Контрольная работа: Основы гендерной психологии

На сегодняшний день одним из современных направлений психологии является становление новой отрасли научных знаний - гендерной психологии, занимающейся изучением личностных характеристик мужчин и женщин, выявлением различий между психологическими характеристиками по полу.

Дата добавления на сайт: 06 сентября 2024


Скачать работу 'Основы гендерной психологии':


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт психологии
Кафедра психологии образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы гендерной психологии»
вариант: 1
Выполнил: Вагина Т.В.
Группа: Ир - 211С ПСО
Екатеринбург 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Задание 1
.1 Теоретический анализ понятий
.2 Основные положения женской теории Джин Бейкер Миллер
Задание 2. Анализ материалов Первой Всемирной конференции по положению женщин в Мехико в 1975 году
Задание 3. Описание и анализ проявления гендерного поведения в сфере семьи
Задание 4. Тренинг гендерного самоопределения
.1 Характеристика тренинга
.2 Содержание тренинга
Задание 5. Психодиагностическое исследование маскулинности - фемининности подростков
.1 Организация и проведение исследования
.2 Характеристика методики исследования
.3 Анализ и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одним из современных направлений психологии является становление новой отрасли научных знаний - гендерной психологии, занимающейся изучением личностных характеристик мужчин и женщин, выявлением различий между психологическими характеристиками по полу.
Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определенной культуры [10, с. 58].
Психологические исследования в этой сфере знания посвящены сравнительному изучению личностных характеристик мужчин и женщин, выявлению различий между психологическими характеристиками по полу, обоснованию целесообразности взаимного дополнения мужских и женских социальных ролей, подтверждение теории о традиционных эталонах мужественности и женственности для формирования «правильной» половой идентичности.
В настоящее время политика государства опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Поэтому жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного воспитания, которое основывается на всестороннем учете интересов обоих социально-половых групп общества.
Понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования.
Предметом исследования становится социальное воссоздание гендера и как конструируется гендер через институты социализации, разделения труда, семью. Основные составляющие такого подхода - это гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации.
Ключевыми проблемами гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах жизненного цикла.
Цель исследования: изучение особенностей гендерной идентичности подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу на предмет особенностей гендерной идентичности.
2. Выявить особенности гендерной идентичности подростков.
3. Установить уровень выраженности и значимые различия в проявлениях маскулинности - фемининности с использованием методики Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности.
. Разработать тренинг гендерного самоопределения для младшего подросткового возраста (12-14 лет).
Эмпирическое исследование с целью изучения маскулинности - фемининности подростков проводилось в МКОУ «Школа № 10» г. Ирбита. В исследовании приняли участие 12 учащихся 7 класса, из них 6 девочек и 6 мальчиков. Возраст участников от 13 до 14 лет.
Задание 1
.1 Теоретический анализ понятий
Гендер - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека [7, с. 49].
Гендер - (англ. hender пол) 1. различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2. термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей [8, с.73].
Гендер - если пол человека (sex) определяется биологически, то гендер (gender) представляет собой культурную и социальную конструкцию. Таким образом, существует два биологических пола (мужской и женский) и два тендера (маскулинный и фемининный) [2, с. 91].
Гендерная идентичность - это особый вид социальной идентичности, существующий в самосознании человека наряду с профессиональной, семейной, этнической и другими идентификациями. Гендерная идентичность относится к числу наиболее стабильных идентификаций человека и, как правило, не подлежит выбору [14, с. 117].
Гендерные индикаторы (гендерно-чувствительные индикаторы) - это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени [4, с. 87].
Гендерно-ролевой стресс - состояние нервного напряжения, возникающее, когда индивиду трудно поддерживать стандарт традиционной гендерной роли, или он вынужден проявлять поведение, характерное для противоположной гендерной роли [4, с. 93].
Маскулинность - совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных- самца от самки) [7, с. 236].
Андрогиния - личностная черта людей, успешно сочетающих в себе и традиционно мужские и традиционно женские психологические качества [15, с. 28].
Андрогиния - совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт [2, с 40].
1.2 Основные положения женской теории Джин Бейкер Миллер
В работе Джин Бейкер Миллер «К новой психологии женщины», вышедшей в 1976 г., был предложен новый взгляд на психологию женщины, поставивший под сомнение основные концепции традиционных теорий. Вместе с другими исследовательницами Кэрол Гиллиган и Джудит В. Джордан было выяснено, что главной движущей силой в жизни женщины является стремление к общению, взаимности, отзывчивости, создана новая схема изучения жизненного опыта человека - в контексте его отношений с другими. В структуре психологии женщины Миллер исследовала три основные темы: культурная среда, отношения и пути личностного роста. В свете нового подхода традиционные психологические понятия нуждаются в пересмотре - в частности, значение слова «зависимость». Оно является положительным качеством, необходимым для здорового психологического развития и личностного роста. Независимость и самостоятельность слишком высоко ценятся в современном обществе, а это неминуемо ведет к девальвации человеческих отношений, которые не могут по-настоящему существовать без взаимности и доверия.
Задание 2. Анализ материалов Первой Всемирной конференции по положению женщин в Мехико в 1975 году
Первая Всемирная конференция по положению женщин была созвана в Мехико в 1975 году, объявленном «Международным годом женщин» с целью напомнить мировому сообществу о том, что дискриминация в отношении женщин оставалась нерешенной проблемой во многих странах мира. Период 1976-1985 годы по требованию конференции и при поддержке ООН был объявлен «Десятилетием женщин ООН». Эти события положили начало всемирному диалогу с целью улучшения положения женщин.
Конференция в Мехико должна была привлечь внимание международного сообщества к необходимости разработки целей, эффективных стратегий и планов действий по улучшению положения женщин. Для этого участники Генеральной Ассамблеи определили три ключевые задачи, ставшие впоследствии основными направлениями работы ООН по решению проблем женщин: полное гендерное равенство и ликвидация дискриминации по признаку пола; вовлечение женщин в процесс развития и их полноправное участие в этом процессе; увеличение вклада женщин в укрепление мира во всем мире.
Участники конференции приняли Всемирный план действий - документ, намечающий основные направления деятельности правительств и мирового сообщества на следующие десять лет по решению этих ключевых задач. Планом действий была определена программа-минимум до 1980 года, основной задачей которой было обеспечение равного доступа женщин к таким сферам, как образование, занятость, политическая деятельность, здравоохранение, обеспечение жильем, питание, планирование семьи.
Такой подход обозначил перемену в отношении к женщинам, начавшуюся в начале 70-х годов. Если раньше женщины воспринимались как пассивные получатели поддержки и помощи, то в тот период к ним стали относиться как к полноценным и равным партнерам наравне с мужчинами, с равным доступом к ресурсам и возможностям. Такая же перемена происходила и в подходе к процессу развития: от бытовавшего ранее мнения о том, что развитие служит прогрессу женщин - к новому пониманию того, что само развитие невозможно без полноправного участия женщин.
Участники конференции призвали правительства разработать национальные стратегии и определить цели и приоритеты для обеспечения равноправного участия женщин в процессе развития. В дополнение к уже существующему Отделению (в настоящее время Департаменту) по улучшению положения женщин, в ходе конференции в Мехико было инициировано создание в системе ООН Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин и Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Женщинами также был организован параллельный Форум неправительственных организаций. Между собравшимися на Форуме женщинами возникли острые разногласия, отразившие политические и экономические реалии того времени. Так, женщины из стран социалистического блока проявили наибольшую заинтересованность в вопросах мира, в то время как женщины из стран Запада делали акцент на равенстве, а женщины из развивающихся стран отдали приоритет проблемам развития. Тем не менее, форум инициировал процесс, который впоследствии помог консолидировать женское движение, ставшее к концу Десятилетия женщин ООН подлинно интернациональным, а также помог НПО открыть пути сотрудничества с ООН и обеспечить участие женщин в процессе выработки политики ООН.
Изучив и проанализировав материалы Первой Всемирной конференции по положению женщин в Мехико в 1975 году, можно сделать выводы, что она явилась опорной точкой для мероприятий по улучшению положения женщин:
. На основе плана действий Первой Всемирной конференции, Генеральная Ассамблея ООН объявила Международное десятилетие женщины.
. В 1979 году принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
. Создан комитет независимых экспертов, деятельность которого заключается в обзоре осуществления Конвенции, обсуждении представленных докладов и составлении рекомендаций правительствам в отношении дальнейшего улучшения деятельности.
Задание 3. Описание и анализ проявления гендерного поведения в сфере семьи
Недавно по TV закончился сериал «Великолепный век».
В сериале описана жизнь семьи султана. Султан - правитель, занимается планированием походов, вступает в войны, захватывает земли. В его дворце живет его мать, которая является смотрительницей гарема и следит за всем, что происходит во дворце, также во дворце живет сестра султана, его жены и наложницы. Все они занимаются воспитанием детей и поддержанием порядка во дворце. Во дворце существует строгое разграничение на мужскую и женскую половину дворца. Родившихся мальчиков матери воспитывают до 7 лет, затем мальчики отдаются в мужскую часть дворца, с ними занимаются учителя, уча их грамоте, умению сражаться на саблях, а также навыкам правления. Девочки остаются с матерями до момента замужества.
Я считаю, что в этом сериале присутствуют проявления гендерного поведения, так как идет четкое разграничение мужских и женских обязанностей. Мужчины - воины, завоеватели, они ходят на войну, добывают средства для содержания своей семьи. Женщинам же вменяется в обязанности ждать мужей с войны, заниматься воспитанием детей, контролировать слуг и наложниц. Женщина никогда не присутствует на правительственных советах, то есть ей нет места в политике, она не занимается вопросами государства, строительства, не решает материальные проблемы.
Таким образом, проанализировав фильм, можно сказать, что здесь присутствует гендерный стереотип, связанный с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли - профессиональные, для женщин - семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство.
Задание 4. Тренинг гендерного самоопределения
Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников в период младшего подросткового возраста (12-14 лет).
4.1 Характеристика тренинга
Гендерное самоопределение играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если самосознание дисгармонично и несогласованно, человек может страдать от эмоциональных реакций отвержения или неприятия своего или другого пола. В основе гендерного конфликта лежит представление о полярности мужественности и женственности, закрепленное в период ранней социализации в семье. Эта «ложная дилемма» влияет на самооценку, самоуважение, коммуникативную компетентность, удовлетворенность браком. Гендерные роли и стереотипы общества также делают поведение человека менее гибким. Ведь общество конструирует гендерные различия таким образом, что мужское автоматически маркируется как приоритетное, а женское - как вторичное и подчиненное.
Практика тренинга гендерной идентичности включает групповую дискуссию, где в атмосфере психологической безопасности обсуждаются реальные гендерные отношения участников.
Цель программы: развитие и рост личностных качеств, повышение коммуникационной компетентности подростков.
Задачи:
формирование представлений о сущности своего и иного пола;
развитие установок, необходимых для успешного взаимодействия полов;
формирование психологических умений и навыков общения мужчины и женщины.
Программа рассчитана на 10 занятий. Время проведения занятия 90 минут.
Рекомендуется для проведения во внеучебное время (например, время весенних каникул) специалистом (школьным психологом) с подростками 12-14 лет на добровольной основе.
Тематический план тренинга гендерного самоопределения представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Тематический план тренинга
Тема Количество часов
1. Понятие гендер Цель: формирование представления о социально-психологическом содержании понятия «гендер». Задачи: сформировать у участников цель данного тренинга, познакомить участников с понятием «гендер», формирование представления о собственном «Я», осознание своей индивидуальности. Занятие 1 Этап 1. Упражнение «Автобиография». Этап 2. Упражнение «Самопрезентация, или Кто Я?». Этап 3. Мини-лекция. Гендер: определение понятия. Этап 4. Упражнение «Говорящие руки». Этап 5. Групповая дискуссия на тему «Сказочные герои». Этап 6. Завершение занятия. Оценка результатов. Занятие 2 Этап 1. Упражнение «Комплименты». Этап 2. Упражнение «Поезд». Этап 3. Упражнение «Портрет». Этап 4. Упражнение «Я умею, знаю, могу». Этап 5. Упражнение на рефлексию «Клубок». 3
2. Гендерная идентичность Цель: расширить представления участников о понятии гендерной идентичности, ее структуре и закономерностях развития. Задачи: осознание участников своей индивидуальности, повышение самооценки участников, формирование представлений о гендерной идентичности. Занятие 3 Этап 1. Упражнение «Поменяйтесь местами». Этап 2. Упражнение «Постройтесь по росту!». Этап 3. Упражнение «Пирог». Этап 4. Упражнение «Волшебная рука». Этап 5. Упражнение «Аплодисменты по кругу». Занятие 4 Этап 1. Упражнение «Ассоциация со встречей». Этап 2. Упражнение «Счёт до десяти» Этап 3. Составление блок-схемы основных понятий гендерной идентичности. Этап 4. Упражнение «Герб». Этап 5. Упражнение на рефлексию «Клубок». 3
3. Гендерные стереотипы Цель: знакомство участников тренинга с представлениями проблемы отношений полов в обществе. Задачи: сформировать представление о понятии «гендерный стереотип», формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека, сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы. Занятие 5 Этап 1. Упражнение «Связующая нить». Этап 2. Упражнение «Цена стереотипа». Этап 3. Упражнение «Чем мы похожи». Этап 4. Групповая дискуссия на тему «Нужно ли избавляться от гендерных стереотипов?». Этап 5. Упражнение на рефлексию «Горячий стул». Занятие 6 Этап 1. Упражнение «Разминка». Этап 2. Упражнение «Мостик». Этап 3. Упражнение «Мы с тобой одной крови». Этап 4. Упражнение «О ком я говорю?» Этап 5. Завершение занятия. Оценка результатов. 3
4. Гендерные роли Цель: снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин. Задачи: формирование у участников представления о наборе ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола, развитие коммуникативных тактик, развитие навыков самоанализа. Занятие 7 Этап 1. Игра «Атомы». Этап 2. Упражнение «Превращения». Этап 3. Упражнение «Разговор с конца». Этап 4. Дискуссия на тему «Проявления гендерных образцов поведения в реальной жизни». Этап 5. Упражнение «Настроение в цвете». Занятие 8 Этап 1. Упражнение «Переправа» Этап 2. Упражнение 5. «Мозговой штурм» Этап 3. Упражнение «Волшебная лавка». Этап 4. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день». Этап 5. Завершение занятия. Оценка результатов. 3
5. Гендерная социализация Цель: понимание и осознание участниками особенностей гендерной социализации. Задачи: формирование представлений участников о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе, развитие навыков взаимодействия между полами, освоение активного стиля общения и коммуникативных навыков, развитие коммуникативной компетенции. Занятие 9 Этап 1. Упражнение «Кто быстрее?» Этап 2. Упражнение «Вавилонская башня». Этап 3. Дискуссия на тему «Какое распределение ролей мужчины и женщины транслируют нам СМИ (реклама, пресса)?». Этап 4. Упражнение «Завершение предложения». Этап 5. Упражнение «Спасибо за приятное занятие». Занятие 10 Этап 1. Упражнение «Печатная машинка». Этап 2. Дискуссия «Насколько сильно родители влияют на процесс гендерной социализации?». Этап 3. Упражнение «Круг и Я». Этап 4. Упражнение «Карусель». Этап 5. Упражнение «Свеча». 3
Всего 18
Оборудование и материалы
Аудитория, по возможности, должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также место (пространство) для проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона с записью релаксационных композиций. Если вы новичок и недостаточно хорошо знаете участников, то необходимо позаботиться о визитках. Барьеров в общении быть не должно.
4.2 Содержание тренинга
Тема: Что такое гендер
Цель: формирование представления о социально-психологическом содержании понятия...

Похожие материалы:

Реферат: Содержание, развитие и особенности гендерной психологии

Реферат: Основы медицинской этики, психологии, деонтологии; научно-технический прогресс в медицине

Контрольная работа: Методологические основы психологии

Реферат: Задачи, решаемые в области военной психологии

Отчёт по практике: Отчет о производственной практике по психологии