Курсовая работа: Образ учителя профессионала в сознании старшеклассников

Актуальность исследования. Потребность человека в передаче накопленного опыта и знаний подрастающему поколению возникла еще на этапе первобытнообщинного строя. А, следовательно, зачатки педагогической деятельности начали формироваться очень давно. Как правило, роль наставника выполняли люди, которые в силу возраста или физического состояния уже не могли принимать участия в активной жизни племени (охота, боевые столкновения), но при этом, накопившие большой жизненный опыт.

Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024


Скачать работу 'Образ учителя профессионала в сознании старшеклассников':


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С.Пушкина
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ им. академика И.П.ИВАНОВА
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
Образ учителя профессионала в сознании старшеклассников
Дурдыева Регина
г. ПУШКИН 2015
Оглавление
Введение
. Категория «образ» в современной психологии
.1 История развития представлений о категории «образ»
.2 Определение категории «образ»
.3 Основные виды и функции образов
. Образ человека как итог социальной перцепции
.1 Понятие перцепции, социальной перцепции
.2 Факторы социальной перцепции, оказывающие влияние на формирование образа человека
.3 Я-образ как основа структуры личности
.4 Образ другого, его влияние на успешность совместной деятельности
. Я-концепция, её содержание
.1 Я-образ
.2 Самооценка
.3 Критерии самооценки
.4 Психологическое пространство личности
. Опытно-экспериментальное исследование образа учителя профессионала в сознании старшеклассников
.1 Методология и программа исследования
.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Потребность человека в передаче накопленного опыта и знаний подрастающему поколению возникла еще на этапе первобытнообщинного строя. А, следовательно, зачатки педагогической деятельности начали формироваться очень давно. Как правило, роль наставника выполняли люди, которые в силу возраста или физического состояния уже не могли принимать участия в активной жизни племени (охота, боевые столкновения), но при этом, накопившие большой жизненный опыт. Уже в древние времена роль «учителя» отводилась наиболее мудрому, наиболее опытному представителю племени. И с этого момента начинает формироваться представление, общественное мнение об образе учителя, наставника, человека, к которому предъявлялись особые требования, который наделялся особыми качествами. Безусловно, эти требования изменялись, приобретали свою специфику на разных этапах исторического и культурного развития того или иного общества. Однако в исторической памяти человечества сохранялись наиболее существенные характеристики, которые формировали и закрепляли некое целостное представление, формировали целостный «образ учителя».
Как уже было сказано, значение самого слова «учитель» первоначально не было связано с профессиональной деятельностью, с получением специального образования, не отражало институционально закрепленных требований и характеристик. Учитель - это, прежде всего, духовный наставник, человек, духовно и нравственно находящийся выше остальных, а, следовательно, несущий людям новые знания, иногда данные ему свыше, имеющие божественное начало. Учителем признавался тот, кто имел свое учение, мог привлечь сторонников, учеников.
Именно на данном этапе формирования «образа» закрепляется представление об Учителе, с одной стороны, как о неком символе мудрости, знания, примера для подражания, а с другой - человека, обладающего властью над своими учениками. Такое представление, в свою очередь, формирует отношение к учителю: уважение, почитание, а порой и боязнь наказания с его стороны.
Особым моментом в процессе культурно-исторического формирования и трансформации «образа учителя» является возникновение института образования. То есть, тогда, когда понятие учитель закрепляется по отношению к человеку, получившему образование в специально созданном учебном заведении (учительские семинарии, учительские институты, а позднее, педагогические вузы). С этого времени «образ учителя» приобретает не только духовное, но и социальное значение, а процесс его формирования осуществляется как бы по двум каналам. Первый - институциональный, отражающий необходимые требования, предъявляемые государством к учителю и, фиксируемые в научно-педагогической литературе. Второй - обыденный, отражающий общественное мнение и отношение к учителю в повседневной жизни.
Цель исследования: выявить особенности формирования образа учителя-профессионала в сознании старшеклассников.
Исходя из цели, в данной работе поставлены следующие задачи исследования:
. Охарактеризовать теоретические подходы к исследованию образа в психологии и педагогике.
. Раскрыть значение образа человека как результата социальной перцепции;
. Эмпирическим путем выявить качественные характеристики образа профессионального учителя в понимании учащихся старших классов.
Объект исследования - образ учителя-профессионала как результат социальной перцепции.
Предмет исследования - образ учителя-профессионала в сознании старшеклассников.
1. Категория «образ» в современной психологии
.1 История развития представлений о категории «образ»
Проблема образа в психологической науке является одной из центральных и принадлежит к числу фундаментальных. Одной из первых категорий в психологии является образ. Данная категория стала ведущей при изучении познания. Категория психического образа изначально выступала в качестве основы представлений о душе и сознании. Сознание - это прежде всего знание субъекта об окружающем мире и самом себе. Знание сообщает нечто о предмете, внешнем по отношению к тому, кто владеет этим знанием. В категории образа представлена реальность, которая существует независимо от мыслей о ней и степени ее освоения человеческим умом [21].
Изучение проблемы образа впервые было освещено в трудах античных мыслителей. Первыми шагами было разграничение двух существенно различных разрядов психических образов - сенсорного и умственного (чувственного и мыслимого). Античная мысль выработала два принципа, лежащие и в основе современных представлений о природе чувственного образа, - принцип причинного воздействия внешнего стимула на воспринимающий орган и принцип зависимости сенсорного эффекта от устройства этого органа [21].
В учении Демокрита была положена гипотеза об «истечениях», о возникновении ощущений в результате проникновения в органы чувств материальных частиц, испускаемых внешними телами. При соотношении сенсорного и умственного - умственный образ ставился выше чувственного. Демокрит среди самих чувственных продуктов выделял две категории: а) цвета, звуки, запахи, которые, возникая под воздействием определенных свойств мира атомов, ничего в нем не копируют; б) целостные образы вещей («эйдола»), в отличие от цветов воспроизводящие структуру объектов, от которых они отделяются. Следовательно, представление Демокрита об оболочках («эйдола»), непрерывно отделяющихся от вещей и тем самым «заносящих» в органы чувств структурные подобия этих вещей, выступило первой причинной концепцией восприятия как целостного чувственного образа. Эта концепция пользовалась большой популярностью у естествоиспытателей еще долгие годы.
Также проблема образа была рассмотрена в теориях античных философов - Платона и Аристотеля. Платон рассматривал образ как отражение материального мира, копия копии идеи (а не первичные принципы), пребывающей в вечности. Платон полагал, что образы в жизни человека могут играть как положительную, так и отрицательную роль: в положительном смысле они помогают сохранить опыт, в отрицательном - способствуют подмене реальности иллюзией, заставляя принимать копию за оригинал [14].
Во времена средневековья Августином и Фомой Аквинским образ определялся как копия, отражение «истинного» источника смысла - божественного идеала, недоступного человеку. Джордано Бруно рассматривает образ с иной стороны, определяя его как продукт воображения. Признает образ изначальной творческой силой, действующей внутри человеческой природы. Позднее в эпоху нового времени Дэвид Юм в своей теории под образом понимал как оставшуюся в уме копию пережитого, впечатление, спрятанное в недрах сознания. Ассоциативные цепи образов составляют знание, которое организуется посредством психологических закономерностей (сходством, непрерывностью, идентичностью и т.д.).
Иммануил Кант утверждал, что необходимым условием любого знания является процесс формирования образа, поскольку разум и чувство являются производными процесса воображения. Он рассматривает процесс создания образа трансцендентно по отношению к разуму и придает образу значение источника смысла, творящего начала, позволяющего человеку познавать реальность [14]. В связи с этим в философии перестали рассматривать психические образ как копии или копии копий, образам стали приписывать роль творческого начала, они стали выступать как источники смысла и нашего ощущения бытия и реальности. На научном этапе развития психологии впервые категория образа была освещена в рамках структурализма. По мнению Эдвард Брэдфорд Титченера образы являются одним из основных элементов сознания наряду с ощущениями и эмоциональными состояниями. «Образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом - например, происходящие в нашей памяти» [27, с. 126].
Психоаналитическое направление также оказало влияние на развитие категории образа. Зигмунд Фрейд, исследуя природу бессознательного и его роль в психическом развитии, обращается к анализу психических образов, которые в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром, отражая его подводные течения и коллизии. Фрейд рассматривает образы как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений. Основными методами в психоанализе выступают метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений, где в основе заложена работа с образами, которая позволяет отследить проявление бессознательного в психической жизни. Таким образом, в рамках психоанализа хорошо очерчивается природа и специфика образа в психической реальности.
Карл Густав Юнг, развивая основные теоретические положения психоанализа, находит радикально новый взгляд на проблему образа. В отличие от Фрейда, который рассматривает образы как психические копии инстинктов и влечений, Юнг представляет образы в качестве первичных активных феноменов душевной жизни.
Образ - это тот мир, в котором разворачивается опыт. Образ - первичный феномен, автономная активность души, способная как к созданию, так и воспроизведению [21].
1.2 Определение категории «образ»
Образ понимается как «репрезентация в уме не присутствующего объекта или события» [25, с. 327].
Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой «картинки в голове», «проекции сцен из реального мира».
В системе когнитивных характеристик процесса переработки информации категория образа раскрывается в контексте понятий «мысленные образы» и «распознавание образов». В рамках гешталь-психологии образ выступает как основа восприятия и является ведущей категорией. Данное направление изучало психику с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривался как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.
В теоретико-методологическом контексте категория образа рассматривается в рамках теории отражения, согласно которой образ представляет собой отражение какого- либо объекта, предмета или события. Это теоретическое положение является основополагающим для понимания образа и представлено практически во всех его определениях [13].
В соответствии с теорией отражения, способность психики - отражать реальную действительность - охватывает все уровни психической организации: от сенсорно- перцептивного до интеллектуального и - шире - уровня сознания. Каждому уровню отражения соответствует специфичный образ, выполняющий определенные функции в психической организации человека [6].
Н.И. Конюхов определяет образ как форму отражения объекта, явления в сознании, субъективную картину мира, строящуюся в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями и зависящую от системы значений, которыми оперирует субъект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления - понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений - воли, эмоций, установок, мотивов и т.д. [12].
Одними из первых стали изучаться перцептивные образы, получаемые в процессе восприятия. Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как отмечает И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений. Перцептивный образ возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, он получил название «чувственный образ».
По мнению Б.Ф.Ломова, «воспроизведение образа в психическом пространстве происходит за счет пространственной развертки временной последовательности восприятия элементов предмета» [3, с. 14].
Следовательно, образ представляет собой взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, средство, благодаря которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его. Именно в пространственных терминах описаны основные свойства чувственного образа: предметность, объективированность, субъективность. Б. Г. Ананьев в своей работе о предметности образа писал так: «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа» [10].
С.Л. Рубинштейн считает, что образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует [23, с. 34].
Под образом в собственном смысле надо понимать отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания. По мнению Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломова и В.А. Пономаренко, образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование - это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены [10].
В концепции Д.А. Ошанина центральным понятием является психический образ. По мнению автора, образ - это любое отражение объекта как системы [19].
Соответственно изучение образа сводится: к описанию структуры образа как отраженной структуры объекта; к анализу структуры образа относительно структуры объекта; к исследованию соотношения двух структур: отражаемой в образе структуры объекта и структуры образа, отражающего объект. Информация об объекте структурирована в образе иерархически и расположена на разных уровнях наглядности и конкретности, и осознанности, а между различными уровнями существуют стойкие функциональные и структурные взаимозависимости.
Таким образом, анализируя различные подходы к проблеме категория образа, следует заметить, данная категория, начиная с античных времен, прошла длительный путь своего развития и практически все время находилась под пристальным вниманием исследователей различных научных направлений и школ. В рамках теории отражения образ позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека.
Рассматривая образ как взаимосвязь внешнего и внутреннего мира, его можно охарактеризовать с помощью таких свойств как предметность, объективированность, субъективность. Следовательно, образ - это системное образование, которое характеризуется многомерностью и многоуровневостью.
1.3 Основные виды и функции образов
Перцептивные образы являются основой для возникновения более сложных по своей структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти. При этом структура образа объекта может быть изменена, так как одни его признаки выходят на первый план, усиливаются, другие редуцируются. Другими словами, происходит схематизация перцептивного образа [22].
Галлюцинация - это образ внутреннего происхождения, который кажется столь же действительным, ярким и внешним, как и восприятие объекта. Этот эпизод почти всегда считается непроизвольным переживанием, а не результатом преднамеренного процесса мышления. Галлюцинации происходят в любой сенсорной модальности. Больные шизофренией, например, чаще сообщают о слуховых галлюцинациях, чем о зрительных. Не все галлюцинации неприятны, и некоторые люди получають большое удовольствие, и даже приходят в восторг, от своих видений. Галлюцинации возникают в любом состоянии сознания, в том числе при полном бодрствовании.
Различение псевдогаллюцинаций и галлюцинаций, с одной стороны, и псевдогаллюцинаций и мысленных образов с другой, впервые провел Кандинский и пересмотрел Седман. Часто наблюдается клинический «промежуточный» тип феномена, при котором образы очень реалистичны, но нет того чувства реальности, которым обладают галлюцинации. Некоторые пациенты могут колебаться в описании своего опыта между галлюцинациями и псевдогаллюцинациями или между псевдо- галлюцинациями и мысленными образами. Пока псевдогаллюцинации не будут субъективно локализованы во внешнем окружении или, если они спроецированы вовне, не приобретут чувство реальности, они более интенсивны и непреодолимы, чем мысленные образы. Подходящим критерием их различения, возможно, является реакция субъекта: даже когда человек не верит, что образ реален, и даже если образы качественно отличаются от действительного восприятия, эмоционально он реагирует на них так, как если бы они были реальными. Возможно, эта эмоциональная реакция тесно связана с общим свойством псевдогаллюцинаций: они возникают вопреки действиям воли и, несмотря на попытки отогнать их, не рассеиваются сразу же.
Мысленный образ - обычный компонент психической жизни. Его яркость может варьировать от сравнительно слабой до очень сильной, но, по определению, мысленные образы всегда локализованы внутри. Содержание может варьировать от фантазии до визуализации логических задач в геометрии. Поэзия, например, часто вызывает последовательность ярких мысленных образов.
Память на образы не всегда точная. Эпизод образного переживания, когда он происходит, может быть осознан как мысленный образ, а припоминание этого эпизода, вновь рассматриваемое позднее, может быть оценено как образ, производный от восприятия. Это можно назвать «ретроспективной галлюцинацией» или просто ошибкой памяти. В некоторых состояниях сознания память настолько расстроена, что ошибки ретроспективной оценки возникают довольно часто.
Бессознательный образ. Это выглядит как противоречие в терминах: если образ не...

Похожие материалы:

Реферат: Кроссгендерный образ жизни

Курсовая работа: Образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза

Реферат: Вербальная агрессия старшеклассников

Реферат: Вегетарианство как образ жизни

Самостоятельная работа: Характеристика понятия «Здоровый образ жизни». Значение ЗОЖ в жизни современного человека