Курсовая работа: Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте

Тема данной работы актуальна потому, что проблема идентичности личности связана с процессами структурной и смысловой перестройки самосознания, разворачивающимися, как правило, в юношеском возрасте. Личность, у которой начинает формироваться образ мира, особенно чувствительна к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее проявление которых - диффузия и размывание ценностей, характерные для современной России.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте':


АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»
Кафедра общей и специальной психологии и
педагогики
Направление подготовки 37.03.01
Психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
на тему: Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте
Руководитель курсовой работы:
Шишкина О.В.
Выполнил(а)
Студент(ка) Фомкина М.А.
Группы: ПС 31 ЗО
Йошкар-Ола, 2017

Содержание
Введение
1. Теоретические основы понятия личностной идентичности и внутренней позиции личности в поздней юности и зрелости
1.1 Понятие личностной идентичности
1.2 Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости
1.3 Самоактуализация личности в различных возрастных группах
2. Особенности личностной и социальной идентичности в условиях образовательной среды
2.1 Диагностика личностной и социальной идентификаций лидеров-организаторов с применением методики «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд)
.2 Диагностика личностной идентичности студентов на этапе профессионального становления с применением методики исследования личностной идентичности МИЛИ Л.Б. Шнейдер
Заключение
Список использованной литературы

Введение
«Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что проблема идентичности личности связана с процессами структурной и смысловой перестройки самосознания, разворачивающимися, как правило, в юношеском возрасте. Личность, у которой начинает формироваться образ мира, особенно чувствительна к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее проявление которых - диффузия и размывание ценностей, характерные для современной России.
С другой стороны, современная социальная среда (в том числе и образовательная) с ее поливариантностью путей самоопределения и конкуренцией предъявляет новые требования к жизненной позиции и активности личности. Востребованными становятся такие субъективные характеристики, как опора на свои силы, личностная стойкость, стремление к жизненному успеху и достижениям, постоянное саморазвитие. Актуальность изучения проблемы идентичности личности связана и с недостаточной ее изученностью как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы - рассмотреть особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте.
Объект исследования - составляющие личностной идентичности.
Предмет исследования - возрастно-психологические особенности личностной идентичности.
База исследования - студенты-психологи третьего курса филиал НОУ ВПО «СФГА» заочной формы обучения. Количество студентов, принявших участие в опросе, 40 человек, 20-ти и 40-ка лет. Исследование было проведено в период с 6 февраля по 26 февраля 2017 года.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать теоретические и научные понятия личностной идентичности.
Рассмотреть сущность и специфику самоактуализации личности в различных возрастных группах.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Гипотеза: личностная идентичность в молодом возрасте может не у всех сформироваться, а в зрелом возрасте идентичность на высшем уровне.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция. Для исследования личностной идентичности использовались методы МИЛИ Л.Б. Шнейдер и методика «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартленд).
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
1. Теоретические основы понятия личностной идентичности и внутренней позиции личности в поздней юности и зрелости
личностный идентичность самоактуализация возрастной
1.1 Понятие личностной идентичности
В зарубежной психологии проблема идентификации обычно связана с исследованием таких разнообразных психологических процессов и феноменов, как «Я-концепция», «самоопределение», «самоуважение» и др.
Понятие «идентификация» впервые было введено З. Фрейдом [3]. Он же выделил разные типы этого процесса, а также указал на противоречивость его проявлений. Фрейд считал процесс идентификации самым ранним проявлением эмоциональной связи с другим лицом, выражающимся в стремлении сформировать собственное «Я» по образу и подобию чужого «Я». По мнению Фрейда, в процессе развития индивида его собственное «Я» формируется под влиянием разных типов идентификации: уподобление себя родителям заменяется ориентацией на воспитателей, учителей, «идеальные примеры». В дальнейшем наблюдается новый виток идентификации с родителями, способствующий формированию характера личности.
К.Г. Юнг понимал под идентификацией отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, так сказать, перемаскируется [6]. Кроме того, Юнг использовал данное понятие более широко, имея в виду не только отдельных лиц, но и духовные движения и деловые предприятия, а также такие психологические функции, как мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Э. Эриксон, используя категорию «идентификация», ввел в научный оборот понятие «идентичность». Оно употребляется им в узком смысле как качественно новый этап развития индивида, сменяющий идентификацию и завершающийся к концу отрочества. В широком смысле слова, идентичность - это процесс, охватывающий весь жизненный цикл человека, включающий восемь последовательно сменяющихся стадий. Характеризуя процесс идентификации, Эриксон подчёркивал, что в целом он протекает бессознательно. Однако на каждом из уровней психической деятельности индивид оценивает себя с позиции тех, кто, по его мнению, оценивает его в сравнении с собой. По мнению Эриксона, изучить идентичность можно, лишь описав среду, в которой формируется личность, исследовав совместную деятельность, в рамках которой в данный период формируется идентичность. Эриксон выделил и типы идентичности: личностная, групповая, этническая, расовая, общечеловеческая [11].
По определению Э. Фромма, «идентичность» - это способность и потребность человека формировать «представления о себе», для того чтобы «осознать себя как отдельное целое» и остаться «психически здоровым». Начало развития чувства идентичности Фромм соотносит с освобождением человека от «первичных связей» с его матерью и природой. В дальнейшем степень зрелости этого процесса зависит от того, насколько человеку удаётся преодолеть «клановую идентичность». По мнению Фромма, чувство идентичности обеспечивается с помощью «статусных идентификаций» (нация, религия, класс, профессия) [16].
Проблема идентификации и идентичности рассматривалась и в рамках когнитивной психологии. Так, Дж. Тэрнер рассматривал идентичность как когнитивную систему, выполняющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях [19]. Тэрнер выделяет три уровня идентичных объектов:
самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность);
групповая самокатегоризация (социальная идентичность);
личностная самокатегоризация (личностная идентичность).
В процессе развития личность способна реализоваться через членство в той или иной группе, причисляя себя к тому или иному полюсу (социальному или личностному).
По мнению Г. Тэджфела, поведение человека чаще всего определяется как социальной, так и личностной идентичностью. Происходит постепенный процесс трансформации социально-групповых категорий в категории самосознания личности [1].
Таким образом, рассматривая идентификацию и идентичность преимущественно в единстве мотивационных, когнитивных и эмоциональных элементов, зарубежные авторы заметно больше внимания уделяют самосознанию личности. Менее изученным оказывается сам процесс идентификации, его механизмы и условия формирования в различных социальных средах.
В отечественной психологии проблема идентификации также недостаточно изучена, хотя целый ряд работ посвящен различным ее аспектам (В.С. Собкин, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, И.С. Дубровина, В.С. Мухина, В.А. Ядов, О.С. Балыкина и др.) [4].
Так, в работах В.С. Собкина идентификация связывалась с «принятием роли» («холодным вхождением в позицию другого»), когда цели и мотивы действия иного субъекта идентификации осознаются его партнёром как внешние относительно своей собственной системы целей и мотивов [15].
Р.Л. Кричевский, Т.В. Драгунов, Е.М. Дубовская рассматривали феномен идентификации как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение, либо в сходных поведенческих актах, либо в символических поведенческих актах, либо в символических элементах поведения [23].
В.С. Мухина, B.C. Абраменкова, О.Б. Долгинова и др. рассматривают идентификацию и обособление как взаимодействующие составляющие целостной системы. При этом идентификация выступает как процесс социализации индивида, а обособление - его индивидуализации [20].
В.А. Ядов с сотрудниками в 90-е гг. ХХ в. разграничивает понятия социальная идентичность, социальная идентификация, личностная идентификация (самоидентификация). Личностная идентификация (самоидентификация) понимается как самооценка собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные, психические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и в восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп. Под социальной идентификацией понимается самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих» [2].
По мнению В.С. Мухиной, формирование идентичности и «Я-концепции» происходит непрерывно в течение всей жизни. Но именно в юношеском возрасте достигается определённая консолидация этих свойств [21]. Среди факторов, влияющих на становление «Я-концепции», выделяют самоанализ, ощущение силы и здоровья, восприятие ребёнка другими людьми, опыт социального поведения, социальные ценности, идеалы, ожидания.
Таким образом, процесс идентификации у различных категорий юношества (школьники, студенты и т.д.), его механизмы и условия формирования в различных социальных средах в работах отечественных исследователей также рассмотрены недостаточно.
Необходимо отметить исследование О.С. Балыкиной, впервые в отечественной психологии исследовавшей процесс идентификации в юношеском возрасте в рамках вариативной системы образования. Проанализированная динамика процесса идентификации позволила автору выявить уровни идентификации личности старшеклассников и установить, что в условиях вариативного образования в юношеском возрасте доминирующей является личностная идентификация. Кроме того, исследователем было установлено неравнозначное влияние разных обучающих и развивающих сред на идентификацию юношей и девушек, проявившееся в динамике и степени зрелости этого процесса [5].
Нельзя не отметить, что и в данном исследовании за пределами анализа осталось влияние на процесс идентификации таких социально-психологических феноменов, как статус личности в группе, статус самой группы в ближайшем ее социальном окружении и включенность группы в это социальное окружение, уровень развития социально-психологических качеств самой группы членства личности [18].
В связи с этим актуальной становится проблема изучения особенностей идентификации молодежных лидеров, связанная с практической проблемой формирования высокоэффективных лидеров, которые соединяли бы в себе черты как лидера, так и руководителя.
1.2 Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости
Понятие внутренней позиции, предложенное Л.И. Божович более 60 лет назад, до недавнего времени использовалось только в изучении личности младших школьников. Лишь в последнее десятилетие появились исследования внутренней позиции у студентов [13].
В то же самое время Л.И. Божович видела перспективы применения данного понятия в анализе личности на протяжении всего жизненного пути. По ее мнению, «... при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения» [25]. Иными словами, внутренняя позиция может выступать как содержательная характеристика возрастного развития личности.
Л.И. Божович утверждала, что «Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути, и также определяет его отношение и к себе, и к занимаемому им положению в жизни. Однако позиция взрослого человека характеризуется гораздо большими индивидуальными различиями. Кроме того, для онтогенетического развития личности внутреннюю позицию характеризует стремление ребенка к новому, более «взрослому» положению в жизни. В период же зрелости - к положению, которое представляется человеку более соответствующим его требованиям» [24].
Внутренняя позиция, возникая впервые на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, опосредует возрастной переход. Правомерно предполагать, что на протяжении жизненного пути внутренняя позиция отражает возрастные особенности, и, следовательно, может выступать как характеристика возраста.
В культурно-исторической и деятельностной психологии начиная с Л.С. Выготского утвердилось мнение, что движущей силой развития является разрешение человеком противоречий между требованиями, предъявляемыми социальной ситуацией, и невозможностью соответствовать этим требованиям. Очевидно, что ситуация обучения в вузе предъявляет юношам и девушкам требования, связанные с развитием профессионализма и формированием профессиональной субъектности. Сущность этой ситуации состоит в переходе от обучения к самообучению как деятельности, направленной на совершенствование в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности [22].
Предпосылки для преобразования обучения в самообучение, столь необходимые в юности при получении высшего образования, закладываются еще в младшем школьном возрасте в ходе формирования учебной деятельности. Условием для преобразования обучения в самообучение является становление внутриличностных предпосылок саморазвития.
Д.Б. Эльконин считал, что «Позиция школьника - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». Другими словами, еще в младшем школьном возрасте ребенку необходимо перейти от позиции обучаемого к позиции субъекта саморазвития. Тем не менее, по многочисленным наблюдениям вузовских преподавателей психологии, при получении первого высшего образования у студентов такое субъектное отношение к учению развито явно недостаточно и выражено значительно меньше, нежели у людей в зрелом возрасте при получении второго высшего образования [8].
.3 Самоактуализация личности в различных возрастных группах
Известный американский психолог А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности [12].
Самоактуализация - это естественный непрерывный процесс психического развития и социоадаптации человека, определяемый большинством теоретиков как процесс постоянного стремления человека к самосовершенствованию [7].
Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивид, занимающийся самоактуализацией и достигший в ней больших успехов: занимается любимым делом; не подчиняется чужому влиянию; стремится к развитию; любит читать; его можно назвать творческой личностью; применяет позитивный образ мышления; уверен в себе; открыт в эмоциональном плане; прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность и т.д.
Самоактуализация в разных возрастных группах проявляется по-разному. Взрослые более адаптированы к жизни, их мировосприятие гораздо шире подростков и молодежи. Компоненты самоактуализации, которые были важны на одном этапе развития, на другом утрачивают свою значимость, на смену им приходят другие. Взрослые - более цельные личности. Самореализация себя как семейного человека наиболее полно проявляется в период взрослости в возрасте 25-30 лет. Взрослые самостоятельно решают свои проблемы и, пока не достигнут результатов в образовательной и профессиональной деятельностях, определенного положения в обществе, не создают семьи. Далее рассмотрим особенности самоактуализации молодежи:
Сегодня молодежь гораздо более самостоятельна и ориентирована на собственное дело, нежели чем предыдущие поколения.
Для сегодняшнего поколения молодых людей зарплата и условия труда имеют меньшее значение, чем интересная творческая работа и возможность саморазвития.
Большинство молодых людей уже с ранних лет пробует себя в различных видах деятельности, пытаясь найти именно то, что им будет интересно.
Молодежь, в отличие от взрослого поколения, не стремится получать рабочие специальности, считая, что они малооплачиваемые.
Желания человека среднего возраста изменяют структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной [10].
К концу периода зрелости для многих людей перспектива остаться без работы связана с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением наступления старости.
Таким образом, остаться без работы к концу периода зрелости для многих людей является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей,...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте

Курсовая работа: Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

Курсовая работа: Особенности мотивационной сферы у детей 8-12 лет с личностной беспомощностью