Диссертация: Невербальные коммуникации мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Сравнительный анализ

Общение играет колоссальную роль в формировании личности человека, ее психике и развитии. Без коммуникаций невозможен процесс воспитания, межличностные контакты, организация и управление - любая всевозможная деятельность, где необходимы передача и принятие информации, в том числе обмен ею.

Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024


Скачать работу 'Невербальные коммуникации мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Сравнительный анализ':


Невербальные коммуникации мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Сравнительный анализ

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты невербальной коммуникации
.1 Определение понятия делового общения
.2 Сущность и структура невербальной коммуникации
.3 Роль невербальной коммуникации современного человека
Глава 2. Теория о бессознательном и гендерные различия невербального общения в профессиональной деятельности
.1 Теории о бессознательном
.2 Бессознательное в структуре личности
.3 Невербальные гендерные стереотипы
Глава 3. Невербальные сигналы в деловом общении. Практическая часть
.1 Жестикуляция в деловом разговоре
.2. Основные исследования в области невербальных коммуникаций
.3 .Первичные исследования невербального компонента коммуникации
между мужчинами и женщинами
Список используемой литературы

Введение
Актуальность темы выпускной квалифицированной работы:
Общение играет колоссальную роль в формировании личности человека, ее психике и развитии. Без коммуникаций невозможен процесс воспитания, межличностные контакты, организация и управление - любая всевозможная деятельность, где необходимы передача и принятие информации, в том числе обмен ею.
Невербальная коммуникация является определенным поведением индивида, показывающее эмоциональное настроение человека и атмосферу взаимодействия контактирующих личностей.
Невербальное общение в профессиональной деятельности очень сильно влияет на качество работы, отношения с коллегами, рабочий статус и общую атмосферу. Его изучают все больше, чтобы научиться лучше понимать людей и правильно презентовать себя. Работа - это то место, где человек больше всего контролирует свою речь, свой внешний вид, но ему сложно следить за своим телом, мимикой и эмоциями. Опытный психолог, который хорошо разбирается в этом, легко может управлять людьми, видя их слабые и сильные стороны.
Сейчас существует множество курсов, где подготавливают молодых специалистов к собеседованиям, советуют, как себя лучше вести, в какой позе лучше сидеть, и как смотреть на работодателя. Безусловно, все это помогает при приеме на работу, но потом человек все равно показывает свое «истинное лицо» в рабочем процессе, поэтому лучше изучить невербальное общение вдоль и поперек, понять его истоки и научиться вести себя всегда достойно и лучше понимать других людей, а возможно, в чем - то, изменить себя.
Руководители компаний чаще всего управляют своими подчиненными, делая акцент на словах, обещаниях и критике, но невербальные сигналы оказывают большее влияние на людей и иногда стоит приходить к нетрадиционным методам управления персоналом.
Одним из недооцененных, но весьма важных аспектов является изучение гендерных различий при невербальной коммуникации. Необходимо сравнить поведение и эмоции мужчин, и, женщин в профессиональной деятельности врачей. Это направление очень поможет как работодателям, так и работникам.
Невербальная коммуникация - важнейшее средство общения людей, но недостаточно изучена тема разницы поведения мужчин и женщин в профессиональной деятельности врачей.
Исследованиями в области невербальной коммуникации занимаются многие науки, такие как социология, прикладная психология, этнография, история, педагогика, психолингвистика.
Степень научной разработанности темы.
Существует целое направление в социологии, посвященное символическим коммуникациям (символический интеракционизм), оно изучает общение, которое осуществляется при помощи символов: язык, телодвижения, жесты, культурные символы и т.д.1
В 1937 году данный термин сформулировал Герберт Блумер - американский социолог, но родоначальником является Джордж Герберт Мид.
Символический интеракционизм интерпретирует значимые символы, которые несут в себе социальную информацию. Особенность заключается в том, что «люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них». Данную концепцию активно разработали: Айзек Томас, Георг Зиммель, Чарльз Кули, М.Кун, Гэри Беккер и другие.
В наше время невербальные коммуникации изучаются также многими социологами и социальными психологами. Огромный вклад из современных ученых внесла социолог Андреева Г.А. Коноваленко М.Ю., написавший множество публикаций на тему теорий коммуникаций, Стороженко З.С, рассказывающий все о деловом общении и Крейдлин Г.Е - российский социолог и лингвист, Дейл Карнеги - американский педагог и писатель, а также: Беркли - Ален, Бодалев А.А., Ефимова Е.М., Кнапп М.Л., Кэмп Д., Кэрол Ойстер, Монтэгю, Мавер Ньюман, Холл Халберштадр и другие.
Данную тему полностью изучить невозможно, ведь невербальные коммуникации безгранично загадочны и секретны, эту тему можно раскрывать бесконечно.
Целью магистерской диссертации является исследование невербальных коммуникаций мужчин и женщин в профессиональной деятельности.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1.определить понятие, функции и виды делового общения;
2.проанализировать сущность невербальных коммуникаций;
3.охарактеризовать сущность и структуру невербального общения;
4.выявить особенности невербального общения в разных странах;
5.изучить роль невербальной коммуникации в современных условиях;
6.сравнить гендерные различия поведения в профессиональной деятельности врачей;
7.проанализировать полученные результаты;
8.провести полноценное исследование, которое поможет сделать наиболее четкий вывод.
Объект исследования - невербальные коммуникации в профессиональной деятельности.
Предмет исследования - невербальное общение мужчин и женщин в сравнительной перспективе в условиях выполнения профессиональной деятельности (на примере врачей).
Методологическая база исследования:
Эмпирическую базу исследования составили материалы вторичного анализа социологического исследования. Методологической основой исследования является системный анализ в сочетании со сравнительно- сопоставительным методом, который необходим для изучения невербальных коммуникаций в профессиональной деятельности, и сравнения врачей на гендерном уровне.
Эмпирическая база исследований:
1)Эксперимент, проведенный Джейсом Детертом и Итаном Буррисом в 2001г. (количество участников: 50 человек);
2)В.Вуд в 1987 году (52 лабораторных исследования);
3)А.Эскилсон и М.Уилли в 1976 г. провели эксперимент среди 50 человек;
4)Доббинс и Платс в 1986 г. и Игли в 1995 г. - исследование на выявление продуктивности лидера в зависимости от гендерного различия.
Первичные исследования:
1)Контент - анализ. Просмотр и анализ видеороликов. 2016г.
2)Тестирование (выборка - 100 человек). 2016г.

Глава 1. Теоретические аспекты невербальной коммуникации
1.1Определение понятия делового общения
Деловое общение происходит между индивидами, которые участвуют в общей деятельности, которая ориентирована на достижение поставленной цели. Цели деловой коммуникации должны подчиняться целям профессиональной деятельности. От качества делового общения зависят взаимопонимание между субъектами, согласованность операций и ясность приоритетов.
В процессе делового общения происходит обмен информацией, вырабатывается определенная стратегия поведения.
Эффективность деловой коммуникации зависит от умения правильно устанавливать и налаживать контакт, аргументировано и логично преподносить информацию. Во время общения у человека может меняться мнение, установки и мотивы. Они могут быть как временными, так и устойчивыми.
Интерактивная сторона общения определяется способностью принятия обоюдных решений, адекватной реакцией на слова собеседника, грамотным разрешением недопонимания и конфликтов.
Перцептивная сторона общения характеризует процесс взаимопонимания и восприятия друг друга.
Деловое общение является сложным многоплановым процессом развития контактов между субъектами. Специфическая особенность данного вида общения - регламентированность.
В профессиональной деятельности есть определенный деловой этикет - это совокупность правил, норм, традиций, соблюдаемых людьми друг с другом. Также этикет может быть повседневный, военный, дипломатический, телефонный, царский.
Он приписывает определенные знаки уважения к различным персонам.
Современный служебный этикет имеет интернациональные признаки, так как его основы были фактически в 1720 году.
Деловой этикет можно разделить на 2 группы правил:
1.правила, установленные для всех членов коллектива, равных по статусу;
2.нормы общения для руководителя и подчиненного.
По общим стандартам, приветствуется дружелюбное отношение между всеми участниками профессиональной деятельности, независимо от симпатий и антипатий.
Существует речевой этикет, которого все стараются придерживаться, есть определенные выражения, которые люди произносят изо дня в день, например приветственные, прощальные фразы, слова благодарности и извинения. Их формулировки могут несильно меняться в зависимости от возраста или социальных ролей.
Виды делового общения :
По способу обмена информацией:
устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения:
монологические;
диалогические.
Монологические виды общения:
приветственная;
информационная;
торговая речь;
доклад.
Диалогические виды:
деловой разговор - непродолжительный контакт, обычно на одну тему;
деловая беседа - наиболее долговременный контакт, с выражением мнений;
переговоры - совещание, по определенному вопросу с целью соглашения;
интервью;
дискуссия;
совещание;
конференция;
разговор по телефону - проходит дистанционно, исключает невербальную коммуникацию.
При личной встрече наиболее значимыми являются невербальные коммуникации, ведь именно они показывают эмоциональную сторону собеседника, неспроста, все собеседования и переговоры проходят при общении вживую, только так можно максимально хорошо понять человека и, в зависимости о его реакции, руководить разговором.
Распространенный вид делового общения - письменный. Здесь разнообразные служебные документы, например: отчет, объяснительная и докладная записка, договор, положение, протокол, заявление и др.
1.2Сущность и структура невербальной коммуникации
Главный смысл невербальной коммуникации - получение всевозможной информации о человеке.
Невербальный язык уже давно известен и используется уже много лет. Например, в театре масок придавалось огромное значение внешнему выражению, оно отражало внутреннее состояние.
Актеры меняли макси по ходу пьесы, тем самым показывая разные эмоции. В трактатах по ораторскому искусству описывались пояснения о невербальном смысле эмоций. Так же в античной скульптуре большое значение имели позы и мимика. Аристотель уделил особое внимание изучению внешний проявлений в своей работе «Физиогномика» в расцвет периода древнегреческого театра. Он писал о связи внешний показателей с характером человека. Он описывал признаки, по которым можно судить о человека: фигура, цвет, обилие волос и тд. Он считал, что настоящий физиогномист - это человек наблюдательный, умный, склонный анализировать.
Дж. Мид делит символы на значимые (звуки, слова, осмысленные действия) и не значимые (бессознательно стимулируют действия у собеседника).13
Джордж Мид считает, что значимые жесты способы воспроизводить только люди, благодаря им возможна символическая интеракция. Изначально у людей нет инстинктов поведения, соответственно, символическая интеракция необходима для людей, так как благодаря ей, люди общаются в социальной среде, где данные символы являются средством для общения. Без символов не может быть ни общения, ни общества в целом. Для существования людям нужно жить в мире, где значения осознанны.
Джордж Мид писал в работе «Разум, Я и Общество»: «Мы обращаемся к смыслу вещи, когда используем символ. Символы выражают значения тех вещей или объектов, которые имеют значения; они есть части опыта, которые подчеркивают, указывают или представляют другие части опыта, не данные непосредственно в это время и в этой ситуации, которые, благодаря символам, таким образом, представлены и переживаемы… Наборы символов возникают в нашем социальном поведении, в обмене жестами, в контексте языка».
Герберт Блумер выделил 3 основные предпосылки:
1.по отношению ко всему, что индивид воспринимает в окружающей среде, человек действует на основе тех значений, которыми для него обладают вещи;
2.эти значения не фиксированы, они развиваются при взаимодействии с социальной средой;
3.эти значения являются результатом интерпретации.
Американский социолог Ирвинг Гофман уделил внимание изучению рутины жизни. Он утверждал, что драматизм рассматривает «символические системы как медиум, посредством которого выявляются некоторые вне лежащие силы или явления».
И. Гофман в своей теории драматизма утверждал, что цель социолога - понять не символические взаимодействия, которые замаскированы символическим антуражем. В его теории Используются драматические понятия: «маски», «действо», которые делятся на «фронтальную» и «тыловую» стороны. Тыловая выбирает маски, взаимодействия планирование и репетирование.
Особенности невербального общения содержатся в их зависимости от ситуации, т.к. помогают понять настроение всех участников коммуникации в настоящем времени. Но, такую информацию получить нереально о тех людях или предметах, которые не присутствуют в реальном времени или вовсе не существуют. Невербальная коммуникация спонтанна и непредумышленна. Она почти не поддается контролю.
Так как сложно подделать наши импульсы, доверять языку телодвижений лучше, чем обычному.
Невербальная коммуникация реализовывается с помощью всех органов чувств.
Благодаря слуху, появляется акустический канал невербальной коммуникации, по которому проходит паравербальная информация. Зрения - оптический канал, по нему определяется информация о кинесике человека (мимика и движения). Оно также помогает понять смысл позы и проксемику (пространственную ориентацию коммуникации). С помощью осязания действует тактильный канал. К невербальному общению также можно отнести владение и использование временем - хронемику. Все элементы невербального общения взаимосвязаны друг с другом, они могут, как помогать друг другу, так и противоречить.
Структура невербальной коммуникации.
Очень важная особенность невербального общения заключается в том, что в нем участвуют все органы чувств: слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Каждый из каналов участвует в образовании невербальной коммуникации. Благодаря акустическому каналу мы получаем паравербальную информацию, которая выражается не только в словах, но и в тембре голоса и интонации.
Зрение является оптическим каналом, который передает нам информацию о кинестике индивида. Элементы кинестетики: мимика, жесты и позы. Слепым людям тяжелее получать информацию из-за отсутствия данного канала, но в этом случае им часто помогают родственники или, специально обученные, собаки - поводыри.
Во время приёма в медицинском учреждении важно, чтобы врач и пациент не теряли друг друга из виду. Чтобы пациент не испытывал дискомфорт, важно смотреть на него, когда он говорит. Если же врач опускает глаза, и записывает информацию, то пациент перестает говорить из-за нехватки невербального подкрепления. У пациента может сложиться неприятное впечатление, как о некомпетентном невнимательном специалисте, если врач редко на него смотрит.
В отношениях важно соблюдать правильную дистанцию, в зависимости от уровня близости. Расстояние между людьми влияет на их межличностные отношения. Выделяют 4 зоны пространства между людьми:
Интимная (от 0 до 46 см). Обычно человек допускает в эту зону самых близких людей;
Личная (от 46 до 122 см). В этой зоне человек общается со своими знакомыми людьми, но не близкими;
Социальная (от 122 до 366 см); В нее входят малознакомые и незнакомые люди;
Публичная (от 366 см).
Врачу, при общении с пациентом, необходимо контролировать пространство между ними. Иногда пациент может агрессивно воспринять вторжение в интимную зону.
Если идет разговор на интимные, личные темы, то дистанцию следует сократить, чтобы пациент чувствовал себя в безопасности и был откровенен.
Важно менять дистанцию в зависимости ситуации, так как если общаться постоянно в личной или интимной зоне, то пациент может засомневаться в социальном статусе врача.
Проксемика также включает в себя временной процесс в невербальной коммуникации. Данный процесс называется - хронемика, и является таким же важным фактором, как слова и другие невербальные каналы.21
Тактильный канал также является важным видом невербальной коммуникации. Каждый человек использует разный тип прикосновения к собеседнику, на что влияет множество факторов. Выделяют 4 вида тактильного поведения:
Профессиональное;
Дружеское;
Любовное;
Ритуальное.
Нельзя не учитывать и фактор чувственности в невербальном общении. Отношения между партнерами складываются на основе восприятия запаха, вкуса, внутреннего тепла и энергии человека. Данный тип канала называется сенсорикой. Это то, что сложно объяснить словами, но можно просто почувствовать.
Типы коммуникаций Области научного знания и группы Приемы и средства
1. Фонационные средства а) экстралингвистика (внеречевая система) б) паралингвистика (околоречевая система) в) просодия пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; гелоскопия вокальные качества голоса; диапазон; тембр фразовое ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение; тон; интонация
2. Оптико- кинетические средства а) выразительные движения б) физиогномика в) окулесика или окуломантия мимика; жесты; позы; осанка; походка внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология направление взгляда, длительность и частота
3. Знако- символические средства а) системология б) графология в) актоника г) гастика д) хирософия и подомантия е) стерномантия ж) онихомантия з) нумерология и) молеософия предметы, окружающие человека в жизни особенности почерка поступки человека пища, напитки особенности формы рук, флексорных линий и холмов на ладони; дерматоглифика; линии на ступнях ноги
особенности формы и объёма груди женщины особенности формы и цвета ногтей дата рождения, фамилия и имя человека родинки
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус) а) гаптика или такесика б) сенсорика в) аускультация г)одорика (ольфакция) прикосновения чувственное восприятие человека другой культуры слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение запахи парфюма, табака, еды
5.Пространственн о-временные средства а) проксемика б) хронемика расположение собеседников и дистанция между ними способ использования времени: монохронный тип (возможен только один вид деятельности в одно и то же время) и полихронный (несколько дел)
Интересные факты о невербальной идентификации:
Большинство путешественников знает, что невербальное общение очень сильно различается в зависимости от...

Похожие материалы:

Статья: Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных этапах профессиональной деятельности

Реферат: Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

Курсовая работа: Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек

Контрольная работа: Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога

Эссе: Политическое лидерство и руководство: сравнительный анализ