Контрольная работа: Методика «Дом. Дерево. Человек»

Содержание

Введение
. Проективные психографические методы
. Комплексный рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»
.1 Описание
.2 Применение
.3 Процедура проведения
.3.1 Инструкция
.3.2 Процесс рисования
.3.3 Пострисуночный опрос
.3.4 Интерпретация
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Методика «Дом. Дерево. Человек»':


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Психодиагностика
Наименование:
Методика «Дом. Дерево. Человек»
Барнаул, 2015 г.

Содержание
Введение
. Проективные психографические методы
. Комплексный рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»
.1 Описание
.2 Применение
.3 Процедура проведения
.3.1 Инструкция
.3.2 Процесс рисования
.3.3 Пострисуночный опрос
.3.4 Интерпретация
Заключение
Список литературы

Введение
В продуктах графической деятельности человека отображаются индивидуально-психологические особенности их автора - субъекта деятельности. Следовательно, научный анализ рисунков и письма может стать источником психологической информации о человеческой индивидуальности.
В графическом изображении в общей слитной форме представлены и образ, и отношение к миру, и личный опыт, и переживания субъекта. Это можно отнести и к почерку, но прежде всего такая личная «наполненность» характерна для рисунков (и особенно рисунков на заданную тему).
Графические методы позволяют выявлять не только устойчивость индивидуальных показателей личности, но и их изменчивость под действием ряда факторов, что само по себе важно для практической диагностики. Например, такие параметры, как нажим, наличие штриховки, размер рисунка, могут значительно меняться в зависимости от состояния человека, в то время как собственно психологический тип, общая манера исполнения рисунка могут оставаться устойчивыми. (1)
Существует множество разнообразных психографических методик. В данной работе рассмотрен комплексный рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек», предложенный в 1948 г. Дж. Буком.

1. Проективные психографические методы
Проективные методики - группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Существенным признаком проективных методик является использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать, развивать. (3 с.49)
Психографические методы, входящие в состав проективных методик, получили довольно широкое распространение в исследовательских лабораториях, в клинической практике, на предприятиях, в школах. Однако психографические тесты не могут похвастаться высокой надежностью данных. Критерии эффективности методов пока не однозначны.
Оценке достоверности графических методов на первых этапах использования уделялось большое внимание. Они проверялись с помощью множества различных методик. В итоге были получены весьма устойчивые данные как по субъективной, так и по экспертной валидности (они оказались порядка 0,9). (5)
Очевидно, что у данного вида диагностики есть преимущество по сравнению с вербальными психодиагностическими средствами - она легче располагает человека к самому обследованию, позволяет существенно расширить как возрастной диапазон ее применения, так и возможности межкультурного использования, а также позволяет обойти те трудности, которые возникают при попытках построения психологического портрета личности посредством вербального общения.
Практическая ценность таких методик состоит в относительной простоте и привлекательности для обследуемых самой психодиагностической ситуации. (4 с.474)
Самой главной проблемой, которая возникает в процессе проведения психографического тестирования становится необходимость максимально освободить клиента от критического осмысления происходящего (на время выполнения задания). Этой потребностью и продиктована инструкция, которую дают испытуемому: рисовать абсолютно простые и индифферентные изображения. У взрослого человека сразу появляются предположения, будто это игра в детство, что и освобождает его от излишнего сопротивления.
Если же человек наотрез отказывается рисовать, это значит, что он испытывает сильное беспокойство - опасается того, что его проблемы, мысли и желания будут раскрыты, в том числе и для него самого. Значит, человек не желает разрешать собственные проблемы. (5)
графический индивидуальный психологический личность

2. Комплексный рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»
.1 Описание
Знаменитый многосоставный тест, известный во всем мире под аббревиатурой «H-T-P» («House-Tree-Person»), заслуживает особого внимания из-за богатства материала, получаемого в ходе исследования, и разнообразия вариантов трактовки теста.
Проективную методику исследования личности «H-T-P» в 1948 г. предложил Дж. Бук. Психолог просил обследуемых нарисовать дом, дерево и человека, а после проводил опрос по разработанному плану. (1)
Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого стимула. Слова «дом», «дерево», «человек» знакомы каждому, наиболее удобны для рисования и, стимулируют свободные словесные высказывания, но они неспецифичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Поэтому эмоциональная реакция человека во время или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно значимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. (6)
Тест используется в России, включен в методику Керна-Йерасека.
2.2 Применение
Доступность предмета и формы обусловила широкое применение теста - его используют в работе и со взрослыми, и с детьми, и с группами.
Методика более продуктивна при индивидуальном тестировании, чем при групповом. Однако очевидно, что за ней закрепилось определенное положение среди групповых тестов. В таком качестве лучше всего ее использовать как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости. Кроме этого методику можно применять для определения степени оздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще недостаточно изучена.
По мнению Бука, рисунки позволяют судить об аффективной сфере личности, индивидуальных потребностях, уровне психосексуального развития и т.д.
Вместе с тем комплексное испытание «Дом. Дерево. Человек» может служить и способом определения уровня интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами оценки интеллекта составляет 0,40-0,75). (6 с.24)
Тест целесообразно применять в начале психологической консультации потому, что он может показать какова основная проблема консультируемого.
Существует несколько вариантов проведения и анализа теста.
Так, Р. Бернс, применяя эту методику просил обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной сцене. Он опирался на идею о сочетании этих элементов: согласно ей взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, можно увидеть, что на самом деле происходит в жизни испытуемого. (6 с.23)
Со временем психологи представили другой принцип трактовки теста. Согласно ему акцент делается на последовательности, в которой рисуются дом, дерево и человек. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для индивида - жизненная энергия. Тем более, что в упрощенной форме дерево символизирует витальную энергию и тягу к жизни. Если вначале изображается дом, то на первое место человек ставит безопасность, успех или, наоборот, пренебрегает этими понятиями.
У детей рисунки теста «Дом. Дерево. Человек» могут показывать органическую дисфункцию ЦНС. Эта проблема важна при психологической диагностике неуспевающих младших школьников. (2)
2.3 Процедура проведения
.3.1 Инструкция
Для выполнения теста «Дом. Дерево. Человек» исследуемому предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху написано «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции вверху каждого листа - соответственно «ДЕРЕВО», «ЧЕЛОВЕК», на четвертой - имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция: «Я хочу, чтобы вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете стирать нарисованное сколько угодно - это нe отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько времени, сколько вам понадобится, только постарайтесь нарисовать все как можно лучше». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.
Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя что он не художник, исследователь должен убедить испытуемого, что предложенный метод - не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки.
Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него, так называемого пострисуночного опроса. (3)
.3.2 Процесс рисования
Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать следующие аспекты:
. Касающиеся времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали);
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил что полностью закончил рисунок (например, дома);
. Названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисован испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей, возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми. Точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонения испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом.
. Все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам, которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом;
. Любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления, и они должны быть записаны.
Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы ему можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Однако в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и будут скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.
При индивидуальном исследовании по каждому рисунку можно задавать неограниченное количество проективных вопросов, которые касаются выявленных проблем пациента. (5)
.3.3 Пострисуночный опрос
После того, как невербальная фаза теста завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени он не мог выразить. Очевидно, что если испытуемый менее замкнут и враждебен и более разумен, вторая фаза теста может быть более продуктивной. (3)
Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой - избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.
Пострисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, консультант всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».
Время проведения пострисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части, то его завершение лучше перенести на следующий сеанс.
Пострисуночный опрос преследует две цели:
) создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности;
) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков. (2)
2.3.4 Интерпретация
При интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек» необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности. Интерпретация значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Иногда возникшие гипотезы интерпретации можно проверять в беседе.
Между тем, каждый рисунок в своем развитии проходит определенные этапы, и каждый из них может быть подвергнут как качественному психологическому анализу, так и количественной обработке данных.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделения отдельных деталей.
Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются аспекты оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивными (если во время работы над рисунком испытуемый подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева, человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, или как отношение одной части целого рисунка к другой.
Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Заключение
Прогностические рисуночные методики сами по себе являются мощным психотерапевтическим методом, позволяющим обойти контроль сознания человека, и позволяющим выяснить процессы работы бессознательного, минуя критическую настроенность исследуемого, а это весьма важный аргумент в пользу их применения. Поскольку клиент не знает основ интерпретации, он и не может повлиять на смысл изображаемого. Кроме того, простота и быстрота процедур допускает их эффективное использование в качестве методов предварительной экспресс-диагностики.
Сделать тест по-настоящему эффективным способен только грамотный консультант. Во многом интерпретация зависит от самого исследователя, который должен обладать раскрепощенными ассоциативными возможностями, опытом работы, а также соблюдать правила профессиональной этики.
Графические методы могут применяться в консультативной, психотерапевтической работе, в клиническом направлении, в судебно-психологической экспертизе, в прогнозировании социального поведения, а также в сфере управления персоналом и профориентации.

Список литературы
1. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.
. Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. М., 1995. - 50 с.
. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под редакцией
М.К. Акимовой - СПб.: Питер, 2005. - 304с.
. Психологическое тестирование. 7-е изд. / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.
. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Романова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 400 с. 270-291
. Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 478 с.

Похожие материалы:

Контрольная работа: Методика преподавания психологии

Реферат: Психологічні особливості маніпулювання свідомістю як властивості кримінальної субкультури

Реферат: ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ

Реферат: Человек и его сознание

Квалификационная работа: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРЫЖКАМ

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.