Курсовая работа: Наименование Связь самооценки и конформизма у старших дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И КОНФОРМИЗМА
1. САМООЦЕНКА И КОНФОРМИЗМ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
1.1 АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНФОРМИЗМА
1.2 АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ САМООЦЕНКИ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПОВЕДЕНИЕ В ГРУППЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 САМООЦЕНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.2 КОНФОРМИЗМ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОНФОРМИЗМА И САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФОРМНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 26 августа 2024


Скачать работу 'Наименование Связь самооценки и конформизма у старших дошкольников':


КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина Социальная психология
Наименование Связь самооценки и конформизма у старших дошкольников
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ самооценки и конформизма
1. Самооценка и конформизм в работах отечественных и зарубежных психологов
1.1 Анализ зарубежных и отечественных исследований конформизма
1.2 Анализ зарубежных и отечественных исследований самооценки
2. Исследование влияния самооценки на поведение в группе у старших дошкольников
2.1 Самооценка старших дошкольников
2.2 Конформизм у дошкольников
Глава II. Эмпирическое исследование связи конформизма и самооценки у старших дошкольников
1.1 План исследования
1.2 Исследование самооценки
2.3 Исследование конформности
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Исследование проблем дошкольного возраста имеет особую значимость, потому что в детском возрасте закладываются важные личностные качества, что усиливает значимость проблемы развития детской личности, и важную роль в этом играет выявление условий развития личности ребенка. [3]
Исследованием психологических особенностей детей дошкольного возраста занимались многие отечественные ученые психологи и педагоги: В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, Л.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, В.В. Зеньковский, А.В., Божович Л.И. и зарубежные: К. Роджерс, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л. Кольберг, В. Штерн и др.
Изучение самооценки широко представлено в отечественных и зарубежных исследованиях. К ним относятся работы, посвященные анализу структуры Я-концепции, самосознания (Р. Бернс, И.И. Чеснокова), изучению возрастных особенностей формирования "Я-образа", самооценки (Н.Н. Авдеева, Р. Бернс, Л.В. Бороздина), связи компонентов самосознания с другими личностными образованиями (A. E. Личко, И.В. Боязитова, Д. Берне, Э.Л. Носенко и др.).
Большое влияние на поведение человека в группе имеют его личностные качества: характер, самооценка, воля и т.д.
Самыми информативными в области социальной психологии стали эксперименты, в которых испытуемый оказывается в конфликтной ситуации. К их числу можно отнести эксперимент Аша, изучавшего конфликт между знанием истины и конформностью. [12]
Актуальность предложенного исследования определяется тем, что большая часть информации о причинах и факторах конформного поведения в основном получена благодаря социально-психологическим экспериментам, проводимым с участием взрослых людей. При этом, сколько-нибудь развернутые данные о роли конформизма в развитии личности ребенка отсутствуют.
Объект исследования: проявление конформизма в группе сверстников у старших дошкольников.
Предмет исследования: связь конформизма и самооценки у старших дошкольников.
Целью настоящего исследования стало изучение конформного поведения у старших дошкольников.
Задачей настоящего исследование было проверить предположение, что конформное поведение старшего дошкольника связано:
с самооценкой: дети с высокой самооценкой менее склонны проявлять конформность, чем дети с низкой самооценкой;
В качестве методов исследования были использованы:
теоретический анализ психологической литературы;
эмпирические методы: методика "Лесенка" (В.Г. Щур), методика Аша, метод экспертных оценок, естественный эксперимент.
В исследовании приняло участие 20 "наивных" испытуемых - 6 девочек и 14 мальчиков 6-7 лет. Обследование проводилось на базе МБОУ № 255 г. Барнаула.
Глава I. Теоретический анализ самооценки и конформизма
1. Самооценка и конформизм в работах отечественных и зарубежных психологов
1.1 Анализ зарубежных и отечественных исследований конформизма
Одним из самых распространенных психологических феноменов является феномен группового давления, или конформизма (от лат. conformis - подобный, соответствующий). Он заключается в изменении лицом своих взглядов или поведения под реальным или представляемым давлением группы. Феномен возникает тогда, когда есть конфликт между мнением группы и индивида и этот конфликт решается в пользу группы.
Конформизм порождает конформность, внешнюю или внутреннюю. При внешней конформности индивид лишь внешне принимает мнение группы: внешние действия соответствуют давлению группы, однако внутренне человек не согласен. Такое поведение еще называют покладистым. При внутренней конформности индивид действительно под давлением других усваивает мнение большинства. [7]
Вот что писал отношения человека и группы С. Милграм: "Три темы кажутся мне центральными во взаимоотношениях человека с социумом: подчинение индивидуума давлению группы, конфликт между голосом совести и требованиями авторитетного лица и конструктивное влияние группы на человека.
Основополагающий факт человеческого опыта состоит в том, что, приходя в этот мир, мы становится элементами социальной матрицы, в то время как каждый из нас стремится быть индивидуальностью. Социальная матрица необходима нам, она вооружает нас языком и навыками цивилизованной жизни, в ней формируются наши цели, ценности и потребность в контактах с другими людьми.
Однако после того как человек приобретает ценности, они становятся его личным достоянием, и ему приходится бороться за то, чтобы защитить свое сознание, свои убеждения и способность к критическому мышлению от давления толпы и авторитарного диктата. Чтобы сохранить все лучшее в себе, человеку часто приходится в одиночку противостоять толпе и авторитетам. Человек усваивает эти ценности и затем должен отстаивать их от посягательств того самого общества, которое подарило ему их.
К сожалению, эксперименты показывают, что так бывает далеко не всегда. [12]
Первый эксперимент, который продемонстрировал феномен конформизма, провел американский психолог С. Аш в 1951 году.
В экспериментах Аша группе, состоящей из четырех-шести человек, показывали отрезок определенной длины, после чего каждый член группы должен был сказать, который из трех других отрезков равен по длине эталонному. В группе был только один ≪наивный испытуемый≫, все остальные были в сговоре с экспериментатором и, следуя его инструкции, каждый раз давали неверный ответ. Согласно замыслу, наивному испытуемому всегда приходилось выслушать мнение большинства, прежде чем объявить свой ответ. Аш обнаружил, что при такой форме социального давлений значительное число испытуемых отказывается доверять собственным безошибочным впечатлениям и соглашается с мнением группы. [12]
Многие исследователи в опытах Аша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют в отношениях между людьми в современном обществе. Конформизм объявляется неизбежным результатом развития общества. "Наш век может быть назван веком конформизма", - заявляют Д. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: "Есть свидетельства, что современные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформности своим членам". "Цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости", - пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием "Культура против человека". "Тенденция к конформности - фундаментальное свойство личности", - утверждает Р. Кратчфилд. [4]
Конформизм является проявлением определенной пассивности и беспомощности относительно группы. В основном человек выбирает конформное поведение для того, чтобы не быть отвергнутым группой, но могут быть и другие причины. Склонность к конформизму зависит от:
увеличения численности группы: увеличение числа членов группы приводит к усилению коллективного давления, однако эта связь не является прямо пропорциональной. Так, 3-4 человека "давят" больше двух, однако дальнейший рост размера группы до 10-15 человек давления практически не добавляет;
референтности группы: если группа является эталонной для человека, ему трудно с ней не согласиться;
состава группы: трудно противостоять группе, в которой есть выдающиеся люди или лица, которые являются общепризнанными экспертами в определенной области;
сплоченности группы: чем больше дел связывают членов группы между собой, тем сильнее будет ее давление;
единодушия членов группы: наличие в данной группе хотя бы незначительных расхождений во взглядах существенно снижает уровень давления;
профессионализма человека: когда в области, относительно которой осуществляется давление, лицо не чувствует себя специалистом, давление группы будет сильнее;
статуса лица: чем ниже статус в группе имеет определенное лицо, тем больше вероятность, что оно займет конформистскую позицию; чем выше социальный статус лица, которое инициировало давление, тем больше будет давление;
уровня самооценки: чем ниже уровень самооценки, тем конформнее человек;
сложности проблемы: чем сложнее проблема решается группой, тем большее давление группы;
понятности задачи: чем непонятнее сформулировано задание, тем ощутимее будет давление группы;
способа ответа: при публичном образе ответа конформность растет;
возраста: у детей конформность выше, чем у взрослых;
пола: у женщин конформность выше, чем у мужчин.
Не следует, однако, считать, что все люди при указанных выше обстоятельствах меняют свои взгляды или поведение. Если человек глубоко убежден в своей правоте, он никогда не станет конформным. [3]
Конформное поведение играет двойную роль в жизнедеятельности человека. С одной стороны, если правильным является взгляд группы, она помогает скорректировать взгляды человека; однако, с другой, она мешает утверждению независимого поведения и самостоятельных взглядов человека. Многие люди, осознанно или неосознанно, хотят найти свою группу и, найдя ее, с готовностью отдаются ее влиянию и принимают ее стандарты, поскольку это помогает им точнее сформулировать свои цели, чтобы затем устремиться к их достижению. [11]
Но конструктивным можно назвать давление только той группы, которая исповедует просвещенные ценности и укрепляет наши собственные идеалы. Связь лица с группой будет крепче и длительнее, если принятие ее норм происходит на почве внутреннего одобрения, а не конформизма. [12]
Одной из основных движущих сил развития личности и развития общества в целом, являются противоречия, порождаемые взаимодействием тенденций к коллективизму и индивидуализму в социальных отношениях и тенденций к социализации и индивидуализации в личностном развитии. Конформное поведение является одним из механизмов социализации личности. [1]
1.2 Анализ зарубежных и отечественных исследований самооценки
Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
"Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный "образ "Я" [1]
Самооценка - непременный спутник нашего "Я". Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. [5]
В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации. [5]
С.Л. Рубинштейн писал:". мое бытие как субъекта для меня самого опосредствовано, имеет своей необходимой предпосылкой, обусловлено моим бытием как объекта для другого. Значит, дело не только в том, что мое отношение к себе опосредствовано моим отношением к другому (формула Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отношение к самому себе опосредствовано отношением ко мне другого". [15]
Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. [17]
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа "Я", проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Самооценка = Успех/ Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно. [4]
самооценка конформизм старший дошкольник
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. [3]
Много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие. [14]
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: "Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно", т.е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается. [6]
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе.
Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [6]
Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует "набор самооценок", от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоены, застенчивы или кичливы. [11]
Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.
Самооценка характеризуется по следующим параметрам:
уровню (величине) - высокая, средняя и низкая;
реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная;
временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная;
устойчивости и др.
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте. [14]
Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др.
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [17]
2. Исследование влияния самооценки на поведение в группе у старших дошкольников
2.1 Самооценка...

Похожие материалы:

Реферат: Процесс развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Курсовая работа: Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского сада

Курсовая работа: Развитие памяти старших дошкольников