Курсовая работа: Образ идеального отца у подростков в полных и неполных семьях
В связи с изменениями, происходящими в последние десятилетия в гендерной системе и, следовательно, в системе отцовско-материнских ролей, существенно возрос интерес исследователей к феномену отцовства, который ранее изучался отечественной психологией лишь фрагментарно.
Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024
Скачать работу 'Образ идеального отца у подростков в полных и неполных семьях':
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме исследования образа отца в отечественной и зарубежной научной литературе
.1 Семья как основа развития целостной личности ребенка
.2 Психологические особенности подросткового возраста
.3 Особенности развития подростка в полной и неполной семье
.4 Роль отца в социализации детей
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование образа идеального отца у подростков в полных и неполных семьях
.1 Методики исследования и характеристика групп испытуемых
.2 Результаты исследования и выводы
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В связи с изменениями, происходящими в последние десятилетия в гендерной системе и, следовательно, в системе отцовско-материнских ролей, существенно возрос интерес исследователей к феномену отцовства, который ранее изучался отечественной психологией лишь фрагментарно.
Огромное значение в становлении ребенка, его развитии, формировании качественных характеристик играет семья - факт, который не надо доказывать. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть матерью, отцом, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые "видит" мир, пытается его осознать и понять. Это делает семью важнейшим инструментом социализации ребенка - "семья закладывает фундамент личности", - отмечает известный чешский демограф и социолог К. Витек [9, с. 104].
Отец, также как и мать, является одной из ключевых фигур в жизни ребенка. Он вносит большой вклад в его воспитание, в развитие его способностей, приобретение им различных навыков. Отец, в силу значимости его роли, не может быть заменен никем другим без ущерба для ребенка. Не случайно даже дети, приписывающие своим отцам негативные характеристики, воспринимающие их отношение, как враждебное, отчужденное, все равно говорят, что отец - это тот человек, в котором они сильно нуждаются, которого они любят и ненавидят одновременно.
Роль и функции семьи в наши дни существенно подрываются ростом неполных семей, а самой распространенной проблемой появления данной семьи в последнее время является развод. Таким образом, в условиях разрушения родовой системы общества и семьи, разрушаются традиционные отношения, изменяются исторически сложившиеся типы мужчины и женщины, отца и матери, поэтому проблема образа родителей, и в частности образа отца, в воспитании подростка приобретает особую актуальность и важность.
Отношения ребенка с отцом не заканчиваются, конечно, и после развода. Отец психологически всегда присутствует в семье. Даже если ребенок долго не видит отца, тот продолжает для него существовать в качестве "внутреннего объекта", в форме "образа", некого символа или мифа, как, кстати, и для матери. Пусть представление о нем, как и его психическая ценность в сознании ребенка изменились, но образ отца все равно продолжает жить. Но то, какой будет репрезентация отсутствующего отца (позитивная или отрицательная), зависит именно от матери, для которой же ребенок волей-неволей на всю жизнь также остается "репрезентантом" ее прошлого и его отца.
В подростковом возрасте решается одна из наиболее важных проблем - полоролевой идентификации. Как показывают исследования, именно отец является главным фактором полоролевой идентификации подростков. Для мальчика отец важен как образец, которому можно следовать, в противном случае у него может развиться "диффузия идентичности". Но если для мальчика отец важен как прямой образец для подражания, то для девочки он является "вдохновляющим" фактором, побуждающим ее осваивать женские образцы поведения.
Известно, что образ является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентирующей его в конкретной ситуации, направляющей на достижение поставленной цели. В образ человека включается обобщенное знание о данной категории людей.
А.А. Соловьева выделяет следующие аспекты представления и восприятия ребенком-подростком своего отца: "образ реального отца" - представление подростка о своем отце, "образ идеального отца" - представление подростка об идеальном, желаемом отце, "образ себя как отца - представление подростка о том, каким он будет отцом и как себя видит в этой роли [7, с. 92].
Несмотря на признание значимости фигуры отца в развитии подростков (и мальчиков, и девочек), особенности представления об отце, влияние образа отца на самосознание подростка остаются еще недостаточно изученными. При этом следует отметить, что образ отца у ребенка из неполной семьи экспериментально практически не исследован
С учетом актуальности вышеизложенного и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования "Образ идеального отца у подростков в полных и неполных семьях".
Объектом исследования является образ отца, а предметом - образ идеального отца в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования - образ идеального отца у подростков определяется типом семьи, в которой они развиваются и воспитываются.
Цель исследования: изучить образ идеального отца в полных и неполных семьях. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
. Провести теоретический анализ литературы по проблеме:
1.1.изучить семью как основу развития целостной личности ребенка;
1.2.осветить психологические особенности подросткового возраста;
.3.рассмотреть особенности развития подростка в полной и неполной семье;
.4.раскрыть роль отца в социализации детей.
2. Провести экспериментальное исследование образа идеального отца у подростков в полных и неполных семьях.
3. Проинтерпретировать и проанализировать полученные результаты.
База исследования: данное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 7, 43. В эксперименте принимали участие 15 учащихся из полных семей и 15 учащихся из неполных семей. Общее количество испытуемых составило 30 человек, средний возраст испытуемых - 12-14 лет. Исследованные подростки по полу распределились относительно равномерно.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2.Аналитико-интерпретативные методы:
а) анализ продуктов жизнедеятельности, который заключался в анализе социальных паспортов классов, карт обследования семей;
б) анкета "Образ идеального отца", разработанная автором квалификационной работы и его научным руководителем;
в) модифицированная методика Ч.Э. Осгуда "Семантический дифференциал";
г) модифицированный вариант теста М. Партленда "20 утверждений";
д) сравнительный анализ;
е) контент-анализ.
Практическая значимость данной работы: результаты данного исследования могут быть использованы в своей дальнейшей работе преподавателями педагогики и психологии вузов, аспирантами, слушателями факультетов повышения квалификации, студентами, психологами, социологами, а также психологами, специфика работы которых связана с образом отца в полных и неполных семьях.
Структура курсовой работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении раскрыта актуальность исследуемой темы, освящены цель, предмет, объект исследования, выдвинута гипотеза, представлены задачи, методы исследования и охарактеризована группа испытуемых, практическая значимость данной работы. Теоретическая часть состоит из одной главы, в которой изучена семья как основа развития целостной личности ребенка; освещены психологические особенности подросткового возраста; рассмотрены особенности развития подростка в полной и неполной семье; раскрыта роль отца в социализации детей. В практической части представлен обзор используемых методик, а также результаты исследования, их анализ, сделаны выводы. В заключении сформулированы окончательные выводы, к которым мы пришли в результате изучения теоретической и исследования в практической части работы. Также представлен библиографический список литературы, изученной и использованной в ходе данного исследования. Приложение содержит бланки методик, ответы испытуемых.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме исследования образа отца в отечественной и зарубежной научной литературе
.1 Семья как основа развития целостной личности ребенка
Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [36, с. 102].
Как социальный институт, семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие [9, с. 98]:
вступление в брак - образование семьи;
начало деторождения - рождение первого ребенка;
окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
"пустое гнездо" - вступление в браки выделение из семьи последнего ребенка;
прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, выступает семья. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
В силу глубокой специфичности семьи, ее воздействие на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.
Необходимость семейного воспитания объясняется следующим: семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо "проводником" его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям; ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию; представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения кругозора и опыта; вместе с тем, семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные "подсистемы", что позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их [40, с. 312].
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи [25, с. 134]:
"нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей;
"пополненная семья" - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
"смешанная семья" является "перестроенной" семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
"семья родителя-одиночки" является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
Процесс развития ребенка немыслим без усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. Социализация - это "процесс вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщение его к системе социальных связей" [32, с. 187].
В семье на процесс социализации детей влияет ее тип. В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей. Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья.
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины.
В наши дни роль и функции семьи существенно подрываются ростом неполных семей. Неполной семьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях.
По данным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья - неполная. В семьях без одного или обоих родителей живут более 5 млн. детей, или 13 % от общей численности детей до 18 лет. Однако более детальный научный анализ статистических данных показывает, что в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовении и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи [27, с. 237].
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно, такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь, можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающих чужих детей на правах опеки.
Ниже подробнее рассмотрим некоторые причины возникновения неполных семей.
Основная причина их увеличения - развод. В настоящее время около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак. В среднем на каждые пять зарегистрированных браков расторгается три. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, прожившие вместе менее пяти лет. Здесь следует особо отметить такой момент: до недавнего времени статистика свидетельствовала, что семья с несколькими детьми распадалась намного реже, чем с одним ребенком. Отец в такой семье принимал более активное участие в ее жизни, в уходе за детьми и в их воспитании. Однако в последние годы появились новые тенденции. Теперь наличие большого числа детей не всегда удерживает родителей от развода, как это считалось ранее. Дети теперь не являются столь значительным препятствием при разводе. Значение имеет не столько их количество, сколько их возраст. Вероятность развода низка только в семьях, имеющих малолетних детей [39, с. 148].
Кроме того, другой причиной роста неполных семей является увеличение числа детей, рожденных женщинами, не состоящими в зарегистрированном браке. В последние годы одинокие зрелые женщины в возрасте 40 лет и выше, сознательно делают выбор в своей жизни "родить для себя". В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. На сегодня каждый третий ребенок воспитывается в материнской неполной семье [там же]. Тогда как отсутствие обоих или одного из родителей, дефицит их внимания отрицательно сказывается на развитии ребенка.
Итак, в результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает в качестве основы развития целостной личности ребенка. Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
При этом роль и функции семьи в наши дни существенно подрываются ростом неполных семей, которая сталкивается с рядом трудностей при выполнении функции социализации детей. Каждым тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст имеет определенные общие для всех индивидов задачи и трудности их выполнения помимо индивидуальных. Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение материально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы. Подростковый возраст - это возраст формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал либо по непосредственному указанию старших - учителей и родителей,- либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Качественное своеобразие мотивов и потребностей, возникающих в подростковом возрасте, определяется, по сути, теми задачами развития, которые должны быть решены человеком на этом возрастном этапе для обретения им статуса взрослости.
В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. У младшего подростка идеалом обычно служит какой-либо конкретный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств. Чаще всего это родители, учителя, товарищи, герои любимых книг и кинокартин. У подростков старшего...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков из полных и неполных семейКурсовая работа: ОБРАЗ ОТЦА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Курсовая работа: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Курсовая работа: Связь школьной тревожности подростков с их представлениями об особенностях воспитательного процесса в их семьях