Курсовая работа: Особенности мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников

Актуальность проблемы детской агрессивности определяется тенденцией увеличения числа детей с повышенной агрессивностью. Особенно важной эта задача стоит применительно к дошкольному возрасту, поскольку в этот период психика ребенка наиболее пластична, и именно в этот период складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения дошкольников
.1 Определение агрессии, виды, классификация
.2 Агрессивное поведение детей дошкольного возраста: особенности и мотивы проявления
.3 Формы и методы коррекционной работы по снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей агрессивного поведения старших дошкольников
.1 Организация и методики исследования
.2 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
.3 Рекомендации, направленные на снижение и профилактику агрессивного поведения у старших дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность проблемы детской агрессивности определяется тенденцией увеличения числа детей с повышенной агрессивностью. Особенно важной эта задача стоит применительно к дошкольному возрасту, поскольку в этот период психика ребенка наиболее пластична, и именно в этот период складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Следует отметить, что ссорятся, дерутся, обзываются практически все дети. Но, обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается.
Исследования и многолетние наблюдения показывают (Смирнова Е.О., 2005), что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, нарушает процесс благоприятной социализации, деформируется его личностное развитие. Вследствие чего своевременная организация коррекционного воздействия рассматривается в качестве основного фактора, обусловливающего социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.
Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные мотивам агрессивности и ее коррекции. Поскольку, наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза в период, когда закладываются основные личностные характеристики, то особенно актуально изучение проблемы агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и условий ее эффективности.
В настоящее время, как за рубежом, так и отечественной психологии создано большое число теоретических концепций агрессии и агрессивности, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (Р. Бэррон и Д. Ричардсон, 1997; И.А. Фурманов, 1996; Л.М. Семенюк, 1998; А.С. Коповой, 2005; С.Н. Еликолопова, 2012 и др.). О том, что на агрессивное поведение детей следует обращать внимание уже в дошкольный период отмечают в своих трудах Л.И. Божович (2011), В.С. Мухина (2006) и др. В работах Р.В. Бисалиева (2014), Ю.А. Мичуриной и Н.С. Сарафанниковой (2015), А.А. Романова (2003), В.В. Рудикова (2014), Е.О. Смирновой (2012), Г.Р. Хузеевой (2012) и др. рассматриваются причины возникновения детской агрессивности, вопросы профилактики, организации и коррекционной работы по преодолению агрессивности у детей дошкольного возраста.
Но, не смотря на большое число исследований детской агрессии, проблема остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
Проблема исследования заключается в необходимости систематизации научных представлений о мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников и экспериментальной проверке сделанных предположений и выводов, что определит характер и направленность психолого-педагогической работы по формированию адекватной модели поведения детей данной возрастной группы.
Объект исследования - агрессивное поведение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить особенности мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников. Составить методические рекомендации по формированию адекватной модели поведения детей данной возрастной группы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что мотивационная направленность агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет личностные индивидуальные отличия, однако объединяющим фактором будет демонстрация агрессии как привычной, допустимой модели поведения.
Задачи исследования:
) Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования мотивационной направленности агрессивного поведения дошкольников.
) Экспериментальным путем выявить особенности мотивационной направленности агрессии старших дошкольников.
) По результатам диагностики составить методические рекомендации по формированию адекватной модели поведения старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование; количественная и качественная обработка экспериментальных данных, интерпретация результатов).
Диагностический инструментарий: анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко); графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова); Опросник Басса-Дарки.
Теоретико-методологической базой послужили труды Е.О. Смирновой, А.С. Копового, С.Н. Еликолопова, В.В. Рудиковой, Ю.А. Мичуриной и Н.С. Сарафанниковой, Р.В. Бисалиева и др., а также аналитические материалы, статистические данные, результаты социологических исследований, содержащиеся в научных публикациях, монографиях и других источниках.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и экспериментальном подтверждении научных представлений об особенностях мотивационной агрессивности старших дошкольников, что позволит в практике научно-обоснованно решать задачи профилактики и коррекции агрессивного поведения данной категории детей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов эксперимента и составленных нами методических рекомендаций для профилактики и преодоления детской агрессивности в условиях ДОУ.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад №».
В исследовании принимали участие старшие дошкольники 6,5-7 лет.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определение цели и задач исследования; подбор комплекса психодиагностических методик для выявления мотивационных особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента; психодиагностическое тестирование на выявление особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап - обработка результатов исследования, интерпретация полученных данных, формулирование выводов; составление методических рекомендации по снижению агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения дошкольников
.1 Определение агрессии, виды, классификация
Агрессия - от лат. «aggressio» - нападение.
Различными исследователями предложено множество определений агрессии. Рассмотрим основные подходы к изучению понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
В психологии под агрессией понимают тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними [8, с. 86].
Классическим можно считать определение, которое предложил А. Басс, так как он охарактеризовал агрессию посредством выделения главного ей результата как «реакцию, наносящую вред другому организму». Э. Фромм определяет агрессию более широко - как причинение ущерба не только живому, но и неживому объекту [21, с. 192].
В.И. Овчаренко определяет, что агрессия выражается в стремлении к наступательным и насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба, или уничтожение объекта в наступлении [31, с. 2671].
Л.М. Семенюк предлагает понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них физический дискомфорт (отрицательные переживания). Это и нападение по собственной инициативе с целью захвата, и угроза, желание провести нападение, враждебность к какому-либо индивиду или обстоятельству. Оно может иметь как ярко проявленную форму - грубость, нападение, так и скрытую форму недовольства и недоброжелательности. Распространенным проявлением агрессивного поведения является такой психологический феномен, как грубость. В контексте ее исследований, агрессия - это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями [23, с. 12].
А.А. Реан определяет агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Основными критериями, позволяющими отнести агрессивность к свойствам личности являются [48, с. 97]:
) выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности;
) формирование в процессе социализации и образования постоянного комплекса социальных связей;
) относительная изменчивость под воздействием социальных условий;
) относительная устойчивость, постоянство, одинаковость при повторных проявлениях.
Л.С. Выготский рассматривал агрессивность как свойство, регулируемое условными рефлексами и, практически обусловленное научением, социальной средой, окружающей ребенка с рождения. Какими бы врожденными предпосылками ни был наделен ребенок, если он воспитывается в благополучной семье, без жестоких и агрессивных мер воздействия на него, то его врожденная агрессивность не проявится [5, с. 19].
Согласно Е.О. Смирновой, агрессивность носит социально-приобретенный характер и связана с определенным строением мотивационной сферы личности, являющейся составной частью системы ценностей. Агрессивное же поведение формируется преимущественно в системе изначального социализационного воздействия, то есть в детском и раннем подростковом возрасте. Это своеобразная позиционная направленность личности, характерными особенностями которой является наличие деструктивных тенденций и выбора преимущественно насильственных средств для достижения своей цели [52, с. 28].
С.Л. Соловьева определила агрессивность как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических и социальных факторов конструктивный (социализированный) либо, при нарушении социализации, деструктивный характер. Агрессивное поведение, по мнению данного исследователя, носит строго индивидуальный характер и характеризуется определенной структурно-функциональной организацией, которая и определяет свойства каждого агрессивного субъекта [34, с. 591].
Согласно утверждению Т.Г. Румянцевой, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: (когда имеют место губительное для жертвы последствия), когда нарушены нормы поведения. Агрессивное поведение - это поведение, в котором проявляется агрессия. Это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [50, с. 30].
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что агрессия - это поведение, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба, а агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
В рамках нашего исследования наиболее приемлемым является определение агрессии, данное в педагогическом словаре: «агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [9, с. 5].
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как для дошкольника это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [25, с. 80].
В настоящее время существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление; проводятся экспериментальные исследования, разрабатываются методы и техники его коррекции. Все многообразие западных теоретических подходов к решению данной проблемы можно условно разделить на группы [42, с. 28]:
) Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3. Фрейд, К. Лоренц, М. Даугалл и др.).
) Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения:
к потребностям, активизируемым внешними стимулами (Д. Доллард);
к познавательным и эмоциональным процессам (Р. Берковиц);
к актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением (А. Бандура).
Отечественные ученые также имеют различные точки зрения как на природу агрессии, так на и форму ее проявления. Так, Л.И. Божович выделяет 2 основные формы проявления агрессии [3, с. 198]:
прямое физическое воздействие;
словесная агрессия через оскорбления, запугивание.
Эту классификацию доработала и дополнила С. Славина. Она выделила:
физическое нападение (например, ударить, укусить и т. п.);
вербальное нападение (например, крикнуть, обозвать, оскорбить и т. п.);
нарушение прав другого человека (например, отобрать что-нибудь силой) [59, с. 120].
В литературе представлено несколько типов классификации агрессии. Наиболее признанной является общая для ряда концепций схема, выделяющая два основных вида агрессивного поведения [11, с. 26]:
конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);
деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального поведения с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).
Еще одна классификация дана С. Фешбахом (1964), который ввел важную переменную в свою классификацию, связанную с мотивированием поведения. На основании этого он выделяет тип агрессивного поведения:
враждебная агрессия - имеющая своей целью причинить другому субъекту неприятные физические или психологические ощущения;
инструментальная агрессия - целью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определенной проблемы;
экспрессивная агрессия - является формой выражения себя с помощью применения насилия [10, с. 26].
Основным критерием для построения классификации Д. Зильмана является позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул - реакция». Таким образом, он выделяет восемь типов агрессивного поведения [34, с. 591]:
наступательная агрессия - нанесение физических или психических повреждений другому, который не применял по отношению к нему насилия;
защитная агрессия - нанесение повреждений другому субъекту в ответ на применение им насилия;
ответная - нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесенные ему этим субъектом повреждений;
спровоцированная агрессия - подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия;
неспровоцированная агрессия - агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, не вызваны никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия;
агрессия, вызванная раздражением - агрессивные действия, первичная функция которых - редуцирование или снятие состояния раздражения;
побудительная агрессия - агрессивные действия, первичная причина которых - получение внешней стимуляции;
санкционированная агрессия - агрессивные действия, служащие социальным нормам и не выходящие за их рамки.
Э. Фром выделяет два вида агрессии: «доброкачественная» агрессия и «злокачественная» агрессия [37, с. 20].
) К доброкачественной он относит, прежде всего, оборонительную агрессию как реакцию на угрозу, угрозу нарциссизму (идеализированному представлению о своей группе). Групповой нарциссизм Э. Фром считает одним из главных источников человеческой агрессивности. Так же сюда он относит приспособительную агрессию. К ней он относит две формы:
к конформистской относится различные агрессивные действия, которые обусловлены не разрушительными устремлениями нападающего, а тем, что ему предписано действовать так, и он сам считает своим долгом подчиниться приказу;
инструментальная агрессия преследует определенную цель, обеспечить то, что необходимо и желательно. Разрушение само по себе здесь тоже не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.
) «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связанной со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии».
Свою структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Й. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов по следующим критериям [11, с. 16]:
по направленности: агрессия, направленная вовне и направленная на себя;
по цели: интеллектуальная и враждебная агрессия;
по методу выражения: физическая и вербальная агрессия;
по степени выраженности: прямая и косвенная агрессия;
по наличию инициативы: инициативная и оборонительная агрессия.
Одна из наиболее распространенных типологий агрессии предложена А. Бассом и А. Даркой [54, с. 17]. Ученые выделили следующие виды агрессии (рис. 1):
физическая (физические действия против кого-либо);
вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
косвенная;
направленная (сплетни, злобные шутки);

Похожие материалы:

Квалификационная работа: Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

Курсовая работа: Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи

Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского сада