Курсовая работа: Особенности мотивации достижения, готовности к риску и ценностных ориентаций

Научная проблема и общая характеристика работы. Научной проблемой исследования является соотношение в потребностно-мотивационной сфере человека мотивационно-ценнностных характеристик. Данные параметры так же рассмотрены в контексте мотивационной готовности личности к риску. Исследование посвящено изучению и анализу взглядов отечественных и иностранных ученых на природу мотивации на достижение успеха, мотивации на избегание неудач, готовности к риску и ценностных ориентаций личности.

Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности мотивации достижения, готовности к риску и ценностных ориентаций':


Введение
Научная проблема и общая характеристика работы. Научной проблемой исследования является соотношение в потребностно-мотивационной сфере человека мотивационно-ценнностных характеристик. Данные параметры так же рассмотрены в контексте мотивационной готовности личности к риску. Исследование посвящено изучению и анализу взглядов отечественных и иностранных ученых на природу мотивации на достижение успеха, мотивации на избегание неудач, готовности к риску и ценностных ориентаций личности.
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения содержательных особенностей мотивации достижения, готовности к риску и ценностных ориентаций.
Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение психологических детерминант поведения человека насущной проблемой психологии. Мотивировать людей - значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. В узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов.
Большое значение уделяется мотивации персонала в практике управления, что является одним из основных факторов успешности предприятия, организации. В современных условиях практически любая организация использует мотивацию в качестве одного из основных элементов управления человеческими ресурсами. Проблема мотивации и связанных с нею психических феноменов является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и социальной практике.
Объект исследования - личность, её потребностно-мотивационная сфера. Предмет исследования - особенности мотивации на достижение успеха, мотивации на избегание неудач, готовности к риску и ценностных ориентаций личности.
Цель исследования - изучить содержательные особенности мотивации на достижение успеха, мотивации на избегание неудач, готовности к риску и ценностных ориентаций личности.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что направленность поведения и продуктивность деятельности личности определяется её доминирующими мотивационными тенденциями и ценностными ориентациями и содержательно зависит от степени её готовности к риску.
Задачи исследования:
1.Раскрыть смысл и значение понятийных феноменов «мотив», «мотивация», «ценностные ориентации», «готовность к риску»;
2.Исследовать особенности формирования мотивации на достижение успеха и мотивации на избегание неудач и рассмотреть соотношение этих мотивационных тенденций личности;
3.Рассмотреть готовность к риску в качестве параметра потребностно-мотивационной сферы личности;
.Изучить особенности ценностных ориентаций личности и их развитие;
.Проанализировать взаимосвязь основных характеристик потребностно-мотивационной сферы личности, её ценностных ориентаций и готовности к риску.
Методы исследования:
1.Библиографический метод (анализ научной психологической литературы по проблеме исследования);
2.Метод сравнительного системного анализа;
.Описательный метод;
.Интерпретационный метод.
Структура курсовой работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Потребностно-мотивационная сфера личности
§1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов.
Вопрос о мотивации деятельности встает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними факторами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. [29].
Стимулы имеют большое значение в удовлетворении потребностей. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от лат. stimulus (буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) и имеет противоположное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека.
В современном понятии различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение. [14].
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. [29].
Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. [36]. Термин «Мотив» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.
Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен. В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: мотив как на побуждение (В.И. Ковалев и др.); мотив в качестве потребности (Л.И. Божович и др.); мотив как детерминанта цели деятельности (С.Л. Рубинштейн и др.); мотив как опредмеченная потребность А.Н. Леонтьев и др.); мотив как намерение и свойство личности (М. Мадсен, Х. Мюррей, Дж. Атткинсон, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминови др.); и, наконец, мотив как состояние личности (Е.Р. Хилгард и др.). [6], [19], [21], [25], [28], [31], [37].
Но каждый из этих феноменов отражает одну из сторон мотива как основания действия, поступка, поведения. Так, принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется активность человека; принятие за мотив цели позволяет дать ответ, для чего (ради чего) проявляется эта активность; а принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответ, почему выбрана именно эта цель, этот способ ее достижения. Побуждения же и состояния в качестве мотивов раскрывают только их энергетическую сторону. Поэтому очевидно, что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. [19].
Д.Н. Узнадзе понимал мотив как сложное психологическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. «Мотив, - пишет Д.Н. Узнадзе, - это соображение, заставившее субъекта совершить этот акт, это потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным». [42, с.401].
В ряде работ «мотив» рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа пишет, что «...мотив» - это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко пишет Х. Хекхаузен: «...мотив это лишь «конструкт мышления», т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен». [19, с.18].
А.Н. Леонтьев сущность мотива определяет таким образом: «То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». [25, с.13]. А.Н. Леонтьев так же пишет: «Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, мы называем мотивом деятельности». [25, с.13]. Т.о. мотив, по А.Н. Леонтьеву, выступает как «опредмеченная потребность».
Мотив выполняет функции побуждения и направления деятельности, а также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят ее эффективность и качественные особенности протекания. [36].
Мотивы могут быть осознанными и неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности, согласно деятельностному подходу, принадлежит осознанным мотивам. [29].
Как правило, мотив не осознается: он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Осознание мотива представляет собой специальную задачу. Нередко мотив подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее власть над собственными поступками. [36].
Деятельность всегда имеет мотив («немотивированная» деятельность - та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации - это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязать выбор мотива. [36].
Потребности и интересы - основополагающие понятия, раскрывающие сущность мотива трудового действия. Потребности вызывают заботу индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, мобилизуют стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной).
Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Потребности являются внутренним побудителем активности человека. В зависимости от объекта различают материальные, духовные и социальные потребности.
Материальные потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизненном состоянии.
Духовные потребности - потребности в самоактуализации и самовыражении человека через творчество. Они находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельно развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует.
Социальные потребности - это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в современной трудовой деятельности, реализуемые в обществе. [14].
Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. [29].
Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, когда осознаются работниками. В этом случае потребности принимают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам.
Интерес (от лат. interest - имеет значение) - это конкретное выражение осознанных потребностей.
Источник развития потребностей - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение элементарных жизненных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде. [14].
Слово «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Мотивация - это процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив - это продукт этого процесса, т.е. мотивации. [19]. «Смысл мотивации, - пишет Д.Н. Узнадзе, - заключается именно в том: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности». [42, с.406].
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.
Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.
Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
Однако и в том и другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.
Ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).
Мотивация не сводится лишь к реагированию (безусловно- или условно-рефлекторному), так как подразумевает участие сознания и преднамеренность. В основном поведение человека связано с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия. [19].
Т.о., мотивация - это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. [32].
В случае выполнения человеком привычных действий процесс мотивации оказывается свернутым. В результате многократных повторений одного и того же действия у человека формируются мотивационные схемы (аттитюды, поведенческие паттерны), т.е. знания о том, какими путями и средствами можно удовлетворить данную потребность, как вести себя в данной ситуации. Репертуар мотивационных схем тем богаче, чем больше опыт человека. Мотивационные схемы являются составляющей мотивационной сферы человека. [19].
Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов [19]. Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. [36].
С точки зрения развитости, мотивационную сферу характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности. [32].
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы характеризуется разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность.
Иерархизированность мотивационной сферы - это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие - подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие - реже. [19]. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. [36].
Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности - это, по существу, формирование самой личности. [19].
В следующих параграфах мы рассмотрим подробнее мотивы достижения, избегания неудачи и готовность к риску как личностную характеристику.
§2. Характеристика мотивации достижения
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. [18].
Стремление к достижению успеха определяется как устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые эта диспозиция (мотивационное свойство) была выделена в классификации Г. Мюррея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижении результата в работе, как «стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». [19, с.179]. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания. [19].
Затем в работах одного из ведущих исследователей мотивации достижения Д. Мак-Клелланда это понятие определялось как «соотнесение с критерием качества деятельности». [43, с.367]. Х. Хекхаузен отмечает, что приведенное определение является достаточно абстрактным для того, чтобы мотивация достижения могла быть отнесена ко множеству различных деятельностей и их объектов, а с другой стороны, для того, чтобы подчеркнуть главное - то, что мотивация достижения означает стремление делать нечто как можно более хорошо или лучше других. Более развернутое определение, которое приводит этот же автор, описывает мотив достижения как «стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их выполнение может либо удаться, либо не удаться». [43, с.281].
Х. Хекхаузен выделяет два важных компонента деятельности достижения: принятие на себя обязательства соответствовать некоторым стандартам и самооценивание после осуществления деятельности.
В эмпирических исследованиях мотива достижения Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона были выявлены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.
Разные авторы по-разному рассматривают соотношение между стремлением к достижению успеха и избеганием неудачи. Так, Дж. Аткинсон считает, что это взаимоисключающие полюса и если человек ориентирован на достижение успеха, то он не испытывает страха перед неудачей, и наоборот, если человек ориентирован на избегание неудачи, он не склонен стремиться к достижениям успеха. В этом случае сила мотива неудачи считается тормозящей стремление к успеху силой.
По мнению других...

Похожие материалы:

Реферат: Гендерный аспект ценностных ориентаций

Курсовая работа: Агрессия и особенности мотивации субъекта

Реферат: Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Контрольная работа: Система ценностных ориентаций

Реферат: В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (учебные, профессиональные, спортивные и т.п.), придается все большее значение. И практикам, и теоретикам