Курсовая работа: Музыкальная терапия: проблемы и перспективы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
ЧАСТЬ 2. ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ
ЧАСТЬ 3. ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
ЧАСТЬ 4. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РОССИИ
ЧАСТЬ 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ МТ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024
Скачать работу 'Музыкальная терапия: проблемы и перспективы':
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского"
Факультет социальных наук
Специальность 030301.65 "Психология"
КУРСОВАЯ РАБОТА №1
"Музыкальная терапия: проблемы и перспективы"
Выполнила: студент 2 курса, группы 221-П,
Алясева Елена Алексеевна.
Преподаватель: Радченко Г.С.
Нижний Новгород
Оглавление
Введение
Часть 1. История развития музыкальной терапии
Часть 2. Процесс музыкальной терапии, используемые техники
Часть 3. Виды и основные направления современной музыкальной терапии
Часть 4. Современные исследования музыкальной терапии в России
Часть 5. Перспективы развития и дальнейшего изучения МТ
Выводы
Список литературы
Введение
Лечение посредством музыки получило название музыкотерапии. Музыкальная терапия представляет собой систему психосоматической регуляции функций организма человека с помощью музыкально-акустических воздействий. (Шушарджан С.В. 1998) Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов.
Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает "лечение музыкой". Существует много определений понятия "музыкотерапия". Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии , средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
Контролируемое использование музыки в лечении , реабилитации , образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний (Ворожцова О.А. 2004)
Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства (Брусиловский Л.С. 2003, Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. 2002)
Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы (Шошина Ж. О 1984)
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии , психологии , рефлексологии , музыкальной психологии , музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Цель работы: Изучить само явление музыкальной терапии, определить проблемы, найти перспективы развития.
Задачи:
Провести обзор литературных источников на тему музыкальной терапии и выделить основные ее направления.
Определить проблемы музыкотерапии.
Предположить перспективы развития музыкальной терапии в России.
Часть 1. История развития музыкальной терапии
Общеизвестно, что идентификация психогенных факторов в развитии заболеваний является показанием к назначению психотерапевтических мероприятий (Карвасарский Б.Д. (ред. ), 2006). В то же время открытыми остаются вопросы поиска методов, в той или иной степени объединяющих влияние на ментальный, психический и физический уровень существования человека и позволяющих, таким образом, осуществлять индивидуальную психосоматическую гармонизацию личности с позиций целостного организма. Вместе с тем, неизменно актуальной является проблема не только научного обоснования, но и практического внедрения в деятельность учреждений здравоохранения указанных методов. Последние имели бы своей целью выполнять роль как превентивной реабилитации на этапах отсутствия каких-либо структурных патологических изменений ("настройка" организма на донозологическом этапе), так и дополнительного или самостоятельного вида терапии при наличии заболеваний.
Указанная проблематика применима к такому виду оздоровительной практики, как музыкальная терапия (МТ). В соответствии с классификацией, предложенной Национальным центром комплементарной и альтернативной медицины Национального института здоровья США, МТ относится к группе телесно-ментальных влияний и энергетической медицине (звукотерапия) в равной степени (Hawks J.H., Moyad M.A., 2003), что подчеркивает целостность указанного метода. Таким образом, является актуальным рассмотрение МТ с позиций поиска эффективных, рентабельных и легко воспроизводимых технологий оздоровления.
В историческом плане феномен музыки всегда был тесно связан с мировоззренческими представлениями человека. "Музыкально-гносеологическая" деятельность была обусловлена глубинной внутренней потребностью познания мира, самого себя, своего места в мире, стремлением найти точку опоры в виде закона гармонии, объясняющего целесообразность переживаемых внешних и внутренних состояний (Дашак А., 2003; Клюев А.С., 2010).
Свидетельства о лечении звуком и музыкой относятся к доисторическому прошлому. В Древнем Китае иероглиф, обозначающий музыку, обозначал также радость и благополучие. Ведические ученые Древней Индии и философы школы Пифагора в классической Греции рассматривали все физические формы как проявление музыки. Космология и музыкальная теория развивались на параллельных принципах, лежащих в основе разработки и изготовления музыкальных инструментов, сочинения музыки, ее исполнения и отношения к ней слушателя (Бреле-Руэф К., 1995). Согласно древним доктринам жизнь и здоровье зависят от непрерывного спектра отношений и гармонических связей, объединяющих тело и сознание с обществом и природным миром. Эти же земные гармоники и отношения, аналоги звука и музыки, воспринимались как эхо или резонанс космической музыки. При этом отражение в земных звуках божественных законов гармонии отождествлялось с возможностью облегчения страданий, исцеления, оздоровления (Голдмен Д., 2003; Шабутін С.В., 2006). В Древней Греции и Риме музыка, несущая подобное гармоничное начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твердости характера (Дьюхерст-Мэддок О., 1998; Петрушин В.И., 2000).
Тема музыки как метафоры божественного порядка и очарования пронизывает мистическую литературу иудаизма, христианства, ислама и гностицизма. В средневековой Европе искусство музыки трактовалось, прежде всего, как средство морально-религиозного воспитания. Фома Аквинский утверждал, что суть специфики прекрасного состоит в "успокоении" желаний при его созерцании или постижении: прекрасное - завершенно, оно имеет числовую гармонию (пифагорейство). Показательным для характеристики отношения к музыкальному искусству в эпоху Возрождения и Нового времени являются высказывания теологов. В частности, М. Лютер отмечал, что музыка "одна после теологии способна дать то, что дает лишь теология, то есть покой и радость души". Сатирик Ф. Рабле, драматург В. Шекспир, композиторы Ф. Салинас и Дж. Царлино - в числе тех, кто поднимал вопрос о саногенетическом влиянии музыки как механизма гармонизации души с окружающим и внутренним миром (Драганчук В., 2010). Видный представитель музыкального искусства эпохи барокко Г.Ф. Гендель указывал на то, что не хочет развлекать слушателей своей музыкой - он хочет "сделать их лучше" (Дьюхерст-Мэддок О., 1998).
В XVII-XVIII ст. начинается развитие научной мысли о применении музыки с терапевтической целью ("ятромузыка").А. Кирхер стал автором механистической теории, суть которой состояла в том, что музыка, вызывая физические и химические процессы в организме, способствует оздоровлению. В одной из работ мыслителя - "Phonurgia nova" (1673) - выдвинуты идеи, подобные теории о гармонии сфер: musica mundana создает гармонию небесных тел, в то время как musica humana призвана согласовывать душу и тело человека. Представитель немецкой школы МТ XX в.Х. Швабе отмечает прогрессивные для того времени высказывания о МТ Е. Никола, который "расценивал лечебное влияние музыки как психическую реакцию, которая, в нашем понимании, вызывает физиологические реакции саногенеза по типу катарсиса" (Драганчук В., 2010).
В XIX в. физиологическое воздействие музыки стали изучать научным методом, измеряя ее влияние на частоту сердечного ритма, дыхание, артериальное давление. В конце XIX в. в Великобритании оформилась традиция использования музыки в комплексе оздоровительных технологий. В XX в. в США, в странах Европы и в России МТ стала профессиональной специализацией (Шушарджан С.В., 2005а).
В настоящее время звук рассматривается как динамический фактор регуляции саногенеза. При этом частота, тембр, громкость музыкальных тонов указываются в качестве биологически активных параметров воздействия, а музыка, написанная в соответствии с законами гармонии, выполняет роль целенаправленного контролируемого вызова для поддержания в организме антистрессорных реакций активации (Самсонова Г.О., 2006). Среди многообразия физиологических реакций в ответ на воздействия музыкой отмечают кардиоваскулярные, респираторные, гормональные, ментальные, а также ускорение нейротрансмиссии, модуляцию гормональной активности (Möckel M. et al., 1994; Krout R. E., 2007; Fukui H., Toyoshima K., 2008). "Музыка "соприкасается" с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель. Информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущения в виде эмоций и чувств", - отмечает Г.Г. Декер-Фойгт (2003). В исследованиях, посвященных изучению влияния различных раздражений на органы чувств, выявлено, что наиболее сильное воздействие на эмоции при наиболее длительном периоде адаптации оказывают звуковые стимулы (Декер-Фойгт Г.Г., 2003). А.А. Томатис показал, что слышание - всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, который заключается не только в восприятии звуков, пространственной координации, но и в нейроиммуноэндокринной модуляции в ответ на активацию лимбических структур. Тезис о том, что голос человека является индикатором здоровья, также получил свое экспериментальное подтверждение в серии исследований А.А. Томатиса, показавшего прямую связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и уровнем его здоровья (Кэмпбелл Д Дж., 1999). По-видимому, указанные особенности влияния акустических сигналов на психологический и соматический компоненты составляют основу психосоматической гармонизации, "настройки" тонких граней целостного организма.
Часть 2. Процесс музыкальной терапии, используемые техники
Музыка обладает терапевтическим эффектом по своей природе. Поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это - ещё не музыкальная терапия.
Наиболее частыми показаниями к назначению МТ являются: функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница; некоторые психические заболевания; в том числе дефензивные психопатии, малопрогредиентно-шизофренические расстройства и др.; заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертоническая болезнь, вегетативные дисфункции, ишемическая болезнь сердца и др.; заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, спастический колит, язвенная болезнь желудка и др.; заболевания органов дыхания, в том числе бронхиальная астма, хронические бронхиты и др.; заболевания мочеполовой системы; болевые синдромы; синдром Альцгеймера; аутизм, отставание в развитии, заикание; функциональные нарушения микроциркуляции и гемодинамики внутренних органов; снижение неспецифической резистентности и резервных возможностей организма (Wigram T. et al., 2002; Шушарджан С.В., 2005а; Tüpker R., 2008). При наличии показаний МТ назначается без ограничений возраста и пола
У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, "научиться играть прелюдию Баха", "улучшить вокальную интонацию" и т.п.): именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыко-терапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала - в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции). (Davis, Gfeller, Thaut, 2008).
Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии:
импровизация
прослушивание специально подобранной музыки
написание песен
обсуждение текстов песен
музыкальные игры
рисование под музыку
медитация под музыку
обучение посредством музыки
структурированные музыкальные упражнения
музыкальное выступление (клиента или пациента)
Разные техники эффективнее для работы разными группами населения. Её выбор также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).
Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии. (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).
Вопределении, предложенном Всемирной федерацией музыкальной терапии (1996), указаны основные направления применения МТ: "Использование музыки и/или ее музыкальных элементов (звук, ритм, мелодия и гармония) врачом-музыкотерапевтом и пациентом или группой в процессе, предназначенном облегчать и развивать коммуникацию, отношения, самовыражение и организацию (физические, эмоциональные, умственные, социальные и познавательные), развивать потенциальные возможности и развивать или восстанавливать функции индивидуума так, чтобы он мог достичь лучшей внутри - и/или межличностной интеграции и, следовательно, лучшего качества жизни" (Wigram T., 2002).
Развитие МТ в Великобритании и США связано с концепцией профилактической медицины. Первый учебный курс МТ был разработан J. Alvin, основательницей Британской ассоциации музыкальной терапии. M. Pristley была разработана система аналитической МТ, соединяющей методы музыкотерапии с индивидуальной психотерапевтической коррекцией. Метод МТ-практики, представленный N. Nordoff и C. Robbins, основывался на достижении максимальной социализации детей с ограниченными возможностями. Авторы предложили использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, считая, что "в самой природе музыки заложено и глубоко личное, и широкое социальное применение". Основой метода стала музыкальная импровизация - одна из наиболее эффективных форм психотерапевтического воздействия в атмосфере спонтанного сотворчества терапевта и пациента (Самсонова Г.О., 2009). Среди особенностей скандинавской школы МТ отмечают коллективную импровизацию, несущую, кроме эстетических ценностей, функцию выравнивания социальных ролей в объединяющей звуковой среде (Петрушин В.И., 2000). Другие направления МТ в скандинавских странах представлены виброакустической МТ - "музыкальное купание" (Wigram T., Dileo C., 1997), системной и экологической моделями МТ, методом интерактивного общения с помощью исполнения, методикой поиска связей между социальными процессами и популярными музыкальными жанрами. В Центре арттерапии в Бирмингеме (Birmingham Centre for Arts Therapies, BCAT) основными методами являются вокальная импровизация, написание и исполнение песен, групповая импровизация и рецептивная МТ. Kinderzentrum München, один из крупнейших детских оздоровительных центров Германии, применяет МТ на основе оркестровой системы К. Орфа для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, а также с неврологическими и физическими дисфункциями. В университете Магдебург-Штендаль в учебном курсе "Социально-педагогическая реабилитация с помощью музыки" профессор T. Wosch описывает активную групповую МТ (AGMT). Она практикуется во многих странах - США, Канаде, странах Западной и Восточной Европы при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями, а также в клинике психосоматических нарушений (Самсонова Г.О., 2009). В рамках проекта международного сотрудничества с Университетом прикладных наук Вюрцбурга, Швайнфурта и Бергенским университетом в Запорожском национальном университе (Украина) указанная программа профессора T. Wosch стала основой одноименного курса, направленного на подготовку специалистов в сфере психологии и социальной работы.
В японском центре Yamacha программа развития коммуникативных возможностей с помощью МТ рассчитана на людей молодого возраста, пострадавших от психологического давления. Терапевтическая цель подобных занятий - социализация, терпимость по отношению к другому. Проводится музыкальная коррекция с аутичными детьми. МТ в Индии имеет древние культурные традиции. В настоящее время широко исследуется терапевтический потенциал индийской музыки, основанной на уникальной ладовой системе индийской раги. МТ Индии, представляемая как раздел профилактической медицины, ориентирована на устранение беспокойства, возвращение пациента к внутренней целостности и миру с самим собой (ведическая музыка, нада-йога) (Самсонова Г.О., 2007).
Основой методики С.В. Шушарджана (2005а) является древнекитайское учение о пяти звуках (пентатонике), соответствующих пяти первоэлементам, а также определенным органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определенный орган и производит оздоровительный эффект. Энергоинформационная МТ Р. Блаво основана на древнеиндийском учении о семи чакрах - энергетических центрах человека, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их "зоне влияния". Воздействием на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом и ароматом и осуществляется, согласно Р. Блаво, музыкотерапевтическая работа (Блаво...
Похожие материалы:
Реферат: Высокочастотная электротерапия - дарсонвализация, микроволновая терапияЛекция: Проблемы зарубежного здравоохранения. Проблемы ВОЗ
Реферат: Проблемы и задачи современной реаниматологии
Реферат: Иммуностимулирующая терапия
Реферат: Танцевальная терапия