Курсовая работа: Особенности мотивационной сферы у детей 8-12 лет с личностной беспомощностью

Особенности сложившейся в нашей стране ситуации способствовали возникновению некоторых трудностей воспитания и обучения детей. В настоящее время перед детьми нелегкая задача в выборе приоритетов. Если противоречия семейных и школьных принципов воспитания возможно как-то преодолеть при непосредственном участии взрослых, то те ценностные ориентиры, которые внушаются через СМИ, никак не сочетаются с тем, чему их учили еще с самого раннего детства.

Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности мотивационной сферы у детей 8-12 лет с личностной беспомощностью':


Содержание
Введение
. Теоретические подходы к изучению личностной беспомощности и мотивационной сферы личности
.1 Личностная беспомощность в современной психологии
.2 Мотивационные дефициты личностной беспомощности
.3 Основные психологические новообразования у детей 8-12 лет
.4 Мотивационная сфера детей 8-12 лет и ее роль в формировании личностной беспомощности
Выводы по первой главе
. Исследование мотивационной сферы детей 8-12 лет с личностной беспомощностью
.1 Организация исследования
.2 Методы исследования
.3 Результаты выявления личностной беспомощности у детей 8-12 лет
.4 Результаты исследования особенностей мотивационной сферы детей 8-12 лет с личностной беспомощностью
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Введение
Особенности сложившейся в нашей стране ситуации способствовали возникновению некоторых трудностей воспитания и обучения детей. В настоящее время перед детьми нелегкая задача в выборе приоритетов. Если противоречия семейных и школьных принципов воспитания возможно как-то преодолеть при непосредственном участии взрослых, то те ценностные ориентиры, которые внушаются через СМИ, никак не сочетаются с тем, чему их учили еще с самого раннего детства. Материальная направленность, которая формируется в сознании индивида под воздействием многочисленной рекламы, потребительская культура, преобладающая на сегодняшний день в России, парадоксальным образом сочетается с низкой оплатой труда при повышении стоимости продуктов питания и коммунальных услуг.
Плюрализм взглядов на процесс воспитания, отсутствие четких целей воспитания в современной системе образования, недостаточное количество внимания и недостаток эмоционально окрашенного общения в семье привели к тому, что дети чувствуют свою ненужность, «заброшенность», все больше отчуждаясь, они учатся полагаться только на свои силы и возможности, которых очень часто бывает недостаточно, чтобы разобраться в особенностях окружающего мира. А это, в свою очередь, способствует развитию депрессивных состояний и формированию общего пессимистичного настроя.
Некоторые просто не могут адаптироваться к жизни в сложившихся условиях в силу своих индивидуальных особенностей. Именно здесь можно говорить о феномене личностной беспомощности.
Термин «беспомощность» давно известен в житейской психологии как бездеятельность, отсутствие желания что-либо предпринимать после серии неудач или неприятностей, когда у человека в буквальном смысле «опускаются руки».
Личностная беспомощность - это симптомокомплекс личностных свойств, пессимистического атрибутивного стиля и невротических симптомов, а также определённых поведенческих особенностей. Она является устойчивым образованием, сформировавшимся в процессе развития личности.
Принимая во внимание то, что в настоящее время наблюдается глобализация депрессивных явлений в обществе, изучение феномена личностной беспомощности в рамках отечественной психологии приобрело особую значимость.
В отечественной психологии, изучались близкие к беспомощности по своей природе явления, такие как стресс, фрустрация, неудача, реактивная депрессия, атрибуция результатов деятельности, которые связаны с влиянием негативных событий и ситуаций на человека (Батурин Н.А., Вяткин Б.А., Мерлин В.С., Карвасарский Б.Д., Тарабрина Н.В., Шафранская К.Д. и др.).
За рубежом освещение проблемы беспомощности является односторонним, поскольку в них основное внимание уделяется беспомощности как ситуативному феномену, носящему временный характер, и не изучается представление о беспомощности как базальной характеристике личности.
В процессе достижения целей личность способна управлять своими мотивами, распределяя их во времени и регулируя их. Мотивация - это влечение или побуждения, вызывающие активность субъекта и определяющие ее направленность.
В отечественной психологии проблемой мотивации занимались (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович).
В зарубежной психологии вопросами мотивации занимались А. Маслоу, Х. Хекхаузен, А. Адлер, А.А. Реан, Шварцландер и другие.
В данном исследовании феномен личностной беспомощности изучался в период 8-12 лет. В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего - начало среднего школьного возраста (по периодизации Абрамовой - «конец детства»). В этот период ребенок еще очень сильно зависит от взрослых, от их оценки, а если в оценивании наблюдается преобладание негативных тенденций, то это влечет за собой снижение самооценки и повышение тревожности.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Г.С. Абрамова, Л.И. Айдарова, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Обуховой и др.).
Существует ряд работ, посвящённых мотивационному компоненту выученной беспомощности. Но пока не были подробно исследованы особенности мотивационного аспекта личностной беспомощности. Именно этой проблеме и посвящено настоящее исследование.
Цель исследования: изучение мотивационной сферы у детей с личностной беспомощностью в возрасте 8-12 лет.
Объект исследования: личностная беспомощность у детей 8-12 лет.
Предмет исследования: особенности мотивационной сферы у детей с признаками личностной беспомощности.
Гипотеза: дети с признаками личностной беспомощности имеют отличительные характеристики мотивационной сферы.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ литературы по проблеме личностной беспомощности и анализ представлений о мотивационной сфере личности.
. Выявление детей с личностной беспомощностью.
. Изучение особенностей мотивационной сферы у детей с признаками личностной беспомощности.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами и педагогами для предотвращения и коррекции личностной беспомощности у учащихся, могут являться основой для разработки тренингов, направленных на развитие соответствующих мотивационных особенностей у детей как имеющих признаки личностной беспомощности, так и входящих в группу риска. А также могут способствовать созданию программ для взрослых (как родителей, так и учителей), направленных на преодоление мотивационного дефицита личностной беспомощности у детей.
База исследования: СШ № 3 г. Костанай. Общее количество испытуемых 222 человека.
1. Теоретические подходы к изучению личностной беспомощности и мотивационной сферы личности
.1 Личностная беспомощность в современной психологии
личностный беспомощность мотивационный
Впервые на явление беспомощности обратили свое внимание Дж. Овермайер и М. Селигман в ходе наблюдения за экспериментами с животными при выработке у собак рефлексов по методике Павлова.
Мартину Селигману удивительно повезло - уже на заре своей карьеры, в 1964 году, будучи молодым выпускником университета, он сумел сделать наблюдение, которое заложило основу одной из самых известных психологических теорий, дающих объяснение неуверенности в себе и беспомощности. Это его наблюдение тем более весомо, что все выводы, которые привели в конце концов к возникновению стройной теории, детальным образом обоснованы и проверены в многочисленных экспериментах. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, Селигман оказался в одной из известных психологических лабораторий Пенсильванского университета. Руководитель лаборатории - Ричард Соломон в то время проводил серию экспериментов над собаками по схеме классического условного рефлекса И.П. Павлова. Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока.
Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук также, как они раньше реагировали на электрошок - будут выскакивать из ящика и убегать. Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!
Селигман предположил, что причина может состоять в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока - и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности. Селигман решил использовать павловскую схему для того, чтобы экспериментально изучить природу беспомощности, понять причины ее возникновения, и таким образом найти пути ее преодоления. Вместе с другим молодым аспирантом - Стивеном Майером - он разработал схему эксперимента, названного им триадным, предполагавшим участие трех групп животных.
Вот как сам Селигман описывает схему этого эксперимента: «…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.» Селигман, 1977. Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности. С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа.
После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока. Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.
Из этого Селигман и его товарищ сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Уже первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами. Прекрасное объяснение необъяснимому с точки зрения теории условного рефлекса факту, стройный эксперимент в обоснование выдвинутой гипотезы, первое научное признание - таково было начало карьеры молодого ученого.
Развитие теории: с людьми бывает то же самое… .
Не секрет, что возможность непосредственного применения результатов, полученных на животных, к объяснению особенностей поведения человека до сих пор вызывает большие сомнения. Конечно, эти сомнения возникли и у Селигмана, у его коллег - психологов. Дональд Хирото, молодой американский психолог, в 1971 году попытался проверить, работает ли механизм, обнаруженный Селигманом, у людей Hiroto, 1974.
Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была - искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали - неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки - звук прекращался. Эксперименты Хирото доказали две важные вещи.
Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук - просто сидели и ждали, когда все кончится. Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Однако, оставался один факт, который пока не имел объяснения. В экспериментах Хирото получалось так, что при помощи неустранимого шока не удавалось сделать беспомощными примерно треть испытуемых. Создавалось такое впечатление, что люди из этой трети каким-то образом умеют противостоять беспомощности, несмотря на опыт неконтролируемости событий. Этому факту пока не удавалось найти объяснения.
Беспомощность и иммунитет: как беспомощность влияет на развитие рака у животных
Беспомощность влияет на очень многие особенности жизни человека: на то, как он воспринимает мир, на то, какие цели перед собой ставит и каким образом стремится к их осуществлению, на отношение к своему здоровью и т.д. В конечном счете, от степени беспомощности зависит не только успех в жизни, но и здоровье.
Одно из самых значительных открытий Селигмана и его сотрудников состоит в том, что первоначально в экспериментах над животными, а потом и на человеке, было установлено, что беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организма противостоять болезням, а значит - и на долголетие. То, как это было доказано, может служить одним из примеров строгих с научной точки зрения экспериментов в психологии.
Эксперименты по изучению влияния беспомощности на иммунитет были проведены Мадлон Висинтейнер на классических лабораторных животных - на крысах - с использованием достаточно строгого теста, используемого в иммунологии. Всем крысам привили некоторое количество раковых клеток. Это количество было специально подобрано таким образом, что при нормальных условиях должны были выжить 50 процентов крыс. Затем всех крыс разделили на 3 группы: первые получали умеренный шок, которого можно было избежать, вторая группа получала неконтролируемый неизбежный шок, третья группа вообще не получала никакого шока. Поскольку речь шла о физическом здоровье, в эксперименте тщательно контролировались все возможные физические переменные (сила и продолжительность тока, условия питания и гигиены и т.д.). Единственное различие между группами состояла в наличии или отсутствии выученной беспомощности. Третья, контрольная группа служила для проверки точности дозировки в иммунологической части эксперимента.
Смертность в этой контрольной группе составила обычную для теста пропорцию 50 на 50. В двух других группах данные были иные. Среди «беспомощных» крыс умерло 73% особей. Было доказано, что выученная беспомощность может влиять на иммунитет - сопротивляемость организма деятельности болезнетворных клеток. Но еще более удивительная вещь произошла в группе, в которой крысы научились сами останавливать действие электрического тока. Смертность в этой группе составила всего 30%! Меньше, чем в группе, которая ни с какими неприятностями не сталкивалась!
Этот совершенно неожиданный факт заставил исследователей задуматься над тем, что из себя представляет альтернатива беспомощности? Что, какое качество делает людей более устойчивыми к неблагоприятным событиям? Позже Селигман назовет это качество оптимизмом. Примерно в одно время с работой Мадлон двое канадских исследователей,
Ларри Склар и Хайми Анисман, пришли к тем же выводам, используя в качестве лабораторных животных мышей, а не крыс, и измеряя скорость роста опухоли, а не смертность. Дальше проверять однозначно установленные факты смысла не было. Имело смысл попытаться установить, имеет ли место та же самая закономерность у людей. Конечно, в этом случае прививать рак ученые не стали.Эллен Лангер и Джуди Роден нашли способ оценить влияние беспомощности на продолжительность жизни человека.
Новые результаты получили Эллен Лангер и Джуди Роден. Они работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и имели возможность кое-что изменить в жизни пожилых людей.
На двух разных этажах они дали старикам две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь по степени, в которой старики могли что-либо изменить в окружающей их действительности. Вот инструкция, которая давала людям право выбора: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в нашей клинике. На завтрак вы можете выбрать либо омлет, либо яичницу, но выбрать нужно вечером. По средам или четвергам будет кино, но записываться нужно будет заранее. В саду вы можете выбрать цветы для своей комнаты; можете выбрать, что хотите, и унести к себе в комнату - но поливать его вы должны будете сами».
А вот та, которая лишала их возможности влияния, хотя и реализовывала идею абсолютной заботы о стариках: «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет мы готовим по понедельникам, средам и пятницам, а яичницу - в остальные дни. Кино бывает вечером в среду и четверг: в среду - для тех, кто живет в левом коридоре, в четверг - для тех, кто в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет за ним ухаживать».
Таким образом, получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли сами распоряжаться своей жизнью; на другом же этаже люди получали те же блага, но без возможности влиять на них. Через восемнадцать месяцев Лангер и Роден вернулись в лечебницу. Они установили, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой, судя по специальным оценочным шкалам. Они также обнаружили, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Этот поразительный факт свидетельствовал, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать.
Нерешенной все-же оставалась проблема, связанная с тем фактом, что не все люди (как, впрочем, и не все животные) в равной степени были подвержены влиянию неконтролируемых неприятных последствий. Часть из них, несмотря на неприятности, продолжали упорно искать решение трудной ситуации, выход из неприятного положения.
До определенного момента Селигман не видел объяснения этому. Но с течением времени решение было найдено. Это решение получило название «теории оптимизма». В соответствии с этой теорией, именно приобретенный в успешной «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности интеллектуального развития детей 5-7 лет с детским церебральным параличом

Реферат: Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

Реферат: ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Курсовая работа: Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

Контрольная работа: Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы