Контрольная работа: Общая теория психологического консультирования
Содержание
Основные положения психологического консультирования
Этические принципы психологического консультирования
Структура психологического консультирования
Когнитивные аспекты процедуры психологического консультирования
Эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования
Литература
Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024
Скачать работу 'Общая теория психологического консультирования':
Контрольная работа
Общая теория психологического консультирования
Содержание
Основные положения психологического консультирования
Этические принципы психологического консультирования
Структура психологического консультирования
Когнитивные аспекты процедуры психологического консультирования
Эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования
Литература
Основные положения психологического консультирования
Прежде всего, необходимо определить, что же включено в понятие «психологическое консультирование». Единого чёткого определения этому виду деятельности не существует. На наш взгляд, в любой сфере деятельности психолога содержатся элементы психологического консультирования. В данном пособии консультирование рассматривается как самостоятельная профессия, направленная на оказание психологической помощи тем, кто обращается по поводу своих проблем (личных, семейных, связанных с воспитанием детей, карьерой и другими вопросами). В качестве примера приведём определение психологического консультирования, принятое Палатой Представителей США в 1976 году: консультирование является «процессом, посредством которого обученный консультант помогает индивиду или группе принимать удовлетворительные и ответственные решения, касающиеся личностного, образовательного и профессионального развития» (3).
Говоря о целях консультирования, отмечается, что оно помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению; помогает обучаться новому поведению; способствует развитию личности (5).
Не вызывает сомнения, что основная цель психологического консультирования - это оказание психологической помощи. Но не существует однозначного понимания того, в чём именно и как эта психологическая помощь должна осуществляться. Эта разница определяет различие моделей психологического консультирования.
Наиболее распространёнными моделями психологического консультирования являются педагогическая (основная цель - обучение), диагностическая (основная цель - диагностика), социальная (на первом месте - социальная помощь, влияние на обстоятельства жизни), медицинская (снятие симптомов), психологическая или психотерапевтическая (сфера работы и изменений - личность, общение, характер, эмоции и чувства) (8). В данной классификации психологическая и психотерапевтическая модели пересекаются на основании общности их целей и направленности воздействия. В этом контексте мы считаем, что данные термины могут быть взаимозаменяемыми.
Рассмотрим соотношение основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.
Понятия «психологическое консультирование», «психотерапия», «психологическая коррекция» являются смежными, они дискутируются в литературе (1, 2, 4, 5 и др.), а их разграничение может стать темой отдельной научной работы. Обратимся к их дифференциации. Психологическое консультирование - непосредственная «работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определённым образом построенная беседа» [1, стр. 5]. Консультирование связано с рассмотрением актуальных ситуаций взаимоотношений клиента и направлено на получение клиентом возможности «шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить своё отношение к происходящему и своё поведение» (1, стр. 7). «Психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов» [1, стр. 6].
Разница между терминами «психокоррекция» и «психотерапия» в нашей стране весьма условна и связана с традицией использования термина «психотерапия» лишь в медицине. В международном профессиональном сообществе термин «психотерапия» используется по отношению к методам работы, осуществляемой профессиональными психологами, т.к. подразумевает психологическое, а не медикаментозное воздействие.
Психотерапевтическая помощь основана на более глубоком переформулировании запроса клиента с целью выяснения истоков его жалоб. В работе используются сны, ассоциации, личные смыслы клиента, специальные методики работы, а не только беседа. Вся эта работа ориентирована на анализ глубинных слоёв психики, на более глубокое понимание человеком того, кем он является на самом деле. В психотерапевтическую работу обычно вплетено исследование (или анализ - в зависимости от направления) взаимоотношений между клиентом и психотерапевтом (1, стр. 6-7).
Консультирование и психотерапия отличаются также и длительностью этих видов психологической помощи. Консультирование - это краткосрочная помощь, обычно от одной до нескольких встреч, процесс психотерапии может длиться от нескольких встреч до нескольких лет.
Существенные отличия психотерапии и консультирования связаны с типами обращающихся клиентов. К консультанту может обратиться практически любой человек в затруднённой жизненной ситуации. При этом мотивы обращения могут быть крайне разнообразны: от получения информации и поддержки до помощи в изменении жизненных обстоятельств. Круг клиентов психотерапевта более ограничен. «Идеальный клиент - это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. К чести психотерапии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение времени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определённом смысле становится безграничным» (1, стр.8).
Отличия консультирования и психотерапии основано также на различии в подготовленности работающих в этих профессиях специалистов. Основные требования к психологу-консультанту, на наш взгляд, это психологическое образование и подготовка в сфере психологического консультирования, включающая работу под руководством супервизора. Для получения квалификации по психотерапии значительно больше требований, которые включают в себя медицинское (в нашей стране) и психологическое образование (включающее необходимые знания по медицине и психиатрии), длительное обучение психотерапии, включающее прохождение личной терапии, работа под руководством опытного супервизора.
Рассмотрим, далее, базовые установки консультанта.
Базовые установки консультанта и его определённые состояния - это то, что делает работу консультанта естественной, «очеловечивает» применение им технологий в работе, «спасает» консультанта от «профессионального выгорания». С базовыми установками связан целый комплекс профессионального поведения консультанта, направленного на ориентацию на клиента, его безопасность и комфорт, его жизненные ценности и автономность.
Перечислим основные базовые установки консультанта.
1.Эмпатия - восприятие «через» чувства клиента, через призму его восприятия мира. Обычно эмпатия понимается как способность погрузиться в эмоциональный мир другого человека и переживать его как свой собственный. В контексте отношений с клиентом это означает, что эффективный консультант эмоционально восприимчив и понимает систему культурных взглядов, которой придерживается его клиент, включая особенности его восприятия и познания. Кроме этого, эмпатия предполагает способность вступать в коммуникацию на языке и уровне клиента, как бы находясь в этом его мире - т.е. способность передать и подтвердить своё эмпатическое понимание клиенту.
2.Принятие предполагает безоценочность, отношение к клиенту без желания его «менять», «улучшать», «корректировать». Принятие проявляется в умении консультанта слушать, оказывать поддержку.
.Теплота, заинтересованность и забота по отношению клиенту. Такое поведение проявляется в невербальном выражении заботы о клиенте (улыбка, интонация и др.), в создании для него подходящих для работы условий, человеческом внимании и участии, ориентации на понимание и помощь каждому клиенту.
4.Аутентичность (конгруэнтность самому себе) консультанта. Его способность быть самим собой, естественно взаимодействовать с клиентом, сохраняя базовые установки и применяя различные техники работы. Следствием является позиция равенства и партнёрства по отношению к клиенту, не снимающая определяющую и направляющую роль в работе. Искренностью и непротиворечивостью консультанта определяется кредит доверия, который он получает от клиента.
5.Конфронтация. Отметим, что данная интервенция не имеет ничего общего с личным противостоянием клиенту. Она направлена на обозначение противоречий в высказываниях клиента и призывает клиента к рассмотрению, изменению или контролю определенного аспекта поведения, который в настоящий момент не существует или используется неуместно, не соответствует привычным восприятиям и ожиданиями клиента. Конфронтация направлена помочь клиенту более чётко увидеть реальность и принять на себя ответственность за действия по изменению ситуации. Позитивная, ответственная, осторожная, адекватная конфронтация способствует личностному росту и поощряет непредвзятое исследование себя самого.
Этические принципы психологического консультирования
психологический консультирование эмоциональный этический
Все профессиональные консультанты встречаются в своей практике с многозначными с этической и ценностной точек зрения ситуациями. Не во всех случаях для консультанта оказывается достаточным обратиться к своим жизненным этическим правилам и установкам. Консультанты не в равной степени оказываются готовыми к этическим выборам и оптимальному решению двойственных с моральной точки зрения ситуаций. В связи с этим этические обязательства консультанта обычно описываются в литературе и изучаются при обучении консультантов как свод этических принципов консультирования. Считается, что профессиональное соответствие консультантов в определённой степени связано со знанием и практическим применением ими этических принципов (по 3: Паттерсон (Patterson, 1971), Уэлфел (Welfel, 1998, р. 9).
Во многих странах созданы кодексы профессиональной этики психотерапевта и консультанта-психолога. Обычно они включают следующие основные положения.
1.Обеспечение конфиденциальности.
2.Принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения, личного достоинства и ценностей).
3.Осознание консультантом своей ограниченности.
4.Запрет на двойственные отношения.
Рассмотрим подробнее эти правила.
. Принцип конфиденциальности дискутируется в профессиональной среде консультантов наиболее широко и остро, как в теории, так и в его практическом применении. При этом конфиденциальность рассматривается как обязательство выполнять договорённость с клиентом о том, что информация, полученная в процессе терапии, будет защищена от несанкционированного доступа. Соблюдение принципа конфиденциальности в психологическом консультировании является не только этическим, но и правовым понятием. Принцип конфиденциальности включает также невмешательство в личную жизнь как клиента, так и терапевта; правила ведения документации по консультированию; особенности работы с несовершеннолетними и неправоспособными клиентами; порядок консультаций у других специалистов; проблемы, связанные с исследованием и обучением. В связи с широтой и неоднозначностью широкого круга вопросов, относящихся к этому принципу, понятно, что он не может быть абсолютным. Основными критериями для его применения или не применения служат, во-первых, цели использования информации о клиенте (А), и, во-вторых, условия использования полученной в процессе консультирования информации (Б).
А. В процессе заключения контракта с клиентом (в самом начале консультирования) оговаривается возможность и формы использования информации о нём в профессиональных целях. Сюда относится представление «случая» для супервизирования, предоставление описания встреч для учебных целей или для контроля деятельности консультанта и другое «открытие» информации о клиенте, цели которого оговариваются (обсуждаются) с клиентом.
Б. При выборе условий и обстоятельств использования полученной в процессе консультирования информации критерием являются интересы клиента. Например, при одновременном консультировании разных членов семьи информация о них передаётся с их согласия во имя их блага. Так же, как и в первом случае, в ходе заключения контракта с клиентом последний информируется о возможных обстоятельствах, при которых не соблюдается конфиденциальность.
Бесспорно, существуют границы соблюдения конфиденциальности, они описаны в литературе (Р. Кочюнас, Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) и др.:
1.Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.
2.Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.
.Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.
.Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).
.Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).
.Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
.Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.
Наиболее часто в литературе указываются следующие условия и обстоятельства, ограничивающие соблюдение принципа конфиденциальности в консультировании (5):
1.Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
2.Преступные действия, совершаемые над несовершеннолетними (насилие, развращение, инцест и др.).
.Необходимость госпитализации клиента.
.Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
2.Второй принцип, принцип автономности, относится к типу отношений консультанта и клиента и постулирует соблюдение личных прав и свобод клиента. Он включает, прежде всего, профессиональную ответственность консультанта по отношению к его клиентам и их благополучию, например уважение особенностей клиента. Такое отношение проявляется на всех этапах консультирования, в каждой интервенции консультанта по отношению к клиенту: то, как консультант представляется, то, как он обращается к клиенту, как заключает с ним контракт на консультирование. Предоставление клиенту исчерпывающей информации об условиях консультирования, возможности выбирать направление и способы работы в процессе консультирования, ознакомление его с тем, что будет происходить и каковы границы конфиденциальности - всё это создаёт взаимные уважительные и доверительные отношения с клиентом. В этом случае у него не возникнет ощущения, что с ним что-то делают, что им манипулируют.
3. Третий этический принцип консультирования - осознание консультантом своих границ. Он сконцентрирован на вопросах, относящихся к ответственности консультанта по поводу своей профессиональной компетенции. Он может касаться вопросов рекламы и экспертизы, профессиональных полномочий и ответственности перед обществом. В целях повышения осознанности этих вопросов консультанту рекомендуется делиться своим опытом с коллегами, работать с супервизором. При этом важно также отслеживать взаимное влияние консультанта и клиента. Консультант должен уметь определять меру помощи, которую может оказать клиенту. При недостаточной компетентности консультант обязан обращаться за помощью и супервизией к более опытным коллегам и в отдельных случаях даже отказаться от консультирования.
Практикующий консультант, как и любой другой человек, не может претендовать на совершенство, он по-своему ограничен. Он не может рассчитывать на отличный результат с каждым клиентом. Как пишет Кочунас, «Честно говоря, с некоторыми клиентами вообще невозможно работать. Да и не нужно. Цель консультанта - не стать специалистом по разрешению всех проблем, а помочь конкретному клиенту принять на себя ответственность за собственные проблемы. Не следует забывать, что какой бы ни была проблема - неудачи в школе, алкоголизм или семейный конфликт, - понять ее можно только при анализе переживаний человека. Обязанность консультанта - понять клиента, а не найти ответы на вопросы, которые ставит перед клиентом жизнь».
Понимая свою ограниченность, в рамках уже первой встречи ему следует решить, будет ли он продолжать работу с данным клиентом. В том случае, если консультант чувствует себя некомпетентным решать поднятые клиентом проблемы, либо проблемы клиента требуют специализированной помощи, или дальнейшей работе могут мешать еще какие-нибудь причины (например, личные), клиента направляют к другому консультанту. Наиболее частые причины направления клиента к коллегам, по мнению специалистов, следующие:
1.Консультант не компетентен решать проблему, изложенную клиентом.
2.Различия личностей консультанта и клиента настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультативный контакт.
.Клиент является другом или родственником консультанта. С ним трудно установить и продолжительное время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование.
.Клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.
.После нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении (Кочунас: George и Cristiani (1990)).
3.Следующий этический принцип - запрет на двойственные отношения. Как показывает практика, консультирование своих родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов нецелесообразно. Это связано с существующим в двойных отношениях конфликтом интересов и со сложностью разграничивать двойные отношения. Также это связано с развитием в отношениях клиента и консультанта явлений переноса и контрпереноса (подробнее они рассматриваются в следующем разделе пособия). Понимая специфику этих явлений и их влияние на такие «специальные» отношения, которыми оказываются отношения консультанта и клиента, можно понять, что переход границ «специальных» отношений в другой тип отношений, с одной стороны, нарушает их целительный характер, их «лабораторность», необходимую для исследования в их контексте проблем клиента. И с другой стороны, переход отношений «консультант-клиент» в личные или деловые приводит к тому, что они становятся...
Похожие материалы:
Реферат: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯКурсовая работа: Общая теория конфликта К. Боулдинга
Реферат: Особенности психологического развития детей с недостатками речевого развития
Контрольная работа: Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога
Реферат: Общая рецептура