Курсовая работа: Нигилизм как фундаментальная позиция коммуникатора
В основе философии нигилизма лежит отрицание существующих моральных устоев и правил. Поэтому построение эффективной модели коммуникации с нигилистом является весьма не простой задачей. Коммуникатор нигилист почти всегда будет стремиться опровергнуть вашу точку зрения, поэтому придется находить методы правильного взаимодействия с таким коммуникатором.
Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024
Скачать работу 'Нигилизм как фундаментальная позиция коммуникатора':
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Факультет медиакоммуникаций и туризма
Кафедра медиакоммуникационных технологий
Курсовая работа
по дисциплине «Психология»
Нигилизм как фундаментальная позиция коммуникатора
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Нигилизм: понятие и истоки течения
.1 Понятие нигилизма
.2 История термина
.3 Разновидности нигилизма
.4 Характерные черты русского нигилизма
Глава 2. Нигилизм в коммуникации
.1 Психологическая оценка личности нигилиста
.2 Нигилизм в обществе
.3 Ницше как пример нигилиста коммуникатора
.4 Нигилизм как предельный скептицизм
.5 Нигилист как один из архетипов поведения коммуникатора
.6 Модель правильной коммуникации с нигилистом
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В основе философии нигилизма лежит отрицание существующих моральных устоев и правил. Поэтому построение эффективной модели коммуникации с нигилистом является весьма не простой задачей. Коммуникатор нигилист почти всегда будет стремиться опровергнуть вашу точку зрения, поэтому придется находить методы правильного взаимодействия с таким коммуникатором.
Тему нигилизма поднимали такие авторы как: Ф. Ницше, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Ю. Эвола, М. Хайдеггер.
Предметом курсовой работы является коммуникационная модель нигилиста. Объектом в работе выступает нигилист - коммуникатор.
Цель курсовой работы - изучить нигилиста как личность и вывести правильную модель коммуникации с ним.
Задачами курсовой работы являются: изучение терминов связанных с нигилизмом, определение видов нигилизма, освещении истории нигилизма в России, рассмотрение нигилиста с точки зрения психологии, рассмотрение нигилиста как части общества, архетипы человеческого поведения.
ГЛАВА 1. НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ И ИСТОКИ ТЕЧЕНИЯ
нигилизм коммуникатор скептицизм
1.1 Понятие нигилизма
Нигилизм получил свое название от латинского корня nihil- что в переводе означает ничего. Этот же корень можно найти в глаголе "“annihilate”(рус. аннигиляция ") - что означает свести на нет, полностью уничтожить. Нигилизм утверждает что ничто не может быть известно или обобщено..
Существует несколько определений нигилизма, все они отличаются в той или иной степени в одних нигилизм представляют как простое отрицание предметов действительности, в других как революционное движение против власти, в третьих как облечение иллюзии жизни.
Маслин определял нигилизм как вид негативного умонастроения (в этом плане нигилизм у него ассоциируется с пессимизмом и радикальным скептицизмом), выражающим полное отрицание, исходящие из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. Статус социального отрицания (негативизма) нигилизм получает, когда направлен против социально значимых ценностей и общественных институтов. Здесь прослеживается такие черты нигилизма как бездумное отрицание всего и вся, отрицание ценностей и устоев до прямого вандализма.
В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н.И. Надеждиным в опубликованной в 1829 в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30-40-х гг. 19 в., его использовали Н.А. Полевой, С.П. Шевырев, В.Г. Белинский, М.Н. Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М.А. Бакунин, С.М. Степняк-Кравчинский, П.А. Кропоткин, напр., вкладывали в термин «нигилизм» положительный смысл, не видя в нем ничего дурного. Но получил широкое употребление после выхода романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Также «нигилизм» получает особое распространение, особенно среди молодёжи, в периоды кризиса общественного и исторического развития. В этот же период возникают и нигилистические движения.
Нигилизм одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. В посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным, как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни
.2 История термина
Термин нигилизм был впервые использован Фридрихом Генрихом Якоби (1743-1819). Якоби использовал этот термин для характеристики рационализма и, в частности, "критической" философии Эммануила Канта провести до абсурда, согласно которому все рационализм (философия как критика) сводится к нигилизму и, таким образом, его следует избегать и заменить вернуться к некоторому типу веры и откровения. Брет В. Дэвис пишет: "Первое философское развитие идеи нигилизма, как правило, приписывается Фридриха Якоби, который в известном письме критиковал идеализм Фихте как попадающие в нигилизм. По словам Якоби, абсолютизация Фихте эго ("абсолютное Я", что постулирует «не-я») является инфляция субъективности, которая отрицает абсолютную трансцендентность Бога ». Связанный, но оппозиционная концепция фидеизм, которая видит причину, как враждебную и уступает вере.
Нигилизм часто ассоциируется с личностью немецкого философа Фридриха Ницше, который предоставил подробный диагноз нигилизма как распространенное явление западной культуры. Хотя понятие часто появляется на протяжении работы Ницше, он использует этот термин в различных формах, с разными смыслами и коннотациями, все отрицательные. Карен Карр описывает характеристику Ницше как нигилизм "как условие напряженности, как диспропорция между тем, что мы хотим, чтобы значение (или необходимости) и как мир, как представляется и работает». Когда мы узнаем, что мир не обладает объективное значение или значение, которое мы хотим, чтобы иметь или уже давно полагали, что это есть, мы находимся в кризисе. Ницше утверждает, что с падением христианства и ростом физиологического декаданса, нигилизм на самом деле характеристика современной эпохи,, хотя он предполагает, что рост нигилизма еще не завершен и что еще предстоит преодолеть. хотя проблема нигилизма становится особенно явным в ноутбуках Ницше, он неоднократно упоминается в его опубликованных работах и тесно связана со многими из проблем, упомянутых там.
С популязированием слова нигилизм И.С. Тургенева, новое политическое движение России стало, называется движением нигилистов.
.3 Разновидности нигилизма
Метафизический нигилизм: Это теория гласит, что нет никаких объектов или что объекты не существуют в принципе, и, следовательно, эмпирическая реальность это иллюзия. Или чаще эта теория утверждает, что не может быть предметов для всех (т.е. что есть возможный мир, в котором нет объектов вообще). Под объектом, здесь понимаются вещь или существо, которое может иметь свойства, и имеет отношение к другим объектам. Это положение было по-разному изложено у таких философов, как Парменид, Будда, Адвайта и Иммануила Канта.
Мереологический Нигилизм: Это позиция утверждает, что объекты, состоящие из частей, не существуют, и существуют только основные строительные блоки (например, электроны, кварки). (Мереология - теория об отношении части к целому, и отношения части к части в целом). Таким образом, мир, который мы видим и ощущаем целым, на самом деле полон объектов состоящих из частей, является продуктом человеческого искаженного восприятия. Философ, который утверждал, что-то близкое к чистому мереологическому нигилизму был Питер Ангер (1942 -), в его работах "Там не обычные вещи" и "Я не существую".
Моральный Нигилизм метаэтическое представление, что этические требования, как правило, ложные. Утверждает, что не существует никаких объективных моральных фактов или истинных утверждений - что ничего не морально хорошо, плохо, неправильно, правильно и т.д. - потому что не существует никаких моральных истин (например, моральный нигилизм утверждает, что убийство не является неправильным поступком, но при этом и не является я правильным). Философия Никола Макиавелли иногда представляется как модель нравственного нигилизма, но это весьма сомнительно, так как она во многом умалчивает о вопросах морали и, во всяком случае, она представляет альтернативу этических теорий своего времени, а не всеобщий отказ от всякой нравственности.
Правовой нигилизм отрицательное отношение к закону. Его основой является слабая вера в то, что закон является полезным для общества. Многие ученые считают, что правовой нигилизм является деструктивным явлением.
Эпистемологический нигилизм утверждает, что нет абсолютно никаких знаний.
.4 Характерные черты русского нигилизма
Изначально в России, нигилизм отождествлялся со свободно организованным революционным движением (1860-1917), которое отвергало власть государства, церкви и семьи. В начале своей письменной форме, анархист Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) сочинил мольбу, до сих пор отождествляемую с нигилизмом: "Позвольте же нам довериться вечному духу, который только потому разрушает и уничтожает, что он есть неисчерпаемый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть вместе и творческая страсть". (Реакция в Германии, 1842). Движение выступало за социальное устройство на основе рационализма и материализма в качестве единственного источника знаний и индивидуальной свободы в качестве высшей цели. Отвергнув духовную сущность человека в пользу исключительно материалистической единицы, нигилисты осудили Бога и религиозную власть, как антитетическую на свободу. Движение в конечном итоге трансформировалось в подрывную силу, разрушения и анархии, и к концу 1870-х годов, нигилистом считали того кто был связан с тайными политическими группами, пропагандирующих терроризм и убийства. Основным средством нашего современного понимания нигилизма происходит через образ нигилиста у Тургенева и Достоевского. Ни один из этих авторов не относился сочувственно к нигилизму и при условии нигилистические символов, каждый, прежде всего, показывал мораль истории через героя нигилиста. Версия нигилизма предлагаемых этими авторами, в первую очередь, снимок культуры того времени. На этот раз в российской истории является частью истории нигилизма и будет частью истории в преодолении разрыва между мифологической Базаров, Верховенский, или Раскольникова и фигуры, как Николай Чернышевский, Писарев, и в некоторой степени Нечаев.
ГЛАВА 2. НИГИЛИЗМ В КОММУНИКАЦИЯХ
.1 Психологическая оценка личности нигилиста.
Поведение нигилиста с его отрицанием жизненных норм и устоев можно рассмотреть как способ психологической защиты. Личность не находя себе место в жизни, начинает искать иные способы самоутверждения, и находит их в отрицании всего сущего. Скептицизм помогает пережить личные травмы и потрясения, давая ту самую защиту. Нигилист по своей сути тот же эгоист, его интересует только личная выгода, он не видит смысла во всеобщем благе, поскольку считает его бессмысленной тратой времени и сил. Чаще всего нигилистом человек становиться, когда утрачивает надежду и веру в жизнь, рушатся его идеалы, в такие моменты пред человеком встают два варианта: обрести веру в жизнь снова переосмыслив свои идеалы и начать двигаться дальше или пойти по пути отрицания, что и делает нигилист.
Нигилист асоциальная личность, он не находит радости среди большинства людей, плохо вписываясь в различные социальные группы. Чаще всего нигилист находиться один или в кампании его единомышленников. Вместе они чувствуют себя бунтарями, смельчаками решившимся бросить вызов социуму и государству. Некоторые нигилисты находят удовлетворение в вандализме, поскольку тем самым они сублимируют лишнюю энергию, образующиеся из-за их малой вовлеченности в созидательный процесс.
Философия нигилизма имеет негативный прогноз на психику человека, отказываясь от всех ценностей человек, теряет не только ощущения что он «раб системы», но и смысл своего существования, для такого человека нет нечего святого, он не считает, ни государство, ни семью, ни веру опорой для существования. Человек пьянеет от такой свободомыслия и не видит точки опоры для своей психики. Результат может быть крайне плачевен, разрушается личность человека, что может довести его до суицида.
.2 Нигилизм в обществе
В современном правовом государстве может возникнуть проблема не понимания между его гражданами и властями. Граждане недовольны, что государство не может решить их проблемы в полной мере, тем самым образуется нигилистическое общество не желающее идти на контакт. Люди теряют веру в силу закона и пытаются самостоятельно решить свои проблемы. В атмосфере такой разрозненности начинает процветать взяточничество, бюрократия. Нигилистические настроенные граждане не проникаются доверием к государству даже когда, то пытается миролюбиво выйти с ними на контакт и найти компромисс. В этот момент может начать исходить настоящая опасность от активных представителей нигилизма.
Улучшению ситуации будет способствовать воспитание в гражданах правовой ответственности, повышение правой культуры, выстраивание нормального законодательства. При плохой работе законодательной системы люди сами пытаются решать свои проблемы, следуя инстинкту выживания.
Также для достижения положительный результатов потребуется налаживания коммуникаций между государством и его гражданами
На сегодняшний день социальный нигилизм можно заметить в разных формах: отказ в принятии определёнными слоями общества курса реформ, нового типа рыночных ценностей, нового типа жизни, неприятие перемен, социальные протесты против резких преобразований, несогласие с политическими акциями, враждебный настрой против к государственным институтам и к определённым структурами власти к нынешним лидерам власти, отрицание западных норм поведения, неподчинение официальным лозунгам, национализм, экстремизм, поиск врага.
В обществе преобладают негативные настроения, не принятие многих фактов и явлений действительности. Власть пытается подавлять иномыслие, н все равно существует и растет с каждым днем. Моральные и духовные ценности общества подорваны, преобладает меркантилизм и культ денег, потребительство, материальное втесняет идеальное. Меняются понятия престижа.
.3 Ницше как пример нигилиста коммуникатора
Ницше немецкий философ, эссеист, критик. Его труды по установлению истины, морали, языка, эстетики, теории культуры, истории, нигилизма, власти, сознания и смысла существования оказали огромное влияние на западную философию и историю.
Ницше говорил о "смерти Бога", и предвидел распад традиционной религии и метафизики. Некоторые толкователи Ницше полагают, что он основал нигилизм, отверг философские рассуждения, а также содействовал литературную исследованию состояния человека, что не касается обретения истины и знания в традиционном смысле этих терминов. Тем не менее, другие интерпретаторы Ницше говорили, он призвал к радикальной, натуралистической переосмысления природы человеческого существования, знания и морали
Ницше утверждал, что примерный человек должен выработать собственную идентичность через самореализацию и делать это, не полагаясь на такие понятия, как Бог или душа.. По мнению некоторых комментаторов, Ницше выдвинул космологическую теорию «воли к власти По мнению Ницше, привычная для Европы культура ведёт мир по пути напряжения к человеческой катастрофе. Считая себя первым нигилистом Европы, Ницше призывает людей понять нигилизм, так как считает его распространение неизбежным фактом. Ведь именно это течение выступит решением назревших в обществе проблем, которые никаким друг образом решить будет невозможно.
Вопросы, касающиеся согласованности взглядов Ницше - такие вопросы, как могли ли его взгляды быть взяты вместе без противоречия, следует ли читателям дискредитировать какой-либо конкретные из них, если доказать что они некогерентные или несовместимы с друг другом, и тому подобное - продолжают привлекать к себе внимание современных историков и философов.
Ницше признавал, что может быть для других людей учителем, так как знает о противоречиях жизни, ведь и себя он считает таким противоречием. Его учение не совсем было понято эпохой, его можно назвать несвоевременной мыслью. Но, как считал Ницше, уметь преодолеть своевременность - это большое достижение.
.4 Нигилизм как предельный скептицизм
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός - рассматривающий, исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.
Одна из проблем, с которой сталкивается нигилист интеллектуальном плане это проблема нравственности. Нельзя сказать, что нигилисты далеки от понимания морали и нравственности. Но для них привычно считать, что моральная относительная константа. Но нигилизм нельзя считать игнорированием моральных правил. Просто нигилист будет их поддерживать лишь в том случае, если они ему выгодны. И если он имеет дело с традициями кого - либо народа он понимает, что бесполезно что-либо делать, поэтому, скорее всего, подчиниться моральным правилам. Но сам будет понимать что мораль просто отжившая себя условность.
По приведенным примерам выше можно понять, что нигилизм является особой этической системой, в которых понятия долга и ответственности относительны. Нигилисты не понимают, зачем прикладывать усилия, если нет абсолютного понятия хорошего и плохого. Поэтому нигилистов принято считать асоциальными личностями. Хотя на самом деле это не так. Классический нигилист не интересуется переоценкой ценностей. И все же в глубине души нигилист понимает, что ценности для существует и эти ценности это его собственные интересы. Поэтому нигилиста можно считать абсолютно здоровым человеком с точки зрения психики. Нигилист не увлечен саморазрушением. Нигилист считает людей захваченных долгами странными и глупыми. С нигилистами интересно общаться на многие темы. Нигилисты весьма просто выстраивают рабочие связи и с трудом личные.
.5 Нигилист как один из архетипов поведения коммуникатора
Существует 4 архетипа человеческого поведения, которое выражается в восприятии человеком мира и общества. Эти 4 архетипа человеческого поведения характеризуются индивидуальными специфическими взглядами, ценностями, образом жизни и реакцией на окружающий мир и окружающее представителя архетипа общество. Изучив следующие архетипы поведения человека, будет гораздо проще построить коммуникацию с их представителями. Ведь, как известно, ко всем нужно уметь подобрать индивидуальный подход. А важно это прежде всего для того, кому нужна эта коммуникация, кто собирается достичь цели по её окончанию.
Итак, существует четыре архетипа поведения человека. К ним относят следующие:
) счастливый человек,
) гедонист,
) участник крысиных бегов,
) нигилист.
Кратко рассмотрим архетипы счастливого человека, гедониста и участника крысиных бегов и составим сравнительную характеристику между ними и таким представителем архетипа поведения как...
Похожие материалы:
Реферат: Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонтаРеферат: ДОМ–КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Способы защиты человека от экстремальных воздействий в жилище
История болезни: Пятая беременность на сроке 37-38 недель. Продольное положение плода, головное предлежание, первая позиция, передний вид. Гестоз Водянка беременных 1 ст. Дородовое излитие околоплодных вод
Реферат: Как пить не пьянея
Статья: Как действует ЭМП на здоровье