Реферат: Основные современные концепции одаренности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТИ
1.1 Изучение явления одарённости в истории психологии и педагогики
1.2 Признаки одарённости
1.3 Формы и виды проявления одарённости
2. ОБЗОР ЗАПАДНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОДАРЁННОСТИ
3. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОДАРЁННОСТИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Концепция одаренности Дж. Гилфорда
3.2 Концепция развития человеческого потенциала Дж. Рензулли
3.3 Рабочая концепция одарённости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Основные современные концепции одаренности':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Реферат
по дисциплине «Работа с одарёнными людьми»
тема: «Основные современные концепции одаренности»
Выполнила:
Макеева Ольга Викторовна
Проверила:
Ветерок Екатерина Владимировна
НОВОСИБИРСК, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТИ
1.1Изучение явления одарённости в истории психологии и педагогики
1.2Признаки одарённости
1.3Формы и виды проявления одарённости
2.ОБЗОР ЗАПАДНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОДАРЁННОСТИ
3.ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОДАРЁННОСТИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Концепция одаренности Дж. Гилфорда
3.2 Концепция развития человеческого потенциала Дж. Рензулли
3.3 Рабочая концепция одарённости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Понятие - одаренность происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Выявление одарённости наиболее благоприятно в детстве. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, это культурный и научный потенциал общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, культура и техника в будущем.
Проблема одаренности привлекала внимание многих психологов за рубежом и в нашей стране. Вопросом одарённости занимались такие известные учёные как Дж. Гилфорд, Н. С. Лейтес, Л.Термен, Дж. Рензулли и др.
В настоящее время число концепций одаренности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж. Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика многофакторные модели одаренности. Этой же точки зрения придерживаются отечественные специалисты (Ю.Д.Бабаева и др.).
В последнее время термин «одаренность» вновь получил общественное признание и стал использоваться в профессиональной литературе. Признание социальной значимости проблемы обучение одаренных детей, безусловно, важный шаг на пути к ее решению.
Целью данной работы является раскрытие основных положений современных концепций одарённости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задач:
1.Дать характеристику и раскрыть сущность понятия одарённость;
2.Рассмотреть основные признаки, виды и формы проявления одарённости;
.Дать обзор основных современных концепций одарённости;
.Рассмотреть содержание отдельных концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной и отечественной психолого-педагогической теории и практике.
.Сделать выводы и заключения по теме.
Источниками для написания реферата послужила научная и методическая литература по педагогике и психологии, а также материалы электронных ресурсов.
одаренность обучение дети
1.СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТИ
1.1Изучение явления одарённости в истории педагогики и психологии
История выявление одаренности, насчитывает много веков. В эпоху Возрождения испанский врач Хуан Уарте устанавливал азы профессиональной ориентации, пытаясь разобраться в механизме зарождения способностей к тому или иному роду деятельности. Позднее английский философ и педагог Джон Локк заложил основы мировоззрения эпохи Просвещения. В XIX веке другой выдающийся англичанин Ф.Гальтон установил высокую роль наследственности в получении талантов и способностей. В Европе и Америке XX века проблема была исследована глубже, но со своими специфическими особенностями. Среди психологов и педагогов велась острая полемика по различным признакам, параметрам, структурным компонентам одаренности. Все это подкреплялось широкой практикой работы с одаренными детьми, что позволило делать более фундаментальные выводы в условиях того периода. Психологические модели одаренности были разработаны Дж.Гилфордом, Дж.Рензулли, П.Торренсом и др. (1)
В начале XX века и в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей. Постепенно в российской педагогике обозначились следующие основные вопросы для острых научных дискуссий:
социальная необходимость выявления и развития одаренности;
определение понятия одаренности;
происхождение и структура одаренности.
Наиболее яркие имена в истории отечественного изучения одаренности - Б.М.Теплов, Н.С. Лейтес, А.Г. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и др.
В 70-е годы психолого-педагогические исследования в области индивидуальных различий переместились в сферу образования. Школы стали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения. Обнаружились дефицит качественных учебников, программ, нехватка средств и т.д. Однако развитие новых технологий, резкое возрастание спроса на людей, обладающим нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, ускорили преобразования в общественной политике.
1.2Признаки одарённости
Признаки одарённости проявляются в реальной деятельности ребёнка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одарённости зафиксированы в её определении и связаны с высоким уровнем интеллектуальной деятельности. Вместе с тем об одарённости ребёнка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
. Наличие специфических стратегий деятельности.
Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
1.Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом - сложное.
. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1.Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2.Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
.Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
.Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
1.3 Виды и формы проявления одарённости
Систематизация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.(1)
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2.Степень сформированности.
.Форма проявлений.
.Широта проявлений в различных видах деятельности.
.Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы - уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы - уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
1.В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
2.В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
.В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
.В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.
.И, наконец, в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
1.Актуальную одаренность;
2.Потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок - это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.). Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
2. ОБЗОР ЗАПАДНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОДАРЁННОСТИ
Современные концепции одаренности ведут свою «родословную» от исследований Ф. Гальтона. Его попытка найти истоки гениальности не в «божественной» предопределенности, а во врожденных способностях знаменует начало научного этапа в исследовании одаренности. (2) В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле разнообразных теоретических направлений:
психофизиологическое направление - ориентировано на изучение корреляционных зависимостей между успешностью решения интеллектуальных задач и показателями функционирования отдельных структур ЦНС (А. Н. Лебедев, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, Т. А. Ратанова, В. М. Русалов, П. В. Симонов, Е. Шафер и др.);
психогенетическое, изучающее генотипические и средовые детерминанты развития интеллекта и когнитивных функций (Ф. Гальтон, М. С. Егорова, П. Пломин, В. М. Русалов, Г. Ньюмен и др.);
тестологическое, психометрия интеллекта и когнитивных функций в психологии занимает важное место (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, А. Гезел, Р. Кеттелл, Э. Клепаред, Р. Мейли, Г. Мюллер, Г. Мюнстенберг, Дж. Равен, Т. Симон, Л. Терстоун, В. Штерн, Э. Эббингауз и т. д.);
лонгитюдные исследования (Л. Термен, К. А. Хеллер, Ф. Ганье, Л. Х. Фокс, Е. И. Щебланова, Н. В. Шумакова и др.);
общепсихологическое, которое ориентированно на изучение мышления и когнитивных функций, рассматриваемых как фундамент одаренности. Родоначальниками этого направления принято считать представителей гештальт-психологии (М. Вергеймер, К. Дункер, К. Коффка, Н. Майер и др.). В течение XX века эта линия развивалась как в зарубежной (Дж. Гилфорд, К. Клюге, А. Осборн и пр.), так и в отечественной психологии (Л. Ф. Бурлачук, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, С. Л. Рубинштейн, Н. И. Чуприкова, Д. Б. Эльконин и др.). Другой линией в рамках указанного направления является изучение одаренности с точки зрения психологии способностей, творчества и таланта (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Э. А. Голубева, А. Б. Залкинд, С. П. Кудрявцева, М. В. Кузьмина, А. Л. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич др.);
социально-психологическое - данное направление концентрирует внимание на проблемах корреляции интеллектуальных способностей с уровнем аффективного развития, социальным статусом индивида (А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, А. В. Петровский, Л. В. Попова, В. Э. Чудновский, А. Танненбаум и т. д.);
анализ и разработка принципов и методов идентификации одаренных детей (Д. Б. Богоявленская, Л. Ф. Бурлачук, Л. А. Венгер, И. В. Дубровина, Е. И. Щебланова, А. Г. Шмелев, Г. Ю. Айзенк и др.);
динамический подход - одаренность рассматривается как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности; она изначально не задана генотипом и не зависит от условий среды (Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, Ф. Монкс, Дж. Ренэулли, Э. П. Торрэнс, Дж. Фельдхусен и др.).
Многочисленные исследования, проводимые как в отечественной, так и в зарубежной психологии, убедительно доказывают, что одаренность есть образование больше динамическое, нежели статическое. Установлена прямая зависимость характера и уровня развития одаренности от конкретных методов и приемов обучения, которые применялись по отношению к данной конкретной личности. Одаренность даже сводится некоторыми исследователями (З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская) непосредственно к обучаемости.
Определены четкие параллели между той социальной средой, в которой воспитывался ребенок, и характером, а также уровнем сформированности его способностей (различия в одаренности среди рабочих, крестьян и служащих (Е. В. Гурьянова, П. П. Соколова)).
Исследователи включают в структуру одаренности мотивационные, эмоционально-волевые характеристики, интересы, самооценку, Я-концепцию и другие личностные особенности. Особо следует остановиться на исследованиях последних лет, в частности, на работе Н. С. Лейтеса «О признаках детской одаренности». Автор поднимает вопрос о правомерности использования понятия «одаренный ребенок».
П.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.
В разработанной им...

Похожие материалы:

Реферат: Современные концепции диагностики и лечения гипотиреоза у взрослых

Реферат: Современные способы закрытия дефектов свода черепа

Практические навыки: Основные практические навыки инфекциониста

Реферат: Основные черты экономики и культуры в России в XVIII веке

Реферат: Основные принципы лечения железодефицитных анемий