Реферат: Невербальные средства общения. Проанализируйте приведённую ситуацию с точки зрения психологии невербального общения
Выступая на совещании, вы заметили, что большинство ваших слушателей подпирает голову рукой, прикрыли глаза, постукивают пальцами по столу, а часть - держат руки у рта. О чём свидетельствует такая их реакция? Каковы будут ваши действия?
Дата добавления на сайт: 24 апреля 2025
1. Невербальные средства общения. Проанализируйте приведённую ситуацию с точки зрения психологии невербального общения
Выступая на совещании, вы заметили, что большинство ваших слушателей подпирает голову рукой, прикрыли глаза, постукивают пальцами по столу, а часть - держат руки у рта. О чём свидетельствует такая их реакция? Каковы будут ваши действия?
Для того, чтобы правильно проанализировать приведённую ситуацию, для начала необходимо разобраться, что такое невербальное общение.
Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Элементы невербального языка:
·средства голоса (тон, тембр, интонация и т.п.);
·мимика (выражение лица);
·контакт глазами и ширина зрачка;
·жесты и телодвижения;
·поза, осанка;
·походка;
·прикосновение (рукопожатие, похлопывание и т.п.);
·физиологические реакции (частота дыхания, покраснение, побледнение кожи и т.д.);
·пространство, разделяющее говорящих, и способ расположения собеседников относительно друг друга;
·одежда и символы статуса.
Особенности использования невербальных элементов в общении:
1.Невербальный язык более правдив, чем словесный, так как его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания.
2.Ошибочно рассматривать любой невербальный элемент изолированно. Необходимо учитывать весь комплекс используемых элементов и ситуацию, в которой они проявляются.
.Чем выше социально-экономическое положение человека, его образованность, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз и тем менее развита у него жестикуляция и беднее телодвижения.
.С возрастом жесты людей становятся менее броскими и более завуалированными.
.Богатство невербальных проявлений может зависеть от индивидуальных особенностей личности (темперамент).
.У разных народов применение невербального языка имеет свою специфику (частота использования; значение невербальных элементов).
.Даже зная невербальный язык, трудно подделывать его в течение длительного времени, но желательно шире использовать положительные невербальные элементы, привлекающие других и по возможности избавляться от отрицательных.
Теперь перейдём к анализу ситуации. Если человек подпирает голову рукой и одновременно прикрывает глаза или отводит взгляд, этим он как бы говорит: «Тема о которой вы рассказываете неинтересна». Постукивание пальцами по столу так же является показателем утраты интереса к разговору. Одновременно этот элемент невербального общения выражает нетерпеливость. Это означает, что большинство слушателей потеряло интерес к речи выступающего и хотят, чтобы совещание быстрее закончилось. А вот если человек во время прослушивания речи держит руки у рта, это свидетельствует о возникшем желании возразить.
В этой ситуации важно вновь обратить внимание слушателей на выступление. Для начала нужно понять, что заставило основную массу людей потерять интерес к речи. Возможно, выступающий постоянно применял незнакомые аудитории термины, слишком много времени затратил на разъяснение очевидных для всех вещей или вовсе отошёл от темы.
Чтобы исправить ситуацию нужно в первую очередь перейти на доступный и понятный для всей аудитории язык. Говорить только по существу затрагиваемого вопроса и не останавливаться на незначительных деталях. Важно поддерживать со слушателями визуальный контакт. Также необходимо дать возможность высказаться тем, у кого возникло желание возразить или высказать своё мнение.
2. По каким признакам можно распознать эго-состояние, в котором находится партнёр по общению? Приведите примеры общения с использованием каждого из эго-состояний
Позиции партнёров в общении определяются теми эго-состояниями, которые вступают во взаимодействие в данный момент общения. Определить эго-состояние собеседника несложно, если внимательно присмотреться к его поведению, жестам и мимике.
Признаки эго-состояния «Родитель»
Родитель | ||
критический | кормяще-заботливый | |
Общее поведение | Автоматически оценивающее, ироничное, обвиняющее, ищущее виноватого, приказное, авторитетное, запрещающее, догматичное, претендующее на правоту. | Доброе, одобряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, защищающее, поддерживающее, помогающее, утешающее, понимающее, покровительственное, сверхзаботливое. |
Формулировки | Ты (не) должен! Это нельзя (можно)! Как только можно?! Сколько можно говорить одно и то же! Я не позволю с собой так обращаться! | Не ломай себе голову! Не так плохо как кажется. Не вешай нос. Успокойся сначала. Тебе это по силам. Иди, я сделаю это за тебя. |
Интонация (манера говорить) | Громко или тихо, твёрдо и высокомерно, насмехаясь, иронически, цинично, саркастически, остро, ясно, с нажимом. | Тепло, успокаивающе, сочувственно. |
Выражение лица | Нахмурив лоб, критический взгляд, сжатый рот, презрительная усмешка, неодобрительное покачивание головой, отчуждённое выражение лица. | Заботливое, одобряющее, счастливое, улыбчивое, любовно-заинтересованное. |
Жесты и положение тела | Поднятый вверх указательный палец, руки на бёдрах, поза «Наполеона», ноги широко расставлены. | Протянутые руки, поглаживание по голове. |
Признаки эго-состояния «Дитя»
Дитя | |||
свободное | приспосабливающееся | бунтарское | |
Общее поведение | Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, открытое, весёлое, злорадное, полное энергии. | Ощущение виды, стыда, чувство боязливое, следующее правилам и договорённостям из-за боязни наказания, покорное, думающее о последствиях. | Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, гневное, агрессивное. |
Формулировки | Я хочу! Мне надо! Прекрасно! Великолепно! Мне без разницы. Так тебе и надо! | Я не верю в свои силы! Это моя вина. Почему всегда я? Что же мне делать? Я должен. Нужно. | Я этого не хочу! Оставьте меня в покое! Проклятье! |
Интонация (манера говорить) | Преимущественно громко, быстро и горячо, захлёбываясь, восхищённо, печально. | Нерешительно, прерывающимся голосом, тихо, плаксиво, подавленно, нуждаясь. | Гневно, громко, упрямо, угрюмо. |
Выражение лица | Воодушевление, возбуждение, ошеломление, открытый рот, блеск в глазах, хитрость, любопытство, печаль, слёзы. | Глаза опущены вниз, выражение согласия, поджатые губы, глаза «на мокром месте», нервное, потрёпанное. | Жёсткое, упрямое, отсутствующее. |
Жесты и положение тела | Напряжённый или расслабленный корпус, рассеянность, свободный, усталый, взволнованный. | Поднимает руку, если хочет что-то сказать, плечи опущены вниз, стоит на вытяжку, дружелюбие, пожимает плечами, кусает губы. | Напряжённость, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова. |
Признаки эго-состояния «Взрослый»
Общее поведение | Раскрепощённо, по-деловому, объективно, внимательно, заинтересовано, без лишних эмоций, собирая и перерабатывая данные, понимая друг друга по глазам, открыто задавая вопросы, задумываясь, впечатляясь. |
Формулировки | Формулировки относятся в большинстве случаев к одному какому-либо делу или предмету, не догматичны, допускают дискуссию. Вопросы: Как? Что? Когда? Почему? Кто? Где? и т.д. Высказывания: возможно, вероятно, если сравнить с…, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, из опыта других и т.д. |
Интонация (манера говорить) | Уверенно, без высокомерия, по-деловому, нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и чётко. |
Выражение лица | Лицо обращено к партнёру, открытый и прямой взгляд, задумчивое, напряжённое, внимательное, частое изменение лица в соответствии с ситуацией. |
Жесты и положение тела | Жесты подкрепляют то, что говорится. Положение корпуса, головы прямое, но не высокомерное, меняется в зависимости от хода беседы, часто наклоняется вперёд верхней частью туловища, проявляя заинтересованность. |
Рассмотрим несколько примеров общения между различными эго-состояниями:
. Стимул: «Вы подготовились к встрече с клиентами?»
Реакция: «Да, я подготовился и подготовил все необходимые документы».
Параллельные трансакты (общение между одинаковыми эго-состояниями) могут продолжаться довольно долго, но это общение не всегда эффективно. Подобную ситуацию мы можем наблюдать и в примере №2.
. Стимул: «Сколько раз вам повторять, чтобы вы фиксировали все звонки в моё отсутствие».
Реакция: «Очень сожалею, закрутился, столько всяких дел, больше такого не будет!»
. Стимул: «Мне не звонили?»
Реакция: «Нужно реже покидать своё рабочее место, тогда не будет вопросов»
Во время перекрестного трансакта партнёр по общению реагирует на стимул неожиданным или несоответствующим образом. В этом случае общение временно прерывается, но далее может стать более эффективным. Рассмотрим подобную ситуацию в примере №4.
. Стимул: «Вы опять опоздали! Что за безответственность!»
Реакция: «Что вы хотели мне поручить? Если будет нужно, я задержусь в конце рабочего дня».
3. Этапы деловой беседы. Как расположить к себе собеседника в начале деловой беседы?
Рассмотрим основные этапы деловой беседы. Всего их 4:
I. Подготовительный этап
Задачи этапа:
.Сбор информации о партнёре по общению.
.Информационная подготовка (сформулировать свою проблему, подготовить все необходимые документы).
3.Психологическая подготовка (продумать первые фразы и возможные варианты развития беседы).
II. Начало беседы (вступительная часть)
Задачи этапы: Одновременно привлечь внимание собеседника и расположить его к себе. Тем самым вызвать положительные эмоции у собеседника, что означает примерно 50% успеха в решении вопроса.
III. Основной этап беседы
Задачи этапа:
.Сформулировать свою проблему.
.Склонить собеседника к своей точке зрения.
IV. Заключительная часть
Задачи этапа:
.Принять решение.
.Оставить о себе хорошее впечатление.
Что же нужно сделать, чтобы расположить к себе собеседника в начале деловой беседы? Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приёмами:
1.Вы должны быть одеты во вкусе собеседника (положительная эмоциональная оценка обеспечена).
2.Улыбайтесь! (это говорит о том, что вы рады видеть своего собеседника, может и он будет рад видеть вас).
.Дружеский тон! (подсознание собеседника уловит, что вы уважаете его, ему это понравится).
.Не начинайте с вопроса, с которым вы пришли.
.Не забывайте о потребности своего собеседника в значимости, а поэтому ни в коем случае не употребляйте такие фразы как:
- «проходил мимо и решил зайти обсудить…»;
- «давайте быстренько обсудим…» и тому подобное.
6.Используйте «Вы-подход»: «Я думаю (мне кажется), Вам это будет интересно…». Не говорите: «Я считаю». На эту фразу у людей отрицательная реакция.
7.Нажмите на всю клавиатуру: «Я долго, долго думал, Иван Иванович, и понял: никто, кроме Вас, не сможет мне помочь в решении данного вопроса». Только будьте искренни!
Произвести благоприятное впечатление на партнёра особенно важно, если вы встречаетесь впервые. Первое впечатление очень устойчиво и во многом определяет судьбу дальнейших отношений с человеком.
Всегда нужно помнить о мудром замечании Дона Аспромонте: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».
Итак, стратегия начала беседы заключается в том, чтобы заставить заговорить собеседника на интересующую его тему. И когда вы услышите от него фразу: «…так с чем же вы пришли?», считайте, что вы на правильном пути.
совещание общение деловой невербальный
Список литературы
1.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие/ О.А. Баева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Экономика, 1984.
2.Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. - 2-е изд./ Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2002.
.Мальханова И.А. Деловое общение: учеб. пособие для вузов/ И.А. Мальханова. - 4-е издание. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
.Пиз. А. Язык телодвижений. Расширенная версия/ А. Пиз, Б. Пиз. М.: Эксмо, 2007.
.Пингина, Г.В. Психология управления коллективом: учеб. пособие/ Г.В. Пинигина; КузГТУ Кемерово. - Кемерово, 1995.