Реферат: Наличие ребенка в семье как фактор ее сплоченности

Современное общество характеризуется динамичными изменениями во всех сферах общественной жизни. Не стал исключением и институт семьи. В последние десятилетия большинство аналитиков сходились во мнении, что институт семьи переживает глубокий кризис. Индустриализация, разрушение традиционных укладов, деформация ценностных ориентаций привели к глубокой деградации семейных отношений: сокращению числа заключаемых союзов, росту разводов, падению рождаемости.

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Наличие ребенка в семье как фактор ее сплоченности':


ВВЕДЕНИЕ
психология семья ребенок
Современное общество характеризуется динамичными изменениями во всех сферах общественной жизни. Не стал исключением и институт семьи. В последние десятилетия большинство аналитиков сходились во мнении, что институт семьи переживает глубокий кризис. Индустриализация, разрушение традиционных укладов, деформация ценностных ориентаций привели к глубокой деградации семейных отношений: сокращению числа заключаемых союзов, росту разводов, падению рождаемости.
Достаточно остры проблемы семьи и для России. Бывшая на протяжении нескольких десятилетий полигоном для уникального по своим масштабам социалистического эксперимента, пережившая на рубеже XX и XXI веков глубочайший социально-экономический кризис, связанный с очередной трансформацией общества, Россия в определенный период времени острее, чем другие развитые государства ощутила пагубность и негативность многих влияний современности. В современной России были предприняты серьезные шаги по поддержке семьи, материнства и детства. Как результат, катастрофическая динамика в демографической сфере была преодолена. Если в 2000 г. коэффициент рождаемости составлял 1,195 рождений в среднем на одну женщину, то к 2013 г. оны вырос до показателя 1,707. Стал укрепляться и институт семьи: увеличилось число браков, доля разводов, составлявшая в 2000 г. 70% от всех заключенных браков снизилась и составила в 2013 г. 55%.
Сегодня Россия взяла курс на возрождение и укрепление семьи, прежде всего, как уникального социального института, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений и населения в целом. В этой связи изучение наличия детей как фактора не только создания, но и укрепления семьи, повышения ее сплоченности представляет особый интерес, в том числе и с точки зрения психологической науки.
Семья как малая группа достаточно давно привлекает внимание специалистов в области социальной и общей психологии. Ей отведено особое место в трудах Г.М. Андреевой [2], В.Н. Дружинина [10], Т.М. Мишиной [18], А.В. Петровского, К.К. Платонова [21].
Представление о семье как о целостной системе лежит в основе изучения сплоченности, различные аспекты которой нашли отражение в работах таких авторов, как Г. Джерар [38], Д. Якелсон [41], Дж. Айзенберг [36], А. Каррон [33], А.И. Донцов [8], А.Г. Шестаков [29] и других. При этом для семьи, также как и для иных малых групп, а семья с точки зрения социальной психологии представляет собой одну из форм малой группы, ключевыми условиями сплоченности выступают ценностно-ориентационное единство, групповая идентификация, сходство представлений об ожиданиях и нормах, удовлетворенность сложившимися отношениями.
В системе факторов, влияющих на сплоченность семьи, особое место занимают дети, но влияние это не носит однозначного характера, в одних случаях гармонизируя семейные отношения, формируя целый пласт «целевых ориентиров» на среднесрочную и долгосрочную перспективу, умножая ценность брака, а в других, напротив, разрушая сложившийся между супругами баланс отношений. В этой связи представляет интерес сравнительный анализ уровня сплоченности в семьях с детьми и инфертильных семьях.
Исследуемая проблема интересна не только с теоретической точки зрения, но и имеет важное прикладное значение. Одной из ключевых проблем современного общества является дрейф ценностного поля в сферу индивидуализации, материального достатка, потребительства. Подобные тенденции оказывается в итоге весьма разрушительными для общества. Задача возрождения семьи, повышения ее статуса, укрепления семейных отношений представляется сегодня одной из наиболее насущных. Исходя из этого, изучение влияния детей на сплоченность семьи позволит не только глубже понять природу семейных взаимоотношений, но и выработать наиболее действенные инструменты их укрепления, как на уровне психологической помощи семье, так и на уровне общегосударственной семейной политики.
Актуальность и недостаточная изученность влияния детей на сплоченность семейных отношений обусловила выбор темы дипломной работы, ее объект, предмет, цель и задачи.
Цель данной работы состоит в сравнительном анализе уровня сплоченности в семьях, имеющих и не имеющих детей.
Объектом исследования в работе выступает сплоченность семьи.
Предмет исследования: сплоченность в семьях, имеющих детей и инфертильных семьях.
Основой исследования выступило предположение о том, что наличие детей способствует поддержанию и сохранению уровня сплоченности семьи, повышая удовлетворенность семейными отношениями.
Гипотезы исследования:
1.В семьях с детьми уровень семейной сплоченности выше, чем в инфертильных семьях.
2.В семьях с детьми уровень удовлетворенности браком выше, чем в инфертильных семьях.
.В семьях с детьми уровень сплоченности тем выше, чем больше совпадение во взглядах супругов на ценность родительства.
Предпосылкой исследования выступило предположение о том, что наличие детей способствует поддержанию и сохранению уровня сплоченности семьи, повышая удовлетворенность семейными отношениями. Вместе с тем уровень сплоченности в значительной степени зависит от единства взглядов супругов на ценность отцовства и материнства. В тех семьях, в которых родительство выступает как общая для супругов цель, дети способствуют упрочению брака, в тех же, где существует расхождение взглядов по этому вопросу уровень сплоченности ниже. Аналогичная зависимость справедлива и для инфертильных семей, но здесь деструктивные влияния сплоченности проявляются в значительно большей степени.
Нормализация уровня сплоченности семьи может быть достигнута в коррекционной работе, ориентированной на развитие семейного самосознания, основанного на близких эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:
- проанализировать и обобщить теоретические подходы к трактовке понятия «сплоченность»;
выявить особенности сплоченности семьи и факторы, влияющие на ее уровень;
систематизировать взгляды зарубежных и отечественных психологов на роль детей как фактора сплоченности брачных отношений;
обосновать выбор диагностических инструментов исследования уровня сплоченности семейных отношений;
провести эмпирическое исследование уровня сплоченности в инфертильных семьях и семьях с детьми;
на основании полученных данных выявить связь между наличием детей и уровнем сплоченности семьи.
Эмпирическая база исследования: семьи с детьми в возрасте от 2 до 6 лет (20 супружеских пар) и супружеские пары, состоящие в браке больше 3 лет и не имеющие детей (18 супружеских пар). Выбор инфертильных пар, имеющих достаточно большой стаж супружеской жизни был обусловлен тем, что к этому сроку решение относительно рождения детей, либо от отказе от этого шага носит уже достаточно взвешенный характер.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют положения культурно-исторической теории психического развития (JI.C. Выготский), принципы теории деятельности (А.Н. Леонтьев), исследования сплоченности, как особого феномена, проявляющегося на уровне малых групп (А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Г.М. Андреева, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), системный подход к изучению семьи (А. Аккерман, М. Боуэн, С. Минухин, С. Палаззоли, А.В. Черников), концепция коллективистической идентификации как механизма семейной интеграции (А.В. Петровский), теория семейных отношений и детско-родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С. Варга, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер); циркулярная модель сплоченности семьи (Д. Олсон) и др.
В соответствии с выдвинутыми гипотезами, поставленными целями и задачами в работе был использован комплекс методов исследования, включающий:
) анализ теоретических источников;
) диагностические методики: тест на оценку функционально-ролевой согласованности (РОП), опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3 / Тест Д. Олсона), тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В. В. Столина.
Математико-статистическая обработка данных включала в себя вычисление показателей средних выборочных значений, процентных долей, корреляционный анализ с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, оценку статистической достоверности межгрупповых различий по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в развитии представлений о влиянии детей на уровень сплоченности брака.
Практическая значимость результатов дипломного исследования состоит в возможности использования предложенных разработок в процессе семейного консультирования, а также при разработке основных направлений государственной семейной политики в части формулировки и популяризации семейных ценностей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 70 страниц (без приложений). Текст работы содержит 15 таблиц.
Во введении представлены обоснование актуальности темы, цель и задачи работы, сформулирована гипотеза эмпирического исследования, указаны объект и предмет исследования, описаны используемые методы и методики, охарактеризованы теоретико-методологические основы дипломной работы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Первая глава посвящена теоретическому анализу подходов к проблеме влияния детей на сплоченность семейных отношений. Рассмотрены сущность понятия «сплоченность», особенности сплоченности в семье, как одной из форм малых групп, определены и систематизированы факторы, влияющие на уровень сплоченности семьи, обобщены результаты теоретических исследований в области изучения влияния структуры семьи и наличия детей на уровень ее сплоченности.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования семейных пар, имеющих детей и инфертильных пар, проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций супругов, функционально-ролевой согласованности, дана оценка уровня сплоченности в исследуемых парах, проанализирована удовлетворенность супругов партнерскими отношениями в браке. На основании проведенного анализа был сделан вывод о том, что дети являются значимым фактором, оказывающим влияние на уровень сплоченности семьи.
В заключении подводятся основные итоги дипломного исследования, формулируются выводы и рекомендации.
Завершают работу список использованных источников, содержащий 45 наименований источников, и 2 приложения.
1. Теоретические подходы к проблеме влияния детей на семейные отношения
1.1Трактовка понятия «сплоченность» в психологии
психология семья ребенок
Термин «сплоченность» в научный обиход вошел сравнительно недавно. Как одна из характеристик социальной группы он стал использоваться специалистами в области социальной психологии для обозначения «системы внутригрупповых связей, показывающей степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом» [24, стр. 237] примерно с середины ХХ в. Одним из первых его использовал американский психолог Леон Фестингер, начавший в конце 40-х гг. ХХ в. экспериментальное изучение малых групп. Именно Л. Фестингеру принадлежит и наиболее распространенное определение групповой сплоченности, как интегральной характеристики группы «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней» [Цит. по История психологии в лицах: персоналии / Под ред. А.В. Петровского, Л.А. Карпенко. - М: ПЕР СЭ, 2005. - 784 с.].
В этой связи интересно обратиться к семантике термина «сплоченность». В русском языке до середины XIX в. слово «сплачивать» использовалось как профессиональный термин, обозначающий плотницкую деятельность. В словаре 1847 г. сплачивать - сплотить толкуется как: «Плочением соединять, связывать несколько вещей. Сплачивать, сплотить балки, полы» [7, стр. 202]. В значении «тесно объединять, связывать крепкими узами термин стал употребляться только начиная с 50-х - 60-х гг. XIX в.
Мы не случайно столь подробно останавливаемся на происхождении русскоязычного термина «сплоченность». Дело в том, что английское «cohesion» имеет исключительно близкое происхождение, обозначая в дословном переводе «спаивать» и являясь, прежде всего профессиональным термином кузнецов. Точно также, как и в русском языке термин мигрировал в обиходный в значении «очень тесной связи, которая, по сути формирует из отдельных элементов нечто цельное.
Интерес к психологии групп возник в западной гуманитарной науке только в начале ХХ в. Считается, что именно в этот период, в силу революционных научно-технических изменений значительно возросла роль коллективного труда в различных сферах жизни общества, и хотя, например, в экономке, крупные производства существовали и раньше, произошел постепенный переход от конвейерных моделей производства к проектным, матричным и др. Менялся уклад всей цивилизации и на этом фоне возрастал интерес ученых к психологии взаимодействия людей в новых условиях. Социальная группа стала рассматриваться как объединение людей имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Первые исследования в области групповой сплоченности в качестве объекта исследования выбирали преимущественно учебные или производственные коллективы, но именно они стали основанием для разработки теоретических концепций внутригрупповых отношений, что позволило выявить некоторые общие тенденции взаимодействия индивидуумов, которые выступают в качестве «единой команды».
В западной психологии достаточно быстро пришли к выводу о том, что основу единства составляет постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. Само же удовлетворение возможно при условии, если субъективная ценность получаемых человеком «выигрышей» превосходит субъективную значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет индивида только в том случае, если она обеспечивает превосходство выигрышей над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая.
Другой немаловажный параметр, обуславливающий становление группы как «единого» - связность задач, которые она решает [32]. Единство целей - одно из базовых условий формирования группы, но учитывая формализацию отношений, а также распределенность решаемых задач (т.е. члены группы могут решать различные дополняющие друг друга задачи) затрачиваемые усилия по достижению заданных целей и степень их осознанности у членов группы может быть различна. В исследованиях Д. Белл, Р. Кохе и других психологов было доказано, что чем выше согласованность в понимании достигаемых целей и решаемых задач, тем выше групповая сплоченность.
Не меньшую важность имеет и структура отношений в группе, т.е. межличностное притяжение [33]. Аккумулируя различные характеристики социальной группы, А. Каррон приходит к выводу, что «сплоченность можно определить как стремление каждого члена группы сохранять целостность, действовать в направлении достижения единой цели, удовлетворяя при этом эмоциональные потребности всех участников группы [33, стр. 90]. Это определение подчеркивает такие важные аспекты сплоченности, как многомерность, динамичность, инструментальность и эмоциональное измерение. Многомерность означает, что сплоченность основывается на многих факторах. Ее динамическая природа предполагает возможность изменения уровня сплоченности с течением времени, причем наиболее резкие «перепады» в характеристиках сплоченности происходят в зонах близких к точкам «формирования» и «распада» группы.
Инструментальность - ключевое качество сплоченности. Инструментальная основа предполагает объединение для достижения какой-либо цели, будь то конкретная задача, социальная причина объединения и др. Группа в принципе не может образоваться как единый организм без постановки цели. Это в равной мере касается как организационных вопросов, так и общественных и даже межличностных отношений. Более того, инструментальность присутствует даже в тех случаях, когда не все члены группы могут (или хотят) точно сформулировать эту цель.
Эмоциональное измерение сплоченности - дополнительный фактор, решающий на стадиях формирования, а иногда и распада группы. Оно выступает как дополнительный связующий механизм, позволяя или скрепить систему, или, напротив, постепенно разрушить ее. Несмотря на то, что эмоциональный механизм важен для разных групп (спортивная команда, трудовой коллектив, общественное объединение), роль эмоций возрастает по мере уменьшения размеров группы [35].
Отношения в группе не могут развиваться спонтанно именно по отмеченным выше причинам. Так, инструментальность изначально задает определенные рамки взаимодействия (для чего существует группа). Сопричастность к единой цели и задачам, в свою формирует особое поле межличностных отношений.
На эмоциональную составляющую обратил внимание еще Л. Фестингер в своих первых исследованиях [37]. Причем, в соответствии с его теорией сплоченности, чем более привлекательны друг для друга сами члены группы, тем более привлекательна и группа в целом для всего остального социума. Впоследствии идеи Фестингера были развиты и дополнены Хоггом, использовавшим теорию самокатегоризации и термин «аттракция» [39] для обозначения механизмов групповой сплоченности. Согласно его представлениям групповая сплоченность развивается в результате постепенно формирующегося у членов группы стремления идентифицировать себя как членов группы, подчеркивая определенные сходства и различия, позиционируя себя и других как часть группы, членов «своей» группы, или, напротив, как не имеющего к ней отношения. По этой причине стереотипы «своей группы» становятся постепенно все боле заметны и в психике индивидуума. Он начинает думать и вести себя в соответствии с групповыми нормами часто даже в тех ситуациях, когда не находится непосредственно в группе. Этот процесс Хогг назвал «деперсонализация самовосприятия» [39], а механизмы социальной аттракции (т.е. привлекательности не только отдельных личностей, но и группы в целом) предложил использовать для развития групповой сплоченности.
Групповая аттракция выступает и важным фактором выбора группы. Связано это с тем, что индивид обладает правом выбора между большим числом конкурирующих групп. Силы сплочения группы имеют, таким образом, две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.
По мнению Д. Картрайта, А. Зандера и др. участие в группе требует определенных усилий со стороны индивида, в этой связи каждый из них определяет то соотношение «плюсов» и «минусов» от пребывания в группе, которые является...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста

Реферат: Вода, как фактор здоровья населения

Курсовая работа: Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя

Реферат: Задержка психического развития как фактор риска в подростковой среде

Статья: Как понять – есть ли поражение нервной системы у Вашего ребенка?