Курсовая работа: Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего школьного возраста

Мотивация является важнейшим регулятивным механизмом развития способностей. Влияние данного механизма обеспечивает изменение качества способностей и делает эти способности личностными.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего школьного возраста':


Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей детей младшего школьного возраста

Введение
Мотивация является важнейшим регулятивным механизмом развития способностей. Влияние данного механизма обеспечивает изменение качества способностей и делает эти способности личностными.
Исследования личностно-регулятивных механизмов очень важно для развития способностей в младшем школьном возрасте. Учителям начальных классов необходимо исследовать совокупность мотивов в учебной деятельности младшего школьника и изучить их связь с продуктами деятельности, а значит, с познавательными способностями.
Обществу необходима гармонично развитая личность, способная обучаться, применять полученные знания в различных областях, одним словом, ребенок должен уметь учиться. Но это только половина успеха, конечно же, неотъемлемую часть составляют родители, их умение контролировать действия ребенка, направлять в нужном направлении, при этом, не оказывая психологическое давление на младшего школьника.
В повседневной жизни люди часто употребляют слово «мотивация», но не всегда задумываются над его значением. Но хуже всего то, что родители путают слова, а точнее значения слов «мотивация» и «подкуп» ребенка. Например, покупают дорогостоящие игрушки за выполнение домашнего задания или за то, что наше чадо прочитает книгу, заданную в школе на лето. Получается, что многие родители платят детям за то, что они должны делать самостоятельно и без напоминания, по собственной инициативе. Тем самым, получая обратный результат. Школьники становятся избалованными, требовательными, знают, где нужно «надавить» на взрослых, чтобы добиться желаемого.
Сейчас, находясь на педагогической практике, я вижу и понимаю, дети, родители которых проявляют заботу, контроль, позволяющий выявить пробелы в знаниях школьника, показывают более высокие результаты в усвоении знаний и умений, чем дети, в семье которых нарушено эмоциональное равновесие. Таким образом, родители должны заниматься детьми, воспитывать в них главные качества, свойственные достойному человеку, развивать способности ребенка, делать со школьниками уроки, проводить вместе свободное время; вследствие таких простых и важных действий, возникает правильная здоровая мотивация, необходимая ребенку.
Цель исследования: изучение мотивации в структуре познавательных способностей младшего школьника. В связи с поставленной целью, мы можем выделить следующие задачи данного исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам мотивации в структуре познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
Изучить структуру мотивации младшего школьника.
Предметом исследования является обеспечение родителями мотивации младшим школьникам.
Объектом мотивации являются дети младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что положительная мотивация к учебной деятельности способствует развитию способностей младшего школьника и продуктивности деятельности.
Методики исследования:
-Анкета, для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов. (Лусканова Н. Г.)
-Методика «Осознание целей учения».
«Модифицированная анкета для изучения мотивации учебной деятельности». (Пирожкова М. Г.)
Методика «Мотивы долга и ответственности в учении». (Гамезо М. В.)
Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов учителями начальных классов и родителями учащихся.
Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ лицея №17 города Химки.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 60 источников.

Глава I. Теоретические подходы к исследованию учебной мотивации и познавательных способностей в теории В.Д. Шадрикова
способность мотивация познавательный школьник
1.1 Биологические механизмы мотивации
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности любого организма необходимо поддержание необходимых параметров его внутренней среды. Данную задачу можно реализовать с помощью различных систем организма, работающих по принципу саморегуляции и гомеостазиса (по У. Кеннону). Таким образом, даже незначительное изменение некоторых показателей организма (констант) приводят к резкому нарушению обмена веществ и вызывают критические изменения в организме. Но есть константы, которые не приводят к существенному нарушению жизнедеятельности организма. Такие константы называют пластичными [48 стр. 75].
Отклонение пластичных констант от нормы могут быть компенсированы за счет внутренних резервов организма. Но, как известно, данные резервы не являются неисчерпаемыми. Основным источником веществ, которые необходимы для жизнедеятельности, является окружающая нас среда. Таким образом, одновременно с отклонением жизненно важной константы от нормы, в организме человека формируются необходимые процессы, направленные на употребление этого самого вещества из внешней, окружающей нас среды, то есть, возникает соответствующая мотивация.
Таким образом, мы можем утверждать, что мотивация возникает на основе определений той или иной потребности, то есть, любое изменение жизненно важной константы по отношению к уровню, который обеспечивает нормальное функционирование организма.
Формирование мотивационного возбуждения осуществляется в несколько этапов:
1)Первым этапом является ритмические изменения в некоторых нервных центрах, возникающие под влиянием сигнализации, которая подается от рецепторов соответствующих органов, таких как желудок, печень, мочевой пузырь. Отсюда следует, что мотивационное возбуждение начинает формирование на основе нервных механизмов.
2)Второй этап отводит ведущее место в формировании мотивационного возбуждения гуморальным факторам (биологически активные вещества, действие которых на организм опосредовано через его жидкие среды). Потребность в тех или иных веществах воспринимается хеморецепторами кровеносного русла и центральными хеморецепторами. При этом воспринимается изменение предконечного приспособительного результата. [ 48 стр. 77].
Отсюда следует, что для естественного формирования мотивационного возбуждения необходимо, чтобы соответствующие центры организма получили раздражение сначала нервным путем, а потом гуморальным.
Возбуждение рецепторных аппаратов, которое вызвано отклонением важных констант от нормы, относится к гипоталамическим отделам центральной нервной системы. Исследования показали, что гипоталамические образования избирательно воспринимают изменения внутренней среды организма человека и трансформируют их в специальные нервные процессы, которые завершаются формированием поведения, которое направленно на удовлетворение внутренних потребностей организма. Особенностью мотивационных центров гипоталамуса является то, что развитие мотивационного возбуждения в них имеет возможность происходить и без участия как нервных, так и гуморальных факторов, то есть за счет метаболических процессов. [ 48 стр. 77].
Клетки гипоталамуса имеют обширные связи с другими отделами головного мозга, то есть, возбуждения, возникающие в них, импульсивно распространяются на корково-подкорковые структуры. Возбуждение преобразуется в активирующие влияния мотивационных центров гипоталамуса на вышележащие отделы головного мозга.
Первой инстанцией, куда адресуется возбуждение любого мотивационного центра гипоталамуса, являются лимбические образования мозга. Именно восходящие активирующие влияния со стороны гипоталамуса являются энергетической основой формирования целенаправленного поведения для удовлетворения исходной потребности организма.
Учеными было доказано, что мотивационным центрам гипоталамуса принадлежит ведущая роль в формировании корково-подкорковых комплексов мотивационных возбуждений. Важно отметить, что восходящие влияния гипоталамических центров на старую и новую кору определяются внутренними потребностями организма. [48 стр. 78].
Из вышесказанного следует, что мотивация представляет собой такие состояния организма, при которых за счет восходящих активирующих влияний, избирательно чувствительных к той или иной потребности гипоталамических центров, организуются системные объединения корково- подкорковых аппаратов для удовлетворения потребностей.
Известно, что мотивация реализуется определенной функциональной системой. На психологическом уровне мотивация определяется как желания и хотения. Но между желанием и хотением имеются определенные различия. Хотение - это осознание еще неопределенной потребности ( хочу есть, пить и т.д). Желание- стремление к определенной вещи, способной удовлетворить биологическую потребность (желаю съесть пирожок, выпить кофе). Желание всегда подразумевает определенную цель. Человек от природы обладает способностью хотеть и желать. Эти желания и устойчивые мотивации могут закрепляться в чертах личности. [48 стр. 71].
.2 Мотивация. Критерии. Учебная мотивация
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр, после чего данный термин прочно вошел в психологический язык.
Ученые выделяют несколько трактовок данного термина:
1)Мотивация - совокупность факторов, которые определяют поведение.
2)Мотивация - совокупность мотивов.
)Мотивация - побуждение , которое определяет активность организма и определяют ее направленность.
)Мотивация - процесс психической регуляции конкретной деятельности; процесс действия мотива и как механизм, определяющий появление, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности.
Исследования В. Д. Шадрикова определяют, что мотивация вызвана потребностями и целям личности, идеалами, объективными или субъективными условиями деятельности, а также мировоззрением и убеждениями.
Учеными установлено, что сам процесс мотивации начинается с актуализации мотива, то есть, мотив является предметом удовлетворения потребностей индивида.
Мотив - процесс, который выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. [21стр. 15].
Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний (метод кнута и пряника). Отсюда следует, что мотивы исходят из нашей собственной системы потребностей.
На формирование мотивации влияет множество внешних условий.
Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений. Таким образом, ребенок оценивает собственную деятельность. Не маловажную роль в этом играет самооценка учащегося.
Вторым важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности. Самостоятельность может проявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи. [21стр. 56].
Оценка создает у человека внутреннее ощущение успеха или неудачи. Она обладает большой побудительной силой и может играть как мотивирующую, так и обратную роль. Оценка мотивирует учащихся к достижениям, если воспринимается ими как объективная и справедливая, указывает способы улучшения деятельности, т.е. носит конструктивный
характер. Для повышения мотивации важно, чтобы человек внутренне принял оценку. Непринятые оценки или не мотивируют, или понижают уже имеющуюся мотивацию. [21стр. 64].
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:
Внутренняя мотивация - это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
Положительная мотивация - это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
Отрицательная мотивация - это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
Устойчивая мотивация - это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
Неустойчивая мотивация - это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Так же существуют и дополнительные виды мотивации:
Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);
Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);
Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
Мотивация к учебной деятельности младшего школьника очень важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для ученика или студента. В ином случае успешное обучение станет невозможным.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
1)содержание учебного материала
2)организация учебной деятельности
)коллективные формы учебной деятельности
)оценка учебной деятельности
)стиль педагогической деятельности учителя.
При ознакомлении детей с новым материалом необходимо учитывать у школьников их возрастные потребности. Если учитель этого не делает, то учащиеся теряют всякий интерес к новым знаниям. Таким образом, новый материал должен преподноситься так, чтобы дети испытывали неподдельный интерес, а так же вызывать эмоциональный отклик и некоторые затруднения, способствующие разжиганию интереса к деятельности.[21 стр. 71].
Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
Мотивирующая же роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью, что и показано в ряде исследований, приведенных выше. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку, которая «добывается» многими школьниками нечестными способами. Этот фактор тоже приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности и к деформации развития личности учащегося.Поэтому в ряде стран в начальных классах отметки не выставляются. [21стр. 73].
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности, например: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.Г. Розенфельд, например, выделил следующие контент-категории (факторы) мотивации учения:
1)Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
2)Обучение без личных интересов и выгод.
3)Обучение для социальной идентификации.
4)Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
)Обучение по принуждению или под давлением.
)Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
)Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
)Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Мотив посещения школы первоклассниками (поступления в школу).
Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как, приходя в школу, ребенок, помимо познавательных, испытывает следующие потребности: престижные (повышение социального положения ребенка), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребностей могут быть как учеба, так и регулярное посещение школы для выполнения роли ученика, школьника. В последнем случае школьник добровольно выполняет все нормы и правила поведения в школе как соответствующие принятой им роли.
Л. И. Божович считает, что мотив посещения школы следует отличать от мотива обучения. Оба эти мотива в организации поведения и учебной деятельности детей могут действовать в одном направлении, а могут и расходиться. [4 стр. 112].
В мотив обучения могут входить следующие причины: повышенный интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения новых знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости как для жизни в целом, так и для профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, желание стать отличником. [4 стр. 117].
Наличие же у дошкольников только социально-ролевых мотивов посещения школы и отсутствие мотива обучения свидетельствует об их неготовности к школе. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.
Закрепление мотива посещения школы во многом зависит, как показали Н. А. Березовин и Я. Л. Коломинский (1975), от того, как учитель относится к учащимся. Авторы выделили пять стилей отношения учителя к школьникам:
1)активно-положительный, ситуативный.
2)пассивно-положительный
)пассивно-отрицательный и активно-отрицательный. [ 4стр. 205].
Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников.
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является точное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что школьники даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель, так как учитель имеет высокий авторитет у ребенка. Даже скучную и бесполезную работу учащиеся выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта

Квалификационная работа: Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска

Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов