
.Микадзс Ю.В., Корсакова H.K. Нейропсихологичсская диагностика и психокоррекция учащихся младших классов в связи с неуспеваемостью в школе. Москва.: Интел Тех, 1994. 64 с.
.Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
.Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. - СПб.: КАРО, 2010.-192с.
.Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии // Нейропсихологический анализ межполушариой асимметрии человеческого мозга (мозга ребёнка)/ Под ред. Е.Д. Хомской. М.: «Наука», 1986. С.23-33.
.Цветкова JI.С. Методика нейроиеихологической диагностики детей младшей возрастной группы. М.: Российское педагогическое агентство, 2003. - 128 с.
.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: «Институт практической психологии», 1997. - 416 с.
.Яблокова Л.В. Нсйропсихологическая диагностика развития ВПФ у младших школьников: разработка критериев оценки. Дисс. канд псих. наук. М., 1998. - 126 с.
Похожие материалы:
Реферат: Искусственное и смешанное вскармливание детей первого года жизни. Методы проведения контроля и коррекции. Продукты питанияКурсовая работа: Клинико-психологические аспекты тревожно-фобических расстройств и методы психотерапевтической коррекции
Дипломная работа: Средства и методы развития познавательных функций дошкольников
Статья: Естественное вскармливание детей первого года жизни. Методы проведения контроля и коррекции. Технология вскармливания грудью
Эссе: Депрессии большого города. Причины и методы коррекции