Курсовая работа: Особенности агрессивности у представителей контактных и неконтактных видов спорта

Актуальность темы работы объясняется тем, что разные возможности проявления агрессии присущи разным видам спорта, в рамках которых, даже в условиях наиболее жёстко ограниченной возможности проявления спортивной агрессии, к ней можно прибегать в большей и в меньшей степени.

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности агрессивности у представителей контактных и неконтактных видов спорта':


Содержание
Введение
. Теоретические аспекты агрессивности как психологического феномена
.1 Теоретические подходы к проблеме агрессивности
.2 Предпосылки возникновения и общая характеристика агрессии
. Особенности агрессивности у представителей контактных и неконтактных видов спорта
2.1 Характеристика проявлений агрессивности в спорте
.2 Тенденции агрессивности у представителей контактных и неконтактных видов спорта
. Эмпирическое исследование
.1 Методы исследования
3.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Актуальность темы работы объясняется тем, что разные возможности проявления агрессии присущи разным видам спорта, в рамках которых, даже в условиях наиболее жёстко ограниченной возможности проявления спортивной агрессии, к ней можно прибегать в большей и в меньшей степени.
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования общества и человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Особое значение проблема агрессивности имеет у представителей контактных и неконтактных видов спорта.
Агрессия - один из наиболее пристально изучаемых аспектов многих научных дисциплин, таких, как психология, социология, педагогика, социальная педагогика, и других. Каждая из этих дисциплин рассматривает агрессию в определенном ракурсе. Но как бы проблема агрессии не изучалась и какие бы науки ее не исследовали, очевидно, одно - на сегодняшний день агрессию можно назвать социальным явлением, которое распространено среди людей разных возрастных категорий и, в том числе, среди разных видов спорта. Мощным фактором формирования агрессивного поведения можно назвать социальное окружение, с которым каждый день взаимодействует спортсмен. И хотя агрессию практически все ученые рассматривают как отрицательное явление, она все-таки в определенных ситуациях помогает «защитить себя».
Главной целью всех исследований в области агрессии на протяжении многих десятилетий остаются поиски причин и наиболее эффективных средств ее контроля. Большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить ряд основных направления исследований:
Выявление ряда индивидуально-личностных параметров, содействующих осознанию роли и места самого субъекта агрессии в тех различиях, которые наблюдаются в проявляемых им видах деятельности.
Используя основные парадигмы теории социального научения, американские психологи К. Джеклин, Р. Джин, Э. Маккоби, Дж. Уайт и другие предпринимают попытки сконцентрировать свое внимание на различии половых характеристик субъекта и ответить на вопрос о том, влияют ли они на характер враждебного поведения.
В рамках этого же направления и с позиций того же подхода такие ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О’Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое место вопросу о том, какое воздействие оказывает на проявления межличностной агрессии расовая принадлежность индивида.
Стремление раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих существенное влияние на проявления агрессивности (негативные факторы окружающей человека среды - влияние шума, загрязнения воды, воздуха, температурных колебаний, большого скопления людей, посягательств на личное пространство и т.д.). Этой тематикой занимаются сегодня на Западе Р. Барон, Д. Зилманн, Дж. Фридмен, X. Холдин и другие.
Определенное место в исследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли таких факторов, как алкоголь и наркотики, безудержный рост употребления которых отмечается сегодня во всех странах мира. Здесь можно было бы отметить работы А. Арменти, Р. Боятжиза, X. Кэппела, Дж. Карпентера, Д. Капассо, К. Леонарда и С. Тейлора.
Объект исследования: агрессивность спортсменов.
Предмет исследования: особенности агрессивности у представителей контактных и неконтактных видов спорта.
Задачи исследования:
изучить теоретические подходы к проблеме агрессивности;
рассмотреть особенности агрессивности у представителей контактных и неконтактных видов спорта;
изучить методы исследования;
проанализировать результаты исследования.
Цель исследования: выявить различия агрессивности у представителей контактных и неконтактных видов спорта.
Гипотеза исследования: уровень агрессивности у представителей контактных видов спорта выше уровня агрессивности у представителей неконтактных видов спорта.
Методы исследования: «Методика исследования агрессивности личности» А. Басса, А. Дарки, статистический, математические методы обработки данных, корреляционный анализ, статистическая обработка данных методом ранговой корреляции Спирмена.
1. Теоретические аспекты агрессивности как психологического феномена
.1 Теоретические подходы к проблеме агрессивности
Проблема агрессивного поведения всегда являлась актуальной. Рассматривая феномен агрессивности, стоит обратиться к понятию агрессия. Многие исследователи разводят понятия агрессии - как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Целесообразно обратится к словарю. «Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда», «Агрессивность - устойчивая черта личности - готовность к агрессивному поведению» [4, с. 7].
Агрессию и агрессивность можно рассмотреть как психическое состояние и свойство личности. Хотя первоначально агрессия как таковая не трактовалась З. Фрейдом как неотъемлемая часть жизни, благодаря его трудам агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает «танатос» - инстинктивное влечение к смерти и разрушению. В своих ранних работах он утверждал, что «все человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов» [23, с.86].
Представляется возможным выделить следующие трактовки понятия «агрессия». Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».
В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [18, с. 7].
Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи А. Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения - от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом [3, с. 28].
А. Бандура под агрессией понимает «поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении». Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации [1, с.116].
Агрессивность А. Бандурой рассматривается как некоторая структура, которая является компонентом сложной структуры психического свойства человека и обозначают как ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.
Э. Фромм под агрессивностью понимает «расположенность к действиям, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту» [24, с. 330].
А. Басс дает следующее определение: «Агрессивность - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим» [3, с. 26].
Агрессивность рассматривается как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. Авторы рассматривают агрессивность как человеческое проявление, с одной стороны, и как форму социального поведения, с другой; и критерий «намерения» рассматривают как обязательный для определения агрессии, что исключает любое случайное действие, сопровождающееся повреждением. Их определение термина агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.
Для описания агрессии А. Басс предложил концептуальную рамку, включающую три шкалы: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Он признает агрессивными лишь те действия, которые причиняют вред живым существам; а также те действия, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения.
Также следует рассмотреть различные типы агрессии. Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию, оборонительную. Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия - это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - жестокое истязание или убийство - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.
Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия; игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение.
Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы - спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия - войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также - субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве [24, с. 332].
В литературе по психологии известно несколько теорий агрессивности. Некоторые ученые полагают, что агрессивные тенденции у человека являются инстинктивными, так как у его предков - животных агрессивное поведение является преобладающим. В этой связи некоторые авторы считают, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью.
В работах других исследователей агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. При этом агрессивность они оценивают как реакцию на фрустрацию и как попытку преодолеть препятствия на пути к достижению удовольствия и удовлетворения. Данную позицию они аргументируют тем, что агрессивное поведение часто возникает в ситуациях фрустрации, а затем постепенно снижается.
Сторонники последней теоретической концепции склонны принимать «теорию катарсиса» для объяснения физического проявления агрессивности. Эта теория сводится к тому, что физическое выражение враждебных тенденций приводит к катарсису или временному облегчению состояния агрессивности, в результате чего будет достигнуто психологическое равновесие. В подтверждение этой мысли Д. Хокансон с сотрудниками обнаружили, что если человек является объектом агрессии и не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственной реакции оно значительно снижается.
Другие авторы не принимают теорию катарсиса и отмечают, что существует значительное количество экспериментальных данных, позволяющих предположить, что наблюдение за агрессивным поведением в детстве и разрешение агрессивного поведения скорее будет способствовать еще большей агрессивности, нежели создаст условия для ее уменьшения. Поэтому авторы предложили следующую модель, объясняющую причины и результаты агрессивного поведения.
Эта вторая модель подтверждается и результатами исследований, в которых выборочно измерялся уровень агрессивности зрителей до и после наблюдения за спортивным соревнованием. Измерение уровней агрессивности у спортсменов до и после соревнований (наибольшей популярностью среди исследователей пользуется борьба) свидетельствует об отсутствии достоверных изменений в основных агрессивных тенденциях или состоянии агрессивности сразу же после состязания [8, с. 115].
В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям. В этом плане заслуживает внимания различение агрессии инструментальной и преднамеренной. Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» действовать.
С. Фишбах предложил различать три вида агрессии: случайную, инструментальную и враждебную. Кауфман справедливо возражает против того, чтобы случайное, т.е. непреднамеренное действие, принесшее вред, называть агрессивным. Но он не прав, сомневаясь в необходимости различать агрессию инструментальную и враждебную, или преднамеренную. Правда, в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но это различение весьма существенно.
Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние; знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.
Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».
Некоторые психологи, как, например, Р. Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка - весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия.
Исключительно важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния - при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов - переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессию. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.
Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.
Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств.
Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический, б) психоаналитический, в) фрустрационный и г) бихевиористский. Естественно, что подобное деление весьма условно, во многих эмпирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме.
Рассматривая этологический и психоаналитический подходы к пониманию агрессии и агрессивности, нельзя не заметить, что в них зримо проявляется биологизаторское понимание агрессивности как врожденного инстинкта.
Следуя сформированному У. Торпом ошибочному положению о том, что «вряд ли в поведении животных можно найти хотя бы один аспект, который не имел бы отношения к проблеме поведения людей», этологи рассматривают и агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца, который пишет: «Внутривидовая агрессия у людей представляет собой совершенно такое же...

Похожие материалы:

Реферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков

Курсовая работа: Особенности личности спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности