Курсовая работа: Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций

Актуальность исследования. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций':


Содержание
Введение
Глава I. Теоретический подход в изучении акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте
.1 Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка
.2 Различные подходы к пониманию креативности
.3 Особенности развития креативности в подростковом возрасте
Вывод к главе I
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций
.1 Описание применяемых методик
.2 Методы статистической обработки
.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Актуальность исследования. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Его обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Этот возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Феномен креативности изучали такие ученые как К. Роджерс, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В.Н. Козленко, В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова и др.
К тому же этот возраст - как раз самый трудный с точки зрения становления и развития характера, когда его черты становятся наиболее выраженными, другими словами становятся акцентуируемыми. Большой вклад в изучение акцентуаций сделали ученые, такие как К.Р. Леонгард, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, Е.А. Личко и др.
Много работ посвящено изучению креативности, а также акцентуациям характера, но взаимосвязь между этими понятиями изучена недостаточно, что делает исследование актуальным. Исходя из того, что в подростковом возрасте наиболее выражены акцентуации и, в тоже время, он является сенситивным для креативности, была выбрана тема курсовой работы "Исследование взаимосвязи креативности и типов акцентуаций у подростков".
Цель исследования: выявление взаимосвязи между креативностью и типами акцентуаций.
Объект исследования: креативность и типы акцентуаций у подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь креативности и типов акцентуаций.
Задачи исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
Подбор психолого-диагностических методов исследования проблемы;
Проведение исследования на изучение особенностей креативности и типов акцентуаций;
Анализ и интерпретация полученных данных.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
. Анализ научно-методической литературы;
. Методы психодиагностики (краткий тест креативности П. Торренса, опросник на выявление типа акцентуаций К. Леонгарда - С. Шмишека);
. Методы статистической обработки.
Гипотеза: существует взаимосвязь между креативностью и типами акцентуаций.

Глава I. Теоретический подход в изучении акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте
.1 Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Если черты характера чрезмерно выражены, то говорят о понятии "акцентуации характера". Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [10, с. 5; 32, с. 557].
Проблемой акцентуаций характера в зарубежной литературе занимались такие исследователи как К.Р. Леонгард, В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков и другие.
Наибольшую известность получил термин K. Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета, (1968) - "акцентуированная личность" [9]. Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая [10, с. 35].
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".
Существует две классификации типов акцентуаций - первая предложена К. Леонгардом (1968) , вторая - А.Е. Личко (1977). Сопоставления этих классификаций приводится ниже (табл. 1).
Таблица 1.
Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду
Гипертимный Гипертимный
Циклоидный Циклотимный
Лабильный Аффективно-экзальтированный
Тот же Эмотивный
Астеноневротический -
Сенситивный Тревожный (боязливый)
Психастенический Педантичный
Шизоидный -
Эпилептоидный Возбудимый
Истероидный Демонстративный
Неустойчивый -
Конформый -
- Застревающий
- Дистимический
Далее будут описаны типы акцентуаций характера в подростковом возрасте по К. Леонгарду, так как именно на эту классификацию мы будем опираться в нашей работе [24, с. 28; 16]
Гипертимный тип. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию.
Застревающий тип. Склонность к "застреванию аффекта", к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, "упертые в одно", зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы). Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение), могут проявлять агрессию.
Эмотивный тип. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все - и работоспособность, и самочувствие и т.д. Тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.
Педантичный тип. Особенностью этого типа акцентуации является повышенная аккуратность, тяга к порядку, скрупулезность и пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся очень добросовестно, всегда и все доводят до конца.
Тревожный тип. Представители этого типа акцентуации отличаются повышенной тревожностью, беспокойством по поводу возможных неудач, за свою судьбу и судьбу своих близких, причем без объективных для этого поводов.
Циклотимный тип. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. В период возбуждения им присущи все признаки гипертимической акцентуации, в период депрессии - дистимической.
Демонстративный тип. Главной особенностью является потребность и постоянное стремление произвести впечатление. Эти люди хорошо приспосабливаются к другим, показывают себя такими, какими выгодно быть в данной ситуации. Они играют ту роль, которая импонирует партнеру. Ими движет стремление к лидерству и потребность в признании.
Возбудимый тип. Главной особенностью возбудимых личностей является импульсивность и инстинктивность поведения. На первом плане для них - удовлетворение физиологических влечений, абсолютное потакание своим желаниям и стремлениям. Эта акцентуация проявляется особенно выраженным упрямством, повышенным чувством соперничества, ревнивым и задиристым характером, склонностью к накоплению отрицательных эмоций с последующим взрывом аффекта.
Дистимный тип. Данный тип является противоположностью гипертимному. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.
Экзальтированный тип. Главной чертой является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.
Типы акцентуаций в чистом виде редки, чаще преобладают смешанные формы. Они составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других - практически никогда [10, с. 71].
.2 Различные подходы к пониманию креативности
На сегодняшний день существует множество подходов к определению креативности.
Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).
Креативность - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Известный американский исследователь креативности П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения.
Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность. Он остановился на шести параметрах креативности [8, с. 163]:
способность к обнаружению и постановке проблем;
"беглость мысли" (количество идей, возникающих в единицу времени);
оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);
гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
М.А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении [27, с. 141].
Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта.
Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)
По С.И. Макшанову и Н.Ю. Хрящевой, креативность - это способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. [35]. Также Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы [28, с. 171].
Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [37, с. 99].
К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [21, с. 74].
Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом [5]. Творческие люди не просто поступаю оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны.
В.Н. Козленко рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: "что с этим можно сделать?" [11].
В.Г. Каменская и И.Е. Мельникова определяют креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов [33].
Подводя итоги, можно сказать, что рассмотренные многочисленные подходы к пониманию креативности подтверждают, что единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения, несмотря на накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности.
.3 Особенности развития креативности в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется многими исследователями как период кардинальных сдвигов в психическом и личностном развитии. Это - период становления индивидуальности, повышенной активности, интеллектуализации и индивидуализации психических процессов. Креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность к различным видам деятельности. Подростковый возраст сталкивает личность с множеством новых противоречивых ситуаций. Неоднозначность представлений о себе и окружении, не всегда и недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал.
Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению "образа-Я", подростковый возраст можно считать одним из наиболее сенситивных для развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов [26].
Одна из точек зрения на развитие креативности в онтогенезе подтверждает сенситивность подросткового периода креативности. По данным Л.М. Петровой, у подростков 13-14 лет креативность выше, чем у детей 9-10 лет. В подростковом возрасте центральными способностями становятся беглость и легкость при создании образных элементов и импликаций. В подструктуре вербальной креативности тоже происходят изменения, но основным элементом остается беглость при создании семантических импликаций. В подростковом возрасте к этой способности добавляется гибкость при создании семантических отношений [8, с. 189].
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия "креативность". При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание [6, с. 169]
Исследователи психологии творчества выделяют следующие предпосылки развития креативности в подростковом...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

Курсовая работа: Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками

Дипломная работа: Гендерные особенности проявления альтруизма у подростков

Курсовая работа: Особенности мышления младших подростков

Курсовая работа: Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания