Курсовая работа: Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи

Психологические исследования тревожности дошкольников в отечественной психологии играют важную роль. На каждом этапе развития общества на возникновение тревожности у детей влияют различные факторы. В данной работе рассмотрены социальные причины и внутренние факторы детской тревожности на основе исследований психологов Э. Эриксона, З. Фрейда, В. Леви, В.С. Мухиной.

Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024


Скачать работу 'Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи':


Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями речи как психолого-педагогическая проблема.
.1 Состояние проблемы коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи в психолого-педагогической литературе
.2 Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе
.3 Модель психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников с нарушениями речи
Вывод по I главе
Глава II. Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи
.1 Этапы, методы, методики исследования
.2 Характеристика выборки и анализ результатов эксперимента
Вывод по главе II
Глава III. Осуществление экспериментальной работы по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи.
.1 Разработка и реализация программы коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи
.2 Психолого-педагогические рекомендации по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи.
Вывод по III главе
Заключение.
Список литературы
Введение
Психологические исследования тревожности дошкольников в отечественной психологии играют важную роль. На каждом этапе развития общества на возникновение тревожности у детей влияют различные факторы. В данной работе рассмотрены социальные причины и внутренние факторы детской тревожности на основе исследований психологов Э. Эриксона, З. Фрейда, В. Леви, В.С. Мухиной.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, но и обязательный уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации, нравственной позиции. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных, сложных проблем психологии и педагогики.
Детям в дошкольном возрасте нужно научиться управлять широким спектром своих эмоций. Одни из них как радость, любовь и гордость - доставляют удовольствие. Другие же - гнев, страх, тревога, ревность, разочарование и боль - приятными никак не назовешь.
Кроме того, дети должны находить свои собственные способы разрешения противоречий, возникающих в процессе развития. Им нужно научиться действовать, сознавая свою зависимость от других, и устанавливать отношения с людьми, обладающими властью над ними. Вместе с тем им необходимо научиться поступать, следуя чувству независимости или автономии - сильному побуждению действовать самостоятельно, занимать господствующее положение в своем материальном и социальном мире, быть компетентным и добиваться успеха. По мнению Э. Эриксона, дети, которым не удается разрешить эти ранние психосоциальные противоречия, в дальнейшем могут испытывать затруднения при попытках справиться с похожими проблемами [16]. В настоящее время нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства тревоги. В каждом человеке скрыты богатейшие возможности, которые могут позволить ему преодолеть любые трудности и ощутить радость свободной и осмысленной жизни, и, которые так часто остаются нераскрытыми. В основе всех этих нарушений лежат общие психологические механизмы, важнейшим из которых является механизм тревоги [19].
Проведено достаточное количество исследований, которые доказывают, что основы личности закладываются в дошкольном периоде жизни.
В этом возрасте появляются представления ребенка о своем «Эго» и стремление сохранить и защитить его целостность. Стремление быть принятым социумом и неумение устанавливать желаемые отношения с окружающими вызывают чувство тревоги у ребенка.
Нас, как педагогов, заинтересовала проблема детей, испытывающих повышенную тревожность.
На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части детей старшего дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности. Этот факт предопределяется целым рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия, при которых можно осуществлять коррекцию тревожности у детей в возрасте 5-6 лет.
Актуальность проблемы исследования. Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. Так же работа обусловлена недостаточностью исследования по данной теме, и повышенным уровнем тревожности у дошкольников. Именно в дошкольном возрасте происходит ¾ развития способностей. Тревожность, в свою очередь, тормозит психофизическое развитие ребенка.
Объект исследования - тревожность дошкольников.
Предмет исследования - коррекция тревожности дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза:
Коррекция уровня тревожности у дошкольников возможна при реализации модели, которая включает 2 блока, индивидуальный (релаксация, сказка терапия, игра, изотерапия) и групповой.
Цель: Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи.
Задачи.
.1 Раскрыть понятие «тревожности» старших дошкольников.
.2 Рассмотреть возрастные особенности развития тревожности старших дошкольников.
.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников.
. Организовать и провести исследование по изучению тревожности старших дошкольников.
.1. Определить этапы, методы и методики исследования.
.2. Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать полученные результаты диагностики.
. Провести экспериментальную работу по проведению психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников.
.1. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников.
.2. Проанализировать полученные результаты коррекционной работы.
.3. Разработать практические рекомендации родителям и педагогам по коррекции тревожности старших дошкольников.
Методы исследования:
Теоретические (теоретические анализ, интерпретационные методы, обобщение, моделирование, целепологание).
Эмпирические (эксперимент, беседа, наблюдение). Диагностические методики: (Методик ««Кактус» М.А. Панфиловой, тест на тревожность ребёнка Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М., тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо").
Статистические (методы обработки данных, Т-критерий Вилкоксана)
эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
База исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 308 компенсирующего вида г. Челябинска. В исследовании принимали участие дети в количестве 10 человек
Глава I. Психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями речи как психолого-педагогическая проблема
.1Состояние проблемы коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи в психолого-педагогической литературе
Рассмотрим, состояние проблемы коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи в психолого-педагогической литературе
Данная проблема в том, что именно в этот период детства тревожность ведет к внутри личностному дискомфорту ребенка, что, в свою очередь, влияет на поведение ребенка в коллективе (ребенок либо замкнут, пассивен, либо привлекает внимание к себе агрессивностью, капризами и пр.).
Психологические исследования тревожности дошкольников в отечественной психологии играют важную роль. На каждом этапе развития общества на возникновение тревожности у детей влияют различные факторы. В данной работе рассмотрены социальные причины и внутренние факторы детской тревожности на основе исследований психологов Э. Эриксона, З. Фрейда, В. Леви, В.С. Мухиной.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности [5].
В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах [8]. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. [65].
А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. [6].
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р.С. Немова: “Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”.
Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что “широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: тревожность характера и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом.
По определению А.В. Петровского: “Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [1].
Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина. Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.
Рассмотрим основные подходы в изучении тревожности в зарубежной психологии.
Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений - инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании “либидиозной энергии”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [17].
А. Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:
Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок.
К таким же результатам может привести и избалованность. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность - требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому и в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда - необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.
В теории К. Хорни главные источники тревоги являются результатом неправильных человеческих отношений. К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.
С. Салливен известен как создатель “межличностной теории”. Ученый считает, что ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Так, у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных отношений.
С. Салливен утверждает, что возникнув в раннем возрасте, тревожность, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится “центральной потребностью” и определяющей силой его поведения.
Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм. Он считает, что в эпоху средневекового общества человек не был отчужден от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги. [18].
Психологические проявления тревожности
В работах Р. Кеттела , Л.Н. Собчик , Ч.Д. Спилбергера, Х. Хекхаузена и Л.Т. Ямпольского отмечается, что люди с высокими показателями тревожности характеризуются возбудимостью, высокой эмоциональностью, стремлением избегать неудач и неуверенностью в отношении новых видов деятельности. Они чрезвычайно чувствительны и впечатлительны, причем чаще в отношении предстоящих событий. Переживания тревожных людей включают состояния напряжения, озабоченности, беспокойства, предчувствие личной угрозы, чувство некомпетентности и недовольства собой. Они демонстрируют избыточную самокритичность и чувствительность по отношению к критике в свой адрес [52. с. 67].
В исследовании Е.Б. Ковалевой предложена более детальная дифференциация уровня детской тревожности, в сочетании с вероятными видами тревожности:
Высокий уровень тревожности - данному уровню соответствует личностная или разлитая во всех сферах жизненных ситуациях тревожность;
Повышенный уровень тревожности - проявляется в двух видах тревожности:
ситуативная (избирательная) - повышенная тревожность отмечается преимущественно в одной сфере жизненных ситуаций общения ребенка;
комбинированная - повышенная тревожность возникает в двух и более сферах жизненных ситуаций общения ребенка;
Средний или оптимальный уровень тревожности - этот уровень соответствует адаптивной тревожности, необходимой ребенку для эффективной адаптации в социальной среде;
Низкий уровень тревожности - указывает на отсутствие или недостаточную тревожность, которая обуславливает слабую адаптивность ребенка в различных психотравмирующих ситуациях [5, с. 34].
В нашем исследовании мы изучали возрастные страхи детей старшего дошкольного возраста, руководствуясь разработками В.М. Астапова, А.И. Захарова и А.М. Прихожан, а также использовали классификацию уровней тревожности в сочетании с ее видами (личностная, ситуативная, комбинированная, адаптивная, недостаточная) Е.Б. Ковалевой [5, с. 76].
Исследования A.M. Прихожан доказывают, что на развитие тревожности дошкольников оказывают страхи взрослых, вызванные происходящими макросоциальными изменениями в обществе и фиксируемыми психологами с начала 1990-х годов. В настоящее время родители приобрели "новые" страхи, связанные с боязнью собственной несостоятельности, боязнью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне, боязнью природных катаклизмов, глобальных катастроф и нехватки денег. Подобные страхи родителей вызывают аналогичные "зеркальные" страхи у детей, которые отрицательно влияют на чувство защищенности и разрушают его [51, с. 34].
Л.М. Костина, Е. Савина и Н. Шанина утверждают, что тревожность детей в возрасте 5-7 лет связана с характером взаимоотношений ребенка и родителей. Эмоциональное отвержение и неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в ласке и защите [57, с. 3].
Н.В. Имедадзе отмечает, что тревожность у детей дошкольного возраста вызвана неблагоприятным характером внутрисемейных отношений (излишний протекционизм родителей и опека; условия, сложившиеся после появления в семье второго ребенка; низкая приспособленность ребенка - неумение одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать) [63, с. 23].
По мнению Е.Б. Ковалевой, в дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности бывают нарушения детско-родительских отношений. В более зрелом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера [57].
Переживания страха у ребенка могут быть вызваны несколькими факторами, как социального, так и биологического характера. Изард К. указывает, что причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналами опасности. Такими сигналами, по мнению автора, являются: присутствие чего-то угрожающего; отсутствие чего-то,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

Курсовая работа: Развитие речи старших дошкольников

Курсовая работа: Игровая деятельность дошкольников с нарушением речи

Реферат: Влияние семейного воспитания на формирование самооценки дошкольников с нарушениями слуха

Квалификационная работа: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКА