Реферат: Особенности межпоколенных конфликтов

Трансформации, произошедшие в российском обществе и экономике, обусловили актуальность изучения влияния межпоколенных конфликтов на потребительское поведение различных возрастных групп. Нынешнее время характеризуется возрастанием роли потребления как явления и процесса и увеличением покупательской активности представителей различных поколений.

Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности межпоколенных конфликтов':


Введение
межпоколенный конфликт семейный потребление
Трансформации, произошедшие в российском обществе и экономике, обусловили актуальность изучения влияния межпоколенных конфликтов на потребительское поведение различных возрастных групп. Нынешнее время характеризуется возрастанием роли потребления как явления и процесса и увеличением покупательской активности представителей различных поколений.
Разговор о проблеме «отцов и детей» ведется испокон веков, и эта проблема действительно одна из тех проблем, которые носят название
«вечные». В ней находят свое проявление ложность и противоречивость взаимоотношений между различными поколениями.
Причины межпоколенных конфликтов зачастую неоднозначны. Они зависят как от особенностей личности членов семьи, так и от специфики семьи и даже социальной ситуации в обществе. Наиболее значимое влияние на возникновение конфликтной ситуации между поколениями оказывают материальные и жилищные проблемы, а также алкоголизм и наркотическая зависимость одного, или нескольких членов семьи. Раздельное проживание, конечно же, ослабит степень воздействия данных факторов, однако, их все равно очень трудно отделить от семейных проблем.
Также к факторам, способствующим возникновению конфликтного взаимодействия относятся неправильное воспитание детей, взросление детей и создание ими собственной семьи, супружеские конфликты. Раздельное проживание так же может оказаться причиной конфликта.
Люди, находясь под влиянием исторического или даже личного опыта, зачастую относятся к межпоколенному конфликту исключительно как к деструктивному явлению, стараясь его избегать. Но вопреки той тенденции,
что сложилась в обществе на данный момент, межпоколеннный конфликт - это управляемое явление, поддающееся осмыслению, а также вполне мирному разрешению.
Тем не менее, не только личные характеристики членов семьи оказывают влияние на характер взаимодействия между поколениями, но и социальные предпосылки. Различия ценностно-нормативной базы молодого и пожилого поколений так же являются источником конфликтов. Современная российская семья имеет мало общего с патриархальной, в обществе на данный момент делается упор на личный успех индивида, а не на семейное благополучие. Многопоколенная семья сейчас выступает как пережиток прошлого, вынужденная форма совместного проживания.
Изменения, происходящие в обществе на данный момент, делают межпоколенные конфликты в семье более глубокими и частыми, а социальные конфликты неминуемо находят отражение в семейных взаимоотношениях. Результатом межпоколенного взаимодействия являются не только процессы трансмиссии, но и некоторые прецеденты, отклоняющиеся от социальных норм и ценностей поколения, которое сменяет предыдущее. Традиционно в ряд задач старшего поколения входит передача ценностей, культуры, своих знаний и навыков своим «детям».
Габриэль Тард считал, что «дети подражают своим родителям, перенимают у них образцы поведения и становятся членами общества» 1. Однако, в современном обществе наблюдается диаметрально противоположная тенденция - молодое поколение больше не желает выступать в роли пассивного наследника культурных норм, ценностей, образцов социального поведения, оно хочет быть творцом нового мира, новой социальной реальности, со своими законами и правилами, реальности, отличающейся от той, которую предоставляют им предыдущие поколения.
Современное общество зачастую называют обществом потребления. Сейчас происходит кардинальная смена ценностей и ломка стереотипов. Долгое время в СССР и постперестроечной России существовала проблема сильнейшего дефицита на многие товары и услуги, а современное общество характеризуется общедоступностью этих самых товаров и услуг. Рынок предложений с каждым годом растет - на него выходят все новые фирмы, предлагая свои товары и услуги, а вместе с ним растут и потребности молодого поколения. Помимо этого, большой вклад в формирование общества потребления внесло развитие технического прогресса - теперь при покупках люди все чаще руководствуются принципом «модно - не модно», а не необходимостью товара. Исходя из этого, мы предположили развитие конфликта между поколениями по вопросу покупок и хранения вещей, в том числе «вещей со стажем». Особенно остро эту проблему на себе могут ощутить многопоколенные семьи, проживающие на одной территории. Коих в России большинство в силу ряда обстоятельств, среди которых: современная ситуация с жилплощадью, которая не позволяет жить молодым семьям отдельно, русская традиция проживания всех поколений большой семьи на одной территории, для оказания поколениями помощи друг другу. Многие исследователи подчеркивали, насколько важно для человека наличие личного пространства, свое территории, где только он мог бы распоряжаться.
Однако в большинстве случаев проживание многопоколенной семьи на одной территории не означает наличие у каждого из членов этой семьи свое территории и личного пространства. Отсюда и неизбежность появления межпоколенных конфликтов как фактора потребления.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен межпоколенного взаимодействия традиционно изучается в рамках многих наук, его основы были заложены в рамках философии еще Платоном, так же он изучается культурологией (М. Мид, И.С. Кон), демографией (Б.Д. Бердяев, В.Н. Архангельский, Л.Н. Лебедева), этнографией (Ф. Боас, Р. Бенедикт), однако наибольший вклад в развитие представлений о нем был внесен социологией (О. Конт, Д.С. Милль), поскольку в ней это социальный феномен рассматривается на микро - и макро - уровнях.
Методологические основания изучения проблемы взаимоотношений между поколениями заложил немецкий социолог К. Мангейм в своей работе «Проблема поколений» 1928 года, в которой он попытался сопоставить позитивистскую и романтически символическую постановки проблемы. Он подходил к изучению проблемы взаимодействия между поколениями с точки зрения феноменологии человеческой культуры.
Подобный метод анализа взаимодействия между поколениями предложили американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий в своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке».
В культурологи отношения между поколениями рассматриваются с точки зрения преемственности культурных ценностей. Исследованием роли поколений в этой процессе занимались такие ученые как С. Айзенштадт, К. Девис, М. Вебер, М. Мид, К. Маннгейм, К. Кенистон.
В социологии выделяются два подхода к изучению проблематики межпоколенного взаимодействия: функциональный подход, представителями которого являются Т. Парсонс и Р. Мертон и «теория конфликтов», представленная Ч.Р. Миллсом и М. Мид.
На данный момент в литературе преобладают так же две точки зрения на сам конфликт «отцов и детей». Одни авторы, в лице М. Мида и С.Н. Паркинсона говорят о всеобщем разрыве поколений, другие же подчеркивают маятниковый характер взаимодействия, то есть конфликты чередуются с периодами преемственности, данную точку зрения представляют (Х. Ортега-и-Гассет и Л. Фойер).
Проблема межпоколенческих отношений в российской социологии разработана лишь частично. В основном она представлена трудами по изучению проблем «отцов и детей», а так же семейной психотерапии. В этих работах раскрыты аспекты семейных отношений и психотерапии семьи (М.А. Абалакина В.С. Агеев Ю.Е. Алешина А.А. Бодалев В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев Л.Ф. Обухова Л.А. Регуш, М.В. Сапоровская А.С. Спиваковская В.В. Столин, А.В. Толстых, О.А. Шаграева, Э.Г. Эйдемиллер), а так же различные взаимоотношения внутри семьи, как социальной группы (Е.В. Куфтяк, Е.А. Петрова, Т.А. Петрова, М.А. Сизова).
Вопросы межпоколенного взаимодействия, а так же различные функции семьи, включая коммуникативную, воспитательную, ресурсную, образовательную и адаптирующую раскрыты в трудах Е.И. Рассказова, Т.Л. Крюковой, И.М. Постниковой, А.Г. Асмолова.
Межпоколенные конфликты, как социальный феномен рассматриваются в работах М.В. Вдовиной, Ю.Г. Грязновой, Т.З. Козловой, В.В. Семёновой.
Значительный вклад в теорию потребительского поведения внесли работы таких теоретиков как Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, В. Зомбарт. Не меньшую научную ценность представляет теория демонстративного поведения Т. Веблена, а также теория моды Г. Зимммеля.
В отечественной социологии изучением данной проблемой занимались такие видные теоретики как: И.В. Алешина, В.И. Ильин, В.В. Радаев и др.
Вместе с тем следует отметить, что в современной социальной науке практически отсутствуют исследования влияния межпоколенных на потребительское поведение, отсюда следует, данная тема не является достаточно разработанной и в настоящее время представляет собой перспективную область для исследований.
Цель исследования - выявление характера и степени влияния межпоколенных конфликтов на потребительское поведение людей различных возрастных групп.
В связи с поставленной целью, выдвинут ряд сопутствующих задач:
Изучить содержание понятия «межпоколенный конфликт» с точки зрения различных авторов и подходы к его изучению;
Рассмотреть структурные характеристики межпоколенного конфликта, а также его структуру и динамику;
Рассмотреть основные причины возникновения конфликтной ситуации во взаимодействии поколений;
Выявить характерные особенности межпоколенных конфликтов;
Изучить потребление как социальный феномен;
Рассмотреть модели потребительского поведения с точки зрения различных исследователей;
Провести исследование методом глубинного интервью на тему влияния межпоколенных конфликтов на потребление;
Проанализировать результаты исследования.
Объектом исследования является потребительское поведение членов различных возрастных групп.
Предмет исследования: влияние межпоколенных конфликтов на потребительское поведение членов различных возрастных групп.
В данной работе выдвинута следующая гипотеза: межпоколенные конфликты воздействуют на потребительское поведение индивидов посредством формирования у них потребности к приобретению или отказу от приобретения определенной вещи, товара или услуги.
Теоретико-методологическую базу исследования составили структурно-функциональный, системный и институциональный подходы, отличающиеся объективностью, целостностью и всесторонностью. При анализе понятий «межпоколенный конфликт» и «потребление» был применен дисциплинарный и функциональный подходы. Использовались концепции, положения, выводы, которые содержатся в научных публикациях зарубежных и отечественных авторов, посвященных разработке структуры межпоколенного конфликта, его особенностям, динамике, способам урегулирования и разрешения, изучению феноменов «потребления» и
«общества потребления». Инструментарием для проведения исследования послужили методы изучения социальных явлений как метод сравнений и аналогий, контент-анализ, а так же социологические опросы.
Эмпирической базой исследования послужил анализ результатов социологического исследования «Межпоколенные конфликты в современной российской семье», проведенного в 2007 году, статистические данные исследований, проведенных ВЦИОМ, Левада-центром, FDF Group, а также результаты авторского социологического исследования, проведенного в феврале - апреле 2017 года.
Всего интервью принимали участие 10 человек. В глубинном интервью респондентам задавалось 14 вопросов. Возраст респондентов составил от 20 до 80 лет, они являются представителями различных профессий, различной гендерной принадлежности, социального статуса и материального положения.
Интервью проводилось по разработанной нами программе интервью в форме личной беседы, записывая разговор на диктофон. Далее интервью транскрибировались для дальнейшего анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретико-методологические основы изучения межпоколенных конфликтов
1.1 Понятие межпоколенного конфликта, его причины, структура и динамика
межпоколенный конфликт семейный потребление
В сфере теоретической социологии по отношению к социальным конфликтам ученые разделились два «лагеря» - функционалистов и конфликтологов. Их различие заключается в том, что для функционалистов социальная система является хорошо слаженным механизмом, в котором появление любого конфликта должно считаться патологией. Конфликтологи же, наоборот, заявляют о том, что конфликт является неотъемлемой или даже важнейшей частью социальной жизни и источником развития общества. Конфликт является одним из видов социального взаимодействия, протекающим в форме противостояния, жесткого столкновения интересов, противоборства личности, социальных групп, слоёв или общественных
движений.
Семейные конфликты существуют ровно столько же, сколько существует семья. Семью можно рассматривать как социальный институт, так и как малую социальную группу. В первом случае, мы говорим о социологическом, а во втором о социально-психологическом или эмоционально-психологическом уровне группового общения.
«Семья играет первостепенную роль в обеспечении жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа она входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры».
Исходя из этого определения, мы можем предположить о внутрисемейных конфликтах то, что первая группа конфликтов будет обусловлена непосредственно личными качествами членов семьи, а так же особенностями внутрисемейных отношений. А вторая, в свою очередь, влиянием каких-либо внешних факторов на межпоколенные отношения. В повседневной жизни отличить внутренние причины от внешних бывает достаточно сложно.
Большинство ученых сходятся на том, что семейный конфликт - это разновидность межличностного конфликта, но при этом имеющего свои характерные особенности, поскольку подобного рода конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений.
Главной особенностью семейных отношений является то, что «их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной».
Итак, семейный конфликт - это «конфликт, возникающий между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям».
Емельянов С.М. в своей книге дает следующее определение «семейный конфликт - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и / или взглядов».
Семейные конфликты можно разделить на:
Супружеские конфликты;
Конфликты между родителями и детьми или родителями родителей и их внуками, то есть межпоколенные конфликты.
Семья выступает в роли института, где тесно переплетаются межпоколенные отношения, являющие собой основу для социокультурной преемственности и в значительной мере определяющие ход развития общества как такового. «На протяжении всей истории взаимодействие поколений по таким показателям, как пол, возраст, характер труда и общения, особенности духовного мировосприятия, формы семейной жизни создает базисное основание воспроизводства человеческого сообщества». Степень гармонии и согласия в межпоколенном взаимодействии выступает как показатель гуманизации отношений в обществе на макроуровне в целом. Межпоколенное взаимодействие пронизывает остальные
общественные связи, которые неизбежно вплетаются в них и находятся (в силу своей биолого-духовной природы) ближе всего к истинно человеческой сущности. Эту же мысль мы можем найти в трудах Х. Ортеги-и-Гассета, который писал, что «…человек, прежде всего и больше всего - наследник. И именно это, а не что-либо другое отличает его от животного. Но осознать себя наследником значит обрести историческое сознание».
Поколение в семье представляет собой условную социально - возрастную совокупность людей, одинаково удаленных в родственном отношении от предков (родители, дети, внуки), образующую по отношению к ним одинаковую степень родства по прямой линии.
Соответственно, под межпоколенными конфликтами в семье мы понимаем, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. «Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т.п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам», например, между усыновленным ребенком и его опекуном.
Сложность взаимоотношений между членами семьи, а, следовательно, и их изучение, обуславливают необходимость применения мульти дисциплинарного подхода к данной проблеме. Каждая из наук решает проблему в определенном контексте. Особое место среди них занимает социология, поскольку она обращается к ролям и статусам людей различных возрастных категорий в обществе, адаптации каждого нового поколения в социокультурном пространстве и проблемам единства поколений. Анализ причин межпоколенных конфликтов имеет большое значение и для понимания особенностей социальной структуры современного общества, института семьи и социальных процессов, которые происходят в сфере взаимодействий поколений и для выработки семенной политики.
Во взаимоотношениях «отцов» и «детей» проблема конфликтов и преемственности поколений может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, и как особенность передачи культурных ценностей. При этом содержание проблемы, острота ее противоречий во все времена носили и носят специфический, конкретно-исторический характер.
Одним из наиболее ярких моментов проявления конфликта являются переломные этапы истории, периоды трансформации, когда наряду с процессами изменений, в обществе происходит ломка традиционных связей между поколениями «отцов» и «детей». Острота и продолжительность межпоколенного конфликта зависят от масштаба перемен и скорости исторического обновления. Кардинальные же перемены способствуют усилению межпоколенных различий и вызывают травматический эффект.
Следовательно, степень конфликтности или гармонии в отношениях поколений зависит от ряда факторов, среди них такие как: совместимость их ценностных ориентаций, возможность адекватной и успешной социализации молодежи, соблюдение условий благоприятного взаимоотношения со старшим поколением, соответствие личности требованиям возрастного социального статуса, степень институционализации возрастных ролей.
На сегодняшний день в России особенно остро стоит вопрос о конфликте «отцов» и «детей». Хотя, конфликт поколений характерен для любого общества и присутствует на любом этапе общественного развития, как правило, ограничивается...

Похожие материалы:

Реферат: Особенности детско-родительских конфликтов и методов их разрешения

Реферат: Особенности возникновения внутриличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности

Курсовая работа: Особенности психологии русской нации

Реферат: Эмоции: функции и особенности их проявления

Курсовая работа: Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска