Курсовая работа: Номофобия на юношеском этапе социализации

Последние десятилетия характеризуются повсеместным распространением Интернета, как в профессиональной, так и в обыденной жизни. Во всех учебных заведениях разного уровня имеются компьютеры и выход в Интернет, доступ в Интернет осуществляется с домашних компьютеров, с компьютеров различных Интернет-кафе и даже с мобильных телефонов.

Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024


Скачать работу 'Номофобия на юношеском этапе социализации':


Номофобия на юношеском этапе социализации
Введение
Последние десятилетия характеризуются повсеместным распространением Интернета, как в профессиональной, так и в обыденной жизни. Во всех учебных заведениях разного уровня имеются компьютеры и выход в Интернет, доступ в Интернет осуществляется с домашних компьютеров, с компьютеров различных Интернет-кафе и даже с мобильных телефонов. Особенно популярными стали различные социальные сети[8], а также программы для общения ICQ[3]. Учитывая рост компьютеров и гаджетов[4] в нашем обществе, популярность компьютерных игр и Интернета, можно с полным правом говорить о проблеме компьютерной и Интернет зависимостей[2].
Мобильная зависимость - сравнительно новая психологическая зависимость, о которой всё чаще и чаще говорят психологи и педагоги. Все большее количество людей не представляет свою жизнь без мобильного телефона, многие не выпускают его из рук практически на протяжении всего дня. О зависимости подростков от сотовых телефонов говорил А.Ю. Егоров в книге «Нехимические зависимости» [1] [4].В настоящее время, несмотря на многочисленные публикации в СМИ и очевидную актуальность проблемы, научной литературы по данной теме явно недостаточно. Особенно значима проблема мобильной зависимости для студентов[3].
Мобильные телефоны являются неотъемлемым атрибутом современной культуры, тем более молодёжного сообщества. По данным операторов сотовой связи, количество зарегистрированных в России SIM-карт еще в прошлом году на 40 млн. единиц превысило численность населения страны [5].
Проблема мобильной зависимости (номофобии) [2] впервые была поднята несколько лет назад, но сейчас, когда мобильник есть у девяти из десяти жителей развитых стран, это приобрело масштаб настоящей эпидемии. [3].
Таким образом, мы можем говорить о том, что номофобия имеет негативно влияние на многие аспекты жизни человека, внося в них деструктивное начало.
Предметом данной работы является номофобия на юношеском этапе социализации[6], как деструктивное явление в жизни.
Объектом исследования можно назвать номофобию в контексте особенностей ее проявления.
Цель: Особенности, характеристика социализации на юношеском этапе при наличии номофобии.
Цели и задачи
Целью данной работы является рассмотрение номофобии, ее проявлений, характеристика.
Перед данной работой так же поставлены задачи:
Рассмотреть номофобию, как феномен;
Изучить особенности юношеского этапа социализации;
Изучение черт личности, склонной к номофобии на юношеском этапе социализации.
1. Понятие об номофобии
Номофобия - это навязчивый страх остаться без мобильного телефона.
Термин «номофобия» был введен британскими исследователями. Он происходит от английского no-mobile-phone phobia. Согласно статистике, болезни подвержены свыше 66% владельцев мобильных телефонов. Впервые номофобию выявили в 2008 году. Тогда проведенные британской почтой исследования показали, что из 100 человек 2/3 испытывали панический страх, оставшись без связи[12].
Данное расстройство описано совсем недавно, но уже имеются данные о значительном уровне его распространения. По данным масштабного социологического опроса, проведенного в Великобритании, более 53% пользователей мобильного телефона (48% женщин и 58% мужчин) отмечали страх, что их телефон может разрядиться, пропадет сеть или закончились деньги на счете. Данному состоянию в большей мере подвержены лица молодого возраста.
Другие исследования, проведенные в США, Европе, Индии и Японии показали близкие показатели распространённости. Учитывая приведенные цифры, можно считать, что номофобия - самая распространенная фобия в мире.
Единых общепринятых диагностических критериев пока не существует, хотя данная нозология уже рассматривалась группой по тревожным расстройствам для включения в последнюю редакцию DSM - 5 [13]. Наиболее частыми симптомами номофобии указывают следующие:
.Постоянное использование гаджета, трата на это большого количества времени, постоянное наличие зарядного устройства рядом.
.Тревога и нервозность при мысли забыть или потерять телефон, а также оказаться в местности, где нет сети. Стремление избегать мест, где нельзя или невозможно пользоваться гаджетом.
.Постоянные проверки телефона на наличие новых сообщений или пропущенных звонков (ringxiety). По данным исследования Института Информационных технологий Хельсинки, в среднем, здоровые люди проверяют телефон 34 раза в день.
.Необходимость держать телефон включенным 24 часа в сутки, класть телефон в постель.
.Предпочтение общению через телефон и социальные сети реальному общению.
.Значительные ежемесячные платежи за мобильную связь.
Хотя данное расстройство относят к группе невротических, в нем есть и достаточно большой аддиктивный компонент: при отсутствии мобильного телефона люди с данным расстройством испытывают дискомфорт, снижение настроения, тревогу, вплоть до полной неспособности что-либо делать, пока им не вернут их мобильное устройство. При изучении коморбидности[5] [14]. было обнаружено, что номофобия наиболее часто сочетается с неврозами тревожного спектра и болезнями зависимости, что также указывает на двойной механизм этиопатогенеза данного расстройства.
Для дифференцирования данного состояния от компьютерной зависимости необходимо фокусировать внимание на клинике: в случае номофобии преобладают навязчивые сомнения, тревога, избегающее поведения, связанное с использованием мобильного устройства, а при зависимости: синдром отмены, нарастающая «толерантность» и т.д. [6].
Поскольку номофобия описана недавно, доказательных исследований по лечению нет. Авторы указывают на эффективность применения антидепрессантов, бензодиазепинов и когнитивно-бихевиориальной терапии.
. Юношеский этап социализации
В данном параграфе рассматривается психологическое своеобразие юношеского возраста в контексте процесса социализации.
Согласно возрастной периодизации Л.С. Выготского юношеский возраст не относится к детству, не выделяется в качестве самостоятельного возрастного этапа. Ученый юношеским называет возраст с 18 до 25 лет, который, по его мнению, скорее является начальным звеном зрелых возрастов. Кризис 17 лет обозначает переход от подросткового к юношескому возрасту. В современном взгляде на процесс взросления человека, его вхождения в социальную жизнь юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15-17 лет) и поздняя юность (18-21). Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает самоконструирование своей личности.
В отличие от подростка, юноша соотносит имеющийся у него идеал с окружающими его людьми. Он пытается в живых реальных ситуациях и близких людях увидеть этот идеал. Но так как это в принципе невозможно, юноша конфликтует с этими людьми. Для него то, что соответствует его идеалам, положительно, а то, что не соответствует, - отрицательно. Юношеский максимализм - причина частых разочарований. Этот возрастной период образно характеризуют как период «черно-белой» логики. Только развивающийся процесс самопознания позволяет юноше скорректировать свою оценку и найти равновесие между своей позицией и позицией других людей. Самопознание позволяет ему начать соотносить идеал со своими личностными чертами, и здесь можно говорить о том, что детство как период жизни закончилось.
Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Негативным следствием этого осознания может быть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Данное чувство усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность. Поэтому огромное значение в ранней юности приобретает дружба и романтическая любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это сензитивный возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Те из юношей, которые не научаются данному умению, с трудом «наживают» друзей в течение последующей жизни. Кроме того, дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения. Как отмечают возрастные психологи, юноши и девушки, общаясь с представителем противоположного пола, заменяют доминирующую в подростничестве физическую коммуникацию (объятия, щипки, поглаживания, прикосновения) на словесное общение (комплименты, ирония, остроумные шутки, игровые намеки). Для девушек чаще эмоциональной отдушиной выступают дневники.
В юношеском возрасте у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. Эмоциональные контакты со взрослыми восстанавливаются на сознательном уровне. С родителями обсуждаются планы на будущее, жизненные перспективы. Молодые люди хотят видеть советчиков и друзей, но на определенном уровне дистанции: это значимое общение, но не интимное. В психологическом времени жизни для молодых людей акцентировано будущее. Настоящее - это только подготовка к будущей подлинной (взрослой) жизни. Оно облегчает молодому человеку переживание неприятностей и разочарований, позволяя с легким сердцем относится к ним. Обратной, негативной стороной такого отношения является пониженное чувство ответственности. Юноша, живя предвкушением будущего, в то же время желает получить результаты немедленно или в самое ближайшее время. Указанное противоречие, по мнению P.M. Грановской, имеет физиологические и психологические причины: для юноши время тянется немного медленнее, чем для зрелых людей. Зрелость наступает тогда, когда молодой человек понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно. Преодоление этих иллюзий побуждает зрелого человека прикладывать определенные усилия для реализации жизненных планов. Преодолению иллюзий способствует определенный уровень развития познавательной сферы. Мышление юноши характеризуется появлением дивергентного мышления: он начинает осознавать, что любое понятие не имеет однозначного толкования. Истинность понятия или действия можно оценить только в контексте целостной ситуации. Теоретическое осмысление себя и мира приводит к построению абстрактных моделей. На этом основании юношеский возраст называют возрастном «метафизической интоксикации» (И.С. Кон). Выявлено, что чем ниже интеллектуальный уровень юноши, тем менее реалистична эта модель. Этот факт может выступить диагностическим критерием возрастного развития. Все другие познавательные процессы (внимание, память) зависят от складывающегося в этом возрасте стиля мышления.
В целом большинство авторов характеризуют юношеский возраст как период некоторой стабилизации по сравнению с подростковым возрастом. Юноши более оптимистичны, эмоционально уравновешены, внутренне самостоятельней. Равновесие внутреннего мира юноши нарушается необходимостью самоопределения, как личностного, так и профессионального [10].
Именно в юношеском возрасте складывается индивидуальный стиль жизни, включающий когнитивный стиль, стиль общения и деятельности. Совокупность этих стилей помогает человеку установить оптимальное взаимодействие со средой. Жизненный стиль включает в себя особенности динамики индивидуальности и направления взаимодействия со средой[7].
Из психологии развития, известно отношение «субъект-среда». Данное отношение реализуется в разнообразных теориях развития, образуя научные направления:
1.психоаналитическое направление, в теориях которого субъект развивается подавляясь средой;
2.когнитивное направление: субъект развивается, познавая среду;
3.направление социализации: субъект развивается, включаясь в социальную среду и «усваивая» ее, т.е. социализируясь;
4.социально-экологическое направление: субъект развивается, врастая во все более широкие слои и уровни социальной среды;
5.направление саморазвития, субъект развивается, осваивая социальную среду преодолевая ее.
В современной психологии все больше набирает вес системное направление, которое рассматривает систему «субъект-среда» не изнутри, а извне. В теме работы звучит одно из направлений - направление социализации. Итак: Социализация (культурный социогенез). Очевидно, что каждый человек при нормальных условиях «врождается» в уже существующее общество с определенными нормами поведения и переживания. Начиная с рождения, подрастающий ребенок вступает во взаимодействие со своим социальным окружением, прежде всего с родителями, позднее - с отдельными лицами и группами - в школе, на работе и т.д. В результате он приобретает типичные для его окружения ценностные представления, нормы и роли. Благодаря этому опыту поведения и переживания постепенно осваиваются значимые для определенного общества формы поведения и переживания. Этот общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания в окружающее общество и культуру описывают понятием социализации.
В понятии социализации выделяют две стороны. Первая - это социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая - социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам, идеалам. Понятие социализации впервые было предложено Ч. Кули в термине «социализированное сознание». Так, психологию интересует прежде всего развитие личности, социальное развитие различных индивидов и процессы научения, лежащие в их основе. Наиболее предпочитаемыми темами здесь являются: социализация зависимости, агрессивности, полотипового поведения, моральных установок и т.д.
В современной психологии социализация рассматривается как общее название для гипотетического процесса социального научения, который характеризуется взаимной интеракцией лиц, зависящих друг от друга или имеющих друг к другу отношение.
В данном параграфе охарактеризованы особенности юношеского этапа развития человека и понятие социализации. Процесс социализации играет немаловажную роль на данном этапе. Как склонность молодых людей к номофобии может повлиять на социализацию личности на данном этапе развития человека рассмотрено в следующем параграфе.
номофибия социализация психологический юношеский
3. Личность на юношеском этапе социализации, склонная к номофобии: особенности и проявления
В результате стихийного увлечения Интернетом мы имеем на сегодняшний день довольно широкую картину социальных, педагогических и психологических девиаций в социализации современной молодежи и подростков. Все более настоятельной является необходимость изучить его влияние на социализацию личности подростка. Процесс социализации неразрывно связан с общением и деятельностью людей в реальном и онлайновом времени в связи с вхождением нового поколения в интернет-пространство. Каждая личность может выносить из объективно одинаковых ситуаций свой социальный опыт, как позитивный, так и негативный. Социализация подростка осуществляется в ходе его деятельности, которая в этом возрасте включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Таким образом, особенности социализации личности в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса. Д.В. Ярцев, исследуя социализацию современного подростка, указывает на следующие ее особенности. 1. У него затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социальных отношений. Причиной служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и как следствие ослабление воспитательной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка. 2. Он не спешит создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитает более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения. 3. Он стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность, как правило, не удовлетворяется в силу множества различных причин. Интернет-технологии создают условия для более раннего по сравнению с предыдущим поколением включения подростка в социальную деятельность: компьютер - современное орудие труда, современное орудие производства, которым он уже владеет. посредством Интернета он может участвовать в экономической, культурной, политической, научной жизни общества. В компьютеризированной деятельности у него формируются свойства человека-деятеля, что связано с очень высоким уровнем процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля при «переводе» практической задачи на язык компьютерных технологий. Все это способствует более раннему овладению социальными видами деятельности подростками, активно включенными в компьютеризированную деятельность. Влияние информационных технологий на личностное развитие не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой интернет-аддикции существует возможность развития отдельных способностей, Я-концепций и мотивационной сферы в целом. Особый интерес представляет собой такое явление, как «игры с идентичностью», или экспериментирование с самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство Интернета, задающее ситуацию безопасности, - анонимность. Другие свойства Интернета - пространственно-временная неограниченность коммуникации и легкость визуализации ипостасей личности - создают предпосылки для интенсификации общения на личностном уровне. Оказывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности, способности к деятельности, компьютеризированная деятельность может подавлять сферу межличностного взаимодействия, ограничивая реальные социальные контакты. Чрезмерное пребывание за компьютером в ущерб всему остальному, трудности в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия и познавательных процессов, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью компьютерных технологий, приводят к упрощению системы отношений «человек-человек» у подростков, включенных в компьютеризированную деятельность. В личностном развитии у них преобладают характеристики человека-деятеля и плохо развиты свойства человека-субъекта социальных взаимоотношений. Они менее осведомлены обо всех тонкостях человеческих взаимоотношений, все происходящее склонны оценивать логически, рационально, с помощью мыслительных операций, что не всегда приемлемо для межличностных отношений. Нечеткое осознание компонентов эмоционально - чувственной сферы при восприятии другого свидетельствует о низком уровне погруженности в данную сферу человеческого бытия в целом, вырождении ее регулятивной функции. В организации межличностного...

Похожие материалы:

Реферат: Связь мотивации достижения успеха и тревожности в раннем юношеском возрасте

Курсовая работа: Акцентуации характера в юношеском возрасте

Контрольная работа: Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте

Курсовая работа: Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

Курсовая работа: Семья как институт социализации личности