Курсовая работа: Музыкальная терапия: проблемы и перспективы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
ЧАСТЬ 2. ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ
ЧАСТЬ 3. ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
ЧАСТЬ 4. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РОССИИ
ЧАСТЬ 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ МТ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Музыкальная терапия: проблемы и перспективы':


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского"
Факультет социальных наук
Специальность 030301.65 "Психология"
КУРСОВАЯ РАБОТА №1
"Музыкальная терапия: проблемы и перспективы"
Выполнила: студент 2 курса, группы 221-П,
Алясева Елена Алексеевна.
Преподаватель: Радченко Г.С.
Нижний Новгород
Оглавление
Введение
Часть 1. История развития музыкальной терапии
Часть 2. Процесс музыкальной терапии, используемые техники
Часть 3. Виды и основные направления современной музыкальной терапии
Часть 4. Современные исследования музыкальной терапии в России
Часть 5. Перспективы развития и дальнейшего изучения МТ
Выводы
Список литературы
Введение
Лечение посредством музыки получило название музыкотерапии. Музыкальная терапия представляет собой систему психосоматической регуляции функций организма человека с помощью музыкально-акустических воздействий. (Шушарджан С.В. 1998) Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов.
Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает "лечение музыкой". Существует много определений понятия "музыкотерапия". Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии , средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
Контролируемое использование музыки в лечении , реабилитации , образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний (Ворожцова О.А. 2004)
Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства (Брусиловский Л.С. 2003, Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. 2002)
Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы (Шошина Ж. О 1984)
Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии , психологии , рефлексологии , музыкальной психологии , музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Цель работы: Изучить само явление музыкальной терапии, определить проблемы, найти перспективы развития.
Задачи:
Провести обзор литературных источников на тему музыкальной терапии и выделить основные ее направления.
Определить проблемы музыкотерапии.
Предположить перспективы развития музыкальной терапии в России.
Часть 1. История развития музыкальной терапии
Общеизвестно, что идентификация психогенных факторов в развитии заболеваний является показанием к назначению психотерапевтических мероприятий (Карвасарский Б.Д. (ред. ), 2006). В то же время открытыми остаются вопросы поиска методов, в той или иной степени объединяющих влияние на ментальный, психический и физический уровень существования человека и позволяющих, таким образом, осуществлять индивидуальную психосоматическую гармонизацию личности с позиций целостного организма. Вместе с тем, неизменно актуальной является проблема не только научного обоснования, но и практического внедрения в деятельность учреждений здравоохранения указанных методов. Последние имели бы своей целью выполнять роль как превентивной реабилитации на этапах отсутствия каких-либо структурных патологических изменений ("настройка" организма на донозологическом этапе), так и дополнительного или самостоятельного вида терапии при наличии заболеваний.
Указанная проблематика применима к такому виду оздоровительной практики, как музыкальная терапия (МТ). В соответствии с классификацией, предложенной Национальным центром комплементарной и альтернативной медицины Национального института здоровья США, МТ относится к группе телесно-ментальных влияний и энергетической медицине (звукотерапия) в равной степени (Hawks J.H., Moyad M.A., 2003), что подчеркивает целостность указанного метода. Таким образом, является актуальным рассмотрение МТ с позиций поиска эффективных, рентабельных и легко воспроизводимых технологий оздоровления.
В историческом плане феномен музыки всегда был тесно связан с мировоззренческими представлениями человека. "Музыкально-гносеологическая" деятельность была обусловлена глубинной внутренней потребностью познания мира, самого себя, своего места в мире, стремлением найти точку опоры в виде закона гармонии, объясняющего целесообразность переживаемых внешних и внутренних состояний (Дашак А., 2003; Клюев А.С., 2010).
Свидетельства о лечении звуком и музыкой относятся к доисторическому прошлому. В Древнем Китае иероглиф, обозначающий музыку, обозначал также радость и благополучие. Ведические ученые Древней Индии и философы школы Пифагора в классической Греции рассматривали все физические формы как проявление музыки. Космология и музыкальная теория развивались на параллельных принципах, лежащих в основе разработки и изготовления музыкальных инструментов, сочинения музыки, ее исполнения и отношения к ней слушателя (Бреле-Руэф К., 1995). Согласно древним доктринам жизнь и здоровье зависят от непрерывного спектра отношений и гармонических связей, объединяющих тело и сознание с обществом и природным миром. Эти же земные гармоники и отношения, аналоги звука и музыки, воспринимались как эхо или резонанс космической музыки. При этом отражение в земных звуках божественных законов гармонии отождествлялось с возможностью облегчения страданий, исцеления, оздоровления (Голдмен Д., 2003; Шабутін С.В., 2006). В Древней Греции и Риме музыка, несущая подобное гармоничное начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твердости характера (Дьюхерст-Мэддок О., 1998; Петрушин В.И., 2000).
Тема музыки как метафоры божественного порядка и очарования пронизывает мистическую литературу иудаизма, христианства, ислама и гностицизма. В средневековой Европе искусство музыки трактовалось, прежде всего, как средство морально-религиозного воспитания. Фома Аквинский утверждал, что суть специфики прекрасного состоит в "успокоении" желаний при его созерцании или постижении: прекрасное - завершенно, оно имеет числовую гармонию (пифагорейство). Показательным для характеристики отношения к музыкальному искусству в эпоху Возрождения и Нового времени являются высказывания теологов. В частности, М. Лютер отмечал, что музыка "одна после теологии способна дать то, что дает лишь теология, то есть покой и радость души". Сатирик Ф. Рабле, драматург В. Шекспир, композиторы Ф. Салинас и Дж. Царлино - в числе тех, кто поднимал вопрос о саногенетическом влиянии музыки как механизма гармонизации души с окружающим и внутренним миром (Драганчук В., 2010). Видный представитель музыкального искусства эпохи барокко Г.Ф. Гендель указывал на то, что не хочет развлекать слушателей своей музыкой - он хочет "сделать их лучше" (Дьюхерст-Мэддок О., 1998).
В XVII-XVIII ст. начинается развитие научной мысли о применении музыки с терапевтической целью ("ятромузыка").А. Кирхер стал автором механистической теории, суть которой состояла в том, что музыка, вызывая физические и химические процессы в организме, способствует оздоровлению. В одной из работ мыслителя - "Phonurgia nova" (1673) - выдвинуты идеи, подобные теории о гармонии сфер: musica mundana создает гармонию небесных тел, в то время как musica humana призвана согласовывать душу и тело человека. Представитель немецкой школы МТ XX в.Х. Швабе отмечает прогрессивные для того времени высказывания о МТ Е. Никола, который "расценивал лечебное влияние музыки как психическую реакцию, которая, в нашем понимании, вызывает физиологические реакции саногенеза по типу катарсиса" (Драганчук В., 2010).
В XIX в. физиологическое воздействие музыки стали изучать научным методом, измеряя ее влияние на частоту сердечного ритма, дыхание, артериальное давление. В конце XIX в. в Великобритании оформилась традиция использования музыки в комплексе оздоровительных технологий. В XX в. в США, в странах Европы и в России МТ стала профессиональной специализацией (Шушарджан С.В., 2005а).
В настоящее время звук рассматривается как динамический фактор регуляции саногенеза. При этом частота, тембр, громкость музыкальных тонов указываются в качестве биологически активных параметров воздействия, а музыка, написанная в соответствии с законами гармонии, выполняет роль целенаправленного контролируемого вызова для поддержания в организме антистрессорных реакций активации (Самсонова Г.О., 2006). Среди многообразия физиологических реакций в ответ на воздействия музыкой отмечают кардиоваскулярные, респираторные, гормональные, ментальные, а также ускорение нейротрансмиссии, модуляцию гормональной активности (Möckel M. et al., 1994; Krout R. E., 2007; Fukui H., Toyoshima K., 2008). "Музыка "соприкасается" с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель. Информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущения в виде эмоций и чувств", - отмечает Г.Г. Декер-Фойгт (2003). В исследованиях, посвященных изучению влияния различных раздражений на органы чувств, выявлено, что наиболее сильное воздействие на эмоции при наиболее длительном периоде адаптации оказывают звуковые стимулы (Декер-Фойгт Г.Г., 2003). А.А. Томатис показал, что слышание - всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, который заключается не только в восприятии звуков, пространственной координации, но и в нейроиммуноэндокринной модуляции в ответ на активацию лимбических структур. Тезис о том, что голос человека является индикатором здоровья, также получил свое экспериментальное подтверждение в серии исследований А.А. Томатиса, показавшего прямую связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и уровнем его здоровья (Кэмпбелл Д Дж., 1999). По-видимому, указанные особенности влияния акустических сигналов на психологический и соматический компоненты составляют основу психосоматической гармонизации, "настройки" тонких граней целостного организма.
Часть 2. Процесс музыкальной терапии, используемые техники
Музыка обладает терапевтическим эффектом по своей природе. Поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это - ещё не музыкальная терапия.
Наиболее частыми показаниями к назначению МТ являются: функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница; некоторые психические заболевания; в том числе дефензивные психопатии, малопрогредиентно-шизофренические расстройства и др.; заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертоническая болезнь, вегетативные дисфункции, ишемическая болезнь сердца и др.; заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, спастический колит, язвенная болезнь желудка и др.; заболевания органов дыхания, в том числе бронхиальная астма, хронические бронхиты и др.; заболевания мочеполовой системы; болевые синдромы; синдром Альцгеймера; аутизм, отставание в развитии, заикание; функциональные нарушения микроциркуляции и гемодинамики внутренних органов; снижение неспецифической резистентности и резервных возможностей организма (Wigram T. et al., 2002; Шушарджан С.В., 2005а; Tüpker R., 2008). При наличии показаний МТ назначается без ограничений возраста и пола
У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, "научиться играть прелюдию Баха", "улучшить вокальную интонацию" и т.п.): именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыко-терапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала - в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции). (Davis, Gfeller, Thaut, 2008).
Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии:
импровизация
прослушивание специально подобранной музыки
написание песен
обсуждение текстов песен
музыкальные игры
рисование под музыку
медитация под музыку
обучение посредством музыки
структурированные музыкальные упражнения
музыкальное выступление (клиента или пациента)
Разные техники эффективнее для работы разными группами населения. Её выбор также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).
Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии. (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).
Вопределении, предложенном Всемирной федерацией музыкальной терапии (1996), указаны основные направления применения МТ: "Использование музыки и/или ее музыкальных элементов (звук, ритм, мелодия и гармония) врачом-музыкотерапевтом и пациентом или группой в процессе, предназначенном облегчать и развивать коммуникацию, отношения, самовыражение и организацию (физические, эмоциональные, умственные, социальные и познавательные), развивать потенциальные возможности и развивать или восстанавливать функции индивидуума так, чтобы он мог достичь лучшей внутри - и/или межличностной интеграции и, следовательно, лучшего качества жизни" (Wigram T., 2002).
Развитие МТ в Великобритании и США связано с концепцией профилактической медицины. Первый учебный курс МТ был разработан J. Alvin, основательницей Британской ассоциации музыкальной терапии. M. Pristley была разработана система аналитической МТ, соединяющей методы музыкотерапии с индивидуальной психотерапевтической коррекцией. Метод МТ-практики, представленный N. Nordoff и C. Robbins, основывался на достижении максимальной социализации детей с ограниченными возможностями. Авторы предложили использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, считая, что "в самой природе музыки заложено и глубоко личное, и широкое социальное применение". Основой метода стала музыкальная импровизация - одна из наиболее эффективных форм психотерапевтического воздействия в атмосфере спонтанного сотворчества терапевта и пациента (Самсонова Г.О., 2009). Среди особенностей скандинавской школы МТ отмечают коллективную импровизацию, несущую, кроме эстетических ценностей, функцию выравнивания социальных ролей в объединяющей звуковой среде (Петрушин В.И., 2000). Другие направления МТ в скандинавских странах представлены виброакустической МТ - "музыкальное купание" (Wigram T., Dileo C., 1997), системной и экологической моделями МТ, методом интерактивного общения с помощью исполнения, методикой поиска связей между социальными процессами и популярными музыкальными жанрами. В Центре арттерапии в Бирмингеме (Birmingham Centre for Arts Therapies, BCAT) основными методами являются вокальная импровизация, написание и исполнение песен, групповая импровизация и рецептивная МТ. Kinderzentrum München, один из крупнейших детских оздоровительных центров Германии, применяет МТ на основе оркестровой системы К. Орфа для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, а также с неврологическими и физическими дисфункциями. В университете Магдебург-Штендаль в учебном курсе "Социально-педагогическая реабилитация с помощью музыки" профессор T. Wosch описывает активную групповую МТ (AGMT). Она практикуется во многих странах - США, Канаде, странах Западной и Восточной Европы при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями, а также в клинике психосоматических нарушений (Самсонова Г.О., 2009). В рамках проекта международного сотрудничества с Университетом прикладных наук Вюрцбурга, Швайнфурта и Бергенским университетом в Запорожском национальном университе (Украина) указанная программа профессора T. Wosch стала основой одноименного курса, направленного на подготовку специалистов в сфере психологии и социальной работы.
В японском центре Yamacha программа развития коммуникативных возможностей с помощью МТ рассчитана на людей молодого возраста, пострадавших от психологического давления. Терапевтическая цель подобных занятий - социализация, терпимость по отношению к другому. Проводится музыкальная коррекция с аутичными детьми. МТ в Индии имеет древние культурные традиции. В настоящее время широко исследуется терапевтический потенциал индийской музыки, основанной на уникальной ладовой системе индийской раги. МТ Индии, представляемая как раздел профилактической медицины, ориентирована на устранение беспокойства, возвращение пациента к внутренней целостности и миру с самим собой (ведическая музыка, нада-йога) (Самсонова Г.О., 2007).
Основой методики С.В. Шушарджана (2005а) является древнекитайское учение о пяти звуках (пентатонике), соответствующих пяти первоэлементам, а также определенным органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определенный орган и производит оздоровительный эффект. Энергоинформационная МТ Р. Блаво основана на древнеиндийском учении о семи чакрах - энергетических центрах человека, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их "зоне влияния". Воздействием на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом и ароматом и осуществляется, согласно Р. Блаво, музыкотерапевтическая работа (Блаво...

Похожие материалы:

Реферат: Субклинический гипотиреоз: проблемы лечения

Реферат: Интенсивная терапия тяжелой черепно-мозговой травмы

Реферат: Современная антибактериальная профилактика и терапия в лечении панкреонекроза

Курсовая работа: Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

Реферат: Ступенчатая терапия: новый подход к применению антибактериальных препаратов