Реферат: Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно - исторический феномен, подверженный влиянию общественных норм и ценностей [3, С. 142].
Дата добавления на сайт: 18 мая 2025
Оптимизация детско-родительских отношений как психологическая проблема
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно - исторический феномен, подверженный влиянию общественных норм и ценностей [3, С. 142]. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время процесс изучения семейной жизнедеятельности и проблем детско-родительских отношений, как одного из главных условий благополучного развития детей, является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации, а так же имеет основную роль в ходе планирования и реализации государственной системы социальной поддержки семьи.
Цель исследования: изучение оптимизации детско-родительских отношений как психологической проблемы. Задачи исследования: 1) определить общую оценку подростка качества взаимоотношений его с родителями и пронаблюдать характер данного влияния на детско-родительские отношения; 2) предложить рекомендации для оптимизации сложившихся детско-родительских отношений.
Изучение детско-родительских отношений осуществлялось у 40 подростков МОУ СОШ №37 Сульфата из разных классов: 8 классы - 16 человек (6 девочек и 10 мальчиков), 9 классы - 18 человек (8 девочек и 10 мальчиков), 10 классы - 6 человек (4 девочки и 2 мальчика) в возрасте от 14 до 16 лет. В ходе исследования проводилась методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) [2, С. 114-121] в виде опросника с 116-тью вопросами, объединенных в 5 групп из 19 шкал.
В результате было получено, что в целом по 20 шкалам у 77,5% семей, по мнению подростков, наблюдается не соответствие норме качества отношений данных детей с родителям по большинству шкал; и лишь у 22,5% семей, по мнению подростков, наблюдается соответствие норме. Данные результаты подтверждают, что в семьях, где общая оценка подростком качества отношений с родителями ниже нормы, детско-родительские отношения характеризуются наличием эмоциональной дистанции, авторитарности и неадекватности образа ребенка, а так же отсутствием сотрудничества и поощрения автономности.
По мнению подростков, в средней степени, детско-родительские отношения характеризуются такими критериями как, осведомленность родителя о делах и интересах подростка (30,8%), требовательность по отношению к ребенку (26,7%), контроль со стороны родителя (25,7%) и другие. В меньшей степени детско-родительские отношения характеризуются такими характеристиками как, применение наказаний к детям (8,2%), враждебность и доброжелательность в отношениях с супругов (9,2%), конфликтность в отношениях между родителями и детьми (12,3%), и другие.
Так же, в результате факторного анализа мы выделили два независимых фактора, а именно положительный полюс первого фактора определят такое качество как «эмоциональное принятие»; отрицательный - «эмоциональное не принятие». Выделение данных факторов обусловлено тем, что эмоциональное принятие или не принятие, наличие или отсутствие эмоциональной связи являются одними из ключевых моментов детско-родительских отношений. Например, при наличии эмоциональной неудовлетворенности в отношениях возможно появление у подростков различных форм социально-психологической дезадаптации, что в свою очередь может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, в частности: эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, страхи, тревожность [1, С. 114-121].
Далее, были выявлены средние значения показателей оценок шкал опросника у матери и отца, в ходе, которой были получены следующие результаты (таблица 1):
Таблица 1. Средние значения показателей характеристик блоков шкал матери и отца (M±m)
Блоки шкал опросника | p | Средние значения | |
Мать | Отец | ||
Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка (принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция) | 0,034 | 21,85±2,66 | 20,31±2,57 |
Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия (сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности) | 0,024 | 18,58±7,21 | 17,55±6,72 |
Блок контроля (требовательность, мониторинг, контроль, авторитарность, особенности оказания поощрений и наказаний) | 0,217 | 16,63±5,67 | 15,59±5,08 |
Блок противоречивости / непротиворечивости отношений (непоследовательность, неуверенность) | 0,062 | 16,86±0,23 | 16,35±0,14 |
Дополнительные шкалы (удовлетворение потребностей, неадекватность образа ребенка, отношения с супругом, общая удовлетворенность, шкала ценностных ориентации) | 0,081 | 16,16±7,03 | 15,29±6,07 |
Таким образом, различия по средним значениям обнаружены при оценке всех 5 блоков шкал, т.е. по мнению подростков, оценка критериев шкал для матери и для отца различны. Соответственно, у родителей качественно различные отношения к наказанию и поощрению, разные эмоциональные отношения между родителями и подростками и др.
Была произведена проверка достоверности взаимосвязи шкал для матери и отца (таблица 2):
ребенок подросток родительский отношение
Таблица 2. Средние значения, показатели достоверности и корреляции характеристик блоков шкал у матери и отца (M±m)
Корреляции | p | Средние значения | ||
Мать | Отец | |||
эмпатия | 0,239 | 0,067 | 22,42±4,662 | 20,50±5,720 |
эмоциональная дистанция | 0,588** | 0,000 | 18,95±3,816 | 17,65±5,366 |
принятие решений | 0,480** | 0,002 | 21,00 ±4,338 | 19,40±4,787 |
конфликтность | 0,422** | 0,007 | 7,85±3,043 | 7,60±3,365 |
мониторинг | 0,279 | 0,081 | 22,22±4,838 | 19,30±6,305 |
сотрудничество | 0,283 | 0,077 | 22,17±4,766 | 21,15±5,347 |
авторитарность | 0,354* | 0,025 | 16,78±4,440 | 15,73±5,028 |
непоследовательность | 0,334* | 0,035 | 17,03±4,135 | 16,45±4,690 |
неадекватность образа ребенка | 0,513** | 0,001 | 16,70±4,794 | 16,32±5,356 |
враждебность в отношении с супругом | 0,337* | 0,034 | 7,28±2,810 | 7,33±3,075 |
общая удовлетворенность отношениями | 0,204 | 0,208 | 22,63±4,965 | 20,30±6,760 |
поощрение | 0,247 | 0,124 | 12,00±2,612 | 11,13±3,220 |
наказание | 0,011 | 0,944 | 7,80±2,198 | 7,82±2,659 |
удовлетворение потребностей | 0,276 | 0,084 | 23,20±4,381 | 21,53±5,948 |
доброжелательность в отношении с супругом | 0,790** | 0,000 | 11,00±3,305 | 10,98±3,301 |
принятие | 0,332* | 0,036 | 24,17±4,314 | 22,78±5,925 |
контроль | 0,246 | 0,125 | 20,67±5,976 | 19,70±6,305 |
поощрение автономности | 0,408** | 0,009 | 23,27±3,803 | 22,02±4,959 |
требовательность | 0,509** | 0,001 | 20,33±3,347 | 19,85±3,971 |
неуверенность | 0,272 | 0,090 | 16,70±3,107 | 16,25±4,313 |
Таким образом, статистически достоверные различия обнаружены при оценке шкалы осведомленность родителя о делах и интересах подростка.
На основании полученных результатов исследования нами выделено наличие эмоциональной недостаточности в детско-родительских отношений подростков. В тоже время, у родителей отсутствует четкая система запретов и ограничений, родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания и идут у него на поводу. Соответственно, у таких детей эмоциональная сфера характеризуется слабой способностью дифференцировать собственные эмоции. В связи этим необходимо разрабатывать рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений с целью развития эмоциональной сферы подростков и их родителей.
Библиографический список
ребенок подросток родительский отношение
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. - СПб.: Речь, 2004. - 464 с.
. Прохорова О.Г. Основы семьи и семейного консультирования. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
Похожие материалы:
Курсовая работа: Нарушение детско-родительских отношений как основа формирования наркозависимости
Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию подростка как психологическая проблема
Курсовая работа: Теоретические подходы к проблеме нарушения детско - родительских отношений как причине девиантного поведения подростков