Курсовая работа: Основы теории коммуникации

Так как люди являются существами социальными, коммуникация играет важную роль в жизни каждого человека. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Можно, так же, без преувеличения считать коммуникацию фундаментальной основой существования общества.

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Основы теории коммуникации':


Введение
коммуникация управление психологический
Так как люди являются существами социальными, коммуникация играет важную роль в жизни каждого человека. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Можно, так же, без преувеличения считать коммуникацию фундаментальной основой существования общества.
Нужно понимать, что эволюция человеческой цивилизации, развитие технической, культурной, экономической, социальной и всех других сфер было бы невозможно без этого процесса, свойственного всему живому в нашем мире, а в особенности - людям.
Известно, что с давних времен философы, социологи, политологи, психологи и представители других наук всегда, в той или иной мере, интересовались вопросом о проблемах человеческого общения.
Ведь учитывая то, что коммуникация - это процесс передачи информации, в частности, между людьми (или группами людей), который направлен на какой-то конкретный результат, очевидно, что чем эффективнее будет сам коммуникативный процесс, тем более вероятно, что он приведет к ожидаемому результату.
Низкая эффективность коммуникаций приводит к проблемам в жизни человека и общества. При этом так, как коммуникации пронизывают собой все сферы человеческой деятельности, неэффективный коммуникативный процесс может привести к самым нежелательным результатам. Например, в масштабах конкретного человека, неэффективный коммуникативный процесс может привести к разладам в семье, неудачах на работе, а неэффективная коммуникация в международном масштабе может привести к необратимым последствиям.
Именно поэтому изучение и понимание проблем процесса коммуникации, его эффективности, факторов и путей повышения эффективности является необходимостью для успешной жизнедеятельности современного человека. Актуальность данной курсовой продиктована этой необходимостью.
Цель курсовой работы - изучить эффективность процесса коммуникации, факторов и показателей.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие коммуникации, виды, средства коммуникации
Охарактеризовать цели, функции, модели и показатели эффективной коммуникации
Рассмотреть методы и факторы эффективной коммуникации
Объектом исследования выступает коммуникация.
Предмет исследования - эффективность коммуникации.
Методы исследования: анализ, классификация, синтез
Научную базу курсовой работы составили учебники и статьи, посвященные изучению проблемы эффективности коммуникации. Таких авторов, как Василик М.А., Науменко Т.В., Ганатюк О.Л.

1. Коммуникация: понятие, виды, средства
.1 Понятие коммуникации
Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация - механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (опр. Кули).
Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ.
Впервые в научный оборот понятие «communication» (и «mass-communication») ввел американский социолог Чарльз Хортой Кули (1864-1929) в 20-е гг. прошлого века в работе «Социальный процесс», после этого начался интенсивный процесс разработки концептуальных подходов к осмыслению сущности, природы и особенностей различных уровней, форм и видов социальной коммуникации, или Human communication. Кули определял коммуникацию, как механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, и этот механизм включает в себя все мыслительные символы и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.
Изучением такого явления, как коммуникация занимаются великое множество наук, таких как лингвистика, психология, философия, социология, культурология, риторика и другие.
Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.
Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов. Важно, что коммуникация - не только социальное, но и природное явление, следовательно, ее всестороннее изучение выходит за рамки социологии.
Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.
В связи с тем, что изучением такого явления как коммуникация занимается большое количество наук, на сегодняшний день существует великое множество определений понятия «коммуникация». Среди этого многообразия можно выделить следующие основные значения:
Универсальное. В этом смысле коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира.
Техническое значение соответствует представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных объектов из одного места в другое.
Биологическое понятие коммуникации широко используется в биологии, при исследованиях разнообразных сигнальных средствах общения у животных, птиц, насекомых и прочих существ.
Социальное, используется для описания и характеристики разнообразных связей и отношений, которые возникают в человеческом обществе. В широком смысле социальная коммуникация понимается, как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте. В более узком смысле объектом теории коммуникации является именно социальная коммуникация, как субъект субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.
Сам же процесс коммуникации состоит из нескольких обязательных элементов: адресант, сообщение, код, канал коммуникации и, непосредственно адресат.
Адресант (коммуникатор-источник) формирует сообщение, которое содержит какую-либо информацию (идею, мысль, приказ и др.), и кодирует это сообщение теми или иными знаками. Это могут быть как знаки вербальной коммуникации, так и невербальной. Таким образом сообщение передается получателю в закодированном состоянии.
Код коммуникации представляет собой порядок, сочетание знаков и символов, в виде которых сообщение будет передано получателю по коммуникационному каналу. В свою очередь, канал коммуникации выступает, как материальный носитель процесса передачи информации. Каналы коммуникации бывают естественные (тембр голоса, мимика лица и др.) и созданные (радио, телевидение).
Сообщение, отправленное коммуникатором-источником, передается по каналу в виде кода, а задача адресата получить это сообщение и произвести его декодирование. От того насколько получатель закодированного сообщения правильно декодирует его, будет зависеть успешность коммуникативного процесса.
Таким образом, рассмотрение вопроса об эффективности коммуникации имеет непосредственное отношение к качеству донесения нужной информации до получателя. Зная критерии и факторы эффективности, можно уже на этапе планирования коммуникативного акта выбрать наиболее подходящие и действенные способы его осуществления.

1.2 Виды коммуникации
Коммуникация представляет собой сложный многоэлементный процесс, который включает в себя множество разнообразных видов. Принято выделять следующие виды:
Внешние и внутренние коммуникации
Горизонтальные и вертикальные
Межличностные, групповые и массовые
Вербальные и невербальные
Формальные и неформальные коммуникации
Внешние коммуникации - это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды, зачастую, оказывают большое влияние на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации.
Организации пользуются различными инструментами коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. Например, со своими потребителями организации общаются посредством рекламы. В отношениях с общественностью основное внимание уделяется созданию того или иного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне.
Внутренние коммуникации - это коммуникации, которые происходят, например, внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Также существует коммуникация внутриличностная, которая связанна с самооценкой, самовыражением, поисками смысла жизни и саморазвития каждого отдельного индивида.
Вертикальные коммуникации представляют собой процесс передачи информации с уровня на уровень. Под уровнями нужно понимать социальное положение, должность и др. Наиболее ярким примером вертикальных коммуникаций являются отношения между руководителем и подчиненным, педагога и ученика, родителя и ребенка.
Горизонтальные коммуникации - это коммуникации которые происходят на одном уровне. Например, сверстники, друзья, люди занимающие аналогичные должности.
Особенностью межличностных коммуникаций является то, что они представляют собой процесс одновременного воздействие коммуникантов друг на друга. Межличностная коммуникация подразумевает диалог.
Явление групповой коммуникации возникает прежде всего При непосредственном общении людей в малых группах. Групповой коммуникации присущи такие особенности, как совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации групповое влияние и др.
Массовая коммуникация. В документах Международного симпозиума по правам человека и массовой коммуникации (Зальцбург, 1968) дано следующее ее определение: «массовая коммуникация возникает тогда, когда публичное сообщение передается одновременно численно большой и рассредоточенной аудитории». Массовая коммуникация представляет собой процесс производства и передачи информации большому количеству людей.
О вербальной коммуникации следует сказать, что она представляет собой устное взаимодействие коммуникантов и применяется за счет знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является универсальным средством выражения человеческих мыслей, рассуждений и средством общения.
Невербальная коммуникация понимается, как средство информации, представляющее собой систему невербальных знаков и символов, которые используются для передачи сообщения. Однако, также невербальная коммуникация отождествляется с таким понятием, как невербальное поведение. Под этим понятием следует понимать социально обусловленную систему взаимодействия, в которой, в совокупности, присутствуют непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений и жестов, выражающие личностную неповторимость человека.
1.3 Средства коммуникации
Самым распространенным видом коммуникации между людьми является вербальная коммуникация.
Как известно, средством вербальной коммуникации является язык, который представляет собой систему знаков и реализуется посредством речи. Человеческая речь является универсальным способом передачи информации.
При осуществлении коммуникации с помощью речи искажения информации могут быть обусловлены лингвистическими, экстралингвистическими и акустико-произносительными причинами или графическим обликом сообщения в письменной речи.
Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и другими. Экстралингвистические помехи обусловлены запасом знаний получателя сообщения.
В свою очередь, невербальные коммуникации представляют собой обмен информацией без помощи слов. Средствами невербальной коммуникации выступают жесты, мимика, интонационные акценты голоса и другие.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Во-первых, это обусловлено тем, что с помощью визуального канала люди воспринимают приблизительно 70% информации. Во-вторых, правильное декодирование невербальных сигналов собеседника помогает лучше понимать его эмоции и мысли, а как следствие и сообщения, которые он посылает. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что чаще всего они спонтанны и бессознательны, а значит искренни.
Как упоминалось выше основными средствами невербальной коммуникации являются интонации, жесты и мимика.
Интонации относятся к паралингвистическим невербальной коммуникации, так как громкость, темп, ритм и высоту звука. Кроме паралингвистических существуют экстралингвистические компоненты. К ним относят атипические индивидуальные особенности произношения - речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и другие.
Также средствами невербальной коммуникации является мимика и взгляд. Мимика - координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. К мимике относят все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы, например, покраснение или побледнение.
Говоря о точности восприятия экспрессии лица, необходимо отметить, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, левой и правой половины лица действуют как звенья одной цепи, вследствие чего имеет смысл рассматривать не только их частные характеристики, но и целостную мимическую активность.
Следующим средством невербальной коммуникации являются жесты. Обычно их разделяют на группы:
. Жесты-иллюстраторы (жесты, подкрепляющие сообщение. Иллюстраторами могут быть как движение рук, хотя движение бровей, мимика лица также могут быть иллюстраторами)
. Жесты-регуляторы (кивки, осознанные движения руками и др.
. Жесты-эмблемы (заменители слов, ярким примером является рукопожатие)
. Жесты-адаптеры (связанны с привычками человека, почесывание, теребление волос и другое)
. Жесты-аффекторы (жесты выражающие эмоции)
. Микрожесты
При общении средства невербальной коммуникации способствуют лучшему восприятию информации, помогают выражать эмоции, регулировать процесса коммуникации.
2. Модели, функции и показатели эффективности коммуникации
.1 Модели коммуникации
Модели коммуникационного процесса представляю собой некий алгоритм, познавательную процедуру, которая способствует пониманию того, как реально осуществляются процессы коммуникации. Те или иные модели коммуникационного процесса имеют практическое значение для объяснения уровней, форм и видов социальной коммуникации.
Существуют различные модели коммуникативного процесса: линейные и нелинейные, двухступенчатые и многоступенчатые, циркулярные, диффузные, лингвистические, модели, описывающие массовую и межличностную, вербальную и невербальную коммуникации, рекламные и PR - коммуникации, поскольку существуют различные уровни, формы и виды социальной коммуникации.
Одними из первых моделей коммуникации являются модели речевой коммуникации Аристотеля и Квинтиллиана.
Аристотель в своей работе «Риторика» описал модель речевой коммуникации, которая состоит из следующих элементов: оратор - речь - слушатель. Он полагал, что успешная, т.е. убеждающая речь получается за счет взаимодействия трех компонентов:
Логоса или содержания-то что сообщает оратор, его интеллектуальные качества
Пафоса - эмоциональных переживаний оратора которые отражаются в его словах и жестах
Этоса - комплекса качеств оратора, совокупность которых формирует к нему доверие со стороны слушателей.
Практическая значимость модели речевой коммуникации Аристотеля состоит в том, что она и сегодня может быть использована как руководство для подготовки успешной публичной речи.
Римский оратор Марк Фавий Квинтиллиан создал трактат «Об образовании оратора», в котором обоснованы принципы и описаны технологии красноречия, структура публичной речи, этапы ее подготовки. Он предложил развернутую модель публичной коммуникации, состоящую из следующих элементов:
кто говорит (коммуникатор)
что говорит (сообщение)
какими средствами (канал)
зачем (цели и намерения коммуникатора)
где и когда (контекст)
кому (адресат)
Эта модель использовалась в ораторском искусстве и в системе гуманитарного образовании вплоть до XX в.
Модели Аристотеля и Квинтиллиана можно считать моделями речевой коммуникации, успешной публичной речи, но никакой другой, так как они представляют собой односторонние модели и не подразумевает обратной связи.
В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил модель коммуникации, которая была разработана на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны. Эта модель в равной мере могла быть использована для анализа любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы.
Кто? Сообщает что? По какому каналу'? Кому? С каким эффектом?
Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект
Анализ управления Анализ содержания Анализ средств и каналов Анализ аудитории Анализ результатов
Рис. 1 - Формула Лассуэлла

В 1967 г. на Международной конференции в Индии Лассуэлл дополнил свою формулу-модель следующими элементами: кто, с какими намерениями, в какой ситуации, употребляя какую стратегию, достигает какой аудитории и с каким результатом.
Также одной из наиболее известных моделей коммуникации является модель Шеннона - Уивера. Эта модель основана на аналогии с телефонной связью.

Рис. 2 - модель Шеннона - Уивера
Эта модель коммуникационного процесса впервые включала понятие шумов, или барьеров коммуникации. Модель Шеннона - Уивера позволяет измерять качество передачи информации от источника к получателю и определять те факторы, которые могли повлиять на эффективность коммуникации, а именно - выявлять барьеры, шумы.
Описанные выше модели коммуникации являются линейными, они описывают, как работают однонаправленные коммуникации (те что не подразумевают обратной связи). Примерами линейно коммуникации является реклама, публичные выступления.
Кроме однонаправленных моделей существуют модели двусторонние, которые, в свою очередь, для которой характерна обратная связь.
Примером такой модели коммуникации является модель де Флера. Де Флер учел главный недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - её однонаправленность. Де Флер замыкает цепочку следования сообщения от адресанта до получателя петлей обратной связи, которая повторяет весь путь в обратном направлении.
Также существует так называемая циркулярная (циклическая) модель коммуникации, предложенная учеными У. Шраммом и Ч....

Похожие материалы:

Доклад: Основы теории SELF

Лекция: ОСНОВЫ рационального питания

Реферат: Основы ухода за больными с заболеваниями органров дыхательной системы

Реферат: Проблема развития мышления. Основные психологические теории

Контрольная работа: Методологические основы психологии