Курсовая работа: Образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза
В курсовой работе мы раскроем и дадим ответ на вопрос о том, каким себе представляют образ успешного преподавателя студенты старших курсов вуза. Данная тема актуальна, т.к. она касается каждого студента. Мы хотим, чтобы перед нами предстал наш «идеал» преподавателя и только тогда у нас проявится интерес к его предмету.
Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024
Скачать работу 'Образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза':
Оглавление
Введение
Глава I. Проблема социальной перцепции в психолого-педагогической литературе
.1 Понятие «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции
.2 Особенности восприятия преподавателей студентами
Выводы по I главе
Глава II. Понятие «успешного преподаватель» и его характеристика в научной литературе
.1 Сущность понятия «успешный преподаватель»
.2 Сравнение характеристики успешного преподавателя у разных отечественных психологов и педагогов
Выводы по II главе
Глава III. Эмпирическое исследование образа успешного преподавателя у студентов старшекурсников
.1 Подготовка к исследованию и описание метода исследования
.2 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы по III главе
Заключение
Литература
Введение
В курсовой работе мы раскроем и дадим ответ на вопрос о том, каким себе представляют образ успешного преподавателя студенты старших курсов вуза. Данная тема актуальна, т.к. она касается каждого студента. Мы хотим, чтобы перед нами предстал наш «идеал» преподавателя и только тогда у нас проявится интерес к его предмету.
В настоящее время актуализируется проблема соотнесенности деятельности преподавателя высшей профессиональной школы с потребностями общественного развития. Возрастают требования к уровню компетентности преподавателей, умению контактировать с аудиторией, их общей культурной образованности и индивидуально-личностным качествам. Студенты привыкли давать оценку образу преподавателя уже с момента его первого появления в аудитории. У них вырисовывается некое представление о том, успешный перед ними преподаватель или неуспешный. Определенное мнение складывается из целого набора личностных внешних и внутренних качеств человека, причем ценность того или иного качества для каждого студента будет разной, потому что мы знаем, каким именно для нас должен быть успешный преподаватель. Причем от курса к курсу количество ценных для нас в успешном человеке качеств может существенно измениться. В основном это происходит между первым и вторым курсами обучения, когда студент входит в состояние привыкания к определенным требованиям преподавателя и к его профессионально-личностным качествам. Этим и обусловлен выбор темы курсового исследования.
Цель исследования - выявить образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза.
Задачи:
1.Уточнить сущность понятия «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции.
.Раскрыть сущность понятия «успешный преподаватель», рассмотреть степень изученности проблемы на основе научной литературы.
.Провести исследование среди студентов старших курсов в форме анкетирования.
.Систематизировать и проанализировать данные исследования.
.Сделать выводы по раскрытой проблеме.
Гипотеза: старшекурсники благосклонны к положительной оценке тех профессионально-личностных качеств преподавателя, которые имеют направление по отношению к личности студента.
Объектом исследования являются студенты старшего курса вуза.
Предметом изучения является образ успешного преподавателя в представлении студентов старших курсов вуза.
Глава I. Проблема социальной перцепции в психолого-педагогической литературе
.1.Понятие «социальная перцепция», механизмы социальной перцепции
Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен в 1947 году Джеромом С. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность. Почти с самого начала исследований социальной перцепции в этом значении было установлено, что термин не в состоянии обозначить весь круг возникающих проблем, например при восприятии одним человеком другого. Коль скоро мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в определенном смысле угадываем черты его личности, то мы тем самым выходим за пределы строго перцептивного процесса, как минимум включаем в него и процессы мышления. Поэтому достаточно давно именно в области изучения социального восприятия был предложен термин «социальное познание».
В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.
В русском языке за термином «познание» кроется очень многое: не только размышление по поводу визуально воспринятого, не только оценивание его (что включает и эмоции), но и мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от такого взаимодействия. Как увидим в дальнейшем, к этому добавилась и потребность понять причины поведения воспринимаемого [4].
Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того, создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Рефлексия - механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения с людьми познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас.
Идентификация - процесс интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей) в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобления ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия - способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.
Аттракция - это особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.
Симпатия - это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения.
Каузальная атрибуция интерпретация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов.
1.2 Особенности восприятия преподавателей студентами
Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом, и успешность такого взаимодействия. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия обучаемыми педагога, результатом которого является отношение к предметам и, конечно же, степень усвоения учебного материала.
В отечественной и зарубежной психологии всегда было актуальным исследование специфики и характера взаимодействия в системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент». Несомненно, что с учетом специфики такого социального института как педагогический вуз, характер взаимодействия во многом будет определяться доминирующим стилем педагогического руководства, стратегиями межличностного взаимодействия, уровнем развития коммуникативной культуры преподавателя и студента, психолого-педагогическим мастерством и др.
Педагоги выступают коллективным субъектом, носителем и передатчиком культурного потенциала. Позиция этого субъекта, ответственного за обучение, должна формироваться в определенной атмосфере взаимодействия со студентами, с определенными элементами игры сторон. Такое взаимодействие предполагает особое разделение-объединение взаимодействующих педагогов и студентов.
По мнению С.К. Бондыревой, в психологическом восприятии студентов мир педагогов всегда иной, «взрослый», относящийся к противоположной (при всей глубине доверия и понимания) стороне пространства «игры» обучения. Независимо от личностных свойств отдельных педагогов реальная ответственность за обучение привносит в отношения профессорско-педагогического коллективного субъекта элемент специфического «опекунства» [11]. А со стороны студентов этот коллективный субъект воспринимается как особый, несущий необходимые знания, продукт культуры, отношения иного уровня и т.д. В то же время построение таких субъект-субъектных отношений не должно быть осуществлено на уровне противоречий, противопоставлений, напряжений и диктата. Напротив, важно развить наметившуюся тенденцию углубления доверия, уважения, открытости и коллегиальности отношений при сохранении соответствующих позиций в пространстве взаимодействия в обучении - «позиций, предполагающих не псевдодемократическое заигрывание, а сочетание свободного индивидуального действия во взаимодействии со студентами» [11, с. 203].
Специфика отношений в системе «преподаватель-студент» обусловлена следующими факторами:
. Формальной ситуацией вуза и структурой отношений в нем. В этом случае задействован функционально-ролевой план педагогического взаимодействия, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по общим, ролевым, статусным параметрам. Следует отметить, что общение преподавателя и студентов оказывается более эффективным, если исполнение ролевых предписаний богаче ожиданий партнера-субъекта;
. Неформальными межличностными отношениями. В этом случае в процессе педагогического взаимодействия за основу взят личностный план, где преподаватель и студенты воспринимают друг друга по индивидуальным параметрам личности.
Выводы по I главе
. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом процесс социальной перцепции - это сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностных отношениях и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
. Таким образом, восприятие преподавателя студентами оказывает существенное влияние на характер педагогического взаимодействия и определяет его продуктивный или непродуктивный характер. И вместе с тем само восприятие оказывается под сильным влиянием деятельности, объединяющей студента и преподавателя. В этой связи, необходимым представляется теоретический анализ основных подходов к описанию понятия и содержательных характеристик, демонстрирующих успешность или неуспешность взаимодействия в системе «преподаватель-студент».
Глава II. Понятие «успешного преподаватель» и его характеристика в научной литературе
.1 Сущность понятия «успешный преподаватель»
Еще несколько лет назад слово «успешность» употреблялось не так, как сейчас. Можно было сказать «успешные переговоры», «успешный процесс», но использование словосочетания «успешный человек» было невозможно. В традиционной русской культуре не было культа успеха. Конечно, люди стремились чего-то добиться, но это не считалось основополагающей жизненной ценностью. Сейчас появилось словосочетание «Успешный человек», это говорит о том, русский язык отразил те изменения, которые происходят в нашем сознании, в нашем обществе.
Глагол «успеть» в древнерусском языке имел значения: достигнуть, добиться, помочь, принести пользу, иметь успех, удачу, результат.
Так что же такое успешный преподаватель и успех в его педагогической деятельности?
Здесь хотелось бы разделить успешность на две составляющих: личностную (внутреннюю) и профессиональную (внешнюю) успешность.
Внутренняя успешность - это ощущение удовлетворенности жизнью, полноты самораскрытия, внешняя - профессиональный статус, квалификационная категория и т.п. Успех напрямую связан с потребностями. Успешность понятие относительное, показывающее умение согласовывать материальные, социальные и духовные потребности собственной личности с реальностью. Наверное, ни один педагог не скажет, что он всегда доволен собой, каждым своим днем в учебной деятельности, каждым уроком. Бывают и неудачи, но без них невозможно движение вперед, не будет развития.
На мой взгляд, любой из нас должен стремиться к достижению внутреннего успеха, то есть к достижению удовлетворенности педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Внешний успех, карьеру разумнее рассматривать как побочную цель. Если рассматривать наоборот, то, наверное, можно достичь определенных результатов в карьерном росте, но стать профессионалом-педагогом, который сопереживает, слышит, чувствует, сочувствует другому человеку, невозможно.
Главный залог успеха - это личность педагога. Только личность может повлиять на формирование другой личности, от этого часто зависит и интерес ребенка к учебе. Преподаватель-личность не будет смотреть свысока на студентов, с их мнением он считается.
Слово и мнение студента он ценит, а не только оценивает, мысли его не отвергает, а развивает, пока в них не откроется что-то новое или, наоборот, пока мысль не зайдет в тупик. Преподавателю необходимо быть добрым, строгим, требовательным, справедливым одновременно. Чтобы быть успешным, надо быть самим собой.
Если учитель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, уверен в своем внутреннем успехе, то у него высокая самооценка, он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность учащегося.
.2 Степень изученности темы и сравнение характеристики успешного преподавателя у разных отечественных психологов и педагогов
Вопрос о наборе качеств преподавателя, которые больше ценят студенты, достаточно хорошо освящен.
Так, Смирнов С.Д. утверждает, что если дать общий перечень качеств, которые более всего ценят или отвергают современные студенты в преподавателе, то к числу первых относятся широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость; а к числу вторых - низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность [20, с.244 - 245].
Бодалев А.А. подчеркивает, то поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаимодействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного, игра команд на футбольном поле и т. д.) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты
облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке прежде всего этих компонентов [6, с. 100].
Также проводилось немало исследований на данную тему.
Например, исследования Н.Н.Павелко, Б.А.Бенедиктова и Г.В.Акопова показали, что в личности преподавателя высшей школы студенты высоко ценят человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлеченность, человеколюбие, чувство такта, умение понять другого, общительность. Данные качества оцениваются студентами не меньше, чем умение интересно и содержательно проводить учебные занятия.
При этом субъективные оценки студентов и их требования к преподавателю возрастают от курса к курсу.
Б.А.Бенедиктов определяет следующие требования, предъявляемые к преподавателю вуза, помимо общих психологических требований, содержащихся в профессиограмме: речевая культура, умения и навыки с помощью речи управлять вниманием учащихся, обеспечивать адекватный предмету и целям работы речевой эмоциональный контакт со студентами, умение прогнозировать будущее развитие студентов, представлять, какой должна быть личность студентов в перспективе, знать средства достижения этой цели,...
Похожие материалы:
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Влияние прослушивания музыки разных стилей на психоэмоциональное состояние студентов медицинского вузаРеферат: Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации личности у студентов ВУЗа
Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами
Методический материал: СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ (для студентов 3, 4 курсов стоматологического, педиатрического и медико-профилактического факультетов и 3 курса лечебного факультета)
Курсовая работа: ОБРАЗ ОТЦА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ